ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

содержание   ..  

90   

 

93 

94 

95 

96 

 

98 

99  ..

Коробка передач – механическая, с ручным переключением, имеет пять
передач переднего хода и одну – заднего, все передачи переднего хода
синхронизированы. Она унифицирована с коробкой передач 2107;
незначительно отличается лишь задняя крышка: отверстие под привод
спидометра закрыто заглушкой, так как спидометр «Нивы» приводится от
раздаточной коробки. В настоящее время для всех коробок передач
используется передаточный ряд коробки 2105.

Корпусные детали коробки – картер сцепления, собственно картер коробки
передач и задняя крышка – отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между
собой шпильками с гайками. Соединения уплотнены картонными прокладками
(при ремонте можно использовать герметик). Для улучшения теплоотвода
поверхность картера коробки передач оребрена. Снизу картер закрыт
стальной штампованной крышкой с прокладкой (крепление – на шпильках).
Картер сцепления крепится болтами к блоку цилиндров двигателя. Для
обеспечения соосности коленчатого вала и первичного вала коробки передач
картер центрирован на двух втулках (под них выполнены проточки в
крепежных отверстиях блока и картера). На задней крышке коробки передач
установлена третья опора силового агрегата. Она крепится к поперечине, а
последний – к полу кузова (на приварных болтах).

В картере коробки передач с левой стороны расположено заливное
(контрольное) отверстие, в его нижней крышке – сливное. Отверстия
закрыты пробками с конусной резьбой. В сливной пробке находится магнит.
Он задерживает частицы стали, попадающие в масло при износе деталей. В
верхнюю часть картера сцепления ввернут сапун. Он препятствует повышению
давления в коробке передач при ее нагреве. В случае неисправности сапуна
(заклинивании колпачка) возможна сильная течь масла через уплотнения.

В коробке передач три вала: первичный, вторичный и промежуточный.
Первичный вал опирается на два шариковых подшипника – в заднем торце
коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последний
воспринимает основную часть нагрузки). В заднем торце первичного вала
установлен игольчатый подшипник, являющийся передней опорой вторичного
вала и обеспечивающий соосность валов. Вторичный вал также опирается на
шариковый подшипник в задней стенке картера коробки передач и роликовый
подшипник в ее задней крышке. Промежуточный вал вращается в двух
подшипниках: передний – двухрядный шариковый, расположен в передней
стенке картера коробки передач, задний – роликовый, расположен в его
задней стенке. Через блок шестерен заднего хода и V передачи
промежуточный вал также опирается на роликовый подшипник в задней крышке
коробки передач. На задней стенке картера коробки закреплена и ось
промежуточной шестерни заднего хода.

Первичный вал имеет два зубчатых венца. Косозубый венец, расположенный
ближе к передней стенке картера, находится в постоянном зацеплении с
передней шестерней промежуточного вала (таким образом, эти валы всегда
вращаются вместе). Прямозубый венец первичного вала является венцом
синхронизатора IV передачи (при ее включении крутящий момент передается
непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный,
поэтому эту передачу часто называют «прямой»).

Промежуточный вал представляет собой блок из четырех косозубых шестерен.
При включении любой передачи, кроме IV, крутящий момент передается на
вторичный вал через промежуточный. Шестерни промежуточного вала
расположены в следующем порядке (от его переднего конца): шестерня
постоянного зацепления с первичным валом, шестерни III, II, I передач. К
заднему концу вала болтом крепится блок из двух шестерен: заднего хода
(прямозубая) и V передачи (косозубая). Он дополнительно опирается на
роликовый подшипник в задней крышке коробки передач.

На вторичном валу расположены ведомые шестерни III, II, I передач,
заднего хода и V передачи (по порядку, считая от переднего конца вала) и
синхронизаторы. Ведомые шестерни передач переднего хода находятся в
постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала.
Шестерни III и II передач вращаются на закаленных шейках вторичного
вала, шестерни I и V передач – на втулках. Ведомая шестерня заднего хода
жестко закреплена на валу шпонкой. Заодно с косозубыми шестернями
передач переднего хода выполнены венцы их синхронизаторов – прямозубые
шестерни меньшего диаметра. Они направлены в сторону соответствующего
синхронизатора (III, I, V – вперед, II – назад). На заднем конце
вторичного вала гайкой закреплен фланец эластичной муфты. Раньше гайку
фиксировали от отворачивания подложенной под нее стопорной шайбой – ее
края отгибали на грани гайки. Теперь на резьбу наносят анаэробный
герметик, а шайбу не устанавливают.

Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу,
скользящей муфты, стопорного кольца, блокирующего кольца и пружины с
шайбой. Ступицы синхронизаторов III–IV и I–II передач входят внутренними
выступами в пазы на вторичном валу, а ступица синхронизатора V передачи
удерживается той же шпонкой, что и ведомая шестерня заднего хода. На
наружной поверхности ступиц имеются шлицы, по которым перемещаются
скользящие муфты. На муфтах есть выточки, в которые входят вилки штоков
переключения передач. Блокирующие кольца своими внутренними венцами
соединены с венцами синхронизаторов соответствующих шестерен и поджаты
пружинами в сторону скользящих муфт. Пружины опираются на боковую
поверхность ведомых шестерен через шайбы.

Передача заднего хода не имеет синхронизатора. Для ее включения нужно
ввести промежуточную шестерню в зацепление с ведомой шестерней
вторичного вала и с ведущей шестерней заднего хода в заднем блоке
шестерен на промежуточном валу.

Привод управления коробкой передач состоит из трех штоков, соединенных с
вилками. Вилки включения передач переднего хода входят в выточки
скользящих муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода – в
выточку на промежуточной шестерне.

Механизм выбора передач состоит из направляющей пластины с восемью
прямоугольными вырезами в центре, верхней и нижней шайб, рычага
переключения передач и его корпуса и блокировочной скобы заднего хода.
Эти детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач
крепится к задней крышке коробки. «Нейтральное» положение рычага между
III и IV передачами задается двумя парами подпружиненных направляющих
планок, установленных в пазах направляющей пластины и воздействующих на
нижний конец рычага. Случайное включение заднего хода вместо V передачи
невозможно благодаря отогнутому лепестку блокирующей скобы, в который
упирается выступ на рычаге. Чтобы включить передачу заднего хода, нужно
нажать рычаг вниз – при этом его выступ опускается ниже лепестка скобы.

Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием. Первичный и
вторичный валы уплотнены сальниками, а на вторичном валу позади ведомой
шестерни V передачи расположена маслоотражательная шайба. В коробку
передач заливают трансмиссионное масло вязкостью от 75W80 до 85W90 и
класса качества не ниже GL-4. Его уровень должен находиться у нижней
кромки заливного отверстия (предварительно убедитесь в том, что
автомобиль стоит горизонтально).

Устройство коробки передач

Устройство коробки передач показано на рис. 3-12, 3-26, 3-34.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Рис. 3-12. Коробка передач: 1 — первичный вал; 2 — передняя крышка с направляющей втулкой; 3 — сальник первичного вала; 4 — пружинная шайба; 5 — установочное кольцо подшипника; 6 — картер коробки передач; 7 — сапун; 8 — игольчатый подшипник вторичного вала; 9 — упорная шайба пружины синхронизатора; 10 — зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 11 — скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 12 — ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 13 — стопорное кольцо синхронизатора; 14 — блокирующее кольцо синхронизатора; 15 — пружина синхронизатора; 16 — шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи; 17 — шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи; 18 — вторичный вал; 19 — шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи; 20 — втулка шестерни I передачи; 21 — промежуточный подшипник вторичного вала; 22 — стопорная пластина промежуточного подшипника; 23 — фланец; 24 — защитный чехол; 25 — пружина; 26 — рычаг переключения передач; 27 — стержень рычага переключения передач; 28 — упругая подушка демпфера; 29 — резиновая втулка демпфера; 30 — распорная втулка демпфера; 31 — запорная втулка демпфера; 32 — манжета; 33 — сферическая шайба; 34 — шаровая опора рычага; 35 — корпус рычага переключения передач; 36 — направляющая пластина; 37 — фланец эластичной муфты карданной передачи; 38 — гайка; 39 — уплотнитель центрирующего кольца; 40 — центрирующее кольцо; 41 — стопорное кольцо; 42 — сальник заднего подшипника вторичного вала; 43 — задний подшипник вторичного вала; 44 — распорная втулка; 45 — маслоотражательная шайба; 46 — блок шестерен V передачи и заднего хода; 47 — ступица синхронизатора V передачи; 48 — промежуточная шестерня заднего хода; 49 — задний подшипник промежуточного вала; 50 — шестерня I передачи промежуточного вала; 51 — скользящая муфта синхронизатора I и II передач; 52 — шестерня II передачи промежуточного вала; 53 — шестерня III передачи промежуточного вала; 54 — пробка заливного и контрольного отверстия; 55 — промежуточный вал; 56 — шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 57 — передний подшипник промежуточного вала; 58 — зажимная шайба подшипника промежуточного вала; 59 — болт зажимной шайбы; 60 — шестерня постоянного зацепления первичного вала; 61 — задний подшипник первичного вала; 62 — стопорное кольцо.

Коробка передач Ваз Нива 21213, 21214

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Схема коробки переключения передач Нива 2121: 1 – первичный вал; 2 – сальник первичного вала; 3 – картер сцепления; 4 – пружинная шайба; 5 – сапун; 6 – игольчатый подшипник вторичного вала; 7 – зубчатый венец синхронизатора четвертой передачи; 8 – вилка переключения третьей и четвертой передач; 9 – скользящая муфта синхронизатора третьей и четвертой передач; 10 – ступица муфты синхронизатора третьей и четвертой передач; 11 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора третьей передачи; 12 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора второй передачи; 13 – вилка переключения первой и второй передач; 14 – муфта переключения первой и второй передач; 15 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора первой передачи; 16 – промежуточный подшипник вторичного вала; 17 – шестерня пятой передачи; 18 – рычаг переключения передач; 19 – корпус рычага переключения передач; 20 – распорная втулка; 21 – фланец эластичной муфты; 22 – вторичный вал; 23 – сальник заднего подшипника вторичного вала; 24 – задний подшипник вторичного вала; 25 – маслоотражательная шайба; 26 – подшипник блока шестерен пятой передачи и заднего хода; 27 – блок шестерен пятой передачи и заднего хода; 28 – ступица синхронизатора пятой передачи; 29 – промежуточная шестерня заднего хода; 30 – задняя крышка; 31 – задний подшипник промежуточного вала; 32 – скользящая муфта синхронизатора первой и второй передач; 33 – пробка заливного отверстия; 34 – промежуточный вал; 35 – передний подшипник промежуточного вала; 36 – картер коробки передач; 37 – задний подшипник первичного вала; 38 – направляющая втулка.

Устройство и принцип работы КПП Ваз Нива

Коробка передач Нива 21213 – механическая, с ручным переключением, имеет пять передач переднего хода и одну – заднего, все передачи переднего хода синхронизированы. Она унифицирована с коробкой передач 2107; незначительно отличается лишь задняя крышка: отверстие под привод спидометра закрыто заглушкой, так как спидометр «Нивы» приводится от раздаточной коробки. В настоящее время для всех коробок передач используется передаточный ряд коробки 2105.

Корпусные детали коробки – картер сцепления, собственно картер коробки передач и задняя крышка – отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между собой шпильками с гайками. Соединения уплотнены картонными прокладками (при ремонте можно использовать герметик). Для улучшения теплоотвода поверхность картера коробки передач оребрена. Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой с прокладкой (крепление – на шпильках). Картер сцепления крепится болтами к блоку цилиндров двигателя. Для обеспечения соосности коленчатого вала и первичного вала коробки передач картер центрирован на двух втулках (под них выполнены проточки в крепежных отверстиях блока и картера). На задней крышке коробки передач установлена третья опора силового агрегата. Она крепится к поперечине, а последний – к полу кузова (на приварных болтах).

В картере коробки передач Ваз Нива с левой стороны расположено заливное (контрольное) отверстие, в его нижней крышке – сливное. Отверстия закрыты пробками с конусной резьбой. В сливной пробке находится магнит. Он задерживает частицы стали, попадающие в масло при износе деталей. В верхнюю часть картера сцепления ввернут сапун. Он препятствует повышению давления в коробке передач при ее нагреве. В случае неисправности сапуна (заклинивании колпачка) возможна сильная течь масла через уплотнения.

В коробке передач три вала: первичный вал Нива, вторичный и промежуточный. Первичный вал опирается на два шариковых подшипника – в заднем торце коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последний воспринимает основную часть нагрузки). В заднем торце первичного вала установлен игольчатый подшипник, являющийся передней опорой вторичного вала и обеспечивающий соосность валов. Вторичный вал также опирается на шариковый подшипник в задней стенке картера коробки передач и роликовый подшипник в ее задней крышке. Промежуточный вал вращается в двух подшипниках: передний – двухрядный шариковый, расположен в передней стенке картера коробки передач, задний – роликовый, расположен в его задней стенке. Через блок шестерен заднего хода и пятой передачи промежуточный вал также опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач. На задней стенке картера коробки закреплена и ось промежуточной шестерни заднего хода.

Первичный вал КПП Нива имеет два зубчатых венца. Косозубый венец, расположенный ближе к передней стенке картера, находится в постоянном зацеплении с передней шестерней промежуточного вала (таким образом, эти валы всегда вращаются вместе). Прямозубый венец первичного вала является венцом синхронизатора четвертой передачи (при ее включении крутящий момент передается непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный, поэтому эту передачу часто называют «прямой»).

Промежуточный вал представляет собой блок из четырех косозубых шестерен. При включении любой передачи, кроме четвертой, крутящий момент передается на вторичный вал через промежуточный. Шестерни промежуточного вала расположены в следующем порядке (от его переднего конца): шестерня постоянного зацепления с первичным валом, шестерни третьей, второй, первой передач. К заднему концу вала болтом крепится блок из двух шестерен: заднего хода (прямозубая) и пятой передачи (косозубая). Он дополнительно опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач.

На вторичном валу расположены ведомые шестерни третьей, второй, первой передач, заднего хода и пятой передачи (по порядку, считая от переднего конца вала) и синхронизаторы. Ведомые шестерни передач переднего хода находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Шестерни третьей и второй передач КПП Ваз Нива вращаются на закаленных шейках вторичного вала, шестерни первой и пятой передач – на втулках. Ведомая шестерня заднего хода жестко закреплена на валу шпонкой. Заодно с косозубыми шестернями передач переднего хода выполнены венцы их синхронизаторов – прямозубые шестерни меньшего диаметра. Они направлены в сторону соответствующего синхронизатора (третьей, первой, пятой – вперед, второй – назад). На заднем конце вторичного вала гайкой закреплен фланец эластичной муфты. Раньше гайку фиксировали от отворачивания подложенной под нее стопорной шайбой – ее края отгибали на грани гайки. Теперь на резьбу наносят анаэробный герметик, а шайбу не устанавливают.

Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу, скользящей муфты, стопорного кольца, блокирующего кольца и пружины с шайбой. Ступицы синхронизаторов третьей–четвертой и первой–второй передач входят внутренними выступами в пазы на вторичном валу, а ступица синхронизатора пятой передачи удерживается той же шпонкой, что и ведомая шестерня заднего хода. На наружной поверхности ступиц имеются шлицы, по которым перемещаются скользящие муфты. На муфтах есть выточки, в которые входят вилки штоков переключения передач. Блокирующие кольца своими внутренними венцами соединены с венцами синхронизаторов соответствующих шестерен и поджаты пружинами в сторону скользящих муфт. Пружины опираются на боковую поверхность ведомых шестерен через шайбы.

Передача заднего хода не имеет синхронизатора. Для ее включения нужно ввести промежуточную шестерню в зацепление с ведомой шестерней вторичного вала и с ведущей шестерней заднего хода в заднем блоке шестерен на промежуточном валу.

Привод управления коробкой передач состоит из трех штоков, соединенных с вилками. Вилки включения передач переднего хода входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода – в выточку на промежуточной шестерне.

Механизм выбора передач состоит из направляющей пластины с восемью прямоугольными вырезами в центре, верхней и нижней шайб, рычага переключения передач и его корпуса и блокировочной скобы заднего хода. Эти детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач крепится к задней крышке коробки. «Нейтральное» положение рычага между третьей и четвертой передачами задается двумя парами подпружиненных направляющих планок, установленных в пазах направляющей пластины и воздействующих на нижний конец рычага. Случайное включение заднего хода вместо пятой передачи невозможно благодаря отогнутому лепестку блокирующей скобы, в который упирается выступ на рычаге. Чтобы включить передачу заднего хода, нужно нажать рычаг вниз – при этом его выступ опускается ниже лепестка скобы.

Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием. Первичный и вторичный валы уплотнены сальниками, а на вторичном валу позади ведомой шестерни пятой передачи расположена маслоотражательная шайба. В коробку передач Ваз Нива 21213, 21214 заливают трансмиссионное масло вязкостью от 75W80 до 85W90 и класса качества не ниже GL-4. Его уровень должен находиться у нижней кромки заливного отверстия (предварительно убедитесь в том, что автомобиль стоит горизонтально).

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Разборка и ремонт коробки передач требуются при следующих неисправностях

1. Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач:

— износ лунок под шарики на штоках, поломка пружин фиксаторов;

— износ блокирующего кольца синхронизатора;

— поломка пружины синхронизатора;

— износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора.

2. Повышенный шум в коробке передач:

— износ зубьев шестерен и синхронизаторов;

3. Затрудненное переключение передач:

— износ сферического шарнира рычага переключения передач, отсутствие смазки в узле;

— деформация рычага переключения передач;

— заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей;

— загрязнение шлицев скользящей муфты и ступицы;

— деформация вилок переключения передач.

4. Пониженный уровень или утечка масла:

— износ сальников первичного и вторичного валов;

— ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок;

— ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач.

Перечисленные неисправности могут быть вызваны иными причинами, устранение которых не требует снятия и разборки коробки передач.

Вам потребуются: отвертки (две), сменные головки «на 13», «на 17», удлинитель, вороток, ключи «на 10», «на 13» (два), «на 17», «на 19», «на 30», ударная отвертка, съемник стопорных колец, молоток, универсальные съемники.

Сливаем масло из коробки передач, снимаем вилку и подшипник выключения сцепления.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Демонтируем фланец эластичной муфты с носка вторичного вала и выключатель фонарей заднего хода

Механизм выбора передач можно демонтировать на автомобиле, не снимая коробки передач. Для наглядности эти операции выполняем на снятой коробке передач.

Снимаем манжету механизма выбора передач.

Устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение

Головкой «на 10» отворачиваем три гайки крепления корпуса рычага переключения передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Вынимаем механизм выбора передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Соединение уплотнено прокладкой

Разборку и сборку механизма выбора передач КПП смотрим в статье – «Разборка механизма выбора передач КПП».

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем внутреннее кольцо подшипника.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем маслоотражательную шайбу.

Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. II передача была включена при снятии задней крышки.

Перед тем как включить заднюю или V передачи, освобождаем вилку включения этих передач.

Для этого ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Нажав отверткой на вилку вниз, включаем заднюю передачу

Накидным ключом (головкой) «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен V передачи и заднего хода.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем блок шестерен со шлицев промежуточного вала.

Зажимаем блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Двумя отвертками спрессовываем внутреннее кольцо подшипника блока шестерен

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем внутреннее кольцо.

Снимаем втулку шестерни V передачи

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем саму шестерню с блокирующим кольцом синхронизатора

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем муфту синхронизатора.

Повернув вилку включения V передачи и заднего хода на штоке к вторичному валу, снимаем промежуточную шестерню задней передачи.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Накидным ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов.

Снимаем крышку и прокладку.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Вынимаем пружины фиксаторов (пружина штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия)

Намагниченной отверткой вынимаем все три фиксатора

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Вынимаем шток включения V передачи и заднего хода с вилкой.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки V передачи и заднего хода и III–IV передач.

Снимаем с вторичного вала ведомую шестерню задней передачи.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Из паза вала вынимаем шпонку.

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения III–IV передач.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

В отверстие штока вставлен блокировочный сухарь, вынимаем его.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки I–II и III и IV передач

(этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения V передачи — заднего хода и штоком включения III–IV передач).

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения I-II передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Ударной отверткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала.

Винты стопорятся специальными шайбами.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем стопорную пластину.

Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом «на 24»

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода

Отвернув гайки крепления картера сцепления, разделяем картеры сцепления и коробки передач.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем с первичного вала пружинную шайбу с конической поверхностью (меньшим диаметром она обращена к подшипнику).

Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала.

Накидным ключом «на 19» отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем зажимную шайбу подшипника

Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо передний двухрядный подшипник промежуточного вала

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем подшипник. При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу.

Двумя отвертками спрессовываем заднее внутреннее кольцо подшипника и снимаем его.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Вынимаем упорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни I передачи промежуточного вала, сдвигаем задний подшипник

Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем внутреннее кольцо подшипника с носка вала.

Сдвинув промежуточный вал назад, вынимаем его из картера коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Поддев двумя отвертками за установочное кольцо задний подшипник первичного вала, вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

С переднего носка вторичного вала снимаем игольчатый подшипник.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем вилки включения I и II, III и IV передач.

Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо промежуточный подшипник вторичного вала и снимаем его.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Наклонив, извлекаем из картера коробки передач вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами, ступицами и блокирующими кольцами синхронизаторов.

Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.

Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать.

Для этого из наружного кольца подшипника отверткой аккуратно вынимаем сепаратор с шариками и надеваем его на внутреннее кольцо (снятое с вала).

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

При сборке первичного вала подходящим отрезком трубы напрессовываем подшипник на вал, опираясь на его внутреннее кольцо

После установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.

Наружное кольцо подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода запрессовываем инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы) в гнездо задней крышки.

Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и заднего хода наносим на резьбу болта резьбовой герметик.

Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе.

Все уплотнительные прокладки желательно смазать тонким слоем силиконового герметика. При сборке механизма выбора передач наносим на шаровую опору смазку Литол-24.

Разборку первичного и вторичного вала смотрим в статье – «Разборка валов КПП».

У пятиступенчатых коробок передач c 1992 г. не устанавливается шайба на вторичном валу и изменена конфигурация вторичного вала и ступицы муфты синхронизатора V передачи.

На вторичном валу диаметр под ступицу был 28, стал 25 мм; ширина посадочной части ступицы стала больше и посадочный диаметр уменьшен с 28 до 25 мм.

Указанные детали не взаимозаменяемы с ранее выпускавшимися, поэтому при ремонте коробки передач «старой» конструкции соблюдаем следующие правила:

— если меняется шайба, то вторичный вал и ступицу ставим «старой» конструкции;

— если взамен вторичного вала или ступицы устанавливаются одноименные детали «новой» конструкции, то их меняем комплектно, то есть при замене ступицы заменяем и вторичный вал и наоборот. В этом случае шайбу не устанавливаем.

Сборка V ступени, передачи заднего хода и механизма выбора передач проводится в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего.

Ось промежуточной шестерни заднего хода крепим до установки валов в картер коробки передач моментом 78 Нм (8 кгс∙м).

Перед установкой штока вилки включения пятой передачи и заднего хода в картер устанавливаем на него дистанционную втулку.

Внутреннее кольцо подшипника напрессовываем на блок шестерен V передачи и заднего хода, а наружное – в гнездо задней крышки.

Задний подшипник вторичного вала напрессовываем на вал для облегчения установки задней крышки.

Промежуточную шестерню заднего хода, ведомую шестерню V передачи и ее вилку устанавливаем одновременно. Болт крепления блока шестерен затягиваем моментом 78 Нм (8 кгс∙м).

Разборка и ремонт коробки передач требуются при следующих неисправностях.

1. Повышенный шум в коробке передач:

– износ подшипников;

– износ зубьев шестерен и синхронизаторов;

– осевое перемещение валов.

2. Затрудненное переключение передач:

– износ сферического шарнира рычага переключения передач, отсутствие смазки в узле;

– деформация рычага переключения передач;

– заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей;

– загрязнение шлицев скользящей муфты и ступицы;

– деформация вилок переключения передач.

3. Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач:

– износ лунок под шарики на штоках, поломка пружин фиксаторов;

– износ блокирующего кольца синхронизатора;

– поломка пружины синхронизатора;

– износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора.

– износ сальников первичного и вторичного валов;

– ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок;

– ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач.

Слейте масло из картера коробки передач, если вы не сделали этого при снятии ее с автомобиля.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Отверните три гайки крепления корпуса механизма выбора передач и снимите механизм.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимите уплотнитель центрирующего кольца.

Удерживая от проворачивания фланец эластичной муфты, отверните гайку крепления фланца.

Отворачивая гайку, вы одновременно спрессуете с вторичного вала центрирующее кольцо.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимите стопорную шайбу

Снимите фланец эластичной муфты

Устанавливаем коробку передач картером сцепления на верстак. Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки коробки передач.

Снимаем уплотнительную прокладку.

Отверткой через отверстие механизма выбора передач сдвигаем вниз шток вилки включения I–II передач (при этом включается II передача).

Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления задней крышки, расположенную внутри корпуса коробки

Ключом «на 13» отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса

Постукиваем молотком по приливам крышки, при этом отверткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике вторичного вала) удерживаем задний подшипник на вторичном валу.

Сдвигаем крышку со шпилек и снимаем, поворачивая ее по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы исключить задевание крышки за штоки и блок шестерен V передачи и заднего хода.

Снимаем прокладку крышки

Для замены подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода поддеваем ролики подшипника отверткой и вынимаем ролики из сепаратора

Поддев крючком наружное кольцо подшипника, вынимаем его из гнезда задней крышки.

Снимаем упорное кольцо заднего подшипника вторичного вала.

Снимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами

Снимаем распорную втулку

Намагниченной отверткой вынимаем все три фиксатора.

Снимаем вилку со штока

Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки I–II и III и IV передач (этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения V передачи — заднего хода и штоком включения III–IV передач).

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения I-II передач.

Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

Сдвинув промежуточный вал назад, вынимаем его из картера коробки передач.

Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника.

При сборке первичного вала подходящим отрезком трубы напрессовываем подшипник на вал, опираясь на его внутреннее кольцо.

Сливаем масло из коробки передач (см. Замена масла в коробке передач), снимаем вилку и муфту подшипника выключения сцепления (см. Снятие механизма привода выключения сцепления).
Демонтируем фланец эластичной муфты с носка вторичного вала (см. Замена сальника вторичного вала).
Устанавливаем рычаг выбора передач в нейтральное положение.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Соединение уплотнено прокладкой.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Маркером помечаем взаимное расположение направляющей пластины, шайб и корпуса механизма.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Ключом «на 10» отворачиваем гайку болта крепления направляющей пластины и шайб к корпусу, удерживая головку болта ключом того же размера.
Аналогично отворачиваем еще два болта.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем верхнюю шайбу направляющей пластины.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Отверткой или пинцетом вынимаем из проточек в корпусе резиновые уплотнительные кольца болтов.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем корпус рычага выбора передач.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем нижнюю прокладку корпуса шаровой опоры.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Сдвигаем чехол с вилки тяги привода управления коробкой передач.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

При установке хомута на тягу его нужно сориентировать так, чтобы болт хомута проходил через лыску (1) на тяге. При этом штифт (2) хомута войдет в прорезь (3) тяги.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем чехол тяги.
Для дальнейшей разборки устанавливаем коробку передач картером сцепления на верстак.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Отверткой (через отверстие механизма выбора передач) сдвигаем вниз шток вилки включения I–II передач (при этом включается II передача).

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Ключом «на 13» отворачиваем расположенную внутри корпуса коробки гайку крепления задней крышки.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Ключом «на 13» отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Постукиваем молотком по приливам крышки, при этом отвёрткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике вторичного вала) удерживаем задний подшипник на вторичном валу.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Сдвигаем, а затем снимаем крышку со шпилек, поворачивая её по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы исключить задевание крышки за штоки и блок шестерен V передачи и передачи заднего хода.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Нажав отвёрткой на вилку вниз, включаем заднюю передачу.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Накидным ключом (или головкой) «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен V передачи и заднего хода.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Намагниченной отвёрткой вынимаем все три фиксатора.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Вынимаем шток включения V передачи и передачи заднего хода.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем шестерню V передачи с блокирующим кольцом синхронизатора.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем упорную шайбу.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем вилку включения V передачи и передачи заднего хода вместе с муфтой синхронизатора и промежуточной шестерней заднего хода.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем втулку, которая осталась после демонтажа штока на задней плоскости картера коробки передач.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Специальными щипцами снимаем со вторичного вала стопорное кольцо.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Намагниченной отвёрткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера, которое расположено между гнездами картера под штоки V передачи и заднего хода и III–IV передач.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения III–IV передач к штоку.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Вынимаем блокировочный сухарь из отверстия в штоке.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Намагниченной отвёрткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера, которое расположено между гнездами картера под штоки I–II и III и IV передач (этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения V передачи — передачи заднего хода и штоком включения III–IV передач).

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения I–II передач к штоку.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Ударной отвёрткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом «на 24».

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем с первичного вала пружинную шайбу с конической поверхностью (меньшим диаметром она обращена к подшипнику).
Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем зажимную шайбу подшипника.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни I передачи промежуточного вала, сдвигаем задний подшипник.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем пружинную шайбу.
Опираем торец наружного кольца подшипника о губки тисков.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем с задней стороны вала втулку и шестерню I передачи в сборе с блокирующим кольцом.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Вынимаем втулку из шестерни.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем муфту синхронизатора включения I и II передач.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем ступицу синхронизатора.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем шестерню II передачи в сборе с блокирующим кольцом.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Снимаем пружинную шайбу (она установлена выпуклой стороной к переднему концу вторичного вала).

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

содержание   .. 

40   

 

43 

44 

45 

46 

47 

 

49  50 
..

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

Привод переключения передач

Детали первичного вала
Детали вторичного вала
Детали рычага и механизма выбора передач
Механизм выбора передач
Разборка

1. Промойте коробку передач и установите ее на стенде. Слейте масло и
снимите нижнюю крышку с прокладкой. 

2. Снимите вилку привода выключения сцепления, а с направляющей втулки
передней крышки коробки передач – муфту в сборе с подшипником и
соединительной пружиной.

4. Выверните выключатель фонаря заднего хода, соблюдая осторожность,
чтобы не деформировать его корпус.
5. Выверните болт крепления вилки переключения III и IV передач.
Установите на первичный вал фиксатор 41.7816.4068 или одновременно
включите две передачи. Это предотвратит проворачивание первичного,
вторичного и промежуточного валов и позволит выполнить последующие
операции по разборке. 
10. Снимите с вторичного вала внутреннего кольца заднего подшипника 43
распорную втулку 44 подшипника (см. рис. Коробка передач).
12. Снимите маслоотражательную шайбу 45 (см. рис. Коробка передач).
17. С помощью фигурных оправок (типа отверток) и стержневых выколоток
выньте из картера коробки передач передний и задний подшипники
промежуточного вала. На внутренних кольцах двухрядного подшипника
нанесите метки, по которым эти кольца устанавливайте на прежние места в
наружном кольце подшипника. 
19. Выньте из картера коробки передач поочередно штоки вилок
переключения I, II, III и IV передач, предварительно отвернув болты
крепления вилок. Вынимая штоки, одновременно удалите три блокировочных
сухаря 6 (см. рис. Привод переключения передач). 
23. Разберите первичный вал (см. рис. Детали первичного вала):

– снимите стопорное кольцо 7, блокирующее кольцо 6 и пружину 5
синхронизатора; 

– установите вал на пресс и, сжав оправкой 41.7816.4069 пружинную шайбу
2, снимите стопорное кольцо 1, а затем пружинную шайбу и подшипник 3. 

24. Разберите вторичный вал (см. рис. Детали вторичного вала).Снимите с
задней стороны вала шестерню 11 первой передачи с втулкой 12, ступицу 3
со скользящей муфтой 4 переключения I и II передач, шестерню 10 второй
передачи вместе с блокирующим кольцом 5 синхронизатора.

26. Снимите защитный чехол 10, стопорное и упорное кольца 6 и 7, пружину
5 и сферическую шайбу 4 с рычага переключения передач (см. рис. Детали
рычага и механизма выбора передач). 
27. Отметьте визуально расположение деталей относительно риски (А),
нанесенной на направляющей пластине, чтобы при сборке соединить детали в
том же положении (см. рис. Механизм выбора передач).Отвернув гайки с
болтов крепления, разъедините детали механизма выбора передач и снимите
рычаг 9, его шаровую опору 4 и резиновые уплотнительные кольца 15.

1. Сборку коробки передач проводите в последовательности, обратной
разборке.

2. Учтите, что ось промежуточной шестерни заднего хода крепится до
установки валов в картер коробки передач моментом 78 Н·м (7,8 кгс·м). 

3. Перед установкой штока вилки включения пятой передачи и заднего хода
в картер, установите на него дистанционную втулку. 

4. Внутреннее кольцо подшипника напрессовывается на блок шестерен пятой
передачи и заднего хода, а наружное – в гнездо задней крышки. 

5. Задний подшипник вторичного вала напрессовывается на вал для
облегчения установки задней крышки.

7. Болт крепления блока шестерен затягивайте моментом 78 Н·м (7,8
кгс·м).
8. При установке картера сцепления с передней крышкой коробки передач
отверстие в передней крышке должно быть расположено так, как показано на
рис. из п.3. 
9. Перед установкой рабочую поверхность сальников покройте смазкой
Литол-24. 
10. При установке сальников и подшипников пользуйтесь следующими
оправками 41.7853.4028, 41.7853.4032, 41.7853.4039.

Еще про Авео:  Купить шины и диски на Chevrolet Aveo T200 Sedan 1.4 2006 в интернет-магазине Вианор
Оцените статью
NewAveo.ru
Добавить комментарий