Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

МАФ – Конференция “Методики применения норм расхода топлива на автомобильном транспорте”

Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

Один из образовательных семинаров серии «Практикум профессионалов» по теме «Налогообложение, бухгалтерский учёт и документооборот на автотранспортном предприятии» на IV Международном автотранспортном форуме (МАФ-2008) вёл известный специалист, лицензированный аудитор, разработчик программ по бухгалтерскому учёту и налогам Елена Позднякова. Естественно, бухгалтерский учёт не может обойти вниманием один из краеугольных камней – нормирование и учёт расхода топлива на автомобильном транспорте.

Нормы расхода топлива, о которых пойдёт речь ниже, предназначены для автотранспортных предприятий и организаций независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

Собственно, норма расхода топлива применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. С помощью норм расхода топлива на автомобильном транспорте производится расчёт нормативного значения расхода топлива по месту потребления, ведётся статистическая и оперативная отчётность, определяется себестоимость перевозок и других видов транспортных работ, планируется потребность предприятий в обеспечении нефтепродуктами, ведётся налогообложение предприятий и пр.

При нормировании расхода топлива учитывается базовое значение расхода, определённое для каждой марки, модели или модификации автомобиля, и расчётное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации транспортного средства.

Нормы расхода топлива для автомобилей общего назначения

Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включён и устанавливается отдельно.

Для автомобилей общего назначения существуют следующие виды норм:

1) базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (ТС) в снаряжённом состоянии;

2) транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:

– автобуса, где учитывается снаряжённая масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;

– самосвала, где учитывается снаряжённая масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);

3) транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа – до 1,3 л/100 км и до 2 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, – или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа ТС.

Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения (легковые, автобусы, грузовые и пр.), от вида используемого топлива, учитывает массу автомобиля в снаряжённом состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах Правил дорожного движения.

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъёмности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации ТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по специальным формулам.

Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены для бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах бензина или дизельного топлива, для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) – в литрах СНГ (1 л бензина соответствует 1,32 л СНГ, рекомендуемая норма в пределах 1,22 +/- 0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси); для автомобилей, работающих на сжатом (компримированном) природном газе (СПГ) – в метрах кубических СПГ (1 л бензина соответствует 1 +/- 0,1 м3 СПГ, в зависимости от свойств природного газа); для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в м3 с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники.

Дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы учитываются с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы. Эти значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего ТС, или местной администрацией.

Нормы расхода топлив повышаются при работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5 до 20 %.

Нормы расхода топлива при работе автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий, в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря, дифференцируются следующим образом:

– от 300 до 800 м – до 5 % (нижнегорье);

– от 801 до 2000 м – до 10 % (среднегорье);

– от 2001 до 3000 м – до 15 % (высокогорье);

– свыше 3000 м – до 20 % (высокогорье).

Нормы расхода топлива при работе автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом вне городских территорий и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти поворотов радиусом менее 40 м (или из расчёта на 100 км пути – около 500) – увеличиваются до 10 %, на дорогах общего пользования IV и V категорий – до 30 %.

Нормы расхода топлива при работе автотранспорта в городах в зависимости от численности населения подразделяются в сторону увеличения по следующей схеме:

– свыше 3 млн человек – до 25 %;

– от 1 до 3 млн человек – до 20 %;

– от 250 тыс. до 1 млн человек – до 15 %;

– от 100 до 250 тыс. человек – до 10 %;

– до 100 тыс. человек в городах, посёлках городского типа и других крупных населённых пунктах (при наличии регулируемых перекрёстков, светофоров и пр.) – до 5 %.

Нормы расхода топлива при работе автотранспорта, требующей частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные такси и автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и пр., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных, при наличии более чем одной остановки на 1 км пробега (остановки у светофоров, перекрёстков и переездов не учитываются) – увеличиваются до 10 %.

Нормы расхода топлива на автотранспорте при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и пр., движение в колоннах и при сопровождении – с пониженной средней скоростью движения автомобилей 20 – 40 км/ч – увеличиваются до 15 %, с пониженной средней скоростью – ниже 20 км/ч – до 35 %.

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) нормы расхода топлива увеличиваются до 10 %; при централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной – до 10 %; при перегоне-буксировке в спаренном состоянии – до 15 %; при перегоне-буксировке в строенном состоянии – до 20 %.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет, с общим пробегом более 100 тыс. км нормы расхода топлива увеличиваются до 5 %; более восьми лет с пробегом более 150 тыс. км – до 10 %.

При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых такси без учёта массы перевозимого груза, а также при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, – до 10 %.

При работе специальных автомобилей, выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом – нормы расхода топлива увеличиваются до 20 %.

При работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса на горизонтальных участках дорог IV и V категорий для ТС в снаряжённом состоянии без груза нормы расхода топлива увеличиваются до 20 %, для ТС с полной или частичной загрузкой автомобиля – до 40 %.

При работе в чрезвычайных климатических и тяжёлых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий нормы расхода топлива увеличиваются до 35 %, для дорог IV и V категорий – до 50 %.

При учебной езде на дорогах общего пользования нормы расхода топлива увеличиваются до 20 %; при учебной езде на специально отведённых учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом – до 40 %.

При использовании кондиционера или установки климат-контроль при движении автомобиля расход топлива увеличивается до 7 % от базовой нормы.

При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчёта за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки “климат-контроль” (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем расход топлива увеличивается до 10 % от базовой нормы.

Во время простоя автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по каким-либо действующим условиям запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), расход топлива увеличивается до 10 % от базовой нормы за один час простоя.

В холодное время года при среднесуточной температуре ниже +5 °C на стоянках при необходимости прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), во время ожидания пассажиров (в том числе для медицинских ТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчёта за один час стоянки с работающим двигателем – до 10 % выше базовой нормы.

На основании приказа руководителя предприятия или распоряжения руководства местной администрации допускается на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта) увеличивать нормативный расход топлива на 1 % от общего количества, потребляемого данным предприятием, при этом с обоснованием и учётом фактического количества ТС, используемых на этих работах.

Допускается устанавливать ту же базовую норму расхода топлива, что и для базовой модели – для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колёсной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой.

Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании), нормы расхода топлива могут определяться на каждую тонну увеличения/уменьшения собственной массы автомобиля с увеличением/уменьшением из расчёта до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями, из расчёта до 1,3 л/100 км – с дизельными двигателями, из расчёта до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе, из расчёта до 2 м3/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе. При газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 м³ природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.

Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) – до 15 %. В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне города, поправочные «городские» коэффициенты не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учётом суммы или разности этих надбавок.

В дополнение к определённому «штатными» нормами расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях: для заезда и выезда из ремонтной зоны после ремонта – до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль; для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля – до 20 л жидкого топлива в месяц на единицу ТС в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки; на маршрутах, протяжённость которых превышает запас хода на одной заправке газом, – до 25 % от общего расхода топлива.

Учитывая многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, природного и климатического характера, меняющееся состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров, в случае производственной необходимости возможно введение отдельных поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива по распоряжению местных администраций и других ведомств по согласованию с Минтрансом России.

Для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлива, местные администрации и руководство предприятий могут ввести нормы, разработанные по индивидуальным заявкам научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Алгоритмы расчёта расхода топлива ТС различных категорий

Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), (1), где

Qн – нормативный расход топлива, л;

Hs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S – пробег автомобиля, км;

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hот x T, (2), где

Hs – транспортная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км (с учётом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров);

S – пробег автобуса, км;

Hот – норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;

T – время работы автомобиля с включённым отопителем, ч;

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D), (3), где

S – пробег автомобиля или автопоезда, км;

Hsan – норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряжённом состоянии без груза;

Hsan = Hs + Hg x Gпр, л/100 км, где

Hs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряжённом состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);

Hg – норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 ткм;

Gпр – собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

Hw – норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 ткм;

W – объём транспортной работы, ткм : W = Gгр x Sгр (где Gгр – масса груза, т;

Sгр – пробег с грузом, км);

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается (в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемого топлива: бензин – до 2 л; дизельное топливо – до 1,3 л; снг – до 2,64 л; спг – до 2 м3; при газодизельном питании ориентировочно – до 1,2 м3 природного газа и до 0,25 л дизельного топлива. При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлива (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается аналогично выше названным пределам.

Для седельных тягачей нормативное значение расхода топлива рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами по формуле (3).

Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x Hsanc x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x Z, (4), где

S – пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;

Hsanc – норма расхода топлива автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда:

Hsanc = Hs + Hw x (Gпр + 0,5q), л/100 км, где

Hs – транспортная норма с учётом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;

Hw – норма расхода топлива на транспортную    работу    автомобиля-самосвала (если при расчете Hs не учтён коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т x км;

Gпр – собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;

q – грузоподъёмность прицепа, полуприцепа (0,5q – с коэффициентом загрузки 0,5), т;

Hz – дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л;

Z – количество ездок с грузом за смену;

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки – 0,5): бензина – до 2 л; дизельного топлива – до 1,3 л; сжиженного газа – до 2,64 л; природного газа – до 2 м3.

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлива (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

– до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб. м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;

– до 0,2 м3 природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.

Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа БелАЗ дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.

В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлива так же, как и для бортовых автомобилей по формуле (3).

Для автомобилей-фургонов нормативное значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям по формуле (3).

Для фургонов, работающих без учёта массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлива определяется с учётом повышающего поправочного коэффициента – до 10 % к базовой норме.

Нормы расхода топлива для специальных и специализированных автомобилей

Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы: автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки) и автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители).

Нормативный расход топлива (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:

Qн = (0,01 x Hsc x S + Ht x T) x (1 + 0,01 x D), л, (5) где

Hsc – норма расхода топлива на пробег, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учётом выполнения транспортной работы: Hsc’ = Hsc + Hw x W, где

Hw – норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т.км ;

W – объем транспортной работы, т.км;

S – пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

Hт – норма расхода топлива на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.);

T – время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;

D – суммарная относительная надбавка или снижение к норме, в процентах (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и горной местности).

Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в процессе передвижения, определяется следующим образом:

Qн = 0,01 x (Hsc x S’ + Hs” x S”) x (1 + 0,01 x D), (6), где

Hsc – индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км;

S’ – пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

Hs” – норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;

S” – пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;

D – суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяют только надбавки за работу в зимнее время и в горной местности).

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (на передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учётом изменения массы спецавтомобиля.

Нормы расхода топлива для спецавтомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России (Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова).

Примеры расчёта нормативного расхода топлива

1. Легковой автомобиль – такси ГАЗ 24-10, работавший в горной местности на высоте 300 – 800 м, совершил пробег 244 км.

– базовая норма расхода топлива для легкового автомобиля ГАЗ 24-10 составляет Hs = 13 л/100 км;

– надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 300 до 800 м составляет D = 5 %.

Нормативный расход топлива составляет:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x 13,0 x 244 x (1 + 0,01 x 5) = 33,3 л.

2. Городской автобус Ikarus-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км за время работы на линии – 8 ч.

– транспортная норма расхода топлива на пробег для городского автобуса Ikarus-280.33 составляет Hs = 43,0 л/100 км;

– надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8 %;

– норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет Hот = 3,5 л/ч.

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hот x T = 0,01 x 43,0 x 164 x (1 + 0,01 x 8) + 3,5 x 8 = 104,2 л.

3. Одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при пробеге 217 км выполнил транспортную работу в объеме 820 т-км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.

– базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ 431410 составляет Hs = 31 л/100 км;

– норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет Hw = 2,0 л/100 ткм.

Qн = 0,01 x (Hs x S + Hw x W) = 0,01 x (31 x 217 + 2 x 820) = 83,7 л.

4. Бортовой автомобиль КАМАЗ 5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т-км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800 – 2000 м и совершил общий пробег 475 км.

– базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляет Hs = 25,0 л/100 км;

– норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т-км; норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа составляет Hg = 1,3 л/100 ткм;

– надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8 %, за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D = 10 %;

– масса снаряженного прицепа ГКБ-8350 Gпр = 3,5 т;

– норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КАМАЗ 5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:

Hsan = Hs + Hg x Gпр = 25 + 1,3 x 3,5 = 29,55 л/100 км.

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x (29,55 x 475 + 1,3 x 6413) x (1 + 0,01 x 18) = 264 л.

5. Седельный автомобиль-тягач МАЗ 5429 с полуприцепом МАЗ 5205А выполнил в зимнее время 9520 ткм транспортной работы при пробеге 595 км по загородной дороге с усовершенствованным покрытием.

– базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ 5429 составляет Hs = 23,0 л/100 км;

– норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 ткм;

– масса снаряженного полуприцепа МАЗ 5205А Gпр = 5,7 т;

– надбавка за работу в зимнее время D = 6 %, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15 %;

– норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача МАЗ 5429 с полуприцепом МАЗ 5205А без груза составляет:

Hsan = Hs + Hg x Gпр = 23 + 1,3 x 5,7 = 30,41 л/100 км.

Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x (30,41 x 595 + 1,3 x 9520) x (1 – 0,01 x 9) = 277,3 л.

6. Автомобиль-самосвал МАЗ 5551 совершил пробег 165 км, выполнив при этом m = 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере.

– транспортная (с коэффициентом загрузки 0,5) норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ 5551 составляет Hs = 28 л/100 км;

– норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляет Hz = 0,25 л;

– надбавки за работу в зимнее время D = 6 %, на работу в карьере – D = 12 %.

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x m = 0,01 x 28 x 165 x (1 + 0,01 x 18) + 0,25 x 10 = 57 л.

7. Автомобиль-самосвал КАМАЗ 5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевёз на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевёз на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км.

Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлива определяется так же, как для бортового автомобиля КАМАЗ 5320 (базового для самосвала КАМАЗ 5511) с учётом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КАМАЗ 5320) плюс 2,7 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км.

– базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КАМАЗ 5511 в снаряжённом состоянии составляет Hs = 27,7 л/100 км;

– работа проводилась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений;

– масса снаряжённого самосвального прицепа ГКБ-8527 Gпр = 4,5 т;

– норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КАМАЗ 5511 с прицепом ГКБ-8527 составляет:

Hsan = Hs + Hw x Gпр = 27,7 + 1,3 x 4,5 = 33,6 л/100 км.

8. Грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км.

– базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляет Hs = 34 л/100 км;

– надбавка за работу без учёта перевозимого груза D = 10 %, надбавка за работу с частыми технологическими остановками D = 8 %.

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) x 0,01 x 34 x 152 x (1 + 0,01 x 18) = 61 л.

9. Автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ 257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 ч.

– базовая норма расхода топлива на пробег автомобильного крана КС-4571 составляет Hsc = 52 л/100 км;

– норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляет Нт = 8,4 л/ч;

– надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи километров после капитального ремонта D = 5 %.

Qн = (0,01 x Hsc x S + Hт x T) x (1 + 0,01 x D) = (0,01 x 52 x 127 + 8,4 x 6,8) x (1 + 0,01 x 5) = 129,3 л.

Рекомендации по сезонному применению автомобильных бензинов для регионов РФ

Испаряемость бензинов характеризуется двумя показателями – давлением насыщенных паров и фракционным составом. С целью снижения потерь от испарения и уменьшения загрязнения окружающей среды низкокипящими углеводородами при транспортировке, хранении и применении автобензинов ужесточается норма на показатель “давление насыщенных паров”, что требует ограничения в них легких фракций.

Испаряемость топлива влияет на выбросы автомобилей в условиях холодной и жаркой погоды. Низкая испаряемость в холодную погоду увеличивает продолжительность запуска двигателя, и поскольку топливно-воздушная смесь экстремально обогащена, увеличиваются выбросы несгоревших углеводородов с отработавшими газами.

При прогреве двигателя недостаточная испаряемость бензина приводит к увеличению времени прогрева, перерасходу топлива и увеличению количества выбросов несгоревших углеводородов и оксида углерода.

В жаркую погоду в результате интенсивного испарения бензина в топливном насосе и в трубопроводах основная проблема заключается в образовании паровых пробок, что нарушает и ограничивает равномерную подачу топлива в двигатель. Это приводит к ухудшению приёмистости и перебоям в работе, и в экстремальных случаях – к остановке двигателя. На автомобилях с карбюраторными двигателями высокая испаряемость может также привести к закипанию топлива в поплавковой камере, вследствие чего в цилиндры поступает очень богатая смесь и как результат увеличиваются выбросы оксида углерода и несгоревших углеводородов. Повышенная испаряемость загрязняет окружающую среду парами бензина, образует фотохимический смог.

Испаряемость можно регулировать и контролировать двумя способами:

– максимальной температурой, при которой устанавливается отношение пары – жидкость, равное 20;

– индексом испаряемости (индексом паровых пробок) – ИИ, который является функцией давления насыщенных паров и определяется количеством топлива, испарившегося до 70 °C.

ИИ = 10 ДНП + 7 V70, где

ДНП – давление насыщенных паров, кПа;

V70 – количество топлива, испарившегося до 70 °C, %.

Последний способ регулирования испаряемости используется в EN 228 – Европейском стандарте на автомобильные бензины.

Согласно этому стандарту все автомобильные бензины в европейских странах по испаряемости подразделяются на 10 классов. Применение бензинов того или иного класса определяется климатическими условиями каждой страны ЕС, а также особенностями эксплуатации автотранспорта.

Среднестатистические значения и изменения температур в регионах нашей страны практически известны для всех сезонов года, поэтому представляется возможность обеспечения рынка бензинами, которые удовлетворяют сезонным требованиям.

В соответствии с международными техническими требованиями и учитывая фактические значения по испаряемости отечественных бензинов, в российских стандартах ГОСТ Р 51105-97 и в ГОСТ Р 51866-2002 (последний соответствует европейскому стандарту EN-228-2004 и экологическим классам Евро-3, -4 и -5) установлены нормы на показатели фракционного состава и давления насыщенных паров, также соответствующие европейским требованиям и классам испаряемости.

Рекомендации по сезонному применению дизельного топлива для регионов РФ

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2005 N 217-ст введён в действие национальный стандарт ГОСТ Р 52368-2005 “Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия”.

Утверждённый новый российский национальный стандарт является унифицированным с европейским стандартом EN 590-2004 “Топливо дизельное. Технические требования и методы испытания” и соответствует современным требованиям к двигателям и топливу экологических классов Евро-3, -4 и -5.

В новом отечественном стандарте ГОСТ Р 52368-2005 (как и в EN 590) предусмотрена выработка шести сортов дизельного топлива для умеренного климата и пяти классов – для холодного и арктического климата вместо трёх сортов летнего, зимнего и арктического топлива в устаревшем ГОСТ 305-82 (для экологических классов Евро-2 и ниже).

Рекомендуемое сезонно-климатическое применение дизельных топлив с учётом их низкотемпературных свойств позволяет обеспечивать надежный пуск, прогрев и эксплуатацию дизельных двигателей всех типов в известных климатических условиях, позволяет значительно снизить расход топлива и, соответственно, снизить количество вредных выбросов с отработавшими газами, что в целом повышает уровень экологической безопасности и уровень технической надёжности эксплуатируемых автомобилей.

Еще про Авео:  Пошаговая регулировка сцепления Шевроле Ланос: простое руководство своими руками
Оцените статью
NewAveo.ru
Добавить комментарий