Почему на одних машинах лючок бензобака находится слева, на других — справа, и отчего мы вообще его ищем?
Одна из публикаций моего коллеги Константина Васильева о «секретных» кнопках и функциях автомобиля заканчивалась полезным советом. Если вы не знаете или забыли, с какой стороны у вас находится лючок топливного бака, нужно просто взглянуть на щиток приборов: в большинстве автомобилей рядом с пиктограммой бензоколонки есть стрелочка, подсказывающая, где открывается бак. Меня удивило, что многие действительно не знают об этом «секрете». Ладно, а что делать, если нужно заправиться, вы забыли, где лючок бензобака, из машины не выйдешь, а стрелочки нет? Элементарный ответ на этот вопрос я дам в конце статьи. А сама загадка заставила задуматься о такой прозаической, казалось бы, вещи, как лючок бензобака. В частности, о том, почему на одних машинах он находится слева, на других — справа, и отчего мы вообще его ищем, а Костя Васильев раздает советы.
Стрелка рядом с изображением топливной колонки на приборном щитке подсказывает, с какой стороны открывается бак.
- Кто там шарит правой?
- В глубину веков
- А два еще лучше!
- Дизайн по-русски
- Проще простого
- Что представляет собой автомобильный люк?
- Каковы размеры и формы люков?
- Как открывается-закрывается люк?
- Не нарушает ли люк жесткость крыши?
- Безопасен ли люк при аварии?
- Не станет ли люк “дверью для угонщиков”?
- Может ли люк заменить кондиционер?
- Не будет ли через люк слепить солнце?
- Не станет ли с люком в салоне зимой холоднее?
- Как устанавливаются люки?
- Можно ли поставить люк самому?
- Где ставят люки?
- Сколько стоит установка?
- Кто производит люки?
- Сколько стоят люки?
- Можно ли заменить уже имеющийся люк?
- А можно совсем убрать люк?
- Какие неисправности бывают у люков?
- На машину можно поставить какой угодно понравившийся люк или тут есть понятие соответствия?
- Нет ли препятствия для установки люков для машин на гарантии?
- Можно ли заказать и поставить “родной” заводской люк?
Кто там шарит правой?
Трудно поверить, но ни автомобилисты, ни представители автокомпаний зачастую не знают точного ответа на этот вопрос. Зато сколько существует версий! Есть и смешные, и серьезные.
Иллюстрация к сравнительному тесту Renault Duster и SsangYong Actyon. Обратите внимание на расположение лючков. Автомобили одного класса, но разных школ.
Реалистичная версия: расположение горловины бака и, соответственно, его лючка зависит от направления движения в стране производителя. Нетрудно заметить, что на большинстве европейских автомобилей лючок справа, а на азиатских — слева. Это объясняется и безопасностью (заправлять бак из канистры лучше с обочины, чем с проезжей части), и удобством (дескать, так и водительскую дверь на заправке не повредишь о колонку или ее ограждение, и пары бензина не попадут в салон). Однако на многих американских машинах лючки бензобаков часто расположены именно слева – несмотря на левый руль, а об удобстве американцы пекутся едва ли меньше европейцев или азиатов. И это действительно удобно: открыть дверь машины, сделать два шага назад и вставить пистолет в бак вместо того, чтобы дважды обходить автомобиль.
Длиннобазный Cadillac Escalade – один из самых американских автомобилей, широко продающихся в других странах. Горловина бака слева.
В глубину веков
А может быть, стоит копнуть историю? Некоторые утверждают, что европейцы начали делать горловины бака справа, а азиаты слева, чтобы сэкономить место на узеньких городских улицах. В США такой проблемы якобы нет, улицы там широкие. Но почему тогда автопроизводители непостоянны в своих пристрастиях и под одной маркой выпускали и выпускают до сих пор машины и с левыми, и с правыми баками? Может быть, их, автопроизводителей, действительно обязывают так делать, чтобы выровнять очереди на топливозаправочных станциях? Нет, конечно, это разные сферы бизнеса, и заправщики не могут диктовать такие условия автостроителям.
На переднем плане — бак гоночного автомобиля Laurin&Klement 300 1923 года. Горловина справа. Может быть, это оттого, что до Второй мировой войны в Чехии было левостороннее движение?
Хорошо, а если это конструкторы стремятся выровнять вес, ставя баки то на правую, то на левую сторону? И снова нет. Во многих автомобилях топливные баки не смещены относительно продольной оси — горловины можно с равным успехом выводить и на левую, и на правую сторону. Уже давно.
Водитель классического родстера MG заправляет бак со стороны обочины (своей, британской).
Копнем еще глубже? Доберемся, так сказать, до корней традиций? И снова фиаско: на автомобилях первой половины ХХ века горловины бака делали, как заблагорассудится, – и справа, и слева, и сверху, и даже сзади. А во времена Даймлера и Бенца вовсе никаких бензоколонок не было. Помните, где Берта Бенц покупала топливо для машины мужа, когда поехала на ней проведать пожилую родственницу? В аптеках, где бензин продавался как средство от кожных болезней, и в лавках хозтоваров для чистки одежды. Где у бака горловина, было неважно.
Жена Карла Бенца Берта, позаимствовавшая у мужа машину, заезжала за бензином в аптеки и хозяйственные лавки. Первые заправки появились лишь в 1905-1907 годах в США.
А заднее расположение применяли очень долго – например, на американских дредноутах, у которых горловины бака прятались под задними номерными знаками. А в некоторых моделях Cadillac, например, скрывались под сегментами задних фонарей! Впрочем, заднее расположение горловины было не только на люксовых машинах, но и на наших советских, сугубо пролетарских Москвичах третьего поколения, выпускавшихся с 60-х по 80-е годы. И многим такое решение кажется самым удобным до сих пор. С лючком под задним номером к заправке можно подъезжать как угодно, только не передом.
В классических седанах Москвич заправочные горловины скрывались под задними номерными знаками, в универсалах и фургонах были смещены к крыльям.
А два еще лучше!
А УАЗ можно заправлять из двух колонок одновременно, если, конечно, у них достаточно длинные шланги и нет очереди, которая побьёт наглеца. Спасибо за это товарищам военным, заказавшим в свое время конструкторам машину с двумя баками (чтобы она не теряла мобильность, когда один из них пробит). Вот где традиции: такой дуализм, «двоебачие», сохраняется даже у современного, абсолютно гражданского UAZ Patriot, вызывая, правда, жаркие споры. Те, кто плохо знаком с ульяновскими машинами, путается в переключении индикации баков и их заправке и ругается на анахронизм, а уазоводы со стажем считают, что это – одна из особенностей русского вcедорожника.
В салоне современного UAZ Patriot переключаются не баки, а их индикация на приборке. И делают это кнопки, а не краник, как прежде. Но традиция налицо!
Классические Ягуары по бездорожью не ездили и не ездят и к военным никакого отношения не имеют, тем не менее на некоторых моделях марки Jaguar (например, XJ 1968-1986 гг.) также применялись раздельные топливные баки с индивидуальными заправочными горловинами. Но делалось это с той же целью – чтобы у машины (и водителя) всегда был запас топлива. И для красоты, конечно: хромированные крышки горловин, торчавшие из задних крыльев, смотрелись очень стильно. Кстати, многие дизайнеры до сих пор рассматривают крышки баков как элемент дизайна, выставляя их напоказ. Чаще всего – в спортивных автомобилях.
Классический Jaguar XJ. Автомобиль относился к классу Gran Turismo, то есть предназначался для больших путешествий, и должен был иметь хороший запас топлива «на борту».
По всему выходит, что расположение горловины бака продиктовано или традициями, или компоновкой конкретного автомобиля. Иногда традиция противоречит компоновке, и тогда на свет появляется автомобиль с непривычным расположением лючка. Все равно на его расположение покупатели смотрят в самый последний момент. Или не смотрят вообще.
Дизайн по-русски
Один из примеров антитюнинга – противогаз на горловине бензобака грузовика. Впрочем, разрезанный детский мяч смотрится здесь ничуть не лучше.
Отдельное направление подобного украшательства — средства защиты от воровства бензина. Так как в старых машинах центральных замков не было, лючки не запирались, а бензин из баков охотно сливали не только пионеры для своих мопедов, но и взрослые дядьки, причем также артельно, автолюбители стали защищать бензобаки всеми доступными способами. Самым распространенным приемом стала врезка в лючок почтового или мебельного замка. И это – скорее для самоуспокоения — практикуется до сих пор отдельными владельцами «классики». А самое смешное, что мне приходилось видеть из этой серии, – две дырки (в баке и крыле) с продетой цепью и навесным замком и шпингалет на заклепках с навесным же замком, но помельче.
Проще простого
Выполняю обещание, как узнать, где лючок бензобака, если на щитке нет стрелки, указывающей его расположение. Смотреть в зеркала заднего вида бесполезно: площади обзора для этого в большинстве случаев недостаточно. Все гораздо проще: нужно найти в потоке автомобиль вашей модели и скользнуть по нему взглядом. Если вы едете не на Lamborghini Aventador, наверняка найдете «близнеца» до заправки. Главное, вспомнить вовремя.
Есть другие варианты? Тогда предлагайте свои в комментариях. Заодно можно поразмышлять, как открыть лючок бензобака с тросиковым приводом, если он не поддается (ослабла тяга), и что делать, если лючок примерз.
Рисунок: Ричард Уэтлэнд
Назначение люка — улучшение вентиляции салона. Важно, что люк создает дополнительный приток воздуха сверху, отчего появляется новое направление для движения воздушных потоков. Таким образом, салон продувается эффективнее, что заметно, например, при езде с малой скоростью или при стоянии в пробке. Ценно, что люк дает возможность проветривать салон, не открывая боковые стекла. Это бывает просто необходимо и на сельской грунтовке — ибо в люк залетает куда меньше пыли, и на скоростной трассе, поскольку через открытый люк меньше шума, чем через опущенное окно.
Что представляет собой автомобильный люк?
Это конструкция из 2 основных рабочих элементов: крышки и рамки. Нештатный, или устанавливаемый, люк — готовое изделие в собранном виде, которое монтируется в мастерской в прорезаемое на крыше отверстие. Штатный, или заводской, люк — это встроенная в крышу система, которую собирают на производстве в процессе сборки автомобиля.
Современным развитием темы люков стали складные крыши, которые сегодня также предлагаются и в виде готовых для установки конструкций. Здесь вместо стеклянной (или металлической) крышки используются специальные наборные “жалюзи” или мягкие “тенты”.
Каковы размеры и формы люков?
Подавляющее большинство фабричных автолюков имеют прямоугольную форму. Но теоретически возможно все. Так, например, известны “глубокие” тюнинговые работы в стиле “милитари”: когда в машине сделан круглый люк на манер танкового. Размеры люков начинаются, в среднем, с 300 мм в длину и 700 — в ширину и достигают примерно 1100 на 800 мм для складных крыш.
Как открывается-закрывается люк?
Существуют 2 основных типа открывания: сдвижное и подъемное. В первом варианте крышка люка приподнимается на небольшую высоту, выходя из рамки, и сдвигается параллельно крыше машины. Во втором варианте люк открывается задним краем вверх (на манер книжки). Выделяют 2 типа такого открывания: рычажное — выталкивается вверх (как в автобусе), и винтовое: поднимается червячной передачей.
Открывание может быть пошаговым, со ступенькой в одну треть или в четверть, либо бесступенчатым. Привод бывает ручной или электрический, управляемого или с панели на рамке, или с пульта ДУ. Часто такой люк “привязывается” к центральному замку и он сам закрывается вместе с дверями и стеклами.
Не нарушает ли люк жесткость крыши?
Формально — да, поскольку врезание люка является нарушением штатной (и просчитанной) конструкции. Однако на практике его влияние не заметно: люк имеет жесткую рамку, которая замещает недостающий кусок крыши.
Безопасен ли люк при аварии?
Люк может нести опасность в случае крупных ДТП, где происходит опрокидывание автомобиля на крышу. В этом случае крышка открытого люка может быть вдавлена в салон и стать причиной травмы. Об этом, кстати, хорошо знают производители автомобилей, где ставят штатные люки. Например, в системах Pre-Safe от Mercedes и Pre-Crush-Safety от Toyota в экстренной ситуации люк автоматически закрывается.
Сложно выглядит вопрос с переворачиванием у автомобиля с мягкой складной крышей, которая сразу продавливается. В целом, по безопасности при переворачивании такой автомобиль немногим отличается от кабриолета.
Не станет ли люк “дверью для угонщиков”?
Если только теоретически, ведь даже в простых ручных люках есть система запирания, и снаружи его открыть трудно. Современные люки с электроприводом “прописываются” в блок управления сигнализацией и берутся под охрану, получают функции автозакрывания и т. д.
Может ли люк заменить кондиционер?
Нет, если речь идет о полноценной замене. Кондиционер сам “производит холод”, создавая собственный микроклимат, а люк только помогает “продувать ветерком”, никак не охлаждая воздух. Поэтому сравнивать их нельзя. Однако, если говорить о “бюджетной альтернативе”, — тогда конечно, ведь с люком лучше, чем без него.
Не будет ли через люк слепить солнце?
Практически на всех моделях крышки делаются из тонированного стекла. Кроме того, для многих зарубежных моделей уже идут в комплекте (или предлагаются отдельно) специальные шторки из мелкой светорассеивающей сетки — чтобы ездить с открытым люком и не страдать от солнца.
Не станет ли с люком в салоне зимой холоднее?
Нет. Через закрытый люк если и уходит тепло, то в мизерных количествах. Главное — чтобы исправно работала печка.
Как устанавливаются люки?
В общих чертах: в крыше автомобиля вырезается соответствующее модели люка отверстие, а затем туда устанавливается и закрепляется сам люк. Если он — с электроприводом, то делается еще и проводка.
Можно ли поставить люк самому?
Обычному автовладельцу это, скорее всего, окажется не по плечу — тут нужны инструмент и навыки таких работ. Иначе можно просто испортить машину. По этой причине лучше (и проще!) обратиться к профессионалам.
Где ставят люки?
Привезенный с собой люк поставят практически на любом автосервисе. Кроме того, во многих местах предлагают сразу люки с установкой: приехал, выбрал модель, оставил машину — и потом забрал уже с люком.
Сколько стоит установка?
Цены на работы начинаются, в среднем, от 1 200 руб. за установку механического и от 2 500 руб. — за монтаж электрического люка.
Кто производит люки?
Из числа представленных у нас на рынке производителей можно назвать таких, как Autoflex-Knott (Венгрия-Германия), Leonardo (Италия), Lux KFT (Венгрия), Galileo (Италия), Mistral (Франция), Vola (Италия), Webasto (Германия) и “Юнит-МК” (Россия).
Сколько стоят люки?
Цены на механические начинаются от 4 000 руб. за люки от зарубежных производителей и от 1 500 — за отече-ственные изделия. Электрические люки стоят от 6 000 руб. “Складные крыши” — от 20 000 руб.
Можно ли заменить уже имеющийся люк?
Можно. Такие работы почти не отличаются от установки “с нуля”. И, кстати, на сервисах такие заказы встречаются — некоторые автовладельцы меняют старые ручные люки на более современные, с электроприводом.
А можно совсем убрать люк?
Теоретически — да. Только во сколько обойдутся такие работы, ведь здесь придется заделывать отверстие в крыше или менять ее целиком, ставить новую обивку потолка?..
Какие неисправности бывают у люков?
Протекание люка и заедание при открытии-закрытии. Первое происходит, как правило, из-за износа или повреждения уплотнения между крышкой и рамкой люка либо из-за нарушения герметичности посадки рамки в крыше. Неисправность весьма неприятная: в дождь на голову падают капли, на обивке потолка появляются мутные потеки. Немало неприятностей может доставить и заедание механизма закрытия, особенно электрического, который нельзя с применением силы закрыть вручную. И может получиться просто конфуз: на улице начинается дождь, а люк не закрыть. Поэтому, если при открывании-закрывании люка появились посторонние звуки, изменилась обычная скорость хода — лучше, не откладывая, съездить в автосервис.
На машину можно поставить какой угодно понравившийся люк или тут есть понятие соответствия?
Какой угодно нельзя, но выбор есть. Суть здесь такова: каждой модели автомобиля подходит ряд моделей люков и наоборот — конкретная модель люка предназначается для ряда моделей автомобилей.
Нет ли препятствия для установки люков для машин на гарантии?
В большинстве случаев, нет. Только делать это нужно на сертифицированной дилерской станции. И тут надо быть готовым к тому, что дилер предложит свои модели люков и запросит свою цену за установку.
Можно ли заказать и поставить “родной” заводской люк?
Этот вопрос нужно выяснять конкретно с дилерами марки автомобиля. Дело в том, что штатный люк, где крышка уходит под обивку потолка, изначально требует специальной конструкции крыши, которую делают на заводе. Поэтому для того, чтоб поставить такой люк, нужно целиком менять крышу. Не все дилеры на это идут. Да и для автовладельца нет в том смысла: такие работы нарушают заводскую целостность кузова, а стоить будут весьма прилично. Поэтому при покупке новой машины стоит сразу определиться — заказывать люк или нет.
- Статьи
- Как не забыть, с какой стороны лючок бензобака?
Большинству и вопрос, и текст, ему посвященный, могут показаться странными, а то и глупыми. Однако каждый день на заправках приходится видеть несчастных страдающих людей, которые забыли, с какой стороны находится заправочная горловина у их автомобилей. Они тянут заправочные шланги через крышу, вокруг машины, а то и прямо через салон, разворачиваются, подъезжая к колонкам задом, против движения, и очень нервничают по этому поводу. Но решить эту проблему очень просто – нужно лишь знать, куда взглянуть, чтобы не выходя из машины (своей, прокатной или каршеринговой) выяснить, какой стороной подъезжать к заправочной колонке.
Так как же узнать, с какой стороны лючок бензобака?
тобы узнать, с какой стороны находится топливозаправочная горловина, нужно взглянуть на приборную панель – а именно на указатель уровня топлива. Рядом с его шкалой расположен значок заправочной колонки – а рядом с этим значком есть стрелочка, которая и указывает в сторону, на которой расположен лючок бензобака.
А если стрелочки нет?
Да, есть и коварные автомобили, в которых стрелочки рядом со значком бензоколонки нет – к примеру, Opel Astra H, Daewoo Nexia, ВАЗ-1111 Ока и многие другие.
Есть ли какие-то еще хитрости?
Статистика показывает, что обычно очереди на колонку больше для тех машин, у которых лючок бензобака находится справа. Поэтому если для вас критически важен вопрос быстрой заправки, можно выбрать автомобиль с левым расположением горловины – это большая часть японских автомобилей, а также корейские машины и некоторые модели Ford (к примеру, Fiesta).
Еще одна хитрость – покупка автомобиля с задним расположением топливозаправочной горловины – к примеру, Москвича-2140 вместо «семерки» Жигулей. На такой машине можно не только возить все что угодно, но и подъезжать к бензоколонке с какой угодно стороны: лючок бензобака у нее расположен ровно посередине кормы.