- Выполняем адаптацию
- Обучение АКПП
- Сброс адаптации на автомате
- Способы адаптации автомата под себя
- Нужно ли сбрасывать настройки двигателя
- Для чего нужна адаптация
- Чем отличается обычный и адаптивный автоматы
- Зачем нужна адаптация?
- Чем отличается обычный и адаптивный автоматы
- Для чего нужна адаптация АКПП после замены масла
- Миф про снятую клемму
- Отличия адаптивных АКПП от обычных
- Для чего нужна адаптация
- Адаптивный автомат
- Способы адаптации автомата
- Длительный
- Быстрый
- Чем отличается обычный и адаптивный автоматы
- Сброс адаптации АКПП. Будем рассматривать KIA и Hyundai
- Сброс своими руками КИА и ХЕНДАЙ
- Для чего нужна адаптация
- В чем опасность сброса коррекции на изношенной коробки?
- Сброс, калибровка и адаптация АКПП
- Сброс своими руками КИА и ХЕНДАЙ
- Как сделать адаптацию самостоятельно
- Сброс старых величин
- Через сколько ждать результат
- Возможные проблемы и пути их решения
- Обучение АКПП
- Сброс адаптации на автомате
- Способы адаптации автомата под себя
- Чем отличается обычный и адаптивный автоматы
- Через сколько адаптируется АКПП
- Через какое время адаптируется АКПП?
- Особенности адаптации в некоторых марках автомобилей
- Kia Rio 3
- Kia Rio 4
- Volkswagen Tiguan
- Mazda CX5
- Toyota Camry
- Hyundai Solaris
- Passat B5 и B6
- Другие автомобили
- Ускоренная адаптация
- Как коробка автомат делает анализ масла
- Сброс, калибровка и адаптация АКПП
- Для чего нужна адаптация
- Возможные проблемы и пути их решения
- Режимы обучения АКПП
- Длительный
- Быстрый
- Как работает алгоритм адаптации
- Сброс, калибровка и адаптация АКПП
- Чем отличается обычный и адаптивный автоматы
- На каких АКПП проводят адаптацию?
Выполняем адаптацию
А теперь посмотрим, как восстанавливается посадка и подгоняется машина «под тебя».
Самый простой и доступный метод «обнуления» предполагает следующие действия:
- Нагрейте блок питания до рабочей температуры (не менее 70 ° С). На этом этапе не выполняйте никаких дальнейших действий.
- Остановите двигатель на пять секунд и снова запустите.
- Доведите двигатель до 2500-3000 об / мин.
- Заглушите двигатель и перезапустите его.
- Нажмите педаль тормоза и по очереди введите каждую скорость.
- Подключите дилерский тестер, выполните сброс настроек (factory reset).
- Начни двигаться.
- Когда вы достигнете отметки 40 км / ч, подождите 60 секунд и остановите машину.
- Выключите зажигание, затем включите и снова запустите двигатель.
- Он увеличивает скорость до 80 км / ч и через 60 секунд плавно останавливает автомобиль.
- Заглушите двигатель, затем запустите его.
- Меняем скорость за 20 минут в диапазоне 40-80 км / ч. Некоторое время двигайтесь с постоянной скоростью.
- Проехать 5-20 км, не перегружая двигатель.
- Проверьте сальники на предмет утечек масла. Осмотрите автоматическую коробку передач на предмет наличия трансмиссионной жидкости в других местах.
- Убедитесь, что масла достаточно. Проверяйте после пробежки не менее 30 минут. Таким образом можно избежать появления пены и защитить коробку передач от повреждений.
ВАЖНО: Гарантированный результат дает использование дилерского сканера. Китайские и другие аналоги могут не полностью сбросить настройки, что приведет к некорректной работе трансмиссии. Это одна из причин, по которой эту процедуру желательно проводить в дилерских центрах. Ведь цена оригинального сканера может доходить до 500 долларов.
Есть еще одна — более простая схема восстановления посадки, включающая в себя следующие этапы:
- Включите зажигание (должна загореться лампочка на панели приборов). В этом случае запускать двигатель не требуется.
- Нажмите на акселератор как можно дальше.
- Заглушите двигатель и подождите три минуты.
- Верните ключ в замке в исходное положение и выньте его.
- Снова включите газ до упора.
- Отпустите педаль и запустите двигатель.
- Выполните шаги с 7 по 14 предыдущих инструкций.
Выделим третий способ сброса настроек, который имеет некоторые особенности:
- Прогрейте двигатель и АКПП до рабочей температуры.
- Включите зажигание, но не запускайте двигатель.
- Последовательно с интервалом в 3-4 секунды выполните 4-5 переключений автоматической коробки передач между положениями N и D.
- Снова заглушите двигатель.
- Повторите шаги с 7 по 14 из первого оператора.
Если у вас есть достаточно времени для настройки после сброса настроек, вам необходимо проехать не менее 1000 км. Этого должно быть достаточно, чтобы автоматическая коробка передач могла адаптироваться к новому режиму работы.
Обучение АКПП
Понять, как сделать адаптацию АКПП в простых случаях, возможно и при отсутствии такого опыта. Данная операция обычно проходит без неприятных последствий. Но перед этим следует сбросить прежние настройки.
Сброс адаптации на автомате
Несмотря на то, что сброс относительно прост, на разных моделях машин он может иметь свои тонкости. Если они доподлинно неизвестны автовладельцу, лучше обратиться к профессионалам для проведения данной процедуры. Нередко для этого требуется специальное оборудование, позволяющее точно определить значения, которые нужно сбросить.
Одним из самых понятных и доступных методов сброса считается этот:
- Повернуть ключ в замке зажигания на пару оборотов, не запуская мотор.
- Очень сильно нажать на газ.
- Выключить зажигание и подождать примерно три минуты.
- Поставить ключ в тоже положение и затем убрать его.
- Снова сильно надавить на педаль газа.
- Отпустить газ и запустить силовой агрегат.
Это поможет быстро удалить параметры настроек, установленные прежним владельцем авто. Также сбросить их можно с помощью дилерского диагностического сканера. Операция выполняется по следующему алгоритму:
- Запустить и прогреть двигатель до рабочей температуры.
- Выключить зажигание.
- Примерно через пять минут снова запустить мотор.
- Дождаться, когда количество оборотов дойдёт до 2500.
- Отключить зажигание.
- Примерно через секунд пять снова завести мотор.
- Нажать на тормоз и начать переключать режимы на селекторе автомата.
- Вставить сканер в диагностический разъём.
- Убрать прежние настройки автоматической коробки.
После удаления старых параметров, трансмиссию можно переобучить, исходя из пожеланий нового водителя.
Способы адаптации автомата под себя
Адаптация АКПП, выполняемая человеком, называется принудительной. Она позволяет настроить агрегат под необходимые автомобилисту параметры и особенности вождения. Это обычно помогает избавиться от медлительности автоматической трансмиссии и сделать её эксплуатацию максимально комфортной.
Опытные специалисты технических центров проводят такую работу очень быстро и уверенно. При этом учитываются все пожелания клиентов. Специалисты устанавливают на чип новое программное обеспечение. Оно обеспечивает отличный результат на долгое время.
Но некоторые автолюбители предпочитают самостоятельно адаптировать коробку под собственные нужды. При отсутствии такого опыта и необходимых знаний делать так нежелательно. Но есть достаточно простые способы, которые редко наносят автомобилю серьёзный вред. Один из них идеально подходит тем, кто желает мгновенно изменить настройки. Это делается так:
- Запустить двигатель.
- Прогреть автомат до нужной рабочей температуры.
- Выключить зажигание приблизительно на четыре секунды.
- Повторить данные операции 3 раза.
- Надавить на педаль тормоза и начать переключать ручку трансмиссии в различные положения в желаемом порядке. Так они впоследствии будут переключаться автоматически.
- Запустить силовой агрегат.
- Надавить на педаль газа.
- Проехать небольшое расстояние на авто, стараясь выдерживать постоянную скорость около 40 км/ч.
- Выключить зажигание.
- Запустить двигатель заново.
- Проехать примерно 2 километра, придерживаясь скорости около 80 км/ч.
- Заглушить силовую установку.
- Снова завести двигатель.
- Проехать примерно семь километров. Тем, кто предпочитает активное вождение и любит скорость, рекомендуется при этом использовать режим Kick-Down.
Но надёжнее и лучше не стремиться к мгновенной калибровке, а проехать на машине приблизительно 1000 километров или немного больше. За это время автоматическая трансмиссия самостоятельно подстроится под стиль вождения владельца. А, если совсем не хочется ждать, эксперты советуют обратиться в автосервис для профессионального сброса и калибровки параметров.
Нужно ли сбрасывать настройки двигателя
Считается, что вместе со сбросом настроек коробки передач такую же работу нужно проделать и для двигателя. Это заблуждение. Смазка в двигателе и трансмиссии выполняет разные функции.
В первом случае речь идет об охлаждении и смазке механизмов ЦПГ (цилиндро-поршневой группы), а во втором — об обеспечении передачи крутящего момента и переключения передач.
При этом в двигателе нет деталей, которые адаптировались бы к качеству смазочного материала. Эти настройки не выполняются в программе блока управления двигателем.
Для чего нужна адаптация
А вы знаете для чего нужна адаптация АКПП? Напишите в комментариях.
На сегодняшний день вы можете встретить не адаптивные коробки только на машинах 80 и начала 90 годов. Новые адаптированные автоматы вытеснили старые, которые не могли автоматически приспособиться к манере езды водителя.
Для чего это нужно было? Спросите вы. Автоматическая адаптация облегчает движение машины и управление ею водителем. Сидя за рулем, вы больше не почувствуете рывков при наборе скорости, если резко нажали педаль газа, а АКПП не успел перестроиться и быстро набрать передачи с первой.
- уменьшается частота переключения скоростей. Автомат не подвержен постоянному износу механических деталей;
- повышается безопасность езды по скользкому пути, грунтовым дорогам, где есть возможность завязнуть;
- уменьшение вмешательства водителя. Автомат сам понимает, когда нужно сбрасывать скорость или какой режим включать.
Внимание! Со стороны водителя бывает трудно различить важные моменты при сбросе скоростей или опасности движения на скользкой дороге. Электроника быстрее различает эти моменты и создает специальные условия, которые защищают жизнь водителя и не мешают работать в спокойном режиме АКПП, чем увеличивают ее срок службы.
Адаптированные автоматы повышают плавность езды, электроника считывает действия водителя и привыкает к нему, повторяя или заранее подготавливаясь к нужному моменту.
Адаптивные коробки имеют два режима обучения:
- адаптация в течение длительного срока. Машина должна проехать от 1 000 до 2000 километров. Настройки задаются в течении длительного времени. АКПП подстраивается под среднестатистический стиль вождения, и водитель становится одним целым с автомобилем;
- быстрая адаптация. Автомат привыкает к манере езды за короткий срок от 100 м до 2 км. АКПП подстраивается только под тот момент езду, который происходит в настоящий момент.
Старые АКПП имеют только один из режимов обучения автомата. Соответственно и тупят больше, чем современные.
Если автомат стал плохо слушаться водителя, толкаться и пинаться в тот момент времени, когда он должен плавно набрать или сбросить обороты, то проблема может быть не только в конструктивной поломке механизма, но и в «мозгах» автомата.
Такое часто случается после ремонта, в первые дни после того, как поменялось масло. Значит автомат является не адаптивным и нужно сбросить адаптацию.
Внимание! Я советую делать сброс адаптации после замены гидроплиты, покупки бывшей в употреблении АКПП или автомобиля. А также рекомендую делать эту процедуру после экстремальных нагрузок и зимнего режима езды.
Чем отличается обычный и адаптивный автоматы
Неадаптивная автоматическая трансмиссия не имеет пониженных передач. Она переходит на другую скорость только по достижении 2500 оборотов двигателя. Но на ней присутствуют кнопки повышения передачи или спортивного режима. Их включает сам водитель, когда это необходимо.
Существуют также полуадаптивные автоматы. Владельцу такой машины нужно знать, как сделать адаптацию АКПП или сбросить прежние параметры. Всё это приходится делать ему самому или обращаться в сервисный центр.
Автомат, способный к автоматической калибровке, сам выбирает нужную передачу и режим езды. Он запоминает манеру конкретного водителя и легко подстраивается под неё. Это позволяет экономить топливо или быстро разгоняться, если автомобилист привык это делать.
Зачем нужна адаптация?
Сейчас мы берем именно современные агрегаты. Из верхнего пункта мы поняли, что они адаптивны, тогда когда нужно делать, а когда нет?
- Вы меняете ATF жидкость каждые 50 – 60 000 км, тогда адаптацию можно и не делать. Свойства жидкости за такой короткий срок поменялись не сильно, и АКПП быстро настроится на новую ATF
- Не меняли масло 100 – 120 – 150 000 км. Здесь нужно обязательно делать адаптацию, причем я посоветую вам провести эту процедуру у официального дилера, у них есть специальные сканеры и программное обеспечение, они на 100% сбросят настройки.
НО для чего это делается? Все просто – старое масло, которое залито в автомате, уже потеряло свои свойства, АКПП приходится корректировать давление через соленоиды, чтобы надежно смыкать фрикционные диски, делается это для того чтобы они не проскальзывали при работе. Вы меняете масло, заливаете новое, как бы восстанавливаете работоспособность жидкости (а она является не только смазкой, но и рабочим элементом). Тогда давление на фрикционные диски будет избыточным, банально они быстрее начнут изнашиваться. ДА, АКПП через 100 км настроится на новую жидкость, но повышенный износ на этом пробеге – НЕЖЕЛАТЕЛЕН!
- Глюки трансмиссии. Бывает что коробка у вас немного «пинается» или «буксует» скажем один раз в пару недель. Возможно, она неправильно настроилась под ваш стиль езды. Нужно просто сбросить настройки, обнулить их. Возможно, проблема пройдет
В идеале адаптацию нужно делать в специализированном сервисе, либо у официального дилера. НО некоторые производители (как в нашем случае КИА и ХЕНДАЙ), оставляют лазейки, то есть все можно сделать своими руками.
Чем отличается обычный и адаптивный автоматы
А вы знаете, что у адаптивных коробок и обычных есть существенные различия? Читайте об это ниже.
Обычная АКПП не имеет никаких пониженных передач. Производитель закладывает в нее 2500 оборотов, на которых она должна переключиться на новый скоростной режим и раньше или позже достижения этого числа она не сделает переход.
На обычных коробках автомат водитель сможет найти кнопки имитаций повышенной передачи (Overdrive), спортивного режима (Sport). На адаптивных нет ничего такого. Переход с одного режима на другой исполняется по команде от компьютера, а не человека.
На полуадаптивных коробках, сброс адаптации в АКПП приходится делать самому владельцу транспортного средства. На полностью адаптивных – машина сама привыкает к манере езды. Нравится водителю экономить, то она будет делать это в любой ситуации. Если человек любит быструю езду, то автомобиль будет переключаться на высокие обороты через короткое время после старта.
Для чего нужна адаптация АКПП после замены масла
Как уже отмечалось, на современных автомобилях процесс автоматизирован и не требует участия автовладельца.
Что касается старых автомобилей, то эту работу придется делать в сервисе или своими силами.
В результате адаптации могут быть достигнуты следующие результаты:
- Стабильная и плавная работа трансмиссии.
- Уменьшите количество переключений автоматической коробки передач, которая потребляет меньше энергии и работает дольше.
- Снижается количество случаев, когда требуется вмешательство автовладельца. Автоматическая коробка передач сама решает, когда лучше снизить скорость или какой режим активировать.
- Повышает безопасность движения на скользкой или грунтовой дороге, где автомобиль чувствует себя небезопасным.
- Корректировка работы с учетом износа АКПП.
для чип-тюнинга требуется адаптация, что особенно актуально для дизельных двигателей. Это вызвано увеличением крутящего момента и, как следствие, появлением толчков при работе АКПП.
Своевременное выполнение адаптивной оптимизации позволяет избежать этих последствий.
Миф про снятую клемму
Считается, что для адаптации достаточно снять клемму с плюса. Это относится только к более старым машинам, имеющим более простую конструкцию.
В новых автомобилях используется специальная память, которая не зависит от потери мощности и сохраняет информацию даже при падении терминала.
Если этого не произойдет, автовладельцу придется перенастраивать настройки после каждого отключения электроэнергии.
Отличия адаптивных АКПП от обычных
В простой коробке передач пониженных скоростей нет. На заводе установлено 2500 об / мин, при которых устройство переключается на новую скорость. В этом случае переключение передач до или после этого параметра исключается.
Кроме того, на простых автоматических трансмиссиях часто предусмотрены ключи повышающей передачи и Sport. Первый имитирует пониженную скорость, а второй — спортивный режим.
Описанные выше функции не предусмотрены в адаптивных автоматических коробках. При переключении между режимами команда подается ЭБУ, а не водителем.
В отдельную категорию входят полуадаптивные трансмиссии. В этом случае функция сброса остается за самим владельцем автомобиля.
Если коробка передач на 100% адаптивна, автомобиль адаптируется к режиму движения и не требует дополнительных действий.
Для чего нужна адаптация
А вы знаете для чего нужна адаптация АКПП? Напишите в комментариях.
На сегодняшний день вы можете встретить не адаптивные коробки только на машинах 80 и начала 90 годов. Новые адаптированные автоматы вытеснили старые, которые не могли автоматически приспособиться к манере езды водителя.
Для чего это нужно было? Спросите вы. Автоматическая адаптация облегчает движение машины и управление ею водителем. Сидя за рулем, вы больше не почувствуете рывков при наборе скорости, если резко нажали педаль газа, а АКПП не успел перестроиться и быстро набрать передачи с первой.
- уменьшается частота переключения скоростей. Автомат не подвержен постоянному износу механических деталей;
- повышается безопасность езды по скользкому пути, грунтовым дорогам, где есть возможность завязнуть;
- уменьшение вмешательства водителя. Автомат сам понимает, когда нужно сбрасывать скорость или какой режим включать.
Внимание! Со стороны водителя бывает трудно различить важные моменты при сбросе скоростей или опасности движения на скользкой дороге. Электроника быстрее различает эти моменты и создает специальные условия, которые защищают жизнь водителя и не мешают работать в спокойном режиме АКПП, чем увеличивают ее срок службы.
Адаптированные автоматы повышают плавность езды, электроника считывает действия водителя и привыкает к нему, повторяя или заранее подготавливаясь к нужному моменту.
Адаптивные коробки имеют два режима обучения:
- адаптация в течение длительного срока. Машина должна проехать от 1 000 до 2000 километров. Настройки задаются в течении длительного времени. АКПП подстраивается под среднестатистический стиль вождения, и водитель становится одним целым с автомобилем;
- быстрая адаптация. Автомат привыкает к манере езды за короткий срок от 100 м до 2 км. АКПП подстраивается только под тот момент езду, который происходит в настоящий момент.
Старые АКПП имеют только один из режимов обучения автомата. Соответственно и тупят больше, чем современные.
Если автомат стал плохо слушаться водителя, толкаться и пинаться в тот момент времени, когда он должен плавно набрать или сбросить обороты, то проблема может быть не только в конструктивной поломке механизма, но и в «мозгах» автомата.
Такое часто случается после ремонта, в первые дни после того, как поменялось масло. Значит автомат является не адаптивным и нужно сбросить адаптацию.
Внимание! Я советую делать сброс адаптации после замены гидроплиты, покупки бывшей в употреблении АКПП или автомобиля. А также рекомендую делать эту процедуру после экстремальных нагрузок и зимнего режима езды.
Адаптивный автомат
Наверное, мне многие могут написать – постой, но сейчас же современные «автоматы», АДАПТИВНЫ! То есть они сами настраиваются по стиль вождения, скажем если вы «тошните» по городу – то и АКПП будет работать неспешно (будет экономить топливо), а вот если вы ездите резво, тогда и автомат будет способствовать быстрой езде.
Обычно на адаптацию коробки нужно примерно около 100 километров
Тогда зачем же дополнительно заморачиваться?
Вы во всем правы, сейчас действительно гидротрансформаторные коробки могут настраиваться под вас, у них заложен такой умный алгоритм. НО! Это происходит не мгновенно, а через 100 – 150 километров пути.
Способы адаптации автомата
Несмотря на то, что адаптация АКПП является автоматическим процессом, владельцы машин пытаются «обмануть» программу и выполнить процедуру своими руками. Существующие методики позволяют изменить корректировочные значения в блоках управления коробкой и мотором. Но при последующей эксплуатации в обычном режиме адаптации вернутся к старым значениям.
Длительный
Полная замена данных адаптации АКПП происходит на протяжении 200-400 км пробега (иногда встречаются данные о максимальном пробеге до 2000 км). Контроллер ведет анализ данных о времени срабатывания пакетов и корректирует давление электромагнитными клапанами.
Процесс непрерывный и протекает без вмешательства водителя.
Быстрый
Ускоренного процесса адаптации АКПП не существует, поскольку коробка постоянно меняет настройки. Контроллер записывает новые значения, ориентируясь на техническое состояние фрикционных пакетов и характеристики масла. Но переход от агрессивного стиля управления к спокойному ритму приводит к повторной адаптации блоков управления мотором, обеспечивая переключение АКПП на пониженных оборотах.
Чем отличается обычный и адаптивный автоматы
Гидромеханические коробки передач выпуска до конца 80-х гг. прошлого века не оснащались электронным блоком. Переключение осуществлялось гидравликой. Предусматривалась обратная связь с дроссельной заслонкой и датчиком разрежения во впускном коллекторе.
Введение в систему управления электроники позволило улучшить алгоритмы работы и ввести корректировку алгоритма работы пакетов фрикционов в зависимости от технического состояния АКПП.
Адаптивная автоматическая коробка, в широком смысле понимания, способна подстраиваться под манеру управления.
В рабочем процессе участвуют несколько блоков управления (например, двигателя и АКПП), учитывается скорость и угол открытия дроссельной заслонки, а также ряд других параметров. Следует понимать, что термины адаптация (коррекция) и адаптивная коробка являются разными по смыслу.


Сброс адаптации АКПП. Будем рассматривать KIA и Hyundai
Многие говорят, что адаптацию АКПП делать уже не нужно, это пережитки старых трансмиссий на 4 передачи. Отчасти я соглашусь, но только отчасти. Все же иногда делать даже полезно. Теперь все по порядку
Сброс своими руками КИА и ХЕНДАЙ
Вначале я хочу сказать, что сбрасывать адаптацию мы будем на шестиступенчатых автоматах — A6MF1 и A6GF1. НА четырехступенчатых эта инструкция может не работать.
- Очень важно прогреть АКПП до рабочей температуры (не ниже 55 градусов), для этого достаточно проехать 10 -15 км
- Выключаем всю нагрузку, кондиционер или подогревы
- Выбираем ровный участок дороги, без помех, тормозить педалью нельзя! Желательно отрезок в 3 — 4 км
- Выжимаем педаль тормоза. Теперь вам нужно 4 раза повторить определенный алгоритм. Переводим рычаг АКПП в N – нейтраль, на 3 секунды, далее в D – Drive (опять же на 3 секунды) и повторить это 4 раза. Подробнее будет на видео внизу
- После трогаемся, давя на педаль газа на 15-20%, чтобы обороты двигателя поднимались не более 2000 – 2200 оборотов
- В таком режиме вам нужно «пройти» по всем передачам, до последней шестой.
- После достижения шестой передачи, отпускаем педаль газа (не нажимая тормоз), нужно остановиться, то есть АКПП опять же должна пройти по всем передачам, только вниз до первой. Причем машина сама не остановится, на первой она так и будет ползти, тут уже ее можно остановить тормозом
- НА этом адаптация АКПП закончена
После этого процесса, АКПП на вашем КИА или ХЕНДАЙ, первое время около 50 -100 км будет работать немного по-другому, скорее всего от такого алгоритма вы отвыкли.
НА других марках, скорее всего процесс будет другой, вам нужно почитать специальную литературу, либо обратиться на специализированный форум.
Сейчас видео версия смотрим
В заключении я хочу сказать, все же правильнее ездить к официальному дилеру или специализированную СТО по вашей марки. У них есть все программное обеспечение, которое на 100% сделает сброс адаптации. И если у вас большой пробег, то я вам настоятельно рекомендую сделать эту процедуру после замены ATF жидкости. НА этом все, думаю я вам помог, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР
(22 голосов, средний: 3,95 из 5)
Для чего нужна адаптация
А вы знаете для чего нужна адаптация АКПП? Напишите в комментариях.
На сегодняшний день вы можете встретить не адаптивные коробки только на машинах 80 и начала 90 годов. Новые адаптированные автоматы вытеснили старые, которые не могли автоматически приспособиться к манере езды водителя.
Для чего это нужно было? Спросите вы. Автоматическая адаптация облегчает движение машины и управление ею водителем. Сидя за рулем, вы больше не почувствуете рывков при наборе скорости, если резко нажали педаль газа, а АКПП не успел перестроиться и быстро набрать передачи с первой.
- уменьшается частота переключения скоростей. Автомат не подвержен постоянному износу механических деталей;
- повышается безопасность езды по скользкому пути, грунтовым дорогам, где есть возможность завязнуть;
- уменьшение вмешательства водителя. Автомат сам понимает, когда нужно сбрасывать скорость или какой режим включать.
Внимание! Со стороны водителя бывает трудно различить важные моменты при сбросе скоростей или опасности движения на скользкой дороге. Электроника быстрее различает эти моменты и создает специальные условия, которые защищают жизнь водителя и не мешают работать в спокойном режиме АКПП, чем увеличивают ее срок службы.
Адаптированные автоматы повышают плавность езды, электроника считывает действия водителя и привыкает к нему, повторяя или заранее подготавливаясь к нужному моменту.
Адаптивные коробки имеют два режима обучения:
- адаптация в течение длительного срока. Машина должна проехать от 1 000 до 2000 километров. Настройки задаются в течении длительного времени. АКПП подстраивается под среднестатистический стиль вождения, и водитель становится одним целым с автомобилем;
- быстрая адаптация. Автомат привыкает к манере езды за короткий срок от 100 м до 2 км. АКПП подстраивается только под тот момент езду, который происходит в настоящий момент.
Старые АКПП имеют только один из режимов обучения автомата. Соответственно и тупят больше, чем современные.
Если автомат стал плохо слушаться водителя, толкаться и пинаться в тот момент времени, когда он должен плавно набрать или сбросить обороты, то проблема может быть не только в конструктивной поломке механизма, но и в «мозгах» автомата.
Такое часто случается после ремонта, в первые дни после того, как поменялось масло. Значит автомат является не адаптивным и нужно сбросить адаптацию.
Внимание! Я советую делать сброс адаптации после замены гидроплиты, покупки бывшей в употреблении АКПП или автомобиля. А также рекомендую делать эту процедуру после экстремальных нагрузок и зимнего режима езды.
В чем опасность сброса коррекции на изношенной коробки?
В изношенных АКПП, как правило, нормой является повышение значений давления масла для всех пар сцеплений, т.е блок управления адаптировал трансмиссию к роботу в соответствии с его состоянием.
Если поправки сброшены, давление в системе и время отклика моментов трения становятся номинальными.
В результате автовладелец начинает ощущать пробуксовку, медленно переключает передачи, и в результате сцепления изнашиваются еще быстрее.
Сброс, калибровка и адаптация АКПП
Адаптация АКПП – процесс, который происходит на современных автоматических коробках переключения передач без участия автовладельца. То есть АКПП привыкает к манере езды водителя. На старых моделях автомата адаптацию приходилось делать вручную.
Однако, если вы сделали капитальный ремонт автомату, то старую адаптацию придется скинуть, чтобы АКПП заново привыкала к водителю. О том, как это сделать и для чего вообще нужна адаптация поговорим сегодня.
Сброс своими руками КИА и ХЕНДАЙ
Вначале я хочу сказать, что сбрасывать адаптацию мы будем на шестиступенчатых автоматах — A6MF1 и A6GF1. НА четырехступенчатых эта инструкция может не работать.
- Очень важно прогреть АКПП до рабочей температуры (не ниже 55 градусов), для этого достаточно проехать 10 -15 км
- Выключаем всю нагрузку, кондиционер или подогревы
- Выбираем ровный участок дороги, без помех, тормозить педалью нельзя! Желательно отрезок в 3 — 4 км
- Выжимаем педаль тормоза. Теперь вам нужно 4 раза повторить определенный алгоритм. Переводим рычаг АКПП в N – нейтраль, на 3 секунды, далее в D – Drive (опять же на 3 секунды) и повторить это 4 раза. Подробнее будет на видео внизу
- После трогаемся, давя на педаль газа на 15-20%, чтобы обороты двигателя поднимались не более 2000 – 2200 оборотов
- В таком режиме вам нужно «пройти» по всем передачам, до последней шестой.
- После достижения шестой передачи, отпускаем педаль газа (не нажимая тормоз), нужно остановиться, то есть АКПП опять же должна пройти по всем передачам, только вниз до первой. Причем машина сама не остановится, на первой она так и будет ползти, тут уже ее можно остановить тормозом
- НА этом адаптация АКПП закончена
После этого процесса, АКПП на вашем КИА или ХЕНДАЙ, первое время около 50 -100 км будет работать немного по-другому, скорее всего от такого алгоритма вы отвыкли.
НА других марках, скорее всего процесс будет другой, вам нужно почитать специальную литературу, либо обратиться на специализированный форум.
Сейчас видео версия смотрим
В заключении я хочу сказать, все же правильнее ездить к официальному дилеру или специализированную СТО по вашей марки. У них есть все программное обеспечение, которое на 100% сделает сброс адаптации. И если у вас большой пробег, то я вам настоятельно рекомендую сделать эту процедуру после замены ATF жидкости. НА этом все, думаю я вам помог, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР
(16 голосов, средний: 4,19 из 5)
Как сделать адаптацию самостоятельно
Владелец автомобиля может удалить старые данные адаптации АКПП самостоятельно, но следует помнить о возможных негативных последствиях. Как уже говорилось выше, блок управления начнет собирать данные о работе пакетов фрикционов с последующей корректировкой давления в гидравлике.
Если записать данные до сброса адаптации и сравнить их с цифрами, занесенными в память контроллера через 300-400 км пробега, то значения будут идентичными либо разница составит около 5%.
Без последствий для АКПП можно сбросить только настройки, опирающиеся на анализ компьютером стиля езды. Например, после покупки подержанного автомобиля можно дождаться момента, когда АКПП сама подстроится под манеру езды нового владельца. Но можно ускорить процесс, сбросив значения до нуля.
https://youtube.com/watch?v=aSN2Zjl7O4M%3Ffeature%3Doembed
Сброс старых величин
Используемые на автомобилях контроллеры двигателя не сохраняют данные о стиле управления при отключении питания. Обнулить блок управления АКПП простым отсоединением батареи от бортовой сети не получится. Следует учесть, что на ряде автомобилей (например, на Skoda Octavia III поколения) требуется адаптация АКПП и привода дроссельной заслонки.
Для удаления данных из памяти необходимо (на примере Skoda Octavia III поколения):
- Запустить двигатель и удерживать автомобиль на месте нажатием на педаль тормоза.
- Перевести рычаг селектора в положение движения вперед и удержать на протяжении 3 секунд, а затем вернуть в нейтральную позицию.
- Повторить процедуру перевода и удержания рычага 5 раз, а затем пятикратно вывести рукоятку в позицию реверса (с 3-секундной паузой).
Второй способ, используемый для Skoda Octavia III поколения, предусматривает установку машины на подъемник. Селектор переводят в позицию D и имитируют разгон до 80 км/ч при нажатом на 25-30% дросселе. Педаль газа отпускают и дожидаются падения скорости до 6 км/ч. Затем необходимо на протяжении 1 минуты нажать на педаль тормоза, имитируя остановку.
Процедуру разгона и торможения повторяют 10 раз, после чего адаптация АКПП сбрасывается.


Через сколько ждать результат
После сброса настроек, касающихся стиля управления, алгоритм работы АКПП меняется сразу после повторного пуска двигателя или через 5-10 минут езды. Автомобиль может стать динамичнее, но из-за переключения на повышенных оборотах увеличится расход топлива. Если прежний владелец ездил в спортивном стиле, то возможна обратная тенденция.
Возможные проблемы и пути их решения
Сброс настроек, зависящих от манеры управления, не оказывает негативного влияния на АКПП. Но при появлении толчков при переключении необходимо провести диагностику коробки.
Не следует пытаться удалить коррекции или адаптации АКПП, касающиеся изменения давления и времени работы фрикционных пакетов.
Обучение АКПП
Понять, как сделать адаптацию АКПП в простых случаях, возможно и при отсутствии такого опыта. Данная операция обычно проходит без неприятных последствий. Но перед этим следует сбросить прежние настройки.
Сброс адаптации на автомате
Несмотря на то, что сброс относительно прост, на разных моделях машин он может иметь свои тонкости. Если они доподлинно неизвестны автовладельцу, лучше обратиться к профессионалам для проведения данной процедуры. Нередко для этого требуется специальное оборудование, позволяющее точно определить значения, которые нужно сбросить.
Одним из самых понятных и доступных методов сброса считается этот:
- Повернуть ключ в замке зажигания на пару оборотов, не запуская мотор.
- Очень сильно нажать на газ.
- Выключить зажигание и подождать примерно три минуты.
- Поставить ключ в тоже положение и затем убрать его.
- Снова сильно надавить на педаль газа.
- Отпустить газ и запустить силовой агрегат.
Это поможет быстро удалить параметры настроек, установленные прежним владельцем авто. Также сбросить их можно с помощью дилерского диагностического сканера. Операция выполняется по следующему алгоритму:
- Запустить и прогреть двигатель до рабочей температуры.
- Выключить зажигание.
- Примерно через пять минут снова запустить мотор.
- Дождаться, когда количество оборотов дойдёт до 2500.
- Отключить зажигание.
- Примерно через секунд пять снова завести мотор.
- Нажать на тормоз и начать переключать режимы на селекторе автомата.
- Вставить сканер в диагностический разъём.
- Убрать прежние настройки автоматической коробки.
После удаления старых параметров, трансмиссию можно переобучить, исходя из пожеланий нового водителя.
Способы адаптации автомата под себя
Адаптация АКПП, выполняемая человеком, называется принудительной. Она позволяет настроить агрегат под необходимые автомобилисту параметры и особенности вождения. Это обычно помогает избавиться от медлительности автоматической трансмиссии и сделать её эксплуатацию максимально комфортной.
Опытные специалисты технических центров проводят такую работу очень быстро и уверенно. При этом учитываются все пожелания клиентов. Специалисты устанавливают на чип новое программное обеспечение. Оно обеспечивает отличный результат на долгое время.
Но некоторые автолюбители предпочитают самостоятельно адаптировать коробку под собственные нужды. При отсутствии такого опыта и необходимых знаний делать так нежелательно. Но есть достаточно простые способы, которые редко наносят автомобилю серьёзный вред. Один из них идеально подходит тем, кто желает мгновенно изменить настройки. Это делается так:
- Запустить двигатель.
- Прогреть автомат до нужной рабочей температуры.
- Выключить зажигание приблизительно на четыре секунды.
- Повторить данные операции 3 раза.
- Надавить на педаль тормоза и начать переключать ручку трансмиссии в различные положения в желаемом порядке. Так они впоследствии будут переключаться автоматически.
- Запустить силовой агрегат.
- Надавить на педаль газа.
- Проехать небольшое расстояние на авто, стараясь выдерживать постоянную скорость около 40 км/ч.
- Выключить зажигание.
- Запустить двигатель заново.
- Проехать примерно 2 километра, придерживаясь скорости около 80 км/ч.
- Заглушить силовую установку.
- Снова завести двигатель.
- Проехать примерно семь километров. Тем, кто предпочитает активное вождение и любит скорость, рекомендуется при этом использовать режим Kick-Down.
Но надёжнее и лучше не стремиться к мгновенной калибровке, а проехать на машине приблизительно 1000 километров или немного больше. За это время автоматическая трансмиссия самостоятельно подстроится под стиль вождения владельца. А, если совсем не хочется ждать, эксперты советуют обратиться в автосервис для профессионального сброса и калибровки параметров.
Чем отличается обычный и адаптивный автоматы
А вы знаете, что у адаптивных коробок и обычных есть существенные различия? Читайте об это ниже.
Обычная АКПП не имеет никаких пониженных передач. Производитель закладывает в нее 2500 оборотов, на которых она должна переключиться на новый скоростной режим и раньше или позже достижения этого числа она не сделает переход.
На обычных коробках автомат водитель сможет найти кнопки имитаций повышенной передачи (Overdrive), спортивного режима (Sport). На адаптивных нет ничего такого. Переход с одного режима на другой исполняется по команде от компьютера, а не человека.
Через сколько адаптируется АКПП
Через какое время самостоятельно адаптируется АКПП я уже писал в блоке выше. Однако можно проводить и принудительную адаптацию. Например, отдать в сервис-центр.
Калибровка АКПП проводится на СТО. Подразумевает под собой перепрошивку «мозгов» автомата. Опытные механики перепрограммируют чип под манеру езды водителя.
Внимание! Самостоятельно не рекомендую делать перепрошивку. Хоть в интернете и есть ролики. Но, сделав хоть одну ошибку, вам придется полностью менять электронный блок устройства.
Можно откалибровать принудительно собственными руками без прошивки чипа. Следующий блок будет посвящен принудительному обучению АКПП собственными руками.
Через какое время адаптируется АКПП?
Адаптивная автоматическая трансмиссия может адаптироваться, как очень быстро, так и по прошествии некоторого времени, как говорилось выше. Это зависит от режима калибровки. Но возможна и принудительная адаптация коробки автомат данного типа. Она выполняется мастерами автосервиса или самим владельцем при наличии опыта.
Данная процедура связана с перепрошивкой электронного блока коробки. Для этого на чип устанавливается особая программа, подходящая под необходимую манеру езды. При этом осуществляется проверка работы АКПП.
ВАЖНО. Неопытным автовладельцам нежелательно делать эту операцию своими руками. Многие автомобилисты стремятся всё сделать самостоятельно, прочитав статьи в Интернете или посмотрев видео данного процесса. Но это чревато серьёзными ошибками, которые могут привести к необходимости замены дорогостоящего блока управления. Поэтому лучше обратиться на СТО, где квалифицированные специалисты выполнят эту работу качественно и без последствий.
Но существует возможность изменения настроек и без перепрошивки. Сделать это под силу и простому автолюбителю. Есть несколько способов такой калибровки.
Особенности адаптации в некоторых марках автомобилей
Поскольку на автомобилях используются коробки разных моделей, то алгоритм очистки водительских адаптаций АКПП зависит от года выпуска и марки машины. Лимитов на число сбросов не существует.
Kia Rio 3
Для адаптации алгоритмов переключения необходимо:
- Прогреть АКПП до рабочей температуры (например, проехав 10-15 км).
- Выехать на пустой участок шоссе, остановиться и удерживать автомобиль тормозами.
- Перевести селектор в положение нейтрали, а затем выбрать режим движения вперед (в каждой позиции выждать 3 секунды).
- Повторить переключение из N в D с паузами 4 раза, а затем включить D и начать разгон с нажатием на педаль дросселя на 15-25%. Коробка должна выйти на высшую ступень, переключения должны происходить на 2000-2500 об/мин.
- Отпустить акселератор и затормозить двигателем до момента остановки машины.

Kia Rio 4
На Rio IV поколения алгоритм сброса водительской адаптации трансмиссии не отличается от процедуры для Rio 3. Рукоятку в положении D следует удерживать 4 секунды, а при разгоне не повышать обороты сверх планки 2200 об/мин.
https://youtube.com/watch?v=Xmwq9IL45dA%3Ffeature%3Doembed
Volkswagen Tiguan
На автомобилях Tiguan I и II поколения сброс адаптаций проводится следующим образом:
- Прогреть масло в АКПП (вне зависимости от модели) до +65⁰С, контролируя значение сканером.
- Активировать режим чтения блока управления АКПП, перейти в раздел изменения базовых регулировок 001.
- Сбросить значения и вернуться в главное меню, войти в меню регулировок с параметром 002.
- Повторить сброс и выйти из режима настройки.
- Выключить и повторно включить систему зажигания, полностью нажать и удержать в течение 5 секунд педаль акселератора.
Возможен сброс адаптации по алгоритму, приведенному выше для Skoda Octavia III поколения. Метод подходит и для Polo седан, оснащенного 1,4-литровым мотором и коробкой DSG. Может использоваться для калибровки АКПП Aisin на автомобилях Touareg I поколения.
https://youtube.com/watch?v=JrlpCazYLEU%3Ffeature%3Doembed
Mazda CX5
Для сброса водительских адаптаций АКПП необходимо:
- Прогреть масло до +60⁰С, контролируя значение сканером.
- Перевести селектор в позицию P и заглушить мотор, нажать на тормоз и повторно запустить двигатель.
- Выждать 30 секунд (при нажатой педали тормоза), перевести рычаг в положение N и остановить мотор.
- Сместить рычаг в положение ручного переключения М-, включить зажигание на 5 секунд (удерживая селектор в позиции М-).
- Убрать рычаг в позицию N, завести мотор.
- Выбрать положение М+ и удержать ручку на протяжении 5 секунд.
- Переместить рычаг в положение М- и выждать 5 секунд. При правильном сбросе мотор раскрутится до 1200 об/мин, после этого рычаг следует вернуть в положение М и выждать 10-15 секунд до начала снижения оборотов и короткого включения индикатора М1 в комбинации приборов.
https://youtube.com/watch?v=Np3nvQ6XR7c%3Ffeature%3Doembed
Toyota Camry
Для сброса адаптаций АКПП необходим сканер, который подключают к разъему OBD-II. После выбора и подтверждения данных об автомобиле и запуска мотора открывается доступ к модулю диагностики. Затем необходимо выбрать раздел настройки АКПП и удалить имеющиеся данные.
https://youtube.com/watch?v=bn_waXxXUVo%3Ffeature%3Doembed
Hyundai Solaris
Сброс водительских адаптаций АКПП на Solaris аналогичен процедуре, описанной для машины Kia Rio 3. Обороты двигателя при разгоне не должны выходить за 2200 об/мин.
Некоторые владельцы повторяют процедуру обучения 3-4 раза.

Passat B5 и B6
Для сброса настроек в коробках серии 09G необходимо:
- Запустить двигатель нажать на педаль тормоза.
- Перевести рычаг селектора в положение D на 3 секунды, вернуть в N.
- Повторить процедуру перевода и удержания рычага 5 раз, пятикратно вывести рукоятку в позицию реверса (с 3-секундной паузой).
https://youtube.com/watch?v=nhuWAJxAIYU%3Ffeature%3Doembed
Другие автомобили
Сброс адаптаций АКПП на Chevrolet Cruze проводится при включенном зажигании путем нажатия на 30 секунд на педаль газа до упора (при неработающем двигателе). После снятия ноги с педали и отключения зажигания настройки сбрасываются до заводских значений. По такой же схеме сбрасывается АКПП на Opel Astra J.
Калибровка коробки на УАЗ Патриот предусматривает 5-кратное переключение селектора по режимам N-R, N-D, D-R и R-D с удержанием машины на тормозе и паузой 2 секунды в каждой позиции. Перед началом адаптации следует прогреть масло до +30⁰С, +50⁰С и +70⁰С (т. е. нужны 3 цикла калибровки).
На KIA Ceed, Sportage и Hyundai Creta для сброса необходимо включить зажигание и нажать до упора педаль газа на 1-1,5 минуты. После снятия ноги следует отключить зажигание, повторно повернуть ключи и запустить двигатель. Можно откалибровать АКПП и по схеме, используемой на Rio III или IV поколений.





Для сброса АКПП на Opel Insignia необходимо прогреть масло до +82⁰С, а затем при работающем моторе перевести селектор 5 раз из позиции N в D (с паузой 5 секунд в каждой). После возврата ручки в положение Р необходимо выключить мотор.
https://youtube.com/watch?v=qIHxmyyafQ0%3Ffeature%3Doembed
Для очистки памяти в АКПП на BMW E39 необходимо вставить ключ в замок зажигания, резко нажать на педаль газа до срабатывания переключателя кик-дауна. Затем включить зажигание при нажатой педали и выждать 25-30 секунд. Процедура помогает сбросить настройки в коробках ZF 8HP70, 8HP45 или 8HP50, которые используются на Audi, BMW, Dodge или Range Rover.
Для обучения коробки 6T30 на Chevrolet Aveo необходимо прогреть АКПП и 3-4 раза перевести селектор по алгоритму N-D-N с паузой около 4 секунд в каждой позиции. Процедуру проводят при включенном зажигании и нажатой педали тормоза.
Для сброса датчика состояния масла и адаптаций на Peugeot 308 необходим сканер Lexia и ноутбук. Раздел инициализации автоадаптаций позволяет скорректировать алгоритм работы. Настройка АКПП на Audi A6 зависит от модели трансмиссии и поколения автомобиля (например, на части машин ставилась 6HP19 от ZF, которая сбрасывается по аналогии с коробками серии 8HP).

Сброс адаптаций АКПП не относится к обязательным процедурам при замене масла. Более того – удаление корректировок давления и времени срабатывания ускоряет износ фрикционов. Владелец может сбрасывать водительские настройки при переходе от одного режима движения к другому. Эта процедура не затрагивает работу АКПП и безвредна для трансмиссии.
https://youtube.com/watch?v=cMid0a4GMlQ%3Ffeature%3Doembed
Да, трансмиссия стала работать лучше
Да, трансмиссия не стала работать лучше
Да, трансмиссия стала работать хуже
Свой вариант, поделюсь опытом в комментариях
Сохраните статью в закладках, чтобы не потерять полезные алгоритмы.
Ускоренная адаптация
В категорию ускоренного процесса входит принудительное «обучение» автоматической трансмиссии, которое можно осуществить двумя способами.
Каждый из них требует четкого алгоритма действий и наличия профессионализма.
Судя по информации на форумах и специальных сайтах, далеко не всем автовладельцам удается найти для себя необходимую информацию и добиться оптимального результата.
Особенности методов ускоренной адаптации:
- Первый. ЭБУ мигает. Работы должны выполняться специалистами СТО с использованием специальных инструментов и оборудования.
- Согласно с. В этом случае необходимо с нуля обучить электронный блок управления движению. Для этого у вас должна быть под рукой подробная информация и инструкции по выполнению работ. Для каждой модели предусмотрены индивидуальные шаги по прогреву двигателя, выключению и включению зажигания, достижению определенной скорости, пройденного расстояния и характеристик торможения.
Ниже мы поговорим о некоторых моделях автомобилей.
Как коробка автомат делает анализ масла
АКПП не контролирует плотность или объем смазочного материала, но блок управления постоянно собирает данные об изменении качества трансмиссионной жидкости.
Информация анализируется путем сравнения данных по частоте вращения вала на въезде и на выходе из КПП (об этом мы писали выше в разделе «Что такое коррекция»).
Если этот параметр превышен выше определенного уровня, блок реагирует, и при многократном повторении он выполняет настройку. А владелец автомобиля чувствует такую проблему, как скольжение или тряска.
Обратите внимание, что адаптация CFCA — сложный процесс. Описание в виде «коррекции» лишь поверхностно описывает работу системы.
Для внесения необходимых изменений необходимо наличие целого набора событий, влияющих на ситуацию и заставляющих блок управления вносить изменения в движение соленоидов.
Последний, помимо прочего, контролирует открытие и закрытие каналов подачи масла гидроагрегата.
Отметим, что реализация адаптации с привлечением специалистов дилерского центра предполагает использование диагностического прибора.
С его помощью очищается энергонезависимая память блока управления трансмиссией, восстанавливается заводская для новой трансмиссионной жидкости и / или целых соленоидов.
Сброс, калибровка и адаптация АКПП
Адаптация АКПП – процесс, который происходит на современных автоматических коробках переключения передач без участия автовладельца. То есть АКПП привыкает к манере езды водителя. На старых моделях автомата адаптацию приходилось делать вручную.
Однако, если вы сделали капитальный ремонт автомату, то старую адаптацию придется скинуть, чтобы АКПП заново привыкала к водителю. О том, как это сделать и для чего вообще нужна адаптация поговорим сегодня.
Для чего нужна адаптация
Адаптация коробки автомат сейчас чаще всего требуется лишь старым трансмиссиям, поскольку новые способны подстраиваться под стиль вождения самостоятельно. Такие АКПП встречаются преимущественно на подержанных иномарках, выпущенных в 80-90-е годы двадцатого столетия. На современные автомобили их не ставят.
Адаптированная трансмиссия не вызывает рывков и кивков вместо набора или снижения скорости. Она быстро реагирует на действия автомобилиста и подстраивается под манеру его езды. Поэтому ездить становится безопасно и комфортно. Этот процесс имеет немало преимуществ:
- Снижение частоты переключения скоростей. Это существенно снижает износ агрегата;
- Становится безопаснее передвигаться по грунту или льду. С откалиброванной трансмиссией снижается риск увязнуть или уйти в занос;
- Комфорт водителя. Ему не приходится часто сбрасывать скорость или переключать режимы. АКПП выполняет эти действия автоматически.
ВАЖНО! Водитель, особенно неопытный, не всегда может вовремя почувствовать, когда требуется снизить скорость, или, что дорога слишком скользкая. Это может привести к опасным последствиям. Адаптированный автомат легко справляется с подобными ситуациями, обеспечивая безопасность на дороге и продлевая срок эксплуатации его составляющих.
После адаптации увеличивается плавность движения. Коробка понимает, что хочет водитель, и заранее готовится к его действиям.
У современных АКПП существует два обучающих режима:
- Длительная настройка, осуществляющаяся примерно за 1000-2000 километров пробега. За это время коробка изучает особенности езды и начинает подстраиваться под средние показатели.
- Быстрая адаптация АКПП. Она длится 100 м- 2км. За это время трансмиссия может адаптироваться лишь к манере вождения, присущей водителю в данный момент.
Большинство современных автоматов имеет два режима настройки. Но автоматические трансмиссии старого образца адаптироваться только в одном из них. Кроме того, есть коробки, вовсе неспособные к этому процессу. Поэтому зачастую они могут медленно реагировать на действия водителя.
Если АКПП стало медленнее определять то, что хочет от неё автомобилист, толкаться или пинаться, — возможно, агрегат не сломан, а просто не адаптирован. Нередко такое происходит после замены трансмиссионной жидкости или ремонта. Вероятно, нужно сбросить его настройки и откалибровать заново. Возможно, узел неадаптивен вовсе.
ВАЖНО! Опытные эксперты советуют проводить адаптацию в следующих случаях:
- После замены гидроплиты;
- При установке контрактного автомата;
- После покупки подержанного авто;
- После экстремальной езды;
- По окончании зимнего сезона.
Возможные проблемы и пути их решения
Процесс адаптации автоматической коробки передач стал реальностью благодаря установке сложной электроники, которая постоянно оптимизируется и развивается.
Эти системы предназначены для повышения надежности и безопасности водителя и пассажиров. Но именно эта особенность может быть причиной проблем.
Как правило, трудности возникают из-за блока управления, в котором программа может работать некорректно или не работают некоторые элементы.
Причиной проблем может быть короткое замыкание из-за отсутствия изоляции или повреждения корпусов, перегрев или повышенная влажность, попадание масла, пыли или колебания напряжения в бортовую сеть.
Режимы обучения АКПП
Есть два способа обучения в адаптивных контрольных точках.
Длительный
Для внесения изменений необходимо проехать 300-2000 км на машине (в зависимости от марки). На протяжении всего этого периода автоматическая коробка передач анализирует стиль вождения и подстраивается под водителя.
Всю работу выполняет блок управления АКПП, который собирает информацию, анализирует ее и только потом выполняет настройку.
Хозяину ничего делать не нужно — просто пользуйтесь транспортным средством как обычно.
Преимущество этого метода заключается в том, что он снижает нагрузку на компоненты автомобиля и делает переход более плавным.
Быстрый
Для завершения настройки требуется от 0,1 до 2 км. АКПП анализирует конкретный период работы, характерный для настоящего момента.
Применение методики актуально при резком переходе от штатного загородного режима к резкому городскому режиму.
Если такие изменения в режиме движения случаются редко, лучше всего использовать первый вариант и позволить ЭБУ самому выполнить необходимые настройки.
У старых коробок передач есть только один режим обучения, что затрудняет их «размышление» и затрудняет их использование.
Если АКПП перестает подчиняться хозяину, появляются сильные толчки, резкое падение / серия оборотов. Это явление может быть вызвано механической или программной проблемой.
Эта проблема часто возникает после завершения ремонтных работ или полной замены масла. Это означает, что машина не адаптируется и требует ручной настройки.
Как работает алгоритм адаптации
Принцип алгоритма адаптации заключается в том, что он изначально настроен на взаимодействие со смазкой трансмиссии, имеющей заводские свойства, а также с полностью работающей трансмиссией.
При ухудшении характеристик масла, износе деталей на современных АКПП работа последних корректируется. Об этом мы писали выше.
После капитального ремонта коробки или после повторной заливки смазки завод-изготовитель предусматривает принудительные настройки, сбрасывая данные до заводских настроек.
В противном случае ЭБУ будет работать со старыми настройками, основанными на предыдущем состоянии смазки и трансмиссии.
Следовательно, система исправит работу соленоидов, которые при закрытии / открытии будут двигаться с задержкой для выравнивания давления.
Сброс, калибровка и адаптация АКПП
Адаптация АКПП – процесс, который происходит на современных автоматических коробках переключения передач без участия автовладельца. То есть АКПП привыкает к манере езды водителя. На старых моделях автомата адаптацию приходилось делать вручную.
Однако, если вы сделали капитальный ремонт автомату, то старую адаптацию придется скинуть, чтобы АКПП заново привыкала к водителю. О том, как это сделать и для чего вообще нужна адаптация поговорим сегодня.
Чем отличается обычный и адаптивный автоматы
А вы знаете, что у адаптивных коробок и обычных есть существенные различия? Читайте об это ниже.
Обычная АКПП не имеет никаких пониженных передач. Производитель закладывает в нее 2500 оборотов, на которых она должна переключиться на новый скоростной режим и раньше или позже достижения этого числа она не сделает переход.
На обычных коробках автомат водитель сможет найти кнопки имитаций повышенной передачи (Overdrive), спортивного режима (Sport). На адаптивных нет ничего такого. Переход с одного режима на другой исполняется по команде от компьютера, а не человека.
На каких АКПП проводят адаптацию?
В отличие от старых автомобилей, выпущенных до начала 1990-х годов, современные автомобили оснащены адаптивными автоматическими коробками передач, которые анализируют ситуацию и адаптируются к стилю вождения.
В результате можно уменьшить количество переключений передач, уменьшить воздействие толчков и повысить безопасность движения.
Суть адаптации заключается в записи данных в разных диапазонах нагрузки в память блока управления (электронного блока) трансмиссии.
Для записи информации осуществляется многократное переключение скоростей с последующим анализом разности вращений входных-выходных валов и выбором оптимального положения с последующей фиксацией ее в памяти.
ЭБУ АКПП Ford Focus 3