- Замена клапана PCV
- Преимущества и недостатки системы вентиляции картерных газов
- Назначение, где находится
- Как проверить клапан вентиляции картерных газов?
- Неисправности системы вентиляции картера
- Назначение, принцип работы
- Как провести сборку двигателя по этапам
- Зачем требуется проводить чистку вентиляции, в которой скапливаются картерные газы
- Как почистить или заменить клапан вентиляции?
- Назначение, где находится
- Улучшение системы вентиляции картера
- Как работает система
- Устройство клапана PCV
- Целесообразность отключения ЕГР
- Для чего нужен и где находится клапан вентиляции картерных газов (КВКГ)?
- Как проверить клапан вентиляции картерных газов, коды ошибок
- Визуальный контроль
- На запущенном моторе
- Проверка на снятом клапане
- Проверка на крышке
- С помощью шарика
- Применение трубки
- С применением прибора
- Видео — Как работает и как проверить клапан PCV
- Жор масла из-за клапана вентиляции картера
- Конструкция и схема системы
- Где расположена?
- Типы (виды)
- Открытый тип
- Закрытый тип (PVC)
- Система вентиляции картера инжекторного автомобиля
- История развития и виды систем вентиляции картера
- Устройство и принцип работы клапана вентиляции картерных газов
- Принцип работы клапана в современных автомобилях
- Куда деваются газы, если клапан закрыт?
- Течь прокладок из-за клапана вентиляции картера
- Устройство системы очистки картерных газов в современных автомобилях
- Установка механической заглушки
- Как работает система вентиляции картера
- Клапан вентиляции картера PCV
- Процедура очистки вентиляции
- Для чего нужен клапан PCV
- Преимущества и недостатки
- Что будет если заглушить систему вентиляции картера
- Система вентиляции картера двигателя внутреннего сгорания. Видео
- Признаки выхода из строя, инструкция
- Откуда берутся картерные газы
Замена клапана PCV
Замена клапана PCV является, наверное, самой простой операцией в ремонте автомобиля. На многих автомобилях для его замены даже ничего не нужно, кроме нового клапана. А на таких автомобилях, как Шевроле Лачетти, может понадобится ещё и гаечный ключ, так как сам клапан PCV вкручен в клапанную крышку. На большинстве других автомобилей данный клапан просто вставляется своими штуцерами в шланги отвода картерных газов. Как, например, клапан GM94580183. За фото спасибо участнику нашего сообщества Андрею (Шевроле Реззо)
Для замены клапана, нам понадобится купить новый клапан PCV. Для Лачетти оригинал GM96495288
Собственно, замена клапана PCV состоит из четырёх простейших операций:
- Снимаем шланг с клапана PCV
- Откручиваем клапан PCV
- Закручиваем новый клапан на место
- Монтируем шланг вентиляции картера на место
Внимание! Будьте осторожны, данный клапан очень хрупкий и при откручивании или чрезмерном затягивании его резьбовая часть может отломиться от клапана PCV и остаться в клапанной крышке. Такое происходит очень часто!
Поэтому при установке клапана PCV лучше его затягивать от руки, а резьбу смазывать смазкой для поршня суппорта или хотя бы медной смазкой.
Думаю, на все основные вопросы я ответил, но если ещё есть не основные вопросы , то можно обсудить их в комментариях.
Всем Мира и ровных дорог!
По теме:
Заглушить ЕГР (EGR) или оставить?
Какой домкрат лучше
Преимущества и недостатки системы вентиляции картерных газов
Система вентиляции картерных газов постоянно видоизменялась с совершенствованием машиностроения. Современные системы вызывают часто ступор у водителей. Все начиналось с обычной трубы, которая выводилась под машину и заканчивается в современных автомобилях продвинутыми системами с маслоотделителями и клапанами разного типа. Самая современная – принудительная система закрытого типа имеет следующие преимущества:
- Сведение к минимуму выброса вредных веществ.
- Не выдавливаются сальники и прокладки за счет эффективного снижения давления внутри картера.
- Увеличивается ресурс моторного масла.
- Атмосферный воздух, пыль и влага не попадают в картер.
- Хорошая отдача двигателя.
Недостатки системы вентиляции картера.
- Замасливание впускного тракта.
- Необходимость регулярной чистки от масляного налета.
- Увеличение объема картерных газов, если есть даже небольшие отклонения в работе ДВС.
Назначение, где находится
В современных моторах, как правило, применяется мембранный клапан PCV. Конструктивно девайс состоит из корпуса и двух штуцеров. Один применяется для подачи, а второй — для отвода лишних накоплений. Также предусмотрена диафрагма (мембрана), крышка и возвратная пружина.
Пока мотор не запущен, под действием пружины клапан закрыт, благодаря мембране. При появлении разрежения диафрагма постепенно преодолевает сопротивление пружины, из-за чего часть газов направляется в коллектор.
При нажатии на газ мембрана полностью открывает доступ и лишние пары переходят во впускной коллектор.
Иными словами, мембрана находится в PCV-клапане и является одним из главных ее элементов. Благодаря ее действию, происходит перекрытие, а также полное или частичное открытие выхода.
В случае повреждения диафрагмы в цилиндрах появляются лишние газы, из-за чего ЭБУ дает приказ на повышение объема подаваемого горючего.
При работе на ХХ обеднение смеси ощущается сильно, что приводит к перебоям в работе мотора.
Как проверить клапан вентиляции картерных газов?
Чтобы проверить клапан PCV не обязательно его демонтировать. Для этого нужно:
- снять шланг, через который поступают газы от картера;
- запустить двигатель;
- штуцер клапана перекрыть пальцем.
Можно заметить, что палец присасывается к штуцеру. Если убрать палец, то можно услышать характерный щелчок. Если этого не происходит, то клапан поврежден и нуждается в ремонте или замене.
Неисправности системы вентиляции картера
На самом деле их немного.
☑В интернете много баек про неисправный клапан PCV. Что он может заклинить в открытом или закрытом положении и т.п.
Я же Вам скажу: я за 20 лет никогда не видел неисправного оригинального клапана. Всё, что с ним может случиться, это со временем его пластик пересыхает от высоких температур и клапан просто разваливается. Резьбовая часть остаётся в крышке клапанов, а остальная часть отваливается
В таком случае клапан только менять. Но менять исключительно на оригинал!
Аналоги работают некорректно. Они открываются больше положенного на холостых оборотах.
☑И вторая неисправность в системе вентиляции картера — это замерзание конденсата в трубке 2. Поэтому нельзя допускать ее прогибов, чтобы там не замерз конденсат.
Это довольно неприятная проблема.
Но опять же многие подумают, что при закупоривании льдом этой трубки, в картере бесконтрольно поднимется давление.
На самом же деле всё будет с точностью наоборот. Если трубка 2 потеряет пропускную способность, то клапан откроется полностью! И в картере будет не высокое давление, а высокое разрежение. Я это наглядно показал на видео в конце статьи.
Назначение, принцип работы
Маслоотделитель — устройство, предназначенное для отсечения масляных паров при их выходе с картера. Это необходимо для защиты впускного коллектора от засорения смазкой двигателя.
Кроме того, попадание масла в цилиндры во время работы может иметь негативные последствия для мотора: нарушается качество горючей смеси, ухудшается динамиками, снижается ресурс мотора и т. д.
Маслоотделители бывает двух типов:
- Тангенциальный (центробежный). Имеет цилиндрическую или конусную форму. На входе и выходе имеются выводы, на которые надеваются патрубки. Сверху подходит трубка от картера, а снизу пары, очищенные от масла, направляются к клапану PCV. После попадания внутрь устройства газы закручиваются по спирали. Благодаря созданию центробежной силы, частички масла оседают на стенках и возвращаются в картер двигателя внутреннего сгорания.
- Лабиринтовый. Такой вид маслоотделителя часто называется успокоителем. Его особенность состоит в замедлении движения газов, из-за чего частички масла под своей тяжестью остаются на стенках.
Отметим, что в современных моторах применяются маслоотделители комбинированного типа. Сначала ставится устройство, работающее на центробежном принципе. С его помощью происходит первичная очистка и увеличение скорости газов.
Далее пары поступают в лабиринтовый маслоотделитель (успокоитель), где завершается процесс очистки, а газы спокойно направляются к выходу.
Как провести сборку двигателя по этапам
Чтобы автомобиль смог нормально работать, важно правильно собрать двигатель.
Для этого следует ознакомиться с инструкцией по сборке:
- Заменяем все непригодные уплотнители и кольца маслоотделителя, после чего промазываем их маслом.
- Закрепляем маслоотделитель на двигательный блок, после чего затягиваем его при помощи болтов. Нижний болт закручивается руками, а не отвёрткой. При этом важно помнить, что во время закрепления уплотнения могут соскочить.
- Надеваем на маслоотделитель шланги, не забыв обязательно закрепить их новыми хомутами. Затем прокладываем их так, чтобы они были без изломов.
- На штуцерах затягиваем хомуты.
- Теперь требуется закрепить 5 болтов – если необходимо, прокладки на коллекторе заменяются.
- Вставляем назад все клапаны, после чего закручиваем их болтами. Теперь требуется аккуратно надеть коллектор на нижние болты, а затем затянуть их.
- Следующий шаг – сборка топливной магистрали. На место устанавливаются трубки щупа, прикручивается кронштейн.
- Соединяем патрубки, после чего проверяем все крепежи. Затем подключаем форсунки и систему ХХ.
https://youtube.com/watch?v=b56LvOoziU8
Теперь можно подключать АКБ, а затем проверять работу мотора.
Если автомобиль не будет работать, скорее всего, произошла ошибка в сборке ХХ.
Таким образом, чистка системы же вентиляции картерных газов — обязательное условие нормального и безопасного функционирования вашего «железного друга».
Зачем требуется проводить чистку вентиляции, в которой скапливаются картерные газы
Проведение чистки системы вентиляции картерных газов необходимо для каждого автомобиля, ведь если этого не сделать, транспортное средство не сможет нормально работать. Наверняка многие водители с наступлением зимы заметили, что во время запуска мотора при минусовой температуре происходит выдавливание сальников, что ведёт за собой вытекание масла из многих частей двигателя.
- уплотнители шлангов,
- сами шланги,
- маслозаливная горловина,
- масломерный щуп.
В каждом случае данное явление вызывает серьёзное нарушение работы мотора, поскольку отсутствие масла или его сильное вытекание во время работы автомобиля сильно усугубляет и без того неприятную ситуацию. Чтобы не вызвать поломку машины, важно знать причину вытекания механической жидкости.
Специалисты утверждают, что вытекание масла в большинстве случаев происходит в результате полного отсутствия или несвоевременной очистки вентиляции, где скапливаются картерные газы. Если чистка проводилась давно, в вентиляции скопилось большое количество грязи, отложений смолы и так далее.
Хотя этот вид чистки относится к операциям регламентных работ, проводимых в результате технического обслуживания транспортного средства, некоторые водители пренебрегают такой процедурой.
Несвоевременное очищение вентиляции, где происходит скопление картерных газов, ведёт к забиванию маслоотделителя и самой вентиляции. В итоге хозяина автомобиля ждут неприятные поломки, а также вытекание большого количества масла при минусовой температуре, ведь в холодное время года смазка замерзает, значит, вырабатываемые машиной газы не могут попасть в окружающую среду через вентиляцию.
Чтобы не усугубить работу собственного транспортного средства, рекомендуется регулярно чистить вентиляцию картера. Но как это правильно делать?
Как почистить или заменить клапан вентиляции?
Очистка клапана начинается с его демонтажа. Не стоит делать это очень жестко. Для чистки годятся любые чистящие средства. Если это аэрозоль, то она распыляется по поверхности и протирается чистой тряпкой. Если это жидкое средство, то нужно использовать ванну, в которой помещается клапан и его составляющие. Для пластиковых корпусов нельзя применять слишком агрессивные составы, которые могут повредить его. После чистки, клапан возвращается на свое место и закрепляется.
Видео по доработке системы вентиляции.
https://youtube.com/watch?v=Q3gfCHut-jQ%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque
Симптомами того, что клапан отслужил свой срок жизни, служат следующие признаки.
- Тонкий свист под капотом автомобиля.
- Плавающий холостой ход.
- Увеличение расхода масла в больших объемах.
- Снижение давления надува.
- Из масляной горловины, щупа и свечных колодцев проходит масло.
- Текут сальники.
- Из выхлопной трубы выходит темный дым.
Водители, которые сами регулярно промывают клапан, заменят его легко. На место старого клапана устанавливается новый клапан.
Поломка клапана вентиляции картерных газов напрямую влияет на качество топливной смеси. Одновременно она вызывает сопутствующие повреждения деталей двигателя. Приступать к прочистке и ремонту нужно сразу же после обнаружения неисправности. Этим предотвращается угар масла, расход топлива и износ деталей в двигателе.
Назначение, где находится
Клапан PCV — главный элемент закрытой системы вентиляции картера. Его функция состоит в регулировании давления газов путем открытия перехода к коллектору впуска и удержании разрежения на безопасном уровне.
Во время холостого хода и при торможении мотором разрешение в коллекторе достигает максимальных величин. При этом дроссель открыт совсем немного или полностью перекрыт.
Объем картерных газов небольшой, поэтому им достаточно уже имеющегося хода с небольшим сечением. В таких условиях клапан PCV втягивается, а канал закрыт.
Как только водитель нажимает на педаль акселератора, ситуация меняется. В картер выбрасывается большой объем отработавших газов, поэтому клапан полностью открывается и дает выход для лишних накоплений.
Читайте также:
Ошибка p0420/p0430, причины способы устранения на Форд Фокус, Ниссан, Тойота, Солярис, Киа, Шкода и других автомобилей
При появлении обратной вспышки, когда горящие газы пытаются проникнуть через PCV-клапан из-за повышенного давления, а не разрежения, ситуация происходит по-иному. Доступ полностью закрывается, чтобы исключить возгорание масла и горючего.
Для тех, кто не знает. Обратная вспышка – воспламенение топливной смеси в цилиндре, но, в результате не плотного закрытия впускного клапана, происходит прорыв горящей смеси в всасывающий коллектор.
Как правило, клапан рециркуляции располагается в моторном отсеке в непосредственной близости от двигателя, но точное местонахождение может несколько отличаться в зависимости от конкретной модели автомобиля, типа ДВС.
В некоторых случаях при самостоятельном демонтаже клапана ЕГР автовладельца могут поджидать некоторые сложности, так на автомобиле Тойота Королла E150 с дизелем 1.4 1ND-TV трудно добраться до одного из двух болтов крепления этого узла, а если для удобства разборки захочется снять охладитель рециркуляции, желательно частично слить охлаждающую жидкость.
На авто Opel Astra H с бензиновым мотором 1.6 Twinport искомое устройство находится сзади головки блока, и оно не подключено к системе охлаждения, но здесь для доступа к его креплениям нужно снимать аккумуляторную батарею вместе с площадкой под ней, отодвигать в сторону расширительный бачок.
EGR-клапан на Форд Фокус 2 1.8L также установлен с торца ГБЦ, он спрятан под проводами. Чтобы до него добраться, приходится демонтировать корпус воздушного фильтра с патрубком, и так как СРОГ в данном варианте имеет охлаждение, желательно сливать антифриз.
На седане Ниссан Альмера Классик QG16DE обнаружить нужное устройство вообще не составляет проблем, оно размещается на клапанной крышке движка рядом с маслозаливной горловиной.
На Шевроле Лачетти с 16-клапанным силовым агрегатом приспособление для снижения уровня окиси азота установлено сзади головки блока и легко демонтируется, но, чтобы его отсоединить, прежде необходимо снять верхнюю декоративную крышку двигателя.
На автомобиле Рено Меган-2 дизель 1,5DCI искомое ЕГР-устройство расположено в более труднодоступном месте, оно находится в моторном отсеке ближе к водителю и переднему пассажиру, под панелью стеклоочистителя почти по центру.
Чтобы его демонтировать, требуется снять воздушные патрубки, открутить три болта крепления самого клапана, отсоединить два шланга охлаждения СРОГ (предварительно слив тосол).
После открытия устройства и стравливания лишних газов PCV-клапан закрывается, и система приходит в первоначальное состояние. В переходном режиме (в момент нажатия газа) клапан всегда закрыт, что гарантирует лучшую динамику авто.
Улучшение системы вентиляции картера
Данную систему постоянно пытаются улучшить и упростить. В последствии убрали г-образный штуцер на клапанной крышке, к которому подводились газы из картера. Теперь газы циркулируют в полости двигателя и поднимаются под клапанную крышку внутри мотора.
Также встречал вопросы, как такое может быть? Как газы из картера попадут под клапанную крышку? Там что есть каналы?
Конечно есть. Вы ведь масло заливание в отверстие в клапанной крышке. И оно каким-то образом оказывается в картере.
Затем изменили подключение трубки 2. Её удлинили и подключили дальше от клапана. Это улучшило вентиляцию пространства под крышкой. Воздух из воздушного фильтра не сразу засасывается клапаном, а проходит внутри клапанной крышки, захватывая с собой больше картерных газов
Но в то же время это может увеличить расход масла при неправильном клапане PCV, так как поток воздуха больше положенного будет захватывать с собой большее количество масла.
Как работает система
Выше мы уже затрагивали принцип работы вентиляции, поэтому опишем процесс максимально кратко.
Алгоритм такой:
- Во время работы ДВС газы проходят между деталями ЦПГ.
- Внутри формируется разряжение, из-за чего открывается PCV-клапан.
- Пары ОГ, смешанные с масляными элементами, проходят через маслоотделитель.
- Очищенный поток проходит через мембрану и снова попадает в камеру сгорания, где догорает окончательно.
Благодаря такому циклу, исключается негативное действие газа на двигатель, его накопление внутри картера и дальнейшие негативные последствия.
Схема работы показана ниже.
Устройство клапана PCV
Вот мы плавно подошли и к устройству клапана PCV, чтобы наглядно посмотреть, что он не такой простой, как кажется на первый взгляд и, что там не пружинка с шариком, как многие утверждают
После снятия резьбовой части
нам становятся доступны — плунжер, затем большая пружина и дополняет это всё малая пружина
Плунжер, как видно, выполнен под конус и имеет следы выработки
Казалось бы, это и всё. Но нет. Если потрясти корпус клапана, то четко слышно, что там что-то издаёт отчётливые звуки. Разбираем дальше
И находим мы там шайбу, которая и тарахтит, когда мы трясем клапан PCV
В эту шайбу вставляется наш плунжер и на ней также видны следы работы
Вот из этого состоит клапан PCV
Целесообразность отключения ЕГР
О пользе отключения EGR в сети оставлено много положительных комментариев, но верить им безоговорочно не стоит, и прежде, чем решиться на установку заглушки клапана рециркуляции, необходимо более глубоко изучить тему.
В каких случаях глушение СРОГ чаще всего оправдано:
- автомобиль уже далеко не новый, в эксплуатации 8-10 лет и более;
- ЭСУД не отличается особой сложностью, и при ее отключении не нужно долго «колдовать» с сажевыми фильтрами и катализаторами;
- нет возможности регулярно заниматься обслуживанием СРОГ;
- бюджет не рассчитан на покупку дорогостоящих запчастей.
Автомобили последних годов выпуска реже доставляют хлопот по части излишних сажевых отложений, но на дизельные авто больше нареканий, так как СРОГ довольно быстро забивается сажей из-за неважного качества солярки на российских заправках.
Прежде чем глушить ЕГР на «свежей» машине, желательно выяснить;
- существует ли официальная прошивка на такую же модель авто с идентичным движком в более простом варианте, рассчитанная на эксплуатацию транспортного средства без системы рециркуляции (обычно Евро-2);
- дает ли какие-нибудь гарантии мастер, который будет перепрошивать блок управления;
- хватит ли сил и средств, если что-то пойдет не так, и придется снова восстанавливать EGR в совокупности с сажевым фильтром (катализатором).
Если нет на 100% хорошей прошивки ЭБУ, уже проверенной на практике, заниматься экспериментами здесь явно не стоит. Устранять последствия «кривого» перепрограммирования возьмется далеко не каждый специалист, к тому же обойтись такая работа может очень недешево.
Наивно думать, что автопроизводители потратили много энергии, средств и времени и впустую на разработку сомнительной системы, которая не так уж и значительно сокращает количество вредных выбросов оксидов азота в окружающую атмосферу, и больше не несет никакой пользы.
Модели авто, выпускаемые в течение последних пяти лет, оснащены сложной электроникой, позволяющей максимально использовать все ресурсы двигателя, добиться наибольшей экономии топлива, быстрее прогревать мотор.
Нарушение баланса в ДВС таких автомобилей должно быть как-то оправдано, и если сажа летит во впускной коллектор в большом количестве, необходимо сначала разобраться, почему это происходит. Вполне вероятно, что причиной такой беды стал «умирающий» двигатель, поэтому сначала следует провести диагностику, а затем уже решаться на отключение EGR.
На старых моделях машин все гораздо проще, здесь установка заглушки клапана рециркуляции избавляет автовладельца от лишней головной боли, хозяин машины, как говорится, «идет по пути наименьшего сопротивления, с минимальными затратами».
Но если не лениться, можно найти время и на профилактическую чистку СРОГ, она поможет продлить срок службы ЕГР. А еще неплохо бы понять, что различные самостоятельные доработки систем двигателей могут отрицательно влиять на экологию окружающей атмосферы, хотя в России об этом мало кто задумывается.
Как лучше поступить – отключить СРОГ или отремонтировать узел, это уже собственник авто решает сам, так как у каждого метода есть свои плюсы и минусы.
Ну а пользу системы вентиляции картера двигателя трудно переоценить. Благодаря ее действию, из картера выводятся лишние отработанные газы, негативно влияющие на состав масла и снижающие ресурс двигателя.
Главная задача автовладельца — контролировать работу клапана PCV, периодически чистить систему и менять вышедшие из строя элементы. При наличии необходимого инструмента и опыта сделать эту работу можно в условиях гаража.
Нашли ошибку? Пишите в комментариях.
Для чего нужен и где находится клапан вентиляции картерных газов (КВКГ)?
Клапан вентиляции картерных газов нужен для того, чтобы пропускать отработанные газы, что накапливаются в картере двигателя, обратно в камеры сгорания цилиндров через впускной коллектор. КВКГ обычно располагается во впускном коллекторе. Существует два типа вентиляции картерных газов: принудительный и непринудительный.
Как проверить клапан вентиляции картерных газов, коды ошибок
Выявить своими силами признаки неисправного клапана ЕГР без профессионального диагностического оборудования водителю бывает порой непросто, но при определенных обстоятельствах сделать это можно и без привлечения специалистов.
Существует несколько способов, как проверить клапан вентиляции картерных газов. Это можно сделать на заведенном или заглушенном моторе, со снятием или без.
Визуальный контроль
Самый простой способ — осмотреть устройство. Появление потеков масла и запотевание в местах крепления сальников свидетельствует о необходимости проверки системы вентиляции.
На запущенном моторе
Второй способ позволяет проверить исправность на заведенном двигателе.
Сделайте следующие шаги:
- Откройте крышку маслозаливной горловины.
- Заведите мотор и приложите к разъему ладонь.
При повышении давления появляются проблемы в работе системы. Так, в случае клина PCV-клапана можно увидеть сизый дым из отверстия, также появляется шипение или притягивание ладони к проему.
Аналогичный эффект проявляется при изъятии из отверстия щупа для проверки уровня масла.
Сделайте еще одну проверку:
- заведите мотор;
- погазуйте и посмотрите на поведение PCV-клапана;
- при увеличении оборотов он должен возвращаться в первоначальное положение;
- если мотор работает на холостом ходу, шток может войти внутрь;
- закройте на ХХ отверстие и посмотрите на поведение штока (должно появиться характерное клацанье).
Проверка на снятом клапане
Еще один вариант — демонтировать узел и попробовать продуть его в обоих направлениях. Если изделие исправно, воздух должен проходить только в одну сторону, а во вторую нет. Допускается только незначительное просачивание.
Выделяется и ряд других способов контроля, относящихся непосредственно к PCV-клапану.
Сделайте следующее:
- потрясите устройство — внутри должно слышаться болтание элементов;
- всосите воздух со стороны штуцера, чтобы закрыть клапан (получается не всегда).
Проверка на крышке
Распространенный способ контроля — с помощью крышки маслозаливной горловины. По результатам проверки можно делать выводы об исправности системы. Крышка откручена и просто лежит сверху.
Запустите мотор и наблюдайте за ее поведением:
- прыгает и слетает — нормальная работа системы;
- присасывается — проблемы с коллектором впуска;
- сильно подлетает — просели кольца.
В момент снятия крышка:
- слегка присасывается — норма;
- слабое присасывание и сизый дым — поломка;
- чрезмерное присасывание — нарушение герметичности клапана.
Если вылетают брызги из отверстия, это свидетельствует о необходимости капремонта.
С помощью шарика
Достаньте щуп проверки уровня масла, а на выход с помощью изоленты закрепите воздушный шар. Как вариант, наденьте его на заливное отверстие, но тогда есть опасность засасывания изделия внутрь.
Теперь заведите мотор и следите за шариком:
- немного надулся и остановился — норма;
- в течение пяти минут не увеличивается или сильно надувается — загрязнение системы.
Применение трубки
При работающем двигателе зажмите трубку, которая подходит к клапану. Если в момент нажатия появляется щелчок, устройство исправно.
С применением прибора
Еще один вариант — измерение давления с помощью манометра. Оптимальный показатель должен быть на уровне 60 мм. рт. ст. При выборе модели учитывается мощность мотора и диаметр отверстия.
В авто с вентиляционной системой необходимо отбросить трубку сапуна, а на канал внутри коллектора впуска поставить заглушку. Мотор должен работать с оптимальной нагрузкой и частотой вращения.
Другие способы:
- если приводной механизм клапана находится в пределах видимости, не снимая самого узла, нужно запустить двигатель, добавить дроссельной заслонкой оборотов и понаблюдать, перемещается ли шток с изменением нагрузки, и насколько он это делает плавно (рывков быть не должно);
- снять ЕГР, с помощью проводов и аккумулятора подать на него питание – под напряжением электромагнит должен сработать (раздастся щелчок), а шток на исправном клапане при этом переместится;
- если загорается индикатор «Чек Энджин» на щитке приборов, произвести самодиагностику электронной системы по загорающейся лампочке, а затем по двоичному коду в таблице (можно легко найти в интернете) определить ошибку;
- продиагностировать электронику, используя недорогой OBD-сканер, соединив его по беспроводной связи со смартфоном, а программу для многих моделей авто можно скачать на Play Market.
Но здесь нужно отметить, что подобные методы не гарантируют точность определения неисправности, и визуально сложно понять, насколько четко реагирует EGR на изменение оборотов мотора.
Если при подаче напряжения с аккумулятора клапан срабатывает, еще не факт, что он будет также четко функционировать, будучи включенным в состав электрической схемы автомобиля.
Закодированные ошибки, выявляемые при сканировании электронной системы управления двигателем, помогают диагносту понять, в каком направлении следует вести поиск сбоев в системе.
Если есть неполадки в СРОГ, диагностика обычно определяет следующие коды:
- P0400 – неисправность каналов ЕГР (отсутствие потоков ОГ);
- P0401 – ограниченный поток ОГ;
- P0402 – излишний поток ОГ;
- P0403 – неисправности в электрической схеме;
- P0404 – технические характеристики клапана EGR не соответствуют заданным параметрам;
- P1403 – ошибка в самом клапане ЕГР;
- P1405 — неисправность по сигналу обратной связи;
- Р1408 – поток ЕГР вышел за пределы проверки.
На автомобилях, выпускаемых до 2000 года, в основном устанавливались пневматические системы рециркуляции, и разобраться с ними было достаточно легко.
У современных авто с технически сложной ЭСУД определить причину загорания лампы Check Engine порой не могут даже некоторые специалисты, несмотря на наличие кодов ошибок, поэтому нередко автовладельцы предпочитают не обслуживать систему ЕГР, а отключать ее во избежание лишних хлопот.
Видео — Как работает и как проверить клапан PCV
На этом видео я показал, как проверить клапан программно и физически, а также показал, чем отличается исправный клапан от неисправного. А также оригинальный от неоригинального
Жор масла из-за клапана вентиляции картера
Этот вопрос волнует многих. Сразу отмечу, что клапан к жору масла не имеет никакого отношения. Вы это поймёте далее, когда будем рассматривать принцип работы системы вентиляции картера.
Но в то же время это относится только к оригинальным клапанам. Неоригинальные неправильные клапаны могут повысить расход масла. Причем это напрямую зависит от применяемой крышки клапанов — старого образца или нового. В крышке нового образца расход масла будет больше при неправильном клапане. Дальше Вы поймете почему
Конструкция и схема системы
Выше мы разобрались, что цель системы вентиляции — уменьшение опасного влияния газов и своевременный их отвод.
Это обеспечивается, благодаря особой конструкции системы, состоящей из следующих элементов:
- маслоотделитель — исключает попадание смазывающей жидкости в камеру сгорания и снижает риск формирования сажи;
- клапан картерной вентиляции и его мембрана — регулируют давление в коллекторе впуска, открываются при возникновении определенного разряжения.
В целом, работа системы построена на разнице давлений во впускном коллекторе. В дальнейшем отведенный поток очищается с помощью маслоотделителя.
Конструкция на примере автомобиля ВАЗ 2111.
Где расположена?
Вверху картера можно найти маслоотделитель, сочетающий в себе два типа устройств: центробежный и лабиринтный. Газы поднимаются и проходят через них, а потом останавливаются перед клапаном, расположенном в коллекторе впуска.
При появлении необходимого разряжения мембрана поддается и дает выход накопившимся газам.
Типы (виды)
Система вентиляции картера двигателя условно делится на такие виды — открытая (эжекционная) и закрытая (принудительная).
В первом случае отработавшие газы уходят непосредственно из картера в атмосферу, а во втором — через клапан и маслоотделитель.
Наиболее распространенной является второй тип (PCV), но для лучшего понимания рассмотрим каждый из них.
Открытый тип
Открытая система вентиляции была популярна на старых автомобилях, которые выпускались еще в прошлом столетии и уже сняты с производства. Несмотря на остановку выпуска, многие такие авто еще можно встретить на дорогах страны, поэтому нужно понимать принципы ремонта и обслуживания.
Особенность в том, что газы, смешанные с масляными парами, выходят непосредственно в атмосферу без дополнительной очистки. Такой метод вывода прост в использовании и требует минимальных затрат при изготовлении.
Главный минус — выброс большого объема загрязнителей в окружающую среду, что на современном этапе развития автомобилестроения недопустимо.
Слабое место системы и в том, что она имеет низкую эффективность при движении на небольшой скорости и вообще бесполезна при работе на холостом ходу. Причина состоит в небольшом давлении паров, которого недостаточно для выдавливания лишних паров наружу.
Кроме того, из-за разницы температур в двигателе и атмосфере возможно подсасывание загрязненного воздуха, что приводит к снижению ресурса двигателя. Мусор, который попадает в мотор, приводит к повреждению ЦПГ, а это влечет за собой снижение компрессии и повышенный расход смазки.
Конструкция на примере ВАЗ 2101, 2102.
Закрытый тип (PVC)
На новых авто предусмотрена закрытая система вентиляции или по-иному — принудительная. Главная особенность состоит в наличии PCV-клапана, через который и выводятся лишние пары.
В зависимости от компании-разработчика автомобиля принципы построения системы вентиляции могут меняться, но суть всегда одна — вывод лишних газов из картера двигателя.
Основными элементами, вне зависимости от особенностей конструкции, является клапан, соединительные патрубки и маслоотделитель.
Особенности вывода газов также не отличаются. Как только появляется разрежение в коллекторе впуска, создается давление, воздействующее на PCV-клапан и заставляющее его открыться.
Далее поток загрязненных паров очищается от масла за счет создания центробежной силы и оседания лишних элементов на поверхности. Подробнее на принципе действия мы еще остановимся ниже.
Система вентиляции картера инжекторного автомобиля
Посмотрим на устройство системы вентиляции картера. Только давайте представим, что отвода с клапаном (3) нет
В таком случае «газы из картера»… Хотя правильнее говорить -«давление из полости картера» отводится по каналу 1 под клапанную крышку. Но мы всё же будем употреблять выражение — «отводятся газы». Так легче для понимания.
Так вот, газы по каналу 1 отводятся под клапанную крышку. В крышке установлен маслоотделитель, который пытается отделить газы от частичек масла. Масло оседает на стенках маслоотделителя и стекает обратно в картер
А газы отводятся по трубке 2 во впуск перед дроссельной заслонкой.
Данная система проста и довольно надёжна. Но она сильно загрязняет дроссельную заслонку, гофру воздушного фильтра и датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), если система управления двигателем построена на этом датчике.
Если система построена на датчике абсолютного давления (Шевроле Лачетти, к примеру), тогда это не так критично. Но всё равно гофра и дроссельный узел сильно загрязняются. Поэтому было решено отводить бОльшую часть газов во впускной коллектор после дросселя.
Так появился вот этот тонкий штуцер на клапанной крышке
К нему подключалась тонкая трубка, а вторым концом эта трубка подключалась ко впускному коллектору.
Такую систему можно спокойно увидеть и сегодня. Простой пример — Шевроле Лачетти 1.8 SED. Это старый мотор T18SED, который устанавливался до 2007 года
Как видим, толстый шланг идет к воздушному фильтру, а рядом тонкий шланг, который подключается после дроссельной заслонки ко впускному коллектору
При таком устройстве системы вентиляции картера, удалось значительно уменьшить загрязнение впуска до дроссельного узла и самого дроссельного узла.
И вот здесь я хочу сделать небольшое отступление. В интернете, как у попугаев, принято всё за всеми повторять. Так вот очень многие следуют дурным примерам и глушат эти отводы во впускной коллектор. В том числе и клапан PCV, о котором мы поговорим далее. Объясняется это тем, что так меньше загрязняется впускной коллектор.
А вот что получается по факту? Думающие люди сразу поймут, что это шаг назад и коллектор всё равно будет загрязняться. Только вместе с ним теперь будет страдать от этого весь впуск, включая дроссельный узел. Поэтому никому не желаю страдать такой ерундой.
Пойдем дальше.
Этот вариант системы хорош, но у него тоже есть свои недостатки. И самый главный из них — это влияние на работу системы управления двигателем. Ведь по большому счету, воздух, идущий по этой трубке является воздухом в обход дроссельной заслонки. Простыми словами -подсос. Это влияет на разрежение во впускном коллекторе и приводит к другим негативным последствиям. Из-за этого этот канал нельзя делать большого сечения.
Поэтому было решено на этот канал установить клапан, который будет изменять пропускную способность в зависимости от режима работы двигателя.
Так в системе вентиляции картера появился клапан PCV
История развития и виды систем вентиляции картера
Для этого мы обратимся к научной литературе. Да-да, именно к ней, а не к блогерам на Ютубе и не к тысячам сайтов в интернете, которые зачастую дают недостоверную информацию, перепечатанную друг у друга.
Возьмём для примера книгу издательства «Высшая школа» под названием «Двигатели внутреннего сгорания» 1971 года издания.
На год не смотрите, с тех пор в системе вентиляции картера особо ничего не изменилось.
Я в своё время учился именно по ней и она, в том числе, помогла мне защитить дипломную работу на отлично.
Вот здесь изображено три варианта систем вентиляции картера
На первом рисунке (а) изображена вентилируемая система открытого типа. Воздух из вне заходит через маслозаливную горловину, циркулирует в полости картера и выводится с картерными газами через эжекционную трубку в атмосферу. Трубка имеет на конце косой срез. При движении автомобиля в районе этого среза создается область разрежения от встречного потока воздуха. Это позволяет улучшить отсос газов из картера.
Данная система проста и надежна, но от нее пришлось отказаться, так как картерные газы являются самыми ядовитыми, которые выделяет двигатель внутреннего сгорания. Поэтому выводить их просто в окружающее пространство неразумно. А в последствии, с принятием норм токсичности, и вовсе запрещено.
Поэтому на свет появилась система, которая изображена на рисунке (б).
Это не вентилируемая, а вытяжная система. Здесь нет доступа свежего воздуха, а газы отводятся под клапанную крышку, в которой расположен маслоотделитель и далее выводятся в корпус воздушного фильтра. А затем поступают в цилиндры двигателя.
Система эта рабочая и экологичная, но она имела значительный недостаток — масляные пары очень сильно загрязняли весь впуск, дроссельную заслонку и жиклеры карбюратора.
Поэтому появился третий вариант системы, который изображен на рисунке (в).
Здесь картерные газы отводились уже за дроссельную заслонку. Это позволило значительно уменьшить загрязнение впуска. Но в то же время возникли другие проблемы. Так как отвод был за дроссель, то это влияло на работу двигателя и на разрежение после карбюратора. Поэтому был установлен клапан (2), который изменял свою пропускную способность, в зависимости от режима работы двигателя. Также в данной системе нужен доступ свежего воздуха, чтобы не создать в картере сильное разрежение.
Мы же рассмотрим гибрид второй и третьей системы, так как именно они и применяются на большинстве современных автомобилей. И в том числе на Шевроле Лачетти.
Устройство и принцип работы клапана вентиляции картерных газов
Клапан вентиляции имеет настолько простое устройство, что даже начинающий автолюбитель легко может научиться его разбирать и чистить.
Он состоит из:
- Пластикового корпуса.
- Крышки.
- Входного и выходного штуцеров.
- Двух полостей.
- Мембраны.
- Пружины.
Принцип работы клапана в современных автомобилях
Видео о принципе работы системы и клапана вентиляции картерных газов.
https://youtube.com/watch?v=JotiMO3R8bQ%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque
Клапан вентиляции открывается в среднем режиме, когда создается оптимальное давление на мембрану. В этом положении клапан преодолевает силу давления пружины. Пройдя через маслоотделитель, газы очищаются от капель масла, проходят в открытый клапан и завершают цикл, возвращаясь назад в камеры сгорания, где завершается их догорание. Если мы говорим о непринудительной системе вентиляции картерных газов, то клапан почти не открывается, в режиме работы холостого хода и закрыт при высоких оборотах. На высоких оборотах выделяется много газов, часто случается прорыв горячих газов в впускной коллектор. В этом случае клапан закрыт, так как есть риск воспламенения картерных газов в самом картере.
Куда деваются газы, если клапан закрыт?
В любом случае картерные газы должны удаляться и ни в коем случае не оставаться внутри системы. Существует еще один железный патрубок, который ведет еще к одному клапану. Это, так называемый «грибок» или редукционный клапан. Когда основной клапан закрыт (а это происходит, напомню, на высоких оборотах и на холостом ходу) то газы проходят через этот железный патрубок напрямую в «грибок».
Он также имеет два состояния: закрытое и открытое. Когда он прикрыт, то у него внутри приоткрывается маленькое калиброванное отверстие, которое пропускает через себя газовую смесь. В этом случае газы уходят через большое отверстие. То есть, система, состоящая из двух клапанов, обеспечивает бесперебойную и надежную вентиляцию картера.
Течь прокладок из-за клапана вентиляции картера
Это тоже один из популярных вопросов и заблуждений. Особенно часто винят этот клапан в том, что из-за него течет масло из-под прокладки клапанной крышки
Так вот — клапан не влияет на это, кто бы Вам не рассказывал сказки про обратное. Это тоже будет понятно далее.
Устройство системы очистки картерных газов в современных автомобилях
Картерные газы, в то время, когда проходят через несложную систему специальных клапанов и трубок, на выходе поступают назад в камеры сгорания, где происходит их догорание.
Вначале газы выходят в маслоотделитель, который напрямую крепится к этому отверстию. Вся сеть прокладок и перегородок маслоотделителя предназначена для выделения из газовой смеси масляных капель, которые возвращаются в поддон. Такая функция полезна тем, что уменьшается расход масла. В разных моделях маслоотделитель либо встроен в мотор, либо помещается под крышкой клапанов и составляет отдельный узел.
К маслоотделителю прикручивается пластмассовый патрубок, через который газы, уже без масла, поступают в резиновый тройник. Внутри тройника находится клапан или его еще называют «блиттер». Это основной рабочий клапан.
Установка механической заглушки
Исключить из работы канал регуляции механическим путем достаточно просто, обычно под клапан ЕГР устанавливается прокладка без одного отверстия, нередко она и вовсе может глушить все каналы. Своими руками она чаще всего вырезается из паронита, этот материал хорошо держит температуру, достаточно эластичен.
Готовые заглушки, устанавливаемые вместо ЕГР-клапана, выпускают даже некоторые предприятия. Например, существует такая деталь как CE13005 для двигателей Daewoo Nexia, Chevrolet Lanos и Lacetti, цена «девайса» – в среднем от 300 до 600 рублей.
Как работает система вентиляции картера
Сразу развею ещё один миф, который Вы можете встретить на каждом копипастном сайте. Он утверждает, что благодаря клапану, в картере всегда присутствует разрежение. Благодаря чему не течет масло через сальники. Так вот это не так. Клапан никак не сделает большое разрежение в картере. Чтобы это понять, нужно вникнуть в работу системы вентиляции картера.
Так давайте это сделаем.
Самый главный ключевой момент заключается в том, что клапан вкручен в клапанную крышку, но он не достаёт до штуцера, к которому подключена трубка под номером 2. Клапан никак не перекрывает этот канал
Теперь давайте для примера представим работу системы в режиме холостого хода.
Во впускном коллекторе давление около 30 кПа. Клапан частично приоткрыт и пропускает через себя некоторое количество газов, которые засасываются во впускной коллектор (3).
Если у нас под клапанной крышкой некое давление, тогда газы оттуда пойдут через клапан в коллектор. А остальная часть газов, которую не смог пропустить клапан, выйдет через трубку 2.
Как только давление в картере будет близко к атмосферному, тогда воздух пойдет через клапан как из картера, так и будет засасываться через трубку 2 из воздушного фильтра!
Если в картере давление будет ниже атмосферного, то есть разрежение, тогда воздух через клапан будет поступать только по трубке 2.
Поэтому клапан просто никак не сделает в картере разрежение! Там всегда будет поддерживаться плюс минус атмосферное давление.
Важно понимать, что это для нормальных моторов. Если мотор уже уставший, тогда пропускной способности клапана просто не хватит и газы будут идти как через клапан, так и по ветви 2.
Также стоит отметить, что даже на нормальных моторах при полной нагрузке картерные газы могут одновременно отводиться и через клапан, и через трубку 2.
Теперь, я думаю, понятно, что клапан не может устроить масложор. Какой смысл ему высасывать масло из крышки, если ему легче высосать воздух из ветви 2. Воздух, как и вода, пойдет там, где ему легче.
Если, конечно, маслоотделитель уже не справляется, тогда масло пойдет. Но оно пойдет как через клапан, так и по ветви 2. Но в данном случае вина не клапана, а двигателя.
И прокладки из-за него тоже протекать не будут. Даже, если представить, что он забился наглухо. Давление просто уйдет по ветви 2.
А вот теперь давайте о неисправностях системы вентиляции картера.
Клапан вентиляции картера PCV
Именно изменять пропускную способность, а не выполнять функцию обратного клапана, как думают многие. В рамках данной статьи подробно на нем останавливаться не будем. Про него я уже давал много информации.
И подробно показывал в этом видео, как его проверить
А в этом ролике показал из чего он состоит
И вот ещё одно видео, где показал к чему может приводить его неисправность
Здесь же отмечу только несколько моментов.
Клапан на холостом ходу имеет небольшую пропускную способность, а при нагрузках большую
Похожий клапан устанавливался ещё на автомобили ЗИЛ 130.
Это клапан плунжерной конструкции. Существуют ещё мембранные клапаны. Они имеют другой алгоритм работы и в рамках данной статьи рассматриваться не будут.
Процедура очистки вентиляции
Чистка же вентиляции картера проводится следующим образом:
- открываем капот и отсоединяем АБК-клеммы (это необходимо для того, чтобы работа по читке прошла безопасно),
- аккуратно снимаем патрубок, который идёт к воздухосборнику,
- теперь требуется открутить саморез, после чего удалить кожух от дроссельной заслонки (саморез после снятия патрубка будет на виду, поэтому его открутить не составит труда),
- отсоединяем форсунки, а затем отодвигаем кабель, где находятся разъёмы, в сторону,
- откручиваем болты, крепления, которые держат щуп и верхнюю часть кронштейна, отвечающего за нахождение впускного коллектора,
- вынимаем трубку, расположенную в масломерном щупе, из мотора – делать это необходимо строго из положения «вверх»,
- теперь следует удалить рамповую крышку, которая закрывает форсунки и их разъёмы (чтобы не возникло трудностей, манипуляция проводится резким движением).
Первая часть «процедуры» выполнена.
Теперь приступаем ко второй:
- отсоединяем от рампы топливопровод (важно заметить, что на разных марках автомобилей его соединение различно),
- делаем хомут от заслонки чуть слабее, после чего аккуратно его удаляем,
- таким же способом требуется снять патрубок со штуцера (так как штуцер пластмассовый, это делается крайне аккуратно),
- отсоединяем все ХХ-разъёмы,
- снимаем дроссельный трос от заслонки, который будет препятствовать чистке,
- проводим разъединение байонетного соединения от вытащенного из двигателя «хобота»,
- удаляем крышку от колодцев, предназначенных для свечей,
- снимаем клапанный шланг, после чего выкручиваем 4 болта, расположенных на верхней части коллектора,
- теперь следует чуть ослабить, но не полностью снять нижние болты (их 5 штук), а затем вынимаем коллектор,
- слегка отсоединяем хомуты, после чего удаляем вентиляционные шланги от маслоотделительной коробки,
- выкручиваем оставшиеся болты, а затем разъединяем блок мотора и маслоотделитель.
Всё – подготовительный этап работ полностью завершён. Теперь можно приступать к удалению замазки, а также чистке и мойке полости маслоотделителя. Мыть его следует до тех пор, пока смолы полностью не пропадут с его основания.
Если загрязнение слишком сильное, необходимо полностью заменить маслоотделитель, поскольку отмывать его достаточно трудно. Кроме того, некачественно очищенная деталь может провоцировать быстрый рост нового загрязнения.
После очистки проверяем шланги, расположенные на пламегасителе и картерной вентиляции. Если дроссельная заслонка грязная, её также следует промыть.
Для чего нужен клапан PCV
Многое про этот клапан уже мной рассказано на странице Система вентиляции картера.
Так для чего же нужен клапан PCV?
Клапан PCV входит в систему вентиляции картера и призван регулировать прохождение картерных газов в задроссельное пространство впускного коллектора.
Именно регулировать! Многие ошибочно считают, что это обычный обратный клапан и даже встречаются случаи установки вместо него обратного клапана. Но этого делать нельзя и данные манипуляции гарантированно приведут к нарушению работы двигателя на холостом ходу.
Дело в том, что этот «плавающий» клапан имеет несколько режимов работы и главная его задача — это ограничивать доступ картерных газов из картера в задроссельное пространство. Ключевое слово — ограничивать, а не прекращать полностью! Это очень важно.
Вот пример его работы
Как видим, клапан полностью закрыт на остановленном двигателе, а в режиме холостого хода, он пропускает газы частично.
При повышении оборотов, клапан PCV открывается и при высоких нагрузках он открывается полностью.
Из этого следует, что если поставить вместо него простой обратный клапан, то на автомобилях с ДАД увеличатся обороты и, следовательно, уменьшаться шаги регулятора холостого хода, потому что ЭБУ будет пытаться обороты снизить. А на автомобилях с ДМРВ это будет самый банальный подсос неучтенного воздуха, что тоже ничего хорошего не принесёт.
Поэтому для стабильной работы двигателя необходимо, чтобы там находился именно этот клапан и он должен быть, естественно, исправным.
Преимущества и недостатки
СРОГ в первую очередь предназначена понижать уровень NOx, а для борьбы с вредными выбросами СО2 автомобиль оснащается каталитическими нейтрализаторами (катализаторами) и сажевыми фильтрами.
Казалось бы, оксиды азота не так сильно загрязняют окружающую атмосферу, как углекислый газ, но применение всех этих мер в совокупности для улучшения экологии дает наиболее ощутимый эффект.
К тому же современная система рециркуляции ОГ имеет и другие преимущества:
- при ее использовании за счет понижения во впускном тракте уровня кислорода (он частично вытесняется ОГ) меньше становится температура сгорания топливной смеси, а значит, и уменьшается риск возникновения детонации;
- при пуске холодного движка ТС дополнительно подогревается отработанными газами, меньше тратится времени на прогрев (особенно актуально для дизелей);
- за счет снижения перепада давления на впуске/выпуске лучше экономится топливо;
- на дизельных моторах снижается давление при сгорании смеси в цилиндрах, и ДВС на ХХ работает более мягко, износ деталей мотора несколько замедляется.
Если говорить простыми словами то система способствует:
- снижению процента вредных выбросов;
- уменьшению угара двигательного масла;
- поддержанию стабильных оборотов мотора во время прогрева;
- повышению ресурса силового узла;
- предотвращению многих неисправностей;
- снижению риска появления течи через сальники и уплотнители;
- улучшению детонационной стойкости;
- снижению окислительных процессов внутри мотора;
- защите картера от попадания внутрь пыли и другого мусора.
Но у системы и клапана EGR в частности, также есть и свои минусы, так как ресурс безотказной работы системы рециркуляции ограничен, и через какое-то определенное количество пройденных километров требуется ее обслуживание и ремонт.
Главные недостатки этого узла:
- впускной тракт и клапан со временем забиваются сажей, периодически требуется чистка деталей;
- запчасти в основном стоят недешево, а у некоторых авто и вовсе шокируют ценами;
- система придирчива к качеству топлива.
- появление нагара на дроссельной заслонке, что приводит к частой ее чистке https://autotopik.ru/remont/1374-kak-pochistit-drosselnuyu-zaslonku.html.
- при неисправности мотора объем газов настолько большой, что единственный выход — ремонт.
Когда клапан ЕГР покрывается сажей, он перестает функционировать нормально. Чтобы исправить положение, некоторые собственники машин пытаются произвести ремонт самостоятельно, но это не всегда получается, так как современные автомобили являются технически сложными устройствами, особенно модели последних годов выпуска.
Несмотря на ряд недостатков, система вентиляции картера — лучшее решение для защиты двигателя и его элементов. Задача автовладельца в том, чтобы правильно и вовремя ее обслуживать.
Что будет если заглушить систему вентиляции картера
Это реальная история.
Жил-был хороший парень и был у него Ваз 2106. Как и большинство водителей он отключил шланг вентиляции картерных газов от фильтра на карбюраторе и оставил его телепаться под капотом. Всё было как у всех — ездил, дымил потихоньку, никого не трогал.
Затем ему в голову пришла на первый взгляд нормальная идея — всё это дело окультурить, чтобы не дымило под капотом и не тянуло этой гадостью в салон. Он взял более длинный шланг и протянул его под днищем в район подвесного подшипника кардана. Всё хорошо подвязал и снова ездил дымил потихоньку.
Пришла зима. Вечером, после работы, каждый по своим машинам и собираемся разъезжаться по домам. Он завёл двигатель и стал ждать пока я отъеду, чтобы освободить проезд.
Я в своих мыслях тыкаю ключ в замок, включаю зажигание и тут раздаётся жуткий взрыв! Я с перепугу даже не понял, что происходит. Выскочил из машины, смотрю, у напарника глаза по пять копеек, весь трусится, а из под капота дымок идёт.
Открываем капот, а там… Хай Бог милует… Всё в масле, щупа нету на месте, шланг его вентиляции сорвало. Проводка, двигатель, капот — всё истекает маслом! Жуть, в общем…
Заглянули под машину, а из его шланга вентиляции висит большая-прибольшая сосулька. Тут всё стало понятно. Шланг этот был длинный и подвязан в нескольких местах. Мало того, что шёл «волнами», так ещё и немного вверх. Там постоянно собирался конденсат и никуда не стекал, а с приходом морозов, начал обмерзать, пока не заглушил вентиляцию картера полностью.
Система вентиляции картера двигателя внутреннего сгорания. Видео
Признаки выхода из строя, инструкция
Неисправность мембраны в клапане PCV может проявляться многими признаками.
Выделим основные:
- колебания ХХ при работе на холодную (первые 7-10 секунд);
- появление небольших вибраций до момента прогрева;
- свист клапанной крышки;
- уменьшение мощности на низах.
Общий алгоритм действий имеет следующий вид:
- Демонтируйте клапанную крышку.
- Снимите вентиляционный клапан картерных газов (стоит внутри крышки).
- Достаньте мембрану и установите новую. Предварительно обработайте посадочное место с помощью герметика.
- Верните снятые ранее запчасти в обратной последовательности.
- Дайте системы постоять несколько часов перед пуском мотора.
После замены должна пропасть неровная работа ДВС, а тест с крышкой на маслозаливном отверстии показывает правильную работу устройства.
Глушение клапана ЕГР – актуальная тема среди автомобилистов, так как при зарастании впускного тракта сажей и коксом СРОГ перестает нормально функционировать, в результате возникают различные проблемы с двигателем.
Также ремонт и обслуживание системы рециркуляции отработавших газов (СРОГ), в состав которой входит клапан ЕГР, занимает немало времени, обходится порой довольно дорого, поэтому всегда остается актуальным вопрос: можно ли исключить эту функцию.
И многие автовладельцы отключают эту систему, глуша обводной канал, подающий ОГ на впуск, но эта мера далеко не всегда помогает справиться с поставленной задачей.
Дело в том, что на современных авто последних годов выпуска рециркуляция отработанных газов не просто управляется ЭБУ, но и тонко настроена электроникой по многим параметрам, завязана в единое целое с катализатором или сажевым фильтром.
Поэтому здесь только при установке механической заглушки сбивается угол зажигания (впрыска), повышается топливный расход, усиливается детонация, перегревается мотор и так далее.
В таких случаях необходимо провести перепрошивку программы блока управления, сделать так, чтобы ЭСУД вовсе не могла обнаружить EGR, и тогда ошибки с кодами типа P0400 появляться не будут, исчезнут и проблемы с движком.
Если СРОГ исправна, глушить ее нет никакого смысла вне зависимости от типа системы рециркуляции.
Еще нередко автовладельцы списывают неполадки ДВС на ЕГР-клапан, ведь именно выдавленное во впуск из-за неисправной поршневой группы моторное масло вместе с сажей образует такие большие наросты.
Глушение EGR оттягивает «смерть» движка, убирая подачу отработки во впускной коллектор, но в полной мере проблему не решает.
Откуда берутся картерные газы
На первый взгляд, цилиндропоршневая группа (далее ЦПГ) автомобиля — надежный и продуманный узел, где не остается места недоработкам.
На практике здесь есть недостатки, заставляющие конструкторов предусматривать дополнительные системы. Так, между элементами цилиндропоршневой группы имеются зазоры, необходимые для обеспечения работоспособности и снижения трения.
Несмотря на минимальное расстояние между основанием цилиндров и кольцами, часть отработанных газов просачивается и идет в картер. Далее они перемешиваются с парами масла и формируются картерные пары.
Если бы в моторе не было вентиляции, постоянное поступление паров привело бы к выдавливанию сальников коленвала или выбиванию масляного щупа с последующим выбросом смазывающей жидкости.
Еще один негативный момент — попадание с отработавшими газами частиц несгоревшей топливной смеси. Если ничего не предпринимать, образуется опасная смесь. Она скапливается в поддоне мотора и должна быть удалена.
Если этого не сделать, масло быстро засоряется лишними элементами, ухудшаются рабочие свойства, повышается окисление, снижается ресурс мотора и т. д.
Отметим, что такая особенность характерна для всех бензиновых двигателей, ведь поршневая система работает под огромным давлением. При этом загрязнению подвержены все виды масла (даже самые дорогие).
Система вентиляции картера спасает от последствий и своевременно отводит лишние газы.
Читайте также: