Прогрев двигателя автомобиля давно знакомое всем водителям занятие. Это пришло еще с прошлого столетия, когда транспортное средство сдвигалось с места только после приобретения двигателем нужной температуры. Водитель начинает прогрев двигателя на холостых оборотах, и перед началом движения нужно подождать несколько минут, чтобы автомобиль не заглох по пути. Соответственно, время от времени с определенной регулярностью возникает вопрос о том, почему так долго греется двигатель. Расскажем об этом в этой статье.
- Причины долгого прогревания двигателя
- Неправильная работа термостата
- Воздушная пробка в системе охлаждения
- Особенности настроек электронного блока управления
- Отсутствие хорошего прогрева двигателя
- Почему долго прогревается двигатель
- Как она устроена и работает?
- Зачем вообще прогревать двигатель автомобиля?
- Причины долгого прогрева мотора
- Двигатель — дизельный
- Неисправен датчик температуры ОЖ
- Грязный радиатор печки
- Нет прогревочных оборотов
- Грязная водяная рубашка
- Воздух в системе охлаждения
- Неисправен термостат
- Низкая температура окружающего воздуха
- Шаг 1. Проверьте датчик температуры
- Шаг 3. Восстановите прогревочные обороты
- Шаг 6. Приведите в порядок термостат
- Шаг 7. Принудительно повышайте обороты при прогреве
- Шаг 8. Нагрузите мотор
- Введение
- Проблемы с эксплуатацией двигателя
- Расширительный бачок
- Поломка термостата
- Падение уровня охлаждающей жидкости
- Повреждение радиатора
- Протеки по шлангам системы охлаждения
- Датчик температуры двигателя
- Некачественный антифриз
- Профилактика поломок
- Выводы
- Почему автомобиль долго не прогревается даже в легкий мороз
- Почему печка в машине плохо греет
- Проблемы, которые можно решить самостоятельно
- Проблемы, с которыми необходимо обратиться в сервис
Причины долгого прогревания двигателя
Если температура воздуха слишком низкая, то как следствие — пониженная температура охлаждающей жидкости в радиаторе. Наипростейший способ — утеплить радиатор, подкапотное пространство, капот и двигатель. Для этого можно взять обычную фанерку или картон и вставить перед радиатором. Этот способ эффективно решает проблему остывания мотора при езде. Автоодеяла и утеплители капота помогут справиться с долгим прогревом двигателя и быстрее выйти на рабочие температуры.
Неправильная работа термостата
Термостат отвечает за направление потока охлаждающей жидкости по большому или малому кругу охлаждения. Малый круг исключает попадание антифриза или тосола в радиатор и обеспечивает его циркуляцию только внутри двигателя. В результате этого, мотор быстрее нагревается.
Только после того, как жидкость нагреется до определенной температуры, термостат срабатывает и пускает антифриз через радиатор для лучшего охлаждения. Антифриз не только охлаждает мотор во время работы, но и поддерживает заданную температуру агрегата.
Открытый термостат способствует тому, что антифриз не достигает нужной температуры зимой. Вот поэтому двигатель долго прогревается зимой. Выход: замена или ремонт термостата.
Воздушная пробка в системе охлаждения
В любой системе отопления, воздух мешает нормальному прохождению жидкости. В этом случае, необходимо найти причину возникновения воздушной пробки и устранить ее.
Особенности настроек электронного блока управления
Не такая распространенная причина долгого прогрева двигателя автомобиля — это особенность заводских настроек электронного блока управления (прошивка) или неправильная настройка во время перепрошивки (чип-тюнинга). В этом случае потребуется установка дополнительного бортового компьютера с функцией регулировки температуры включения вентилятора.
Отсутствие хорошего прогрева двигателя
Как избежать всех этих «печальных» последствий? Необходимо как следует подготовиться к зимнему сезону и устранить небольшие неисправности в автомобили. А также не лишним будет оснастить автомобиль дополнительными утепляющими аксессуарами, такими как автоодеяло или утеплители капота.
Почему долго прогревается двигатель
Чтобы выяснить и устранить причины, из-за которых долго прогревается двигатель вашего автомобиля, надо усвоить одну особенность. А именно — прогреваем мы не столько сам двигатель, сколько жидкость в системе охлаждения. Именно её температура является главным показателем, влияющим и на наш комфорт, и на расход топлива, и на стабильность работы силового агрегата. Соответственно, любые проблемы с долгим прогревом (как и с перегревом) всегда связаны с неисправностями или особенностями работы системы охлаждения.
Как она устроена и работает?
Системы охлаждения большинства автомобилей проектируются по следующему принципу:
Зачем вообще прогревать двигатель автомобиля?
Несмотря на то, что необходимость прогревать холодный двигатель давно и многократно обоснована, на этот вопрос до сих пор смотрят по-разному. Одни считают, что прогревать не надо. Другие никогда не начинают ехать, не прогревшись. Есть и третья категория автолюбителей, которые греют мотор только зимой.
В целом, если машина исправна, то двигаться она может и на непрогретом двигателе. Но, при этом:
А ещё есть мнение, что нагрузка холодного мотора немного сокращает его ресурс. Так ли это, здесь разбирать не будем. Наша задача — выяснить, почему двигатель долго прогревается, и как ускорить этот процесс.
Причины долгого прогрева мотора
Здесь рассмотрено 8 возможных причин, из-за которых мотор прогревается дольше положенного. А в некоторых случаях не достигает нормальной рабочей температуры никогда. После разбора причин и методов их вычисления среди прочих даны советы, как ускорить прогревание любого автомобильного ДВС.
Двигатель — дизельный
Если на машине установлен дизельный мотор, то он априори должен прогреваться дольше, чем бензиновый или работающий на газу. Связано это не с температурой сгорания топлива, как многие думают, а с конструктивными особенностями. Дизельные двигатели проектируются с учётом более высоких нагрузок, которым подвергается силовой агрегат из-за способа воспламенения топливовоздушной смеси. Здесь она взрывается от давления, что приводит к резкому высвобождению энергии и, как следствие, к повышенным нагрузкам. Чтобы дизель выдерживал эти нагрузки, его детали делаются более массивными, чем в бензиновых ДВС. А чем массивнее детали, тем дольше они прогреваются.
Ещё следует учитывать, что дизеля в среднем работают на более низких оборотах, чем бензиновые ДВС. А это означает, что в единицу времени в них выделяется разное количество теплоты.
Несмотря на то, что дизель в плане прогрева — это приговор, с которым придётся смириться, ускорить сей процесс, всё же, возможно. Но об этом позже.
Неисправен датчик температуры ОЖ
Это хоть и «детская» причина, но у многих и она вызывает вопросы. Когда неисправен датчик температуры ОЖ, стрелка на панели приборов упорно не хочет подниматься, и владелец автомобиля думает, что двигатель долго прогревается. На самом же деле мотор может работать в нормальных температурных режимах. Просто на панели приборов этого не видно.
Выявить неисправность температурного датчика крайне просто. Например, если печка после нескольких минут работы дует горячим воздухом, а стрелка «лежит», значит система контроля неисправна. Есть и более сложный, но точный метод. Он заключается в измерении фактической температуры ОЖ внештатными приборами. Например, мультиметром с термопарой и режимом измерения температуры. Примотайте термопару к патрубку системы охлаждения где-то между термостатом и салоном, запустите двигатель, и наблюдайте за тем, как изменяется температура. Если она достигла хотя бы 75 градусов, а на панели приборов без изменений — неисправны либо датчик, либо стрелка.
Грязный радиатор печки
Эта причина относится к случаям, когда печка долго не начинает дуть тёплым воздухом, а горячего от неё дождаться вообще невозможно. Сам же мотор может нормально прогреваться. Более того, и в радиаторе печки присутствует горячий антифриз. Но из-за того, что он засорён, отобрать и перенести это тепло в салон не получается.
Как проверить? Аналогично предыдущему — надо измерять фактическую температуру ОЖ внештатными приборами. Если мотор прогревается до 75 градусов и выше, а в салоне всё равно дубарь, с радиатором печки явно есть проблемы.
Нет прогревочных оборотов
Прогревочные обороты — это принудительное повышение оборотов холостого хода. Выполняют они три функции. Во-первых, ускоряют прогрев мотора за счёт увеличения количества теплоты, выделяемого в результате сгорания топлива за единицу времени. Во-вторых, увеличивают производительность помпы системы охлаждения, за счёт чего она быстрее прокачивает прогретый антифриз из рубашки в радиатор печки. В-третьих, прогревочные обороты способствуют увеличению производительности системы смазки — коленвал лучше раскидывает холодное масло, а маслонасос быстрее прокачивает его в верхнюю часть двигателя к ГРМ.
В карбюраторных ДВС за прогревочные обороты отвечает «подсос» — принудительное обогащение топливовоздушной смеси путём ограничения доступа воздуха в смесительную камеру карбюратора. В инжекторах за это отвечает ЭБУ, который ориентируется на датчики (ДТ, ДМРВ, ДТОЖ) и отдаёт соответствующие команды на клапан холостого хода (КХХ).
Грязная водяная рубашка
Если в электрочайнике накипь увеличивает время закипания воды для чая, то в ДВС эта проблема приводит увеличению времени прогрева охлаждающей жидкости до рабочей температуры. Отложения на стенках водяной рубашки могут снижать эффективность теплообмена на 30%. Это не только увеличивает время прогрева, но также пагубно сказывается на ресурсе мотора, так как после прогрева излишнее тепло отводится от него недостаточно хорошо и быстро.
Есть много признаков грязной водяной рубашки, главным из которых остаётся долгий прогрев. Дополнительные симптомы — дует еле тёплым печка, часто включается вентилятор радиатора, стрелка на панели приборов ведёт себя иногда неадекватно.
Воздух в системе охлаждения
Система охлаждения работает благодаря тому, что по ней постоянно циркулирует охлаждающая жидкость. Если на её пути есть воздушные пробки, циркуляция ухудшается или блокируется полностью. Чаще всего это приводит к перегреву двигателя. Тем не менее, прогреваться медленнее из-за завоздушивания системы он тоже может.
Дополнительные, но не 100-процентные, симптомы воздуха в системе — шипение, бульканье, вибрации.
Неисправен термостат
У термостата бывает две неисправности, из-за которых двигатель долго прогревается:
Проверка термостата — это отдельная большая тема. Если вкратце, то есть три способа диагностики. Не снимая термостат с машины, можно измерить и сравнить температуру малого и большого контуров системы охлаждения во время прогрева холодного двигателя. Также можно снять термостат, и увидеть наглядно, заклинило его открытым, или нет. Третий способ — «кипячение» термостата в кастрюле с градусником с целью определить точно, как он себя ведёт, и при каких температурах.
Низкая температура окружающего воздуха
Независимо от того, какой на вашей машине двигатель — бензиновый, дизельный, на газу — ускорить его прогрев можно несколькими способами.
Шаг 1. Проверьте датчик температуры
Это достаточно муторная процедура, так как находится этот радиатор глубоко под передней панелью в салоне. Чтобы до него добраться, надо, как говорится, «раскидать» полсалона. Тем не менее, эффект от такого ремонта в 99% случаев положительный. Даже если до этого всё было нормально, после чистки радиатора печки станет ещё лучше. Например, чтобы прогреть салон до комфортной температуры зимой, не надо будет включать вентилятор на всю мощность, создавая дикий шум и ветер.
Шаг 3. Восстановите прогревочные обороты
Самый простой способ удаления воздуха из системы охлаждения ДВС предусмотрен её конструкцией. Автомобиль надо установить так, чтобы заливная горловина оказалась как можно повыше. Она может быть как на расширительном бачке, так и на основном радиаторе. Далее с горловины скручивается крышка (безопаснее, когда мотор холодный), двигатель запускается, немного прогревается, и должен поработать несколько минут, включая принудительное повышение оборотов. Последнее нужно для того, чтобы увеличить эффективность помпы, и с большей вероятностью протолкнуть все воздушные пузыри к расширительному бачку. Следите за уровнем охлаждающей жидкости, доливая её при необходимости.
Когда перестанет «булькать», заглушите двигатель, и дайте ему остыть, после чего долейте антифриз до уровня и заверните крышку расширительного бачка или радиатора.
Шаг 6. Приведите в порядок термостат
Как правило, если термостат неисправен — заклинило в каком-то одном положении, открывается рано, закрывается поздно и так далее — то его можно только заменить на новый. Восстановлению данная запчасть не подлежит.
Шаг 7. Принудительно повышайте обороты при прогреве
Если прогревочные обороты есть, и они держатся достаточно долго, то этот шаг пропустите.
Шаг 8. Нагрузите мотор
Этот метод ускорения прогрева ДВС достаточно спорный, но при определённых обстоятельствах пользоваться им можно. Заключается он в том, что машина прогревается не на месте, а почти сразу же после запуска двигателя начинается движение на первой-второй передачах. Что это даст? Во-первых, чтобы ехать, вам так или иначе придётся повышать обороты. А как это ускоряет прогрев, уже сказано выше. Во-вторых, «толкание» автомобиля является нагрузкой для двигателя, что тоже ускоряет его прогрев.
Применять этот метод не стоит, если:
Что касается нагрузки, которую испытывает непрогретый двигатель при движении автомобиля на первой-второй передачах, то она не критичная. То есть, ресурс мотора из-за такой эксплуатации сколь-либо значительно не сократится.
В 90% случаев долгого прогревания двигателя виновата система охлаждения. Поэтому поиск и устранение причин надо всегда начинать с неё. Дополнительно стоит учитывать тип двигателя, современность автомобиля (более новые греются по ряду причин быстрее) и погодные условия. В тёплое время года долгий прогрев вообще проблемой не является. А вот зимой или в сырую погоду непрогретый мотор — это некомфортно, дороже по топливу, и даже опасно.
СТОЙ ХОЧУ СРАЗУ ВЫРАЗИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ТО, ЧТО ТЫ СМОТРИШЬ МОИ СТАТЬИ! ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ МЕНЯ! СПАСИБО ТЕБЕ!
Введение
Ситуация, когда двигатель не нагревается до рабочий температуры, достаточно распространена на бензиновых и дизельных авто. При этом многие автовладельцы не уделяют должного внимания или вовсе не замечают данную неисправность, особенно в теплое время года. Причина проста – водители больше боятся перегрева, а вот о последствиях езды на холодном или недостаточно прогретом двигателе знают не все. Вот и получается, если бензиновый или дизельный двигатель не выходит на рабочую температуру, стрелка указателя температуры на приборной панели не доходит до нужного показателя на шкале, ехать все равно можно. Однако следует учитывать, что износ двигателя увеличивается, растет топливный аппетит агрегата, выхлоп становится токсичным, двигатель хуже «тянет» и т.д.
Обычно проблемы, по которым не поднимается температура двигателя, становятся актуальными с наступлением холодов. Главным признаком неполадок является ухудшение работы печки. Другими словами, снижается комфорт эксплуатации ТС по причине низкой температуры в салоне, что заставляет водителя принять меры. Далее мы поговорим о том, что делать, если отмечена низкая рабочая температура двигателя, двигатель долго прогревается до рабочей температуры и т.д.
Ситуации могут быть разными, например:
Рассмотрим парочку основных и очевидных причин того, почему антифриз не хочет нагреваться в машине. Собственно из-за этого еще и печка перестает греть.
Проблемы с эксплуатацией двигателя
Всякий бывалый владелец автомобиля великолепно понимает, собственно что верная работа мотора гарантируется только при прогретом моторе. Смазка и охлаждающая жидкость обязаны истечь на собственную рабочую температуру, собственно что дозволит отстоять движок от износа. В случае если же масло заливное, это значимо усугубляет смазку подвижных частей, собственно что приводит к резвому износу мотора. Не стоит изумляться что, собственно что при подобный неверной работе, движок уже практически сквозь 100 000 км пробега востребует серьезного починки.На прохладную мотор имеет возможность потреблять большое количество горючего, в следствие этого не стоит изумляться что, собственно что зимой автомат станет «кушать» на 3-5 литра более, чем во время с июня по август эксплуатации. Куда ужаснее, в случае если по любым основаниям мотор не греется, а движок каждый день прохладный, собственно что имеет возможность проворно привести к нешуточным неисправностям, а владельцу автомобиля понадобится обращаться в обслуживание за серьезным починкой . Как раз в следствие этого в случае если вы отметили трудности с прогревом мотора, идет по стопам проводить диагностику в мастерской и ликвидировать имеющиеся поломке.
Расширительный бачок
В случае если владелец автомобиля обнаружил, собственно что движок зимой дурно разогревается, то в первую очередь надо выяснить степень охлаждающей воды в бачке расширения. В случае если антифриза и тосола там нет, то его надо выслать, дабы степень размещался меж отметками минимального количества и максимума. Инспектировать степень охлаждающей воды нужно на постоянной базе . Один в некоторое количество лет делают подмену антифриза, прочищая всю систему от загрязнений.
Часто проблемы отмечаются с самим бачком расширения на радиаторе, в котором появляются трещины или клапан в крышке перестает стравливать давление, что приводит к проблемам с охлаждением или прогревом мотора. Если вы заметили характерные подтёки красного или зелёного цвета, в зависимости от разновидности тосола, на бачке расширения, то его лучше заменить на новый, что исключит проблемы с работой двигателя.
Поломка термостата
Часто причиной медленного прогрева мотора является неисправный термостат, который заклинивает в одном положении, а помпа прогоняет охлаждающую жидкость по большому контуру, что существенно замедляет прогрев мотора. При исправном клапане системы охлаждения на холодном моторе антифриз циркулирует по малому контуру, что позволяет быстро нагревать мотор. Как только жидкость прогреется, термостат открывается, и антифриз движется по большому контуру, эффективно охлаждаясь и поддерживая температуру двигателя постоянной.
Располагается термостат внутри патрубка или в специальном распределителе системы охлаждения. Часто такой клапан забивается отложениями и его заклинивает в одном положении. Определить такую поломку можно на холодный двигатель. Машину заводят, контролируя температуру патрубков малого контура. Если они холодные, а мотор медленно прогревается, то замене подлежит термостат. Стоимость его не слишком высока, а ремонт не представляет сложности, поэтому всю работу можно выполнить самостоятельно.
Падение уровня охлаждающей жидкости
Падение уровня охлаждающей жидкости может не только привести к медленному прогреву холодного двигателя, но и в последующем вызвать перегрев мотора, после чего требуется капитальный ремонт и замена головки блока цилиндров. Автовладельцу нужно будет постоянно следить за уровнем охлаждающей жидкости, при необходимости доливая антифриз.
Интересное:
Ускоряем прогрев мотора — 3 простых совета.
В том случае, если он быстро уходит, выполнять соответствующую диагностику машины с поиском имеющихся неисправностей.
Повреждение радиатора
Медленный прогрев двигателя может отмечаться при повреждении радиатора и потери им охлаждающей жидкости. При наличии на металлических сотах многочисленных микроповреждений заметить подтёки бывает крайне сложно, поэтому определить такую поломку затруднительно. При изменении температуры антифриз меняет свою плотность и зимой в холод может начинать протекать даже через микроскопические повреждения, которые не заметны глазу.
Определить такие минимальные протечки можно по специальным присадкам, которые добавляются в охлаждающую жидкость и светятся в ультрафиолете. Мастера при диагностике автомобиля используют такие лампы, что позволяет им найти даже небольшую протечку антифриза и быстро ее устранить. При наличии многочисленных повреждений радиатора его бывает проще заменить, чем пытаться запаять, уменьшив активную площадь охлаждения.
Протеки по шлангам системы охлаждения
Если в системе охлаждения недостаточно жидкости, то могут отмечаться не только проблемы с перегревом двигателя, но и его медленный выход на рабочую температуру. Чаще всего протечки антифриза отмечаются по соединению шлангов, которые крепятся на хомуты или же перетираются на изгибах. При резких колебаниях температуры зимой такие пластиковые или прорезиненные шланги теряют свою эластичность, начинают покрываться многочисленными трещинами, из которых подтекает охлаждающая жидкость.
Если система охлаждения не герметична и вместо антифриза в нее начинает попадать воздух, то термостат или цифровой датчик начинает неправильно считывать параметры, а в блок управления двигателем поступают неверные сигналы. В итоге, двигатель сначала долго не выходит на рабочую температуру, а потом быстро перегревается. Чтобы избежать подобного необходимо постоянно проверять уровень антифриза в бачке расширения, и, если он резко падает, следует провести осмотр всей системы на предмет поиска протечек. Если они не выявлены, то машина доставляется в сервис на полную диагностику.
Датчик температуры двигателя
На современных машинах часто вместо термостата устанавливают датчики температуры охлаждающей жидкости и масла. В зависимости от полученных показателей автоматика пускает антифриз по большому и малому кругу, обеспечивая быстрый прогрев мотора и последующее поддержание оптимальной температуры двигателя. В том случае, если датчик температуры вышел из строя, то автоматика в целях предупреждения перегрева двигателя сразу же пускает антифриз по большому кругу, включая на полную мощность вентилятор.
Определить такие поломки не составит труда. Можно провести компьютерную диагностику, что позволит определить ошибки по датчикам температуры или же посмотреть как работает двигатель на холодную. Если сразу же после пуска мотора на полную мощность включается вентилятор, то это основной симптом неисправности. Необходимо заменить вышедший из строя датчик, проведя его калибровку под особенности конкретного мотора. Стоимость такого ремонта будет различаться, в зависимости от модели автомобиля.
Некачественный антифриз
Некачественный антифриз также может стать одной из причин проблем с нагревом двигателя и выходом технических жидкостей на рабочую температуру. Низкая плотность, наличие посторонних включений или свойство замерзать при температурах в минус 10-15 градусов, все это приводит к тому, что система охлаждения работает неправильно. Внутри рубашки двигателя может образовываться лед, который медленно оттаивает, что приводит к длительному прогреву двигателя.
Чтобы избежать подобных неприятностей автовладельцу необходимо будет регулярно менять охлаждающую жидкость, что выполняются через 20-30 тысяч километров пробега или каждые два года. Нужно будет регулярно осматривать на холодной машине бачок расширения и находящийся в нем антифриз. Если в жидкости появляются хлопья или она поменяла свой цвет, то необходимо выполнять замену антифриза. Такая работа не отличается особой сложностью, поэтому, даже не имея соответствующего опыта, вполне по силам выполнить ее самостоятельно.
Профилактика поломок
На первый взгляд медленный прогрев двигателя не кажется большой проблемой, поэтому многие автовладельцы даже не обращают на неё особого внимания и не обращаются в сервис. Однако, в действительности длительная работа холодного мотора приводит к его износу, появляются серьезные поломки, что существенно увеличивает затраты на ремонт автомобиля. Всех таких поломок можно было бы избежать, если бы автовладелец поддерживал надлежащее техническое состояние машины и своевременно устранял мелкие неисправности.
Профилактикой проблем с нагревом двигателя в зимнее время года является правильный уровень антифриза в системе, надёжная работа термостата и датчика температуры. Если автовладелец заметил какие-либо проблемы с нагревом и охлаждением двигателя, необходимо сразу же обращаться на СТО за проведением диагностики и ремонтом автомобиля. Чем раньше обратиться владелец авто в мастерскую, тем проще и дешевле устранить поломки и предупредить повреждение двигателя и другие неисправности, которые потребуют выполнения капитального ремонта.
Выводы
Причин медленного прогрева двигателя автомобиля зимой может быть множество. В первую очередь, это неисправности термостата и датчика температуры, недостаточный уровень охлаждающей жидкости, плохое качество антифриза. Автовладельцу, чтобы предупредить повышенный расход топлива и избежать преждевременного износа коленвала и поршневой группы, следует при проблемах с прогревом мотора сразу же обращаться в сервис за диагностикой и ремонтом автомобиля.
СПАСИБО ЗА УДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ, УДАЧИ ТЕБЕ!
#авторемонт автосервис #полезные советы для авто #советы для водителей #автолюбитель
Интересное еще здесь:
Обзор.
Не греется мотор, долго прогревается двигатель. В чем причина?.
Причина — в конструкции системы питании.
Вопрос с форума «За рулем» — мы отвечаем на них время от времени:
— Почему двигатели с непосредственным впрыском топлива плохо прогреваются?
— Коэффициент полезного действия таких моторов выше, чем с распределенным впрыском. Больше тепла от сгорания топлива идет на производство полезной механической работы и меньше уходит с тепловыми потерями в систему охлаждения. При небольших нагрузках двигатель способен работать на сильно обедненных смесях, что снижает бесполезное тепловыделение.
Но стоит дать полную нагрузку, как смесь приблизится к стехиометрической, и прогрев пойдет быстро.
Двигатели с непосредственным впрыском топлива на небольших нагрузках медленно прогреваются после холодного пуска — в условиях нашей зимы это серьезный минус. Непрогретый двигатель не работает с максимальной эффективностью (читай, не экономит топливо), плохо «греет» водителя и пассажиров, да и сам изнашивается быстрее. Особенно вредны короткие поездки зимой, когда мотор так и не успевает прогреться до рабочей температуры. В таких условиях желательно менять свечи чаще, чем рекомендует инструкция.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Почему автомобиль долго не прогревается даже в легкий мороз
Долгий прогрев двигателя, как и повышенный расход топлива — обычные явления для зимней эксплуатации авто. Но порой они, вызывая подозрения, сильно выходят за рамки нормальности. Стрелка отказывается достигать «рабочей отметки» даже после выезда из двора и нескольких светофоров, а аппетиты мотора растут, что называется, не по дням, а по часам. В чем же дело и как проблему решить? Ответы — в материале портала «АвтоВзгляд».
Градусник радостно объявил о начале зимы, провалившись ходом до −10°C и далее, и утренний прогрев и расчистка лобового стекла стали занимать куда больше времени. Декабрь, холода! Споры о необходимости «подготовки» ДВС оставим экологически грамотным европейцам — сразу перейдем к «нашему» вопросу: сколько греть? Теоретически — пока стрелка температуры не доберется до нужной отметки, а практически — пока не оторвется от нижнего положения, после чего можно медленно и аккуратно выезжать из двора. Дизельный двигатель так и вовсе «на холостую» не прогреется.
Однако с началом зимы некоторые моторы — причем не только на «тяжелом топливе», но и бензиновые — отказываются прогреваться до рабочей отметки. Кстати, о топливе: расход тоже начинает «уходить» далеко за пределы нормальных зимних показателей. И мало того, что в салоне холодно, так постоянная эксплуатация такого двигателя опасна еще и повышенным износом цилиндропоршневой группы. Одним словом, однозначно стоит задуматься.
В трех из четырех случаев подобная проблема, вне зависимости от марки и модели авто, вызвана поломкой одного узла — термостата. Фактически это простой клапан, который открывается и, соответственно, закрывается под воздействием температуры. Устройство механическое и надежное, однако от времени и низкокачественного антифриза, выпадающего осадком, клапан запросто может заклинить в одном из положений.
Так, в закрытом состоянии он постоянно «гоняет» машину в прогревочном режиме, вынуждая потреблять больше топлива, а в открытом — не дает мотору «дойти» до рабочих значений. Подстрахуем себя от лишних трат: автомобиль на горку «мордой вверх», открываем крышку расширительного бачка и газуем — так можно легко и непринужденно прогнать воздушную пробку. Ничего не изменилось? Добро пожаловать на СТО!
Термостат достаточно просто проверить на работоспособность с помощью кастрюли и конфорки. Как только вода в емкости закипает, клапан оживает. Это видно глазами, и никакого специального оборудования не требуется. А зная эту методику, можно приобрести и подержанный узел: оригинал всегда лучше «аналога», а подделок сейчас на рынке особенно много. Мастер легко заменит изношенный термостат, промоет систему и зальет новый антифриз.
Кстати, во время замены термостата, коль уж сливаем охлаждающую жидкость, стоит почистить и радиатор, чтобы не делать этого весной. Двух зайцев одним чеком, так сказать.
Почему печка в машине плохо греет
и что делать, чтобы не замёрзнуть зимой
Чаще всего автомобиль отапливается за счёт тепла двигателя. Разогретый воздух поступает в салон с помощью вентилятора. Рассказываем, почему печка может плохо греть и что с этим делать.
Проблемы, которые можно решить самостоятельно
Если печка не включается после нажатия на кнопку, то нужно проверить электрику — возможно, перегорел предохранитель. Эту проблему можно устранить самостоятельно.
Предохранители нужны для того, чтобы электрооборудование не сгорело при скачках напряжения, например при коротких замыканиях. Обычно они находятся в салоне, чаще всего за бардачком. У некоторых моделей они расположены под капотом. Информацию о конкретном автомобиле можно найти в инструкции по эксплуатации или в интернете. Схема предохранителей иногда находится на внутренней стороне защитной крышки блока, а иногда прилагается отдельно. Если схемы нет, то её можно найти в интернете.
По схеме нужно найти предохранители, которые отвечают за работу печки — их может быть несколько. Каждый предохранитель надо вытащить и осмотреть. Через прозрачный корпус будет видна металлическая нить — плавкий элемент. Если она оборвана, то предохранитель вышел из строя и его нужно заменить. Если все элементы целые, то проблема не в предохранителях.
У каждого предохранителя свой цвет, а на корпусе есть цифра — максимальная сила тока в амперах. Элемент можно взять с собой или сфотографировать, чтобы приобрести такой же.
Купить предохранители можно в любом магазине запчастей. Они часто продаются наборами — тогда нужно выбрать элемент такого же цвета и с той же цифрой на корпусе.
Новый предохранитель надо вставить на место до характерного щелчка. Затем проверьте, работает ли печка.
Если печка работает, но через короткий промежуток времени предохранитель снова сгорел, значит, есть проблема в электросистеме и нужно ехать в сервис.
Печка может дуть холодным воздухом из-за низкого уровня охлаждающей жидкости двигателя — антифриза. Если через радиатор отопителя проходит мало жидкости, он не будет разогреваться, и тогда в салон будет поступать холодный или прохладный воздух.
Проверить уровень антифриза можно самостоятельно. Жидкость находится в расширительном бачке. Он установлен под капотом. Бачки бывают двух типов — прозрачные и непрозрачные. У прозрачных бачков на боковой части есть отметка в виде полоски. Если жидкость выше этой отметки — уровень антифриза в норме, если ниже — антифриза недостаточно.
У непрозрачных бачков есть поплавок, который показывает уровень жидкости. Для проверки нужно открыть крышку бачка. Если отметка на поплавке на одном уровне с краем бачка — уровень в норме. Если она ниже — жидкость надо долить.
Проверять антифриз нужно на холодном двигателе. Для этого надо заглушить мотор и дать машине постоять несколько часов на улице. Проще всего проверять уровень антифриза после ночной стоянки.
Долить антифриз можно самостоятельно. Купить его можно в магазине запчастей, для удобства жидкости различаются по цвету. Но если в автомобиле установлен непрозрачный бачок, цвет увидеть сложно. В таком случае с выбором антифриза может помочь продавец, для этого нужно иметь с собой СТС автомобиля, где есть необходимые сведения.
Антифриз нужно залить до максимальной отметки, но переливать нельзя. После этого надо проверить, как работает печка.
На следующий день или через несколько дней нужно снова проверить уровень антифриза. Если он снизился, значит, есть утечки или жидкость попадает в двигатель, и надо обращаться в сервис.
Когда антифриза в системе слишком мало, из строя может выйти не только печка — может перегреться двигатель. Если стрелка температуры на приборной панели уходит от середины вправо, то продолжать движение нельзя. Иначе двигатель может выйти из строя. Нужно дать машине остыть и ехать в сервис или вызвать эвакуатор.
Проблемы, с которыми необходимо обратиться в сервис
Вентилятор печки обычно ломается на больших пробегах — после 120–150 тысяч километров. Отказ происходит не сразу. Сначала при работе отопителя появляются посторонние шумы. Они становятся громче на высоких оборотах печки. При появлении таких шумов нужно заменить вентилятор. Оригинальный механизм стоит дорого, но можно выбрать аналог или приобрести бывший в употреблении элемент на авторазборе.
Сложность замены вентилятора зависит от конкретной модели автомобиля. Если нет опыта таких работ, лучше обратиться в сервис.
Если произошёл обрыв проводки, то к механизмам отопителя не будет поступать питание. Найти обрыв бывает сложно, для этого иногда приходится разбирать или даже снимать торпеду — переднюю панель салона. Поэтому такие работы должен выполнять грамотный электрик.
Панель управления редко выходит из строя, но если при нажатии на кнопки нет никакой реакции, то нужно обратиться в сервис. В условиях СТО первое, что сделает мастер, — подключит заведомо исправную панель, чтобы выяснить, требуется ли замена именно этого блока.
Печка может дуть холодным воздухом, если антифриз недостаточно горячий. Это значит, что двигатель не прогревается до рабочей температуры. Тогда стрелка температуры на щитке приборов всегда будет левее середины. Такая проблема может быть связана с неисправным термостатом — этот механизм распределяет потоки охлаждающей жидкости двигателя. Нужно провести диагностику в сервисе.
Если радиатор печки забит отложениями, то через него не проходит достаточный объём антифриза. Поэтому воздух не прогревается. Обычно такие проблемы появляются у автомобилей с большим пробегом.
Радиатор можно промыть — для этого нужно обратиться в сервис. Радиатор можно промыть снаружи и изнутри. Чтобы промыть радиатор снаружи, его придётся снять. Для промывки изнутри к системе подключают специальный аппарат, который подаёт в магистраль горячее чистящее средство.
Если очистка не помогла, то радиатор придётся менять.
Если сломались заслонки, то они перекрывают подачу тёплого воздуха. Нужно обратиться в сервис и поменять механизм.
Если неисправен клапан, то горячий антифриз не поступает в контур системы отопления. Нужно обратиться в сервис и заменить механизм.
Печка может работать на нескольких скоростях. Чем выше скорость, тем больше тёплого воздуха поступает в салон. Иногда печка работает только на максимальной скорости. В таком случае ездить не очень комфортно, потому что в салоне быстро становится жарко. Проблема заключается в резисторе печки. Он отвечает за скорость вращения вентилятора и находится чаще всего рядом с вентилятором. Нужно обратиться в сервис, чтобы заменить или перепаять резистор.