Система охлаждения – неотъемлемая составляющая любого автомобиля. Именно она позволяет поддерживать нормальный температурный режим двигателя внутреннего сгорания. Практически на всех современных авто данная система – жидкостного типа. «Шевроле-Лачетти» не исключение. В сегодняшней статье мы уделим внимание одной из небольших, но очень важных деталей в системе охлаждения двигателя. Это термостат «Шевроле-Лачетти». Где он расположен, как устроен и как его заменить? Обо всем этом – далее.
За поддержание температурного баланса силовой установки отвечает термостат. Он определяет по какому кругу циркулировать охлаждающей жидкости и какое ее количество попадет в радиатор. В случае выхода его из строя, температура мотора поднимается выше рекомендованного диапазона. В результате перегрева двигателя происходит термическое разрушение масла, образуется нагар на цилиндрах и происходит ускоренный износ ДВС. При наиболее неблагоприятных условиях возможно заклинивание поршней и полный выход мотора из строя.
- Описание
- Симптомы неполадок терморегулятора
- Описание замены термостата на Шевроле Лачетти
- Описание термостата и проблем с ним на Шевроле Лачетти
- Какая задача у термостата?
- Как его диагностировать?
- Как заменить термостат?
- Замена термостата на Шевроле Лачетти
- Принцип работы
- Признаки поломки
- Как проверить термостат
- Горячий или холодный термостат: в чем разница
- Артикулы оригинальных запчастей и аналогов
- Оригинальные
- Аналоги
- Дополнительные полезные коды запчастей
- Инструкция по снятию и замене
- Подготовительные работы перед снятием
- Демонтаж и установка
- Видео
- Как проверить термостат в «Шевроле-Лачетти»
- Требуемые инструменты
- Проверка термостата
- Чем опасна поломка?
- Что далее?
- Подготовка к замене
- Стоимость и артикул оригинального термостата и его аналогов
- Особенности замены термостата
- Принцип действия
- Типы и характеристики
- Заключение
Описание
Итак, что это за элемент? Термостат представляет собой термочувствительный клапан, призванный регулировать потоки охлаждающей жидкости в системе. В устройство клапана входит тарелка, насаженная на корпус. Последний выполняет функцию цилиндра, в который установлен шток. Одним концом шток упирается в верхнюю рамку термостата, а другим – в резиновую полость корпуса. Также в устройстве есть термочувствительный элемент, который состоит из меди и гранулированного воска.
Где находится термостат в «Лачетти»? Данный элемент прикреплен к блоку цилиндров двигателя. Находится по левую сторону от выпускного коллектора.
Симптомы неполадок терморегулятора
Симптомами того, что может потребоваться замена термостата, являются:
- снижение скорости прогрева силовой установки;
- при запуске холодного двигателя наблюдается нагрев патрубка большого круга до выхода на рабочую температуру ДВС;
- резкий рост температуры вовремя движения или ее значительное превышение номинала;
- визуальный осмотр выявил, что прокладка или корпус дали течь;
- при высокой температуре двигателя патрубок большого круга остается холодным.
При выявлении любой из вышеуказанных проблем не рекомендуется дальнейшая эксплуатация авто до устранения неисправности. В противном случае возможно существенное снижение ресурса или полный выход из строя силовой установки.
https://youtube.com/watch?v=HbsEHDIbBd8%3Ffeature%3Doembed
Описание замены термостата на Шевроле Лачетти
Для того, чтобы выполнить замену термостата на Lacetti, требуется следовать нижеприведенной инструкции.
- Снять защитный кожух двигателя.
- Прикрыть ремень привода генератора полиэтиленом.
- Сбросить давление в контуре. Для этого отворачивается крышка бачка с охлаждающей жидкостью.
- Снять хомут.
- Быстро снять тонкий патрубок и на его место одеть шланг, по которому будет производиться слив охлаждающей жидкости. Также желательно запустить силовую установку и дать ей поработать 15-25 секунд.
- Произвести демонтаж второго патрубка.
- Открутить крепление термостата.
- Снять термостат.
- Установить новый терморегулятор на посадочное место.
- Собрать все в обратной последовательности.
- Проконтролировать работу системы охлаждения.
Видно что он на 87 градусов, состояние отличное. Резинка которая на нем, в сравнении с резинкой в комплекте уселась, поэтому не боясь, одел на новый термоэлемент резинку с прорезью, которая шла в комплекте, а вот вторую толстую никуда не надо, просто оставить и не трогать.
Все готово к сборке.
Болты тянем с усилием 20 H/M. усилие детское, поэтому сломать уши невозможно. Подцепляем назад патрубки, заливаем антифриз из бутылки что слили. Завел, идет испарение пролитого антифиза, не беда.
Выгнал машину и поставил под наклоном.
Вот так, прям возле гаража
Так как заезд имеет уклон, ждал наверное минут 10 пока сработает вентилятор, поскольку на улице тепло, и пока система заполнилась, нижний патрубок как и положена стал нагреваться, и через время сработал вентилятор, прожал верхний патрубок. Заглушил машину и долил грамм 700 антифриза, снова завел и дал еще сработать вентилятору 3 раза. Поехал чуть проехался, чтобы систему чуть прогнало. остановился, снова подождал пока сработает вентилятор и потом уже включил на 1 скорость печку и в самую красную зону.
Итог — да, сейчас тепло и судить рано, но на первой скорости до замены так не дуло горячим воздухом, а сейчас держишь руку и реально горячо. Поезжу погляжу, + надо подождать реальных морозов на 20-25 градусов. Тогда будет уже более субъективный отзыв. На счет расхода проверю. Но все не зря проделал. Даже отец сказал, что дует заметно лучше.
Машина прогрета, температура держится на 91 градусе и потом плавно спадает. Значит термоэлемент работает и пускает антифриз на большой круг.
Всем ровных дорог, по крайней мере одно из двух уже работает, стало теплей.
Описание термостата и проблем с ним на Шевроле Лачетти
Термостат определяет по большому или малому кругу циркулировать жидкости. От этого зависит интенсивность охлаждения силовой установки. На Chevrolet Lacetti поступление жидкости в радиатор начинается при достижении 85-87 градусов. Полное открытие термостата происходит при 102°С. При этом вся охлаждающая жидкость начинает циркулировать беспрепятственно по большому кругу.
При неплотном закрытии клапана охлаждающая жидкость постоянно поступает в радиатор. В результате происходит более длительный прогрев мотора. В зимнее время силовая установка может так и не достигнуть номинальной рабочей температуры. Неплотно закрытый термостат снижает ресурс силового агрегата, требует длительного временного интервала для прогрева и является причиной повышенного расхода топлива.
Заклинивание клапана ведет к тому, что жидкость продолжает циркулировать по малому кругу после достижения рабочей температуры и превышения ее. Дальнейший нагрев ведет к закипанию силового агрегата. Это вызывает коробление основных узлов и деталей, заклинивание поршней и термическое разрушение масла и резиновых изделий. Поэтому крайне нежелательно допускать эксплуатацию Шевроле Лачетти при заклинившем клапане.
Еще одной проблемой термостата является течь охлаждающей жидкости. При существенном просачивании возможно критическое снижение уровня охлаждайки, что в результате приведет к перегреву силовой установки.
Меняем термостат на Лачети с MAHLE.
Здравствуйте, с вами снова Яков, дежурный по гаражу, и Николай Полубинский, технический специалист компании Mahle. Мы снова встретились на нашей СТО в Химках, чтобы поговорить о проблемах, которые создаёт текущая жаркая погода. Этим летом погода бьёт рекорды, температура уже плюс 31° градус, а к обеду обещают до плюс 34°. Это серьезное испытание не только для системы кондиционирования, но и для системы охлаждения. Поэтому сегодня мы поговорим о термостатах.
Позвольте сначала напомнить, что система охлаждения, вопреки своему названию, призвана не просто охлаждать мотор, а поддерживать рабочую температуру в узком диапазоне. Николай, я прав?
– Да, это так.
Какая задача у термостата?
– Он является исполнительным механизмом, который перераспределяет потоки охлаждающий жидкости по контурам системы охлаждения.
– Но ведь он делает это не просто как кран (включено – выключено), есть какие-то промежуточные положения?
– Совершенно верно, все зависит от того, какая температура у охлаждающей жидкости. То есть термостат может быть как полностью открыт, так и в каком-то промежуточном положении, когда у нас циркуляция идет через оба контура системы охлаждения, но и он может быть закрыт.
– Моторы становятся всё сложнее, навесное оборудование всё сложнее и технологичнее, а термостат, насколько я знаю, в конструкции свои изменений не претерпел.
– Действительно сам термостат, его исполнительный элемент, до сих пор содержат так называемый технический воск – церезин. Там есть специальная резиновая мембрана и шток, который непосредственно открывает клапан.
– Значит получается, что какой бы формы не был термостат, каких бы размеров не был корпус термостата, исполнительный механизм будет всегда один и тот же?
– Совершенно верно.
– А что же по поводу электронно-управляемых термостатов?
– Электронно-управляемый термостат – это, скажем так, частный случай обычного термостата, но со встроенным нагревательным элементом.
– Это интересная тема для отдельного занятия. А сегодня мы поговорим про работу обычного термостата.
Как его диагностировать?
Давай для начала вспомним какие неисправности термостата будут очевидны для любого водителя?
– Это два крайних варианта. Первый, когда двигатель перегревается, и второй вариант, когда двигатель, наоборот, не прогревается до рабочей температуры.
– Ну в такую погоду, я думаю, нагреется мотор даже с отсутствующим термостатом 😊.
– В такую погоду да 😊
– А как понять, что он открытый?
– Мы можем косвенно оценить исправность работы термостата по температуре патрубков на входе в радиатор и на выходе.
– Но только не советую оценивать их температуру руками, это может быть опасно. Лучше всего возьмите вот такой инфракрасный или лазерный пирометр, который покажет температуру и на выходе из термостата, и на выходе из радиатора:
Если эта разница очень большая, значит, скорее всего, термостат закрыт.
– Николай, мы стоим у капота конкретного автомобиля – Chevrolet Lacetti не случайно. Предыстория такая: владелец этого автомобиля некоторое время назад менял термостат, однако он наблюдает, что стрелка на щитке приборов стоит не на одном и том же месте, а регулярно колеблется, к тому же он очень редко слышит, чтобы включался вентилятор. Я, заглянув под капот, обнаружил, что оба патрубка примерно одинаковой температуры. Можно ли всё это приписать к каким-нибудь симптомам и сделать какие-нибудь выводы?
– Я могу предположить, что скорее всего проблема с термостатом есть, и он находится в приоткрытом состоянии.
– Узнать мы можем только одним способом, сняв его и посмотрев в каком он состоянии. Приступаем!
Как заменить термостат?
– Итак, мало найти бюджет на покупку новой детали, надо выполнить несколько требований, чтобы эта деталь работала правильно и долго. Давай их перечислим.
– Мы в Mahle рекомендуем подбирать запчасть по vin-номеру автомобиля, тем самым исключаем риск неправильного подбора детали.
– Да, я сталкивался несколько раз с тем, что просто выбирая модель, марку автомобиля, модель мотора,- получаю несколько термостатов. Они, например, могут отличаться температурой открытия, если я не ошибаюсь.
– Совершенно верно. Даже на этот мотор мы можем, если просто будем использовать наш фирменный онлайн-каталог, найти несколько вариантов. Это обусловлено тем, что данная машина поставлялась во множество стран и на многие континенты, например, для Африки термостат будет с температурой 82°, а для Европы он будет с температурой плюс 87°.
– Кстати, этим очень многие часто пользуются, устанавливая так называемые более холодные термостаты. Чем это чревато?
– Дело в том, что двигатель рассчитан на свой определенный температурный режим, и, меняя его в сторону высоких температур или более низких, мы снижаем эффективные характеристики двигателя. Он будет работать не в оптимальном режиме.
– Как минимум автовладелец потеряет на расходе топлива. Он обязательно увеличится, а в долгосрочной перспективе вы снижаете и ресурс двигателя. Есть ещё один вопрос, который хотел задать на примере данного автомобиля Chevrolet Lacetti. Я увидел термостат, который состоит из нескольких частей, в таком случае владельцу автомобиля подбирать только один сменный элемент или же термостат с корпусом?
– Ну, я могу сказать, что здесь, конечно, зона ответственности механика, потому что только он видит состояние корпуса этих деталей. Они здесь выполнены из алюминия, и если есть существенная коррозия, то я рекомендую менять деталь в сборе.
– То есть вот такой пластиковый корпус?
– Да, в таком варианте исполнения.
– Вообще, пластик – это практичнее? Он более термоустойчив? Он не деформируется при нагревах?
– Пластик более стоек к различного рода коррозионным воздействиям, он вообще не подвержен коррозии.
– Возможно, это не очевидно, но опять же на Chevrolet Lacetti стоит термостат, который прошел всего лишь несколько тысяч километров, особых нареканий к системе охлаждения не было, однако, вынув его, мы увидели как деформацию, так и то, что клапан, тарелка клапана, не полностью закрыта. Поэтому экономия на данной детали была не оправдана. Сейчас мы будем ставить Mahle. Теперь, что нужно сделать, чтобы правильно поставить термостат?
– Для замены термостата необходимо выполнить следующие действия. Очистить от коррозии привалочную поверхность:
Обезжирить ее, установить новое уплотнительное кольцо и смазать его антифризом:
Затянуть крепежные болты соответствующим моментом, после чего можно заправлять систему новым антифризом:
– Итак, Николай, подытожим:
Яков Финогенов Технический специалист ЕвроАвто
Узнать стоимость описанных работ для своего авто,
подобрать запчасти и записаться в автосервис
Замена термостата на Шевроле Лачетти
Термостат «Chevrolet Lacetti» обеспечивает рабочие режимы температуры двигателя внутреннего сгорания. Механизм предназначен для распределения охлаждающей жидкости по малому или большому кругу системы. Это позволяет удерживать температуру антифриза в рабочих диапазонах.
Ниже о том, как поменять термостат самостоятельно, признаки выхода из строя, артикулы оригинальных запчастей и аналогов.
Принцип работы
Во время прогрева охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, огибая радиатор. При нагревании двигателя до температуры 87 °C происходит постепенное открытие запорного клапана. Антифриз начинает движение по большому кругу охлаждения. Далее, при наборе температуры 102 °C, клапан открывается полностью и происходит циркуляция по большому кругу.
Такой механизм работы обеспечивает плавный переход и удерживание рабочей температуры на уровне, заданном изготовителем.
Признаки поломки
Признаками неисправности термостата «Chevrolet Lacetti» могут стать такие факторы:
- Длительный прогрев двигателя (более 3—5 минут при нормальных условиях). Это означает, что циркуляция охлаждающей жидкости происходит всегда по большому кругу.
- Во время прогрева ДВС повышается температура входящего патрубка радиатора.
- При езде в умеренном режиме происходит быстрое нагревание и перегревание двигателя. Вентилятор охлаждения работает постоянно. Это означает, что циркуляция происходит только по малому кругу, переключение на большой круг не происходит.
- После прогрева ДВС свыше 95 °C патрубки радиатора не нагреваются.
При обнаружении одной или нескольких вышеупомянутых проблем эксплуатация транспортного средства не рекомендуется до полного устранения неисправности.
Как проверить термостат
Проверить исправность узла можно следующим образом.
- Демонтировать узел с силовой установки.
- Погрузить элемент в емкость с водой (можно таз или кастрюлю).
- Начать подогревать емкость. Температуру нагрева можно контролировать мультиметром или специальным градусником.
- При +87 °C запорный клапан должен начинать открываться.
- При выходе на +102 °C клапан должен быть полностью открыт на большой круг.
При невозможности проведения процедуры проверить исправность элемента можно следующим образом:
- Во время прогрева двигателя входящий патрубок радиатора остается холодным.
- После выхода на +87 °C происходит быстрый нагрев патрубков радиатора и самого радиатора.
Нарушение одного или нескольких вышеупомянутых признаков говорит о неисправности термостата.
Горячий или холодный термостат: в чем разница
Стандартный термостат «Chevrolet Lacetti» рассчитан на температуру открытия 87 °C. Это оптимальный порог для обеспечения минимального расхода топлива и снижения вредных выбросов в атмосферу.
Минусом высокотемпературных вариантов является быстрый износ лубрикантов, силового агрегата.
Некоторые пользователи меняют «горячий» на «холодный». Замена обусловлена тем, что при раннем открытии заслонки происходит снижение температуры в среднем на 10—20 °C. Это дает возможность продлить срок эксплуатации моторного масла, силовой установки в целом.
У процедуры есть и обратная сторона. «Холодный» клапан провоцирует увеличение расхода горючего, влекущее за собой повышение вредных выхлопов в атмосферу.
Резюмируя: «горячий» термостат экономит топливо, но быстрее изнашивает масло, прокладки, сальники. «Холодный» позволяет продлить срок эксплуатации расходников, масла, но при этом расход топлива повышается.
Артикулы оригинальных запчастей и аналогов
Оригинальные
Оригинальный термостат на «Chevrolet Lacetti» 1,6 и 1,4 литра, рассчитан на температуру открытия 87 °C. Каталожные номера деталей отличаются:
Детали выпускаются в пластиковом или металлическом корпусе. Средняя цена отличается.
Аналоги
Дополнительные полезные коды запчастей
Инструкция по снятию и замене
Для замены термостата «Chevrolet Lacetti» можно обратиться к квалифицированному механику или заменить его самостоятельно.
Выполнение процедуры требует соблюдения некоторых правил, последовательности действий. Предварительно необходимо изучить техническую документацию.
Подготовительные работы перед снятием
Перед проведением демонтажа необходимо произвести ряд подготовительных мер:
- Ремонт выполняется только после полного остывания двигателя. Антифриз в системе охлаждения находится в разогретом состоянии, может нанести ожоги.
- Подготовить набор инструментов — пассатижи, тара на 5 литров, тонкий шланг диаметром 10 мм и длиной 1,5 метра, ключ № 12.
- Удалить с поверхности двигателя и прилегающих узлов грязь. Посторонние предметы при попадании в систему охлаждения могут нанести непоправимый вред двигателю.
Демонтаж и установка
Процесс замены выглядит так:
- Удалить защитный пластик ДВС.
- Для безопасности необходимо закрыть ремень генератора непромокаемой тканью или полиэтиленом. Антифриз вызывает проскальзывание ремней на шкивах.
- Открутить крышку расширительного бачка. Это необходимо для стравливания давления в системе.
- Ослабить хомут и отсоединить патрубок для слива жидкости из системы. Затем на его место установить заранее подготовленный сливной шланг.
- Дождаться слива антифриза. Дополнительно можно запустить мотор на 10—15 секунд для того, чтобы помпа выгнала жидкость из системы.
- Отсоединить входящий патрубок.
- Демонтировать элемент с посадочного места.
Монтаж нового узла производится в обратной последовательности.
После окончания работ необходимо проконтролировать работу системы охлаждения. В магистралях могут образоваться воздушные пробки, которые необходимо выгнать и долить антифриз в бачок.
До достижения температуры двигателя 87° патрубки радиатора должны быть холодными. После 87° патрубки и радиатор должны нагреться. Для полного контроля необходимо убедиться в том, что вентилятор охлаждения включается на нужной температуре.
Видео
На видео наглядно показан весь процесс замены термостата «Chevrolet Lacetti».
Как заменить термостат?
Замена термостата на Лачетти 1.6 на более «горячий»
1. Общие сведения.
Немного теории на тему замену термостата.
Автомобильный термостат – один из элементов системы охлаждения двигателя и служит для поддержания оптимального теплового баланса двигателя. В закрытом положении термостата охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу (внутри блока двигателя). При открывании термостат направляет часть или весь поток охлаждающей жидкости в радиатор для более интенсивного охлаждения.
Штатный термостат Лачетти имеет температуру начала открытия 85..87°C и полностью открывается при 102°C. Температура включения вентилятора 97°C. Радиатор достаточно большой, поэтому эффективность охлаждения даже при частично открытом термостате довольно хорошая. Кроме того, термостат установлен на выходе из головки блока цилиндров, где температура охлаждающей жидкости выше средней (измеряемой датчиком температуры) примерно на 5°C. В итоге мы имеем температуру двигателя в движении 78-82°C и 94°C максимум при стоянке. По сравнению с другими автомобилями, температура двигателя приблизительно на 5°C ниже.
Пониженная температура двигателя главным образом влияет на расход топлива, т.к. ЭБУ готовит более богатую смесь, а также на интенсивность отопления салона и нагарообразование.
С целью устранения этих проблем штатный термостат (87°C) был заменен на более «горячий» термостат, с температурой открытия 92°C. Такая переделка не изменяет допустимый и конструктивный тепловой режим двигателя.
Хочу обратить внимание, что все переделки только на свой «страх и риск»! Все это может вызвать проблемы с гарантией при обращении к дилеру. Также может привести к перегреву двигателя и/или более частому включению вентилятора в жарких регионах.
Какой итог такой замены? В салоне теплее, быстрее прогревается (в случае с герметичным термостатом), расход топлива немного ниже (~ на 1 л/100 км), свечи лучше самоочищаются. На трассе при -15°C температура держится в пределах 85-86°C, по городу 88-90. Летом в средней полосе перегревы, при исправной в целом системе охлаждения, не встречались.
Цена полного комплекта для замены составляет порядка 1 000 р. Если же у Вас уже разборный алюминиевый корпус, то замена термоэлемента обойдется всего порядка 150 р. (exist.ru)
2. Возможные варианты и компоненты.
На Лачетти ставятся два вида корпусов термостатов: пластмассовый (96460002) не разборный и алюминиевый (96835286) разборный (в комплекте со штатным термоэлементом). Поэтому, в случае с неразборным корпусом его лучше всего заменить штатным разборным аналогом, с заменой чувствительного элемента на более горячий.
Для справки размеры родного пластикового неразборного корпуса (померено Alspav):
межцентровое расстояние между крепежными отверстиями 75 мм,
наружный диаметр патрубка, входящего внутрь головки блока двигателя 39 мм,
длина от фланца до торца ее же 18мм
диаметр большого патрубка на радиатор 35 мм,
диаметр маленького патрубка на подогрев дроссельной заслонки 10 мм,
угол между патрубками 60-70 градусов.
2.1. Варианты повторного использования штатного пластикового корпуса.
Для желающих сэкономить, существует возможность использования «неразборного» корпуса, если его аккуратно разобрать ножом и молоточком на две половинки. Корпус склеен «в замок» достаточно твердым, но эластичным составом (см. фото, PKM). Затем, очистив пазы от остатков компаунда, можно ставить новый термостат и клеить заново
Вариант 1 (Alspav).
Повторно корпус можно собрать на стяжных шайбах и болтах или стянуть подходящим хомутом, промазав соединение герметиком. Реализация на фото.
Вариант 2 (PKM).
Родной термостат с новым термоэлементом можно склеить. Новый термоэлемент посадил на прокладочный силиконовый герметик (~50 р.) и штатное резиновое кольцо, сверху по краю тоже нанес «валик» герметика. Смешал двухкомпонентный эпоксидный клей (100 р.), добавил наполнитель для эластичности (порошковый герметик для систем охлаждения, ~50 р.). Быстро (время «жизни» состава около 4 минут) заполнил пазы в основании и крышке корпуса так, чтобы при сжатии выступило немного наружу, сжал обе половинки сначала руками, потом заранее изготовленными скобами (сделаны за 10 мин. из подручного хлама). Излишки клея снаружи удалил. Сегодня проверил — держится прочно. Корпус герметичен. При установке думаю оставить «технологические» скобы — для душевного спокойствия. J
2.2. Вариант разборного корпуса.
Преимущество разборного корпуса в большей надежности, легкости повторной замены термоэлемента, а, главное, в легкой возможности возврата к штатному варианту в случае обращения в сервис.
Как уже отмечалось выше, лучше всего использовать штатный алюминиевый разборный корпус 96835286 (в комплекте со штатным термоэлементом) в котором просто поменять чувствительный элемент (Фото Альфио, GanZa). В этом случае надо запастись новыми болтами, старые болты не подойдут из-за «шайбы» под головкой:
Но возможны и другие варианты, правда при этом понадобится еще и замена верхнего шланга радиатора. Подходит толстый шланг от ВАЗ-2101 (Z-образной формы). Это необходимо из-за отличного угла расположения выходного патрубка на разборном корпусе по сравнению с оригинальным.
В качестве разборного корпуса можно использовать следующий набор:
1. Переходник (корпус) — код 96130992
2. Крышка термостата — код 96180615
3. Уплотнительная резинка термостата — код 90096383, 94580530
Вариант 2 (Jewel).
Алюминиевый корпус термостата 96407677 для AVEO с возможностью замены термоэлемента.
2.3. Термостаты – чувствительные элементы.
Наиболее подходящий вариант термоэлемента — VERNET 4898.92J на 92°С от Опелей. Этот термостат не имеет перепускного отверстия, что ускоряет прогрев двигателя.
Также возможно использование «бездырочного» термоэлемента ENP00764 на 92°C, но качество работы не на высоте(находка РКМ).
Третий вариант (хуже) — термостат Wahler 3017.92D2 с перепускным отверстием.
На нижних фото показан вариант глушения отверстия проволокой (Alex48). Проволока должна быть достаточно жесткая, диаметром около 2 мм, конец сточен напильником наполовину сечения, т.к. отверстия там только половина. Проволока держится под пружиной. Возможная коррозия из-за неподходящего материала проволоки. От дырки проволока должна обязательно иметь изгиб наружу, чтоб не препятствовать ходу элемента термостата. Изгиб должен быть таким, чтоб при открытии термостата проволока не уходила никуда ни в сторону, ни вперед-назад.
Также могут быть использованы такие «бездырочные» термоэлементы:
— Dello 01-3013380052-A с гравировкой 92-107С (в невзрачной маленькой коробочке без надписей);
— Quinton Hazell QTH118 — на 92С
Если решились на замену – необходимо запастись ключом-трубочкой на 12. Можно использовать обычные головки, но крайне не удобно.
3. Сборка нового термостата.
(разборный корпус, термоэлемент Wahler 3017.92D2)
Установочный комплект с разборным алюминиевым корпусом (на фото НЕ штатный корпус):
Крышка термостата код 961 806 15
Переходник код 961 309 92
(Или для штатный корпус в сборе 96835286)
Термостат с резинкой (см. п. 2.3 выше)
Шланг радиатора от ВАЗ-2101 (не нужен для штатного разборного корпуса)
Болты М8х25 (болты от пластикового корпуса не подойдут!)
Термостат внутри
Переходник вставляется в крышку как родной, уплотнительная резинка термостата код 90096383 94580530 и прижимается при этом
И вот всё готово для установки
Шайбочки подобрал. Они располагаются между крышкой и переходником.
4. Установка нового термостата на автомобиль.
Все работы рекомендуется проводить на холодном двигателе!!! Как в целях собственной безопасности, а так же из-за возможности сорвать резьбу на горячем двигателе.
(На фото показан уже новый разборный корпус, но сути процесса это не меняет.) Итак приступим.
Снимаем кожух двигателя чтобы не мешался.
Подготавливаем баклажку для слива ОЖ и шланг диаметром примерно 10 мм.
Ремень привода генератора прикрываем полиэтиленовым пакетом чтоб не облить и подкладываем тряпочку для впитывания пролившейся ОЖ.
Открываем крышку бачка ОЖ для сброса давления в системе.
Пассатижами сжимаем усики хомута тонкого отводящего патрубка и снимаем его почти до конца.
Берем приготовленный шланг для слива, быстро снимаем совсем отводящий тонкий патрубок и вместо него одеваем шланг. Немного пролитой ОЖ впитывается в приготовленную тряпку. ОЖ стекает в приготовленную баклажку. Убираем пакет и тряпку. Чтоб слить побольше ОЖ (1,5-2 л ), которая может мешать, заводим двигатель и даем ему поработать секунд 20.
На большом патрубке также сжимаем усики хомута и сдвигаем его вверх по патрубку, что б не мешал. Снимаем патрубок с термостата.
Головкой на 12 (еще лучше Г образным трубчатым ключом) отворачиваем 2 болта крепящие термостат.
Болты сидят очень туго (сломал 2 китайских головки, вороток, удлинитель). Обратно затягивать с таким усилием не надо, иначе просто сорвете резьбу. Трудность откручивания объясняется конструкцией болта. Затягивается слабо, но открутить трудно.
Как видим уплотнительное кольцо осталось в месте посадки термостата. Если оно свежее, можно его не трогать. Но если движок не новый, то наверняка потребуется. Одна идет вместе с термостатом, профиль квадратный, надевается на сам термостат, вторая круглая.
Далее берем новый собранный комплект и прикручиваем его на место.
Болты можно использовать старые или заменить их винты M8х25 с внутренним шестигранником — показалось так удобнее их крутить шестигранником, чем трубкой (прим. РКМ).
Надеваем патрубки и хомуты.
Штатный толстый шланг не одевается на корпус нового термостата из-за немного другого угла поворота его штуцера — используем толстый шланг от ВАЗ-2101 (навроде буквы Z). Правда все равно чуть заминается на изгиб, но это терпимо, он длиннее нашего и исходя из этого, с ним намного проще возиться и приспособить под наши нужды.
Вот как все выглядит в собранном виде
Еще раз проверяем, не забыли ли чего надеть, закрутить, затянуть и т.п. Заливаем ОЖ в бачок. Жидкость надо заливать ~ на 1 см выше уровня MAX, потом воздух выходит и уровень становится в норме. Заводим двигатель, проверяем не течет ли где. Если все нормально, то ставим на место кожух двигателя, радуемся и в путь.
5. ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Выходит ли тепловой режим двигателя за расчетные пределы?
Нет. Замена термостата поднимает лишь нижнюю температурную границу (85-86°C против 78-82°C). Верхняя же граница определяется моментом включения вентилятора на радиаторе, он остается неизменным — 98°C. Да, «горячий» термостат открыт будет меньше, чем штатный, но из-за большого радиатора это почти никак не скажется на интенсивности охлаждения. Все это подтверждается наблюдениями людей, которые уже сделали такую замену.
Кроме того, летом, обычно, всегда включен кондиционер, а следовательно и вентилятор на радиаторе. Т.е. температура будет постоянно держаться ниже 98°C. Некоторая недостаточность охлаждения может наблюдаться лишь в очень жарких регионах.
2. Надо ли менять масло на более вязкое в связи с заменой термостата?
Исходя из того, что температурный режим двигателя не выходит за расчетные пределы, нет видимых причин для такой замены.
3. Есть интересный факт — после выключения двигателя температура ОЖ поднимается до 10°C. Не опасно ли это при замене термостата?
Нет. Такое же повышение температуры наблюдается и со штатным термостатом (до 108°C). Дело в том, что работе двигателя детали двигателя (цилиндры, корпус) в любом случае имееют более высокую температуру, чем ОЖ. После остановки двигателя и прекращении процесса воспламенения и циркуляции ОЖ, температура деталей двигателя и ОЖ выравнивается. Отсюда и резкое увеличение температуры ОЖ. С «горячим» термостатом происходит тоже самое и в тех же температурных пределах. Это подтверждается наблюдениями людей, которые уже сделали такую замену.
Но даже температура в 115°C не является запредельной. Это предельная, но рабочая температура двигателя.
При этом есть некоторые рекомендации, для тех, кого такое положение дел все же беспокоит. Не следует выключать двигатель на температуре 97-98°C. (Значение температуры можно отследить только по бортовому компьютеру). Лучше дождаться пока отработает вентилятор и снизит температуру ОЖ. Или просто включить кондиционер, что также вызовет включение вентилятора на радиаторе.
4. Почему указатель температуры на приборной панеле постоянно стоит чуть левее средней риски? Термостат и датчик температуры не исправны?
Этот вопрос надо адресовать разработчикам, которые сделали такой интересный алгоритм работы указателя. Положение стрелки не меняется от 78°C до >100°C. По некоторой не точной информации перегрев (125°C) все же показывается. Точное значение температуры можно отследить лишь по бортовому компьютеру.
Как проверить термостат в «Шевроле-Лачетти»
К сожалению, есть только один верный, «дедовский» способ проверки данного элемента. Для этого нужно демонтировать термостат «Лачетти» и “сварить”. Нам понадобится пустая емкость объемом не менее полутора литров. Заполняем емкость водой и помещаем туда наш термостат. Нужно чтобы вода закипела. В это время мы наблюдаем за движением клапана. Последний должен открыться. Если этого не произошло, значит, на «Лачетти» термостат неисправен. Ремонту данная деталь не подлежит, поэтому ее нужно только менять.
Требуемые инструменты
Для того, чтобы замена термостата на Lacetti с двигателем на 1.6 литра прошла успешно, требуются инструменты приведенные в таблице ниже.
Таблица — Инструменты и материалы необходимые для замены термостата.
Проверка термостата
Для того, чтобы проверить работоспособность термостата, необходимо следовать инструкции, которая приведена ниже.
- Демонтировать терморегулятор с Лачетти.
- Налить в кастрюлю воды.
- Положить в емкость термостат.
- Начать нагрев. При этом требуется контролировать температуру при помощи, например, мультиметра с термопарой.
- При достижении 85-87 градусов заслонка начнет открываться. Когда мультиметр покажет 102°С должно произойти полное раскрытие клапана терморегулятора.
Проконтролировать исправное состояние термостата возможно и без его демонтажа с автомобиля. Для этого необходимо проверить температуру патрубков. Основным недостатком данного.метода является низкая его точность, в результате чего можно неправильно определить виновника в неисправности системы охлаждения.
Чем опасна поломка?
Куда более опасна ситуация, когда клапан заклинил и больше не открывается. В таком случае жидкость быстро перегревается. Соответственно, мотор закипает. Чтобы не навредить двигателю и сохранить геометрию головки блока, нужно срочно выполнить замену термостата в «Шевроле-Лачетти». Отметим, что клапан может заклинить в разном положении. Он может и быть полуоткрытым. В такой ситуации машина плохо нагревается, растет расход топлива, печка перестает нормально обогревать.
Что далее?
Нужно открыть крышку расширительного бачка. Так мы выровняем давление в системе с атмосферным. С помощью плоскогубцев прижимаем усики хомута патрубка системы охлаждения двигателя, который отводит антифриз. Он самый тонкий среди остальных и расположен в правой части двигателя по ходу движения авто. Нужно ослабить его, но не снимать полностью. Далее готовим наш полутораметровый шланг. На место данного патрубка быстро устанавливаем его, а второй конец опускаем в подготовленную емкость.
Ждем, пока из блока двигателя сольется жидкость. Такую же операцию затем проделываем и с большим патрубком. Затем отсоединяем его полностью. На следующем этапе берем Г-образный ключ на 12 (если такого нет под рукой, можно воспользоваться и обычной головкой) и выкручиваем два болта, которые крепят термостат к блоку. Будьте готовы, что для откручивания придется приложить некоторые усилия, так как крепежи могут прикипеть. Допустимо использовать рычаг. Важно при этом не разорвать сами болты. Если уплотнительное кольцо в нормальном состоянии, его можно оставить. Если есть повреждения, лучше заменить на новое. Также на новый термостат надевается квадратный уплотнитель. Круглый же должен идти к блоку цилиндров двигателя.
После этого монтируем термостат в обратном порядке. Не стоит сильно зажимать болты. Резьба устроена таким образом, чтобы при откручивании гайки шли туже. Поэтому заворачиваем их ключом с усилием одной руки, без дополнительного рычага.
Далее заливаем в расширительный бачок нашу жидкость и запускаем двигатель. Не стоит удивляться, что уровень оказался выше максимума – в системе могла образоваться воздушная пробка. Она самоустранится, если двигатель поработает пару минут на холостых с открытой пробкой расширительного бачка. Глушим двигатель и закручиваем пробку. Уровень жидкости должен выровняться.
Подготовка к замене
Перед тем как заменить термостат на «Лачетти», нужно убедиться, что двигатель полностью остыл. Так как мы будем вмешиваться в систему охлаждения, можно легко обжечься. Поэтому если мотор недавно работал, выжидаем, пока он остынет. Далее нам нужна чистая емкость для слива антифриза. Сливать будем не весь, а лишь некоторую часть. Поэтому объем емкости может составлять не больше трех литров. Также нам потребуется полутораметровый шланг диаметром 10 миллиметров. В целях безопасности прикрываем полиэтиленовой пленкой или пакетом ремень генератора. Кусками ветоши застилаем места около шланга, чтобы антифриз не попал куда не нужно.
Стоимость и артикул оригинального термостата и его аналогов
На автомобиле Шевроле Лачетти применяются два вида термостатов, которые отличаются материалом корпуса. Пластиковый имеет артикул 96835286 и обладает ценой около 1600 рублей. Металлический терморегулятор имеет разборной корпус и обладает каталожными номерами 96460002 и 92062728. Его цена выше, чем у пластикового изделия и находится в пределах от 2000 до 2500 рублей.
В случае металлического термостата имеется возможность заменить только внутреннюю его начинку. Для этого потребуется:
- уплотнитель с артикульным номером 94580530;
- термоэлемент с артикулом 96143939;
- уплотнитель корпуса с каталожным номером 96143112.
Помимо оригинального термостата Шевроле Лачетти имеется возможность приобрести аналоги от сторонних производителей. Наилучшие из них приведены в таблице ниже.
Таблица — Аналоги оригинального термостата Chevrolet Lacetti.
Особенности замены термостата
Для снижения стоимости ремонта системы охлаждения имеется возможность заменить внутренние составляющие терморегулятора даже в том случае, если на Лачетти стоит термостат в пластиковом корпусе. Для этого необходимо разделить его на две половинки, заменить термоэлемент и уплотнители, а после собрать используя клей-герметик. Для повышения прочности соединения следует дополнительно зафиксировать его при помощи болтов.
Принцип действия
Работает данный термоклапан очень просто. Когда воск под воздействием горячей охлаждающей жидкости будет плавится, он начнет расширятся – его состояние будет меняться от твердого к жидкому. Когда восковой шарик расплавится и расширится полностью, будет создано давления. Под действием этого давления из металлического корпуса выдавится металлический штырь, который откроет клапан, и тем самым откроется доступ антифризу в радиатор. Когда же жидкость в радиаторе начнет остывать, воск снова примет твердое состояние, свою обычную форму, и термоклапан закроется – охлаждающая жидкость снова будет циркулировать по малому кругу.
За счет перепускного клапана жидкость может двигаться только по магистрали к радиатору. Выходной патрубок помпы соединяется с патрубком радиатора. Перепускной клапан представляет собой конструкцию из тарелки и возвратной пружины.
Таким образом, благодаря термостату автомобиль быстрее прогревается, так как клапан препятствует циркуляции холодной жидкости по большому кругу. Антифриз не попадает в радиатор и не охлаждается еще сильнее. А когда жидкость в полной мере нагрелась (до +85 и более градусов Цельсия), клапан начинает потихоньку открываться. Штатный элемент открывается при +85-87 градусах. Но ставят на «Лачетти» и термостат на 92 градуса. Обычно меняют заводской элемент на нештатный для того, чтобы машина быстрее прогревалась. Однако, как показывает практика, особой разницы в этом нет. Если заводской клапан работает нормально, не стоит менять что-либо в устройстве системы охлаждения.
Типы и характеристики
На автомобиль «Шевроле-Лачетти» могут устанавливаться два вида термостатов. Это разборный алюминиевый и неразборный пластиковый. Первый стоит немного дороже и продается в комплекте со штатным термическим элементом. Какой лучше выбрать? Отзывы говорят, что надежнее ставить алюминиевый горячий термостат на «Лачетти». Приведем некоторые характеристики термостата:
- Диаметр большого патрубка на радиатор – 35 миллиметров.
- Угол между патрубками – 60 градусов.
- Расстояние межцентровое между крепежными отверстиями – 75 миллиметров.
- Диаметр патрубка, который входит в головку блока двигателя (наружный) – 39 миллиметров.
- Длина от торца до фланца – 18 миллиметров.
- Диаметр патрубка, идущего на подогрев дроссельной заслонки двигателя – 10 миллиметров.
Заключение
Итак, мы рассмотрели, что собой представляет термостат и как произвести его замену. Термостат – крайне необходимый элемент в системе охлаждения, при неисправности которого можно запросто лишиться мотора. Поэтому следует вовремя реагировать на тревожные признаки, а также контролировать сам уровень охлаждающей жидкости.