Внедорожник Chevrolet Niva официально сменил название и теперь будет продаваться под именем «Лада Нива».
В декабре прошлого года АвтоВАЗ выкупил у своего партнёра, американского концерна General Motors, половину акций совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ», став единственным собственником завода. Позднее стало известно, что сумма сделки составила 411 млн рублей или 6,6 млн долларов по декабрьскому курсу.
Ещё в феврале продажами «Нивы» занялись дилеры «Лады», хотя шильдики и эмблемы оставались прежними «шевролетовскими». А сегодня АвтоВАЗ официально объявил о переименовании модели в «Ладу Ниву». Со сменой бренда внедорожник получил новую решетку радиатора и измененную графику приборов.
Все параметры и характеристики остались прежними. Автомобиль как и раньше будет предлагаться с мотором объёмом 1,7 литра, развивающим 80 л. с. и работающим с паре с пятиступенчатой механической коробкой передач.
Предприятие «GM-АвтоВАЗ» недавно переименовали в «Лада Запад Тольятти»
Цены внедорожника под маркой «Лада» пока не объявлены, модель под старым названием сейчас стоит от 695 000 до 869 000 рублей.
Примечательно, что первые партии модели сделали именно под маркой «Лада». Однако из-за нехватки средств АвтоВАЗ вынужден был привлечь инвесторов — концерн General Motors и Европейский банк реконструкции и развития, и в 2002 году совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ» начало массовый выпуск внедорожников уже под именем «Шевроле Нива».
- Фото
- Нива старого образца
- Нива нового образца (рестайлинговая)
- Спецсерия 2009 года
- История выпуска и продаж
- Экспресс-тест
- Комплектации Chevrolet Niva и технические характеристики
- Цены и конкуренты
- Рекомендованные отзывы владельцев
- Безопасность
- Без каркаса
- Кроссоверные мысли
- Не забыть о красоте
- Мощнее, комфортнее, вместительнее
- Долгий путь к выпуску
Фото
Темы: АвтоВАЗ Лада Лада Нива Chevrolet Niva Автопром
В стандартной комплектации L «Шеви Нива» оборудовалась стальными 15-дюймовыми дисками с шинами 205/70 R15, электрическими стеклоподъемниками передних дверей, рейлингами, задним стеклоочистителем. В наличии также были вертикальная регулировка руля, складывающееся по частям заднее сиденье. В более дорогой версии GLS появлялась аудиоподготовка, тканевая обивка салона заменялась комбинированной в сочетании с искусственной кожей, устанавливались литые 16-дюймовые колесные диски, алюминиевый кронштейн запасного колеса. В машине появлялись противотуманные фары, обогрев передних сидений. В максимальной комплектации устанавливался кондиционер. В 2008 году появляется «внедорожная» версия Trophy, в которой автомобиль получает шноркель, доработанные сапуны трансмиссии с выводом в подкапотное пространство, самоблокирующиеся дифференциалы в мостах, измененные передаточные числа в главных парах и другие особенности.
С самого начала производства машины под капотом устанавливался бензиновый 4-цилиндровый рядный двигатель ВАЗ-21214 рабочим объемом 1,7 литра. Он был оснащен распределенным впрыском топлива и выдавал максимальные 80 л.с. и 128 Нм крутящего момента. После доработки силовой агрегат получил более качественные комплектующие, были изменены некоторые элементы конструкции, добавили гидронатяжитель цепи и гидрокомпенсаторы, установили генератор повышенной мощности и лучше защищенный от воды и грязи. Модернизированная версия мотора получила обозначение ВАЗ-2123. Двигатель откровенно слабоват, и чтобы разогнать машину весом 1400 кг до скорости 100 км/ч, требуется не менее 19 секунд. В 2006 году появляется версия FAM-1, в которой установили более мощный опелевский мотор, который выдавал максимальные 125 «сил» и 167 Нм, сокращая время разгона 0-100 км/ч до 12 секунд. Адаптация потребовала не только изменения кронштейнов крепления к кузову, но также замены всей трансмиссии, при этом в паре с двигателем шла 5-ступенчатая механическая коробка передач Aisin AG5. Снизился уровень шумов, более легкими стали переключения.
Передняя независимая двухрычажная и задняя зависимая подвески Chevrolet Niva — это фактически наследие еще далекой предшественницы, «Нивы» ВАЗ-2121. Крепкая, надежная конструкция, быть может, не слишком комфортная по современным меркам, но отлично подходящая для езды по пересеченной местности и дорогам с плохим покрытием, да и простая в обслуживании. Спереди тормоза дисковые, сзади — барабанные. Впрочем, этот автомобиль ценится другим — настоящим («честным») механическим постоянным полным приводом, где такого понятия, как реагирование трансмиссии, попросту не существует. Как заявляет производитель, «Chevrolet NIVA находится в постоянной готовности к бездорожью». Пониженный ряд (сегодня редкая функция) в раздаточной коробке позволяет получить дополнительную тягу. Уважения заслуживают и параметры геометрической проходимости.
В базовой комплектации Chevrolet Niva оборудовался трехточечными ремнями на передних и боковых задних местах, среднему пассажиру на втором ряду полагался только поясной ремень. К двум передним подголовникам в более дорогих версиях добавлялась пара подголовников на заднем сиденье. Дополнением к предлагающейся водительской подушке безопасности, встроенной в руль, служила подушка со стороны пассажира.
Chevrolet Niva в начале 2000-х стала шагом вперед в развитии ВАЗовского внедорожника. Но, к сожалению, в дальнейшем модель получила не так много доработок. Этот автомобиль устроит тех, кто готов закрыть глаза на некоторые объективные недостатки, а их немало: тесный салон, маленький багажник, слабый и неэкономичный ВАЗовский двигатель. Однако достоинства, учитывая цену подержанных машин, перевешивают. И среди них главное: отличная проходимость, за что автомобилю прощают многое, включая недостаточно высокое качество.
Chevrolet Niva (рус. Шевроле Нива) — серийный российский легковой автомобиль повышенной проходимости производства «GM-АвтоВАЗ». Имеет постоянный полный привод на четыре колеса, двухступенчатую раздаточную коробку и межосевой блокируемый дифференциал.
В автомобиле используется бензиновый 4-цилиндровый рядный двигатель ВАЗ-2123 объёмом 1,7 л. с. распределённым впрыском топлива мощностью (по ГОСТ 14846) 79,5 л. с. (58,5 кВт) с максимальным крутящим моментом (по ГОСТ 14846) 128 Нм
Нива старого образца
Шевроле-Нива, инжекторный двигатель ВАЗ-2123 с рабочим объёмом 1,7 литра.
Подкапотное пространство Chevrolet Niva.
Niva выпускалась в двух основных комплектациях: L и GLS. Исполнение GLS по комплектации превосходит исполнение L из-за отделки салона искусственной кожей, литых 16-дюймовых дисков колёс, аудиоподготовки, алюминиевым кронштейном запасного колеса который позволял запасное колесо вешать «лицом», изотермических тонированных стёкол, противотуманных фар, обогрева передних сидений и т. д.
Существуют также варианты комплектации LC и GLC, соответственно, аналогичные комплектациям L и GLS, но оснащаемые кондиционером.
Все без исключения комплектации включают в себя аудиоподготовку и электроуправление наружными зеркалами (начиная с 2004 года), подогрев наружных зеркал (начиная с 2004 года).
Подкапотное пространство Chevrolet Niva FAM-1.
Первая партия автомобилей Chevrolet Niva FAM-1 была выпущена весной 2006 года, производство началось с ноября 2006 года. Автомобиль получил индекс ВАЗ-21236 и выпускался в единственной комплектации GLX. Автомобиль оснащался двигателем Opel Z18XE (1,8 л, 122 л. с.) и 5-ступенчатой механической коробкой передач Aisin AG5 (от Suzuki Grand Vitara), новой раздаточной коробкой в едином блоке с коробкой передач. Данная модификация комплектовалась:
В конце апреля 2008 года была снята с производства модификация автомобиля GLX или FAM-1 (Chevrolet Niva FAM-1). За два года было сделано и продано всего около тысячи Chevrolet Niva FAM-1.
Нива нового образца (рестайлинговая)
Автомобиль Chevrolet NIVA выпускается в 5 комплектациях: L, LC, LE, GLS, GLC.
Рестайлинговая Chevrolet Niva, комплектация L/LC, вид сзади.
Панель приборов рестайлингового автомобиля.
Спецсерия 2009 года
В 2011 году была выпущена спецсерия в 300 автомобилей приуроченная к 100-летию бренда Chevrolet. Спецсерия была исполнена на платформе комплектации LC дополненной наличием шноркеля, защиты двигателя, фаркопа, дисками К&К Kamelot Black. Юбилейные автомобили были окрашены в серийные цвета темный серо-зеленый металлик — «Сочи» (250 штук) и ярко-красный металлик — «Феерия» (остальные 50).
С 1 августа 2011 года ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» начал выпуск автомобилей Chevrolet NIVA, оснащённых АБС и системой фронтальных подушек безопасности водителя и переднего пассажира, включающую в себя подушку водителя, подушку переднего пассажира, ремни безопасности с ограничением нагрузки и преднатяжителем, модернизированные передние сидения. Изменение действительно только для комплектаций GLS, GLC.
История выпуска и продаж
До 2013 года крупнейшим внешним рынком для GM-АВТОВАЗ традиционно являлась Украина — в 2011 году на эту страну пришлось 44 % экспорта Шевроле Нива. В 2013 году на Украине был введён утилизационный сбор и спецпошлина на ввоз машин с бензиновыми двигателями, что привело к тому, что экспорт Шевроле Нива на Украину за полгода 2013 года упал на четверть, составив 219 штук.
По итогам 2014 года было поставлено на экспорт 3981 Шевроле Нива — 79,7 % экспорта пришлось на Казахстан, 11,1 % на Белоруссию, 5,6 % экспорта пришлось на Азербайджан.
В 2015 году планируется поставить на экспорт около 3,5 тысяч автомобилей Шевроле Нива.
Концепт-кар Chevrolet Niva на Московском автосалоне — 2014.
За все время производства Chevrolet Niva лишь в самом начале уступала по продажам своей «классической» предшественнице — пока все ее преимущества не раскусил потребитель. Да, в минувшем году она проиграла в популярности Renault Duster. Тем не менее, почти 54 тысяч проданных экземпляров — отличный результат для автомобиля, «изобретать» который начали еще в 80-х годах, а на конвейер вывели в далеком уже 1998-м. А летом этого года должны показать Chevy Niva второго поколения.
Сложно сказать, дошла бы «Нива» до нынешнего своего состояния, не заинтересуйся проектом люди из GM. Все-таки АвтоВАЗ сейчас стал постоянно работать над ошибками. Но факт остается фактом — тот сырой продукт, который увидел свет 16 лет назад, и сегодняшний внедорожник, мягко говоря, разные автомобили. Дело не во внешности, хотя стайлинг от Bertone, который Niva получила в 2009 году, явно пошел ей на пользу. Речь об эволюционном процессе, чьи результаты не видны невооруженным глазом, но проявляются в эксплуатации — постоянные доработки, изменения конструкции, поиск и смена поставщиков.
Рестайлинг 2009 года, выполнявшийся ателье Bertone, имел не только эстетические результаты. Так, бамперы, в отличие от прежних, стали «морозоустойчивыми», то есть не трескаются от небольших ударов при сильно отрицательных температурах
Жаль, что при этом Niva так и не получила новый двигатель, хотя разговоры о том велись. 1,8-литровый агрегат Opel с коробкой и «раздаткой» Aisin не в счет: в период с 2006 по 2008 годы было выпущено что-то около тысячи экземпляров в таком исполнении, которое называлось FAM1 и не сделало погоды на рынке. Мотор же, устанавливаемый на «Ниву», имеет индекс 2123, по сути, представляет собой ту «четверку» 21214, что до сих пор живет под капотом Lada 4×4. У него кое-что изменено по навесному оборудованию, переделаны крепления. Поршневая группа вместе с валом и блок — без изменений.
Мотор 2123 неприхотлив, ремонтопригоден и слаб. Буквально все имеющие дело с «Нивой» отмечают, что именно двигатель дарит основной негатив
Двигатель хорошо пускается при температурах за минус 30, не склонен к расходу масла на угар (вязкость 10W40, 5W30 или 5W40) и имеет ресурс порядка 150 тыс. км. Это заводская установка. Можно добиться и большего пробега до «капиталки». Главное, правильно провести обкатку в первые 3 тыс. км и менять масло не во время обычного ТО (14-15 тыс. км), а вдвое чаще. Косвенно на повышение ресурса сработала замена в 2013 году расширительного бачка, прежде часто дававшего течи. И подшипника водяного насоса, разрушавшегося задолго до выработки мотором ресурса. Что любопытно, не регламентирован производителем срок замены цепи ГРМ. Но ходит она не менее двигателя. Случаи, когда шестерню проворачивало относительно распредвала, не в счет — они единичны.
Компоновка с двигателем Opel под капотом другая, механическая коробка Aisin объединена с «раздаткой» в моноблок. Звучит мотор жестко, ходы рычага меньше, включения четче. Прокатиться, увы, не удалось, но для нынешних покупателей «Нивы» знакомство с ходовыми качествами FAM1 не принципиально — машина не выпускается уже 6 лет
В две стадии удалось решить проблему прогара клапанов. Сначала менялись гидрокомпенсаторы (теперь используются импортные), совсем недавно на германские заменили клапаны. Генератор сперва подняли вверх, на почти недоступное для воды и грязи место. Теперь же собираются заказывать узел у Bosch. Как это, например, произошло с процессором или некоторыми другими элементами управления двигателем, которые, кстати, не доставляют проблем. Наконец, сейчас можно надеяться на герметичность системы смазки, за которую отвечают сальники немецкого производства.
У рычага КП большие ходы и никудышная четкость включений. Зато передачи больше не вылетают
Трансмиссионные агрегаты тоже их получили, причем дважды. В 2010 году коробке и «раздатке» достались упомянутые сальники, а в конце минувшего года их дополнительно дорабатывали — до того они «потели». «Раздатка» также модернизировалась поэтапно — двухрядными подшипниками валов и дополнительно изменением посадочных мест под них. Вместе с этим от крестовин в пользу ШРУСов избавились на карданных валах. Чуть позже шарниры равных угловых скоростей получил вал, соединяющий КП с РК. Делалось подобное ради понижения шума и меньшей вибронагруженности, а промежуточный вал раньше еще и подклинивал.
В 2010 году внедорожник получил карданные валы со ШРУСами вместо крестовин. Благодаря им удалось несколько снизить шумы и вибрации
Стоит заметить, что глобальных неприятностей, да еще массовых, с «раздаткой» никогда не случалось. Коробка же передач по сей день готова преподносить сюрпризы. И если проблема с фиксацией задней крышки (откручивался болт) решена, то пятая передача, точнее, ее шестерня — в группе риска. Как минимум, не любит долгой езды на повышенных скоростях, отчего у нее выкрашиваются зубья. Последние попадают между остатками шестерни и крышкой и ломают ее. Беспокоить коробка может и с другой стороны — по сцеплению. До 2013 года текли главный и рабочий цилиндры сцепления его привода.
Верхняя и нижняя шаровые — съемные и модернизированные. За время жизни менялась и форма нижних рычагов. Проблем ни с тем, ни с другим нет
Конструктивно подвеска без претензий. Да и какие претензии могут быть к проверенной двухрычажной схеме и цельному мосту на пружинах с рычагами. Качество комплектующих — иное дело. Например, амортизаторы до недавнего времени текли, у передних еще и выдавливало втулки. Появившиеся в конце 2013 года пока на проверке. Однако в случае, если с герметичностью все в порядке, при щадящей эксплуатации амортизаторы могут «отходить» до 100 тыс. км, и немногим меньше — шаровые опоры, съемные снизу и сверху. Только на качество надо уповать и в сайлент-блоках задних рычагов — бывает, быстро изнашиваются. Несколько лет назад текли рабочие тормозные цилиндры. Была даже отзывная кампания. Последнее новшество в шасси — передние тормозные колодки.
По ШРУСам был выбран другой, более ответственный поставщик
Пожалуй, больше всего Niva модернизируется по тем вещам, которые не сказываются на ходовых качествах, и все-таки делают эксплуатацию раздражающей. Звуковой сигнал, вентилятор отопителя, микросхемы замков дверей, брелок с радиоключом, клапан в бензобаке, замок двери багажника, электродвигатели стеклоподъемников — все это до 2012-13 гг. работало с перебоями либо отказывало раз и навсегда. Теперь за эти атрибуты нормальной автомобильной жизни можно не беспокоиться. Вот только напрашивается вопрос — разве не было об этом известно сразу после начала выпуска? Или когда АвтоВАЗ объединился с GM в совместное предприятие? Или чуть позже? Быть может, поставщики периодически деградируют, «начиная за здравие, а кончая за упокой»? Так за 16 лет нормальный автопроизводитель должен был либо выдрессировать их, либо разорить.
Промежуточный кардан, соединяющий КП и РК, тоже перевели с крестовин на ШРУСы. В самой «раздатке» используются двухрядные подшипники — может, она и стала надежнее, но по-прежнему воет
В общем, Niva — это «Нива», то есть исконно отечественное детище. Не зря в перечне работ на ТО значится протяжка креплений агрегатов, деталей шасси и двигателя, регулировка ступичных подшипников и углов установки колес, смазка подвижных частей кузова, проверка износа щеток генератора и стартера. Несмотря на жесткий входной контроль, «Нива» не дотягивает до стандартов Chevrolet, а у этой марки есть собственные проблемы с качеством.
Под днищем нет выступающих элементов — и в этом отношении Niva настоящий джип. Моторный отсек снизу прикрыт двумя уровнями грязезащиты. Силовые листы под двигатель и трансмиссию предлагаются отдельно
С другой стороны, нельзя не отметить, что процесс улучшения, пусть медленный и не всегда последовательный, все-таки продолжается. И можно с уверенностью сказать, что чем позже выпущена Chevy Niva, тем она совершеннее, современнее, если хотите, человечнее. Вероятно, апогей наступит в конце 2015 года, когда нынешнюю «крещеную» «Ниву» сменит новый внедорожник.
Экспресс-тест
Правильные внедорожные пропорции, вполне симпатичная внешность, пусть и устаревший, но не отталкивающий интерьер — конечно, «Ниву» берут не за это. Она живое доказательство того, что off road потенциал в наш век кроссоверов и гибридов еще не пустой звук, а реальный рычаг воздействия на умы покупателей.
И с точки зрения артикуляции подвески «Нива» — полноценный внедорожник. Можно, кстати, установить как «самоблоки», так и принудительную блокировку межколесных дифференциалов
Впрочем, этот джип можно полюбить и за обычные автомобильные ценности, правда, с некоторой оговоркой. Например, та же посадка за рулем не вызывает какого-то откровенного негатива. Руль и педали не «разбегаются» относительно друг друга, как в иных классических внедорожниках, до сих пор стоящих на конвейере. Эргономика (опять же с учетом невеликого внутреннего опциона) не заставляет решать головоломки. Качество материала передней панели не вынуждает думать о повальной экономии. И вместе с тем неизменно натыкаешься на неприятные недоработки, характерные не для СП — для отечественных гигантов. К рукояткам, управляющим климатом, нужно прилагать большие усилия и не ждать от них четкости включений. Схожая «вата» и на подрулевых рычажках. Сиденье, кажется, ничем, кроме обивки, не отличающееся от «восьмерочного», аморфное и не имеет боковой поддержки.
Сидеть, в общем-то, удобно. Хватает и продольной регулировки сиденья, и к расположению органов управления нет претензий
Старые кресла (слева) — проклятье ортопеда. Боковой поддержки нет, вместо поясничного подпора провал. Хорошо, что сейчас «Нива» такими уже не комплектуется. Новые передние сиденья (справа) даже внешне выглядят более современно, не говоря уже о наличии валиков боковой поддержки и удачном профиле спинки
Благо, рычаги коробки и «раздатки» в движении уже не вибрируют, как раньше. И оба трансмиссионных агрегата не отстреливают передачи, во всяком случае, на новой машине. Но с рычагом КП все равно беда. Машешь им, будто веслом на лодке, взамен получая точность как в уключине. Зато передвижение на Niva — процесс! Да, в чем-то он сродни мазохизму, однако ведь приятно иногда чувствовать себя укротителем. «Совместный» джип предоставляет такую возможность. В основном благодаря двигателю, который нужно постоянно подстегивать даже в городском трафике, не говоря уже о трассе. Хорошо хотя бы, что нет провалов по передаточным отношениям, а то было бы совсем тоскливо.
Комбинация приборов (кстати, импортная) без каких-либо откровений, но читается хорошо. Указатель топлива периодически «дурит», нервно реагируя на положение машины относительно горизонтали
На рукоятках управления климатом (слева) — большие усилия и отсутствие четкости. Да и сами они родом из автомобильной древности. Под кнопками за черной полоской плексигласа (справа) — ряд контрольных ламп, которым почему-то не хватило места на комбинации приборов
Подогрев сидений (слева), реализованный по принципу вкл./выкл., доступен с предпоследней комплектации и пользоваться им не очень удобно. Как и регулировкой зеркал, места которой на двери не нашлось. Есть и корректор фар (в центре), и регулировка яркости подсветки комбинации приборов. Габариты и ближний свет (справа) включаются непривычно, с двух клавиш. Однако такое решение нельзя назвать неудобным
Шасси лучше мотора, по крайней мере, его характеристики в рамках концепции «Нивы» воспринимаются органично. Порой джип взбрыкивает, «козлит», в чем заслуга короткой базы. Иногда пропустит шовчик-другой. Нужно учитывать высокий центр тяжести. А рулевой механизм типа «червяк-ролик» традиционно не обеспечивает прозрачности и точности на уровне рейки. Правда, ничего из этого не пугает. Более того, на асфальте Niva довольно предсказуема.
Не сказать чтобы сзади было особенно просторно, однако за счет того, что диван расположен чуть выше передних сидений, уж точно не тесно. И в принципе удобно
В передних дверях, пусть и неудобные, но карманы. Сзади нет и этого
На гравийке же или грунтовке она и вовсе в своей стихии. Пусть спереди не цельный мост, но двухрычажная подвеска куда лучше изолирует салон от неровностей, чем любой из McPherson. Вдобавок ходовая обладает хорошей артикуляцией и недюжинной энергоемкостью. О тормозах (кстати, неплохих) зачастую можно забыть.
Всего 320 литров объема плюс колесные арки и неопрятная обивка. За доплату предлагаются пластиковые карманы, устанавливаемые по бокам. Подполья нет. Зато с разложенными спинками заднего дивана (справа) объем багажника составляет уже 650 литров. И все-таки с точки зрения грузовых возможностей Niva очень компактна
Комплектации Chevrolet Niva и технические характеристики
Пяти комплектаций вполне достаточно для того, чтобы, с одной стороны, сэкономить, с другой — подобрать необходимое внутреннее и внешнее оборудование. При этом уже «в базе» (459 000 руб.) Niva имеет сигнализацию с иммобилайзером, центральный замок, передние электростеклоподъемники, регулируемый по высоте руль, складывающийся раздельно диван, обогрев ног задних пассажиров, корректор фар, салонный фильтр, аудиоподготовку и зеркала с электроприводом и обогревом.
Интерьер, само собой, без претензий на роскошь или хотя бы на интересные дизайнерские решений. Для конца 90-х нормально. Материал сверху торпедо не мягкий, но и предельно дешевым его не назовешь
Дополнительные 29 000 руб. комплектации LC — это плата за кондиционер. Оснащение LE (517 000 руб.) не несет лишних салонных аксессуаров. Все отличия сконцентрированы снаружи. Антенна, рейлинги и, в первую очередь, внедорожная атрибутика: «злые» шины Continental Conti Cross Contact AT на черных легкосплавных дисках, шноркель, крепление под лебедку, защита двигателя снизу и фаркоп.
GLS за 530 000 руб. снова «гражданская» комплектация. В плюсе отделка искусственной кожей, некоторые салонные мелочи (пепельница, очечник, задний плафон освещения), подогрев передних сидений, алюминиевые 16-дюймовые колеса, изотермические стекла, «противотуманки». Увы, две подушки безопасности, ABC, преднатяжители ремней и крепления Isofix появляются только в этом уровне. А вот кондиционера GLS почему-то лишили. Он опять добавлен в максимальном оснащении GLC за 557 000 руб. Но других отличий от GLS, к сожалению, нет. Снаружи две верхние комплектации можно узнать по окрашенным в цвет кузова корпусам зеркал и дверным ручкам.
Подстаканники и бокс между сиденьями (слева) можно прикрыть подлокотником только из списка платных аксессуаров. Бардачок (в центре) выполнен своеобразно — отдельной емкости в панели нет, имеющийся объем получен всего лишь формой крышки. В двух «верхних» оснащениях спереди есть очечник (справа). Что странно, свет нельзя отключить принудительно, погаснет сам после закрытия дверей
Технические характеристики Chevrolet Niva
Цены и конкуренты
Стоимость подержанных Chevrolet Niva в сравнении с конкурентами, типичные цены в тыс. руб.:
«Нива» на вторичном рынке — это, прежде всего, низкие цены. Или, точнее, хорошее сочетание стоимости, внедорожных качеств и количества автомобиля. По части этих параметров «совместный» джип проигрывает только своей предшественнице, которая дешевле, но теснее и не имеет некоторого доступного Chevrolet оборудования. А Duster, как и «китайцы», заметно дороже. Причем все они не обладают столь выраженными вездеходными качествами.
Версия, впоследствии получившая название LE, изначально создавалась ограниченной партией в 300 экземпляров на 100-летие Chevrolet. Модификация настолько полюбилась, что теперь предлагается наряду с другими комплектациями
Вместе с тем, некоторые ценовые позиции на экземпляры 2012-13 гг. все-таки кажутся завышенными. Отчасти это можно объяснить дополнительным оборудованием, в том числе из разряда off road. А где-то и алчностью продавцов. Однако выбор Niva широк. Можно не торопиться и подобрать ее у какого-нибудь пенсионера, который взял отечественный автомобиль по привычке и аккуратно ездил на нем на дачу.
На что обращать внимание при покупке подержанных Chevrolet Niva:
— Пробег. В случае если он перевалил за 100 тыс. км, в цену автомобиля стоит хотя бы теоретически закладывать стоимость ремонта двигателя и, не исключено, трансмиссии— Герметичность всех агрегатов, узлов и систем— Состояние автомобиля, вплоть до мелочей вроде центрального замка или работы световых приборов
Стоимость технического обслуживания в дилерских центрах и некоторых запчастей (руб.):
Рекомендованные отзывы владельцев
Chevrolet Niva (2013 г., 1,7 л., МКП) от Krasty666Chevrolet Niva (2012 г., 1,7 л., МКП) от mikl550987Chevrolet Niva (2013 г., 1,7 л., МКП) от ваня северChevrolet Niva (2006 г., 1,7 л., МКП) от LinssChevrolet Niva (2004 г., 1,7 л., МКП) от Felix_792Chevrolet Niva (2004 г., 1,7 л., МКП) от igorianChevrolet Niva (2011 г., 1,7 л., МКП) от Паша 1Chevrolet Niva (2010 г., 1,7 л., МКП) от kilir14Chevrolet Niva (2008 г., 1,8 л., МКП) от АндрейChevrolet Niva (2010 г., 1,7 л., МКП) от АртуритоChevrolet Niva (2008 г., 1,7 л., МКП) от DemoN4x4Chevrolet Niva (2004 г., 1,7 л., МКП) от NektoVeryGoodChevrolet Niva (2011 г., 1,7 л., МКП) от Medium-and
Безопасность
Краш-тест Niva проходила дважды. Оба раза в 2003 году, причем с противоположными результатами. На СП GM-АвтоВАЗ провели испытания автомобиля с двумя подушками безопасности, преднатяжителями ремней, с усиленным кузовом и лонжеронами. Результат оказался неплох. 12,5 баллов из 16, а вместе с результатами бокового краш-теста — уверенные четыре звезды из пяти. Но такой автомобиль тогда не производился.
В газете «Авторевю» били абсолютно серийную «Ниву» — без подушек и преднатяжителей, со стандартным кузовом. В итоге пол под ногами водителя сильно деформировался и разошелся по сварным швам. Педали «зашли в салон» на без малого 200 мм и сильно подались вверх. Водитель смял баранку, хотя нагрузки на его голову при ударе оказались ниже критической отметки. Куда больше пострадали колени, голени и особенно ступни. Пассажир же получил повреждения головы. В итоге лишь 1,6 балла из тех же 16.
На Niva FAM1 с усиленным кузовом, подушками безопасности и преднатяжителями ремней водитель и пассажир оказались неплохо защищены (слева). Но без элементарных устройств защита в «Ниве» откровенно никудышная (справа)
Подушки и ремни с преднатяжителями внедорожник получил. Но о доработках кузова — никакой официальной информации. Остается надеется, что работы по его усилению не пропали даром.
Совсем недавно мы вспоминали о том, как на ВАЗе пытались модернизировать Ниву первого поколения и как результаты трудов вылились лишь в рестайлинг существующего автомобиля. Однако необходимость создания нового внедорожника никуда не исчезла – а напротив, обострилась. Проект с индексом 2123 стал новой попыткой реализовать все лучшие наработки.
Без каркаса
есмотря на то, что работы над проектом 2123 начались еще в первой половине восьмидесятых годов XX века, в определённый момент конструкторам стало понятно, что целесообразнее заниматься созданием новой модели, а не пытаться улучшить обычный ВАЗ-2121.
Поскольку все силы заводчан в то время были брошены на постановку на конвейер ВАЗ-2108, всерьез заниматься перспективной легковушкой повышенной проходимости начали несколько позже. Официальной точкой отсчета можно считать 1986 год, когда техническое задание на модель 2123 было окончательно сформировано и направлено в проектные отделы АВТОВАЗа.
Важной особенностью техзадания на модель 2123 был тип кузова – каркасный. У такой конструкции с навесными пластиковыми панелями на тот момент в Тольятти были как сторонники, так и противники. В мире уже существовали серийные автомобили, выполненные по этой схеме – например, минивэн Renault Espace.
Однако вскоре от идеи “закаркасить” Ниву отказались, ведь это требовало огромных финансовых затрат и полной переналадки производства: в крупносерийных условиях выпуск машины с каркасным кузовом требовал освоения новых технологий и материалов. Силовую структуру необходимо было сделать с применением высоколегированных сталей, а для лицевых панелей требовался дорогостоящий и сложный в производстве пластик. А это значило, что при всех кажущихся преимуществах каркасно-панельной конструкции с применением “вечного” пластика, его серийное воплощение на тот момент было нецелесообразным.
Кроссоверные мысли
Для того, чтобы на практике проверить идею о применении цепного привода в раздаточной коробке, ВАЗ приобрел трансмиссию от внедорожника Mitsubishi Pajero первого поколения.
Как оказалось, для применения подобной конструкции заводу пришлось бы приобретать лицензию, а также устранить все “технологические” вопросы, связанные с кардинальной переделкой трансмиссии. Новые карданные валы, педальный узел, кузовные детали (центральный тоннель и днище), система выпуска и многое другое остановили конструкторов, заставив их остаться верными “родной” схеме, которая к тому времени уже была испытана и проверена как профессионалами, так и сотнями тысяч рядовых автовладельцев.
На заводе были и те, кто считал, что новую Ниву нужно еще больше приблизить к легковому автомобилю, сознательно ухудшив её внедорожные качества. При этом такая “кроссоверная” модель могла быть широко унифицирована с новейшим переднеприводником – ВАЗ-2108. Да-да, отдельные специалисты настаивали на том, что мотор на 2123 нужно расположить не вдоль, а поперек моторного отсека!
С целью изучения вопроса на практике УГК ВАЗа были закуплены два “японца” – Nissan Prairie и Honda Civic Shuttle, которые прошли всесторонние испытания.
Не забыть о красоте
Окончательно определившись с тем, что новая Нива концептуально будет являться улучшенным продолжателем идей прежнего внедорожника, конструкторы перешли к дизайну кузова.
Вначале были изготовлены два макета. Вариант В. Сёмушкина сильно напоминал осовремененный ВАЗ-2123, который явно был “привязан” к старой платформе.
В то время как на эскизах А. Белякова перспективная Нива предстала совсем иной – пятидверной, более обтекаемой и “пухлой”, с узкими передними фарами и аэродинамичным силуэтом.
Многое в линиях и решениях так или иначе перекликалось с будущей “десяткой”, над которой в то время также работали на ВАЗе.
Точнее, концепты Белякова и Сёмушкина (поздние) больше походили на универсал с индексом 2111 – пластилиновые макеты 2123 дают четкое понимание о том, кому автомобиль десятого семейства обязан своим самобытным обликом.
Еще один вариант внешности ВАЗ-2123 принадлежал вазовскому дизайнеру В. Степанову, который чуть позже использовал собственные наработки для нового УАЗа с индексом 3160, также произведенного именно в НТЦ ВАЗа.
Техническую часть будущей Нивы-2 к тому времени обкатывали на ходовых макетах ХМ-01 и ХМ-02.
Несмотря на то, что концептуально автомобиль оставался прежним, конструкторам предстояло качественно улучшить его ходовые качества и повысить уровень комфорта, причем без ухудшения проходимости! С поставленной задачей справились на отлично.
Мощнее, комфортнее, вместительнее
Конструкторы не видели новую Ниву с прежним мотором. В качестве силового агрегата они предлагали использовать мотор будущей “десятки” (16-клапанный 2110), а также 1,8-литровый дизель, который в то время как раз разрабатывали для “сорок первого” Москвича совместно с АЗЛК.
На ВАЗе пытались приспособить на Ниву и покупной дизельный двигатель – например, сверхэкономичный немецкий агрегат ELKO, который сами немцы хотели установить на “сорок первый” Москвич.
Наконец, был и “голос разума”, предлагавший на первых порах установить под капот “разжатый” на сотню-другую кубиков обычный “жигулевский” двигатель, получивший впоследствии индекс 21213. Ирония судьбы, но новой Ниве было суждено родиться и состариться именно с таким агрегатом – пусть не самым современным и тяговитым, но зато реально существующим в производстве.
Работая над интерьером и эргономикой будущей Нивы, конструкторы столкнулись с тем, что у компактной пятидверки практически нет серийных аналогов, которые можно было бы использовать в качестве “точки отсчета”! Вот и приходилось обмерять что угодно – более крупные импортные джипы, Suzuki Samurai и Vitara, даже собственную “перспективу” – макет автомобиля десятой модели!
Перед конструкторами стояла непростая задача: новая машина должна стать заметно комфортнее обычной старушки-Нивы, обеспечив приемлемую посадку для всех пяти обитателей салона, а не только для водителя и переднего пассажира, как это практиковали ранее с учетом целевого назначения автомобиля повышенной проходимости. Компоновщики и эргономисты здорово поработали над компоновкой, пытаясь выжать из проекта максимум для водителя и четырех пассажиров. Посадочный макет со временем превратился в демонстрационный проект интерьера, который наглядно показывал, каким будет салон новой машины.
Долгий путь к выпуску
К 1989 году на техсовете НТЦ ВАЗа концепцию модели 2123 рассмотрели и окончательно утвердили. Таким образом, итогом пятилетних поисков и экспериментов стала пятидверная машина с продольно расположенным двигателем и постоянным полным приводом по обычной для Нивы схеме – через межосевой дифференциал с возможностью блокировки.
Увы, распад СССР в 1991 году сильно повлиял на историю модели 2123, работы над которой временно негласно были признаны второстепенными. Как и в случае с “восьмеркой”, все силы на заводе концентрировались на запуске новой легковушки – на сей раз модели 2110.
Вдобавок на ВАЗе в то время как раз запускали в серию модернизированную Ниву с индексом 21213, но из-за проблем с задними фонарями вначале удалось освоить лишь “гибрид” с индексом 21219, где “двести тринадцатый” мотор объемом 1,7 л установили в старый кузов с короткой задней дверью и шестерочной задней оптикой.
По ряду причин работу по проекту 2123 из НТЦ ВАЗа передали в ОПП – опытно-промышленное производство, где из восьми обычных кузовов Нивы сварили четыре корпуса для агрегатоносителей. Увы, своих узлов и агрегатов они так и не дождались, уйдя на списание после пары лет безрезультатного простоя.
Поскольку серьезную модернизацию трансмиссии в новых экономических условиях завод никак не тянул, было принято решение остановиться на максимальной унификации с трансмиссией серийных ВАЗов – коробкой передач 21074 и “раздаткой” 2121.
Возникли и проблемы с внешностью: поскольку дизайн прежних макетов получился слишком “легковым”, он не очень вязался с “джиперской” концепцией автомобиля. Вдобавок в начале девяностых годов экстерьер прототипов смотрелся уже от силы сегодняшним, а не завтрашним днем. А это значит, что к моменту постановки на конвейер новая Нива безнадежно устарела бы. На ВАЗе это понимали и пытались найти очередной “дизайн вне времени”, как это удалось сделать на модели 2121.
Тем не менее к 1993 году все тот же Сёмушкин “снова нашел” облик Нивы – на сей раз пятидверный и современный.
Интересная деталь – дизайнеру очень не хотелось размещать запасное колесо на задней двери, на чем настаивали его многие коллеги. Ведь прежнее решение с “запаской” в моторном отсеке было, прежде всего, “инженерно красивым”.
Именно поэтому пятое колесо пытались пристроить под днище багажника – примерно так же, как это сделано на Renault Duster. Однако по компоновочным соображениям “запаску” таки разместили “по-джиперски” – на двери багажника.
Параллельно с обычной пятидверкой макетчики трудились над модификациями Нивы-2 – пикапом, фургоном и даже кабриолетом!
Причем работа на энтузиазме удалась не только по итоговому результату, но и по срокам – получилось выполнить всю гамму всего за полтора–два года.
Параллельно с доводкой технической части на ВАЗе работали и над внешностью Нивы. В частности, руководству завода не нравился “днепрогэс на передке”, как метко окрестили заводчане решение радиаторной решетки со множеством вертикальных отверстий.
Впоследствии от него отказались в пользу более традиционного решения – правда, уже в рамках СП с General Motors, когда Нива стала не только Niva, но и Chevrolet.
Первые образцы 2123 были изготовлены в ОПП ВАЗа, а всего с 1999 по 2001 годы в опытно-промышленном производстве было сделано около 1 000 новых Нив.
Однако после того, как завод выполнил подготовку автомобиля к производству, к новинке неожиданно проявил интерес концерн GM, который решил выпускать модель под собственным брендом на новообразованном СП GM-AVTOVAZ.
Таким образом завод лишился своего детища, ведь в соответствии с контрактом новый внедорожник мог выпускаться только на СП и только как Chevrolet Niva. Впрочем, вазовский инжиниринг (как и детали!) из “Шнивы” никуда не выветрились даже с золотым крестом на решетке радиатора. Но все же немного обидно, что новая Нива практически с младенчества носит “фамилию” приёмных родителей, а рыночный успех модели АВТОВАЗ не разделил. Впрочем, в глазах потребителя машина так и осталась Нивой – причем не столько Chevrolet, сколько ВАЗом. И невзирая на запрет по использованию товарного знака Niva для продукции АВТОВАЗа, все тольяттинские внедорожники по старой привычке в народе до сих пор зовут Нивами. Похоже, за четыре десятилетия это название уже стало именем нарицательным.
В статье использованы изображения (рисунки и фото макетов) книги “Высокой мысли пламень” (том 3, Тольятти, 2008 г.)
Все ли получилось у создателей новой Нивы?
Валерий Павлович Семушкин, между прочим, мог навсегда остаться токарем.
Дальнейшее более-менее общеизвестно: Валерий Семушкин после «Мухи» едет работать в Тольятти, в вазовский отдел художественного конструирования. Где и становится автором облика культовой «Нивы». А потом и «Нивы-2», известной ныне как Chevrolet Niva.
Один из первых эскизов ВАЗ-2123
И если история разработки первой «Нивы» восстановлена автоисториками едва ли не по дням, то создание второго поколения вазовского внедорожника освещалось ощутимо меньше. Может, не пришло еще время повесить на эту историю шильдик «История». А может быть, и пришло.
Валерию Семушкину сейчас 78 лет. У нас пока есть возможность послушать его непосредственно, без искажений и интерпретаций.
https://youtube.com/watch?v=073S_4kynzY%3Frel%3D0
Рисунки Валерия Семушкина:
Внедорожник ВАЗ-2123 «Нива» мелкосерийно выпускался опытно-промышленным производством АвтоВАЗа с 1998 по 2002 год.
Проекты по модернизации или замене модели ВАЗ-2121 «Нива» стартовали на заводе ещё в восьмидесятые. В 1993 году в серию пошёл модернизированный внедорожник ВАЗ-21213, вместе с тем, конструкторы понимали, что «Ниве» нужно по-настоящему новое поколение.
Прототип внедорожник ВАЗ-2123 «Нива», 1996 год
В работу, прежде всего из-за нехватки денег, пошёл вариант без революционных новшеств — с основательно модернизированной прежней платформой и полностью новым кузовом.
Двигатель 1.7 получил распределённый впрыск, гидротолкатели клапанов, однорядную цепь с гидронатяжителем и новые опоры, а его мощность составляла 80 л. с. Гидроприводу сцепления добавили автоматическую регулировку зазора, раздаточную коробку переместили на 250 мм назад, повернули в горизонтальной плоскости и подвесили на трёх мягких опорах ради снижения шумов и вибраций. Для того же передний редуктор закрепили на поперечине подвески вместо блока двигателя.
Схемы подвесок остались прежними, но ходы передней стали больше, а задние амортизаторы встали вертикально за счёт перемещения верхних точек крепления к колёсам. Запасное колесо изначально хотели разместить под днищем, но по компоновке не вышло. Пришлось повесить на дверь багажника.
Интерьер прототипа внедорожника ВАЗ-2123 «Нива», 1998 год
Новый кузов проработали с точки зрения простора и удобства посадки водителя и пассажиров. В итоге, ВАЗ-2123 по этим параметрам стал кардинально лучше своего предшественника. Конструкторы действительно смогли выжать максимум из машины длиной четыре метра. Несмотря на увеличенную длину и меньший размер колёс по сравнению с предшественником, новая «Нива» показывала достойную проходимость, подтверждая достижение поставленных проектом целей.
ВАЗ-2123 представили на Московском автосалоне 1998 года, но мелкосерийное производство товарных машин началось только в январе 2001 года. А уже в марте того же года АвтоВАЗ и «Дженерал Моторз» договорились о создании совместного предприятия, и выпуск новой «Нивы» приостановили. Небольшое количество внедорожников поступило в продажу по цене 370 тысяч рублей.
В сентябре 2002 года автомобиль встал на конвейер совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ» уже под именем Chevrolet Niva.
стория Chevrolet Niva началась в 2002 году. Но этому предшествовала весьма драматичная предыстория. Обстоятельства создания СП «GM-АвтоВАЗ» и его пока что единственного детища многократно и подробно изложены во множестве автомобильных изданий. Но я все же напомню, что работы над моделью-преемником ВАЗ-2121 начались еще в 1984 году.
Поначалу они велись ни шатко ни валко: несколько лет было потеряно на проработку кузова каркасного типа с пластиковыми панелями — такое решение в те времена казалось весьма перспективным. Рассматривался и вариант сделать новую Ниву кроссовером, то есть, полноприводным автомобилем без понижающей передачи в трансмиссии. Но в итоге было принято решение вернуться к «хладной стали» — то есть, к кузову обычного типа и схеме «настоящего внедорожника» (хотя и компактного).
В 1989 году на техсовете ВАЗ была окончательно сформулирована концепция нового автомобиля. Главной задачей было обеспечить полноценным комфортом не только водителя и переднего пассажира, но и всех обитателей пятиместного салона. Затем последовали весьма мучительные поиски образа: на заводе очень хотели получить очередной «долгоиграющий» дизайн, не слишком подверженный веяниям изменчивой автомобильной моды.
Среди рабочих эскизов были и явно развивавшие «зубильную» тему восьмой и девятой моделей, и те, в которых отчетливо прослеживались мотивы десятого семейства, работа над которым шла полным ходом, и даже те, что впоследствии, по одной из версий, легли в основу облика Honda HR-V. Но так или иначе, к началу 90-х основные решения были найдены. Тем не менее, доводка модели продолжалась в течение долгих семи лет, и лишь в 1998 году, на Московском автосалоне состоялась официальная премьера «Нивы» ВАЗ-2123. От детища Петра Михайловича Прусова автомобиль отличала выросшая на 250 мм колесная база и абсолютно новый пятидверный кузов. А вот с технической точки зрения вся «механика» автомобиля осталась прежней.
Но были и победы: к примеру, вполне удачный рестайлинг, в котором приняло участие знаменитое кузовное ателье Bertone. Темпы продаж, пожалуй, нельзя назвать рекордными, но в прошлом году нашли хозяев 31 212 автомобилей, да и на вторичном рынке Chevrolet Niva остается в числе устойчивых лидеров. Так за что же любят эту модель, а за что обоснованно ругают?
Любовь #5 «И в пир, и в мир»
Любовь #4 «Все по местам!»
Увы, качество комплектующих вообще стало ахиллесовой пятой нашего автопрома. А поскольку, несмотря на иностранное имя, Chevrolet Niva — это его «плоть от плоти и кровь от крови», ведь для СП GM-АвтоВАЗ сам «Волжский дважды автомобильный» с самого начала пребывает в статусе главного поставщика всего на свете, включая двигатель, агрегаты трансмиссии и ходовой части, а также кузовные детали, то и проблемы эти никак не могли обойти «Шниву» стороной. Причем на проблемы с качеством могут накладываться и чисто конструкторские ошибки. Например, из-за такой ошибки очень часто выходит из строя клапан в крышке расширительного бачка системы охлаждения. В результате может треснуть сам бачок, ну а если вам крупно не повезет, то дело может дойти до замены радиатора. Случаи, когда в течение жизни автомобиля пришлось заменить 5-6 треснувших расширительных бачков, далеко не редкость. Еще один проблемный узел — гидронатяжитель цепи ГРМ. Многие владельцы от отчаяния меняют натяжитель на старый, механический.
Удлинение колесной базы и изменения, внесенные в настройку подвесок, в совокупности с более удобными сиденьями, лучшей обзорностью и появлением таких благ цивилизации как гидроусилитель руля, кондиционер и подстаканники, самым положительным образом отразились и на ездовом, и на общем комфорте Chevrolet Niva. Автомобиль неплохо держит траекторию и на прямой, и в поворотах, постоянный полный привод способствует устойчивости на скользких покрытиях, а преодоление наших направлений, состоящих из ям, ухабов и колдобин, не вытрясает душу из водителя и пассажиров. При этом и ямы, и ухабы, и «лежачие полицейские» преодолеваются ходом без пробоя подвески. Несколько хуже обстоят дела в городе: платой за постоянный полный привод и использованные при его реализации технические решения стал довольно малый угол поворота колес. В результате радиус разворота автомобиля составляет 5,8 м. Для сравнения — радиус разворота Renault Duster составляет 5,2 м, при том, что у него и колесная база больше на 237 мм, и кузов длинней на четверть метра. Но недостаточная маневренность является лишь одной из причин, из-за которых Niva не слишком популярна у обитателей мегаполисов.
Любовь #2: «Простота как полноценность»
Ненависть #2: «Дорогой, а как мы повезем коляску?»
А какая машина нужна завзятому рыболову? Да вот как раз такая, как Chevrolet Niva. Чтобы без проблем ехала по трассе и не пасовала на умеренном бездорожье. Отменную проходимость, унаследованную от ВАЗ-2121, считают плюсом практически все владельцы этого автомобиля, хотя и признают, что модель-прародитель была в этом плане несколько круче. Собственно говоря, в этом нет ничего удивительного: колесная база «Шнивы» больше, а значит, геометрическая проходимость ухудшилась. Мощность двигателя и тяговые характеристики остались прежними, а вот снаряженная масса подросла на 200 кг. Если принять во внимание, что алюминиевые бамперы классической Нивы допускают использование джиперского реечного домкрата-«хайджека» без всяких переделок, то становится ясно, что для всяческого внедорожного экстрима 21-я подходит лучше.
Но одно дело — экстремальный оффроуд, а другое — обычная жизнь. В наших краях вечнозеленых помидоров проходимость может пригодиться не только на охоте, рыбалке или при выезде на дачу с пресловутым «последним километром». Большая часть нашей страны раскинулась на территории, где, знаете ли, бывает зима. А зима — это снег. А снег с дорог убирают не везде, а даже там, где убирают, это происходит далеко не мгновенно. Да и если мы будем обсуждать не соревнования, а автотуризм, то для дальнего и сложного маршрута я однозначно предпочту «Ниву с крестом»: комфорта больше, а мой опыт путешествий на этом автомобиле в Туве и на Полярном Урале однозначно свидетельствует о том, что этот автомобиль раскрывается, лишь съехав с асфальта, и что его способностей хватает на очень, очень многое.
Вы скорее любите или ненавидите Chevrolet Niva?