Проверка системы охлаждения
При первых признаках перегрева, если загорелась сигнальная лампа перегрева двигателя, но из-под капота не вырываются клубы пара, включите максимальный режим отопления салона, см. «Отопление (кондиционирование) и вентиляция». Это необходимо для того, чтобы снизить температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.
Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления, затем, используя инерцию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как можно правее у обочины, а если возможно, то за пределами проезжей части.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Если нарушена герметичность системы охлаждения (лопнул или соскочил шланг либо образовалось другое место утечки, кроме выброса жидкости из-под пробки расширительного бачка), двигатель придется остановить немедленно. В остальных случаях не останавливайте двигатель сразу!
После остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев охлаждающей жидкости в местах ее контакта с наиболее теплонапряженными деталями двигателя и образование паровых пробок. Это явление называется тепловым ударом.
1. Остановите двигатель.
2. Откройте капот и осмотрите подкапотное пространство. Определите, откуда вырывается пар. При осмотре двигателя обратите внимание на наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке, на целость резиновых шлангов, радиатора, термостата.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Никогда не открывайте сразу пробку расширительного бачка. Жидкость в системе охлаждения находится под давлением, при открытии пробки давление резко упадет, жидкость закипит, и ее брызги могут вас ошпарить. Если вы хотите открыть пробку расширительного бачка на горячем двигателе, предварительно накиньте сверху плотную толстую тряпку и только после этого осторожно поворачивайте пробку.
3. Загляните под панель приборов — нет ли под ней течи или следов охлаждающей жидкости, вытекающей из радиатора отопителя.
Если обнаружена течь охлаждающей жидкости, лопнувший шланг можно временно восстановить с помощью липкой ленты.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: Особенно хорошо для этой цели подходит армированная (например, серебристого цвета) липкая лента, которую можно приобрести в автомагазинах.
Течь радиатора, термостата или отопителя довольно сложно устранить на месте, поэтому в такой ситуации необходимо долить в систему охлаждения воду и при движении внимательно следить за указателем температуры, периодически восстанавливая уровень в системе охлаждения.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Длительное использование воды вместо антифриза приводит к образованию накипи в системе охлаждения двигателя, ухудшению его охлаждения и, как следствие, к сокращению ресурса.
Никогда не доливайте холодную воду в перегретый двигатель. Он должен остывать с открытым капотом не менее 30 мин.
4. Обрыв или ослабление натяжения ремня привода генератора и водяного насоса практически всегда приводит к перегреву двигателя. Если произошел обрыв или ремень изношен настолько, что автоматическое натяжное устройство не обеспечивает нормального натяжения ремня, замените ремень (см. «Замена ремней привода вспомогательных агрегатов»).
5, Двигатель может перегреться в случае выхода из строя термостата, который регулирует прохождение потока жидкости в системе охлаждения через радиатор или мимо него (для ускорения прогрева холодного двигателя). Для проверки термостата нужно на прогретом двигателе проверить на ощупь температуру шланга, соединяющего термостат с радиатором. Если шланг радиатора холодный, термостат неисправен, циркуляции через радиатор нет.
6. Очень часто причиной перегрева двигателя, система охлаждения которого оснащена электрическим вентилятором, становится выход вентилятора из строя. Пустите двигатель, следите за температурой и обратите внимание на то, включается ли при перегреве двигателя вентилятор системы охлаждения.
7. Если вентилятор не включается, проверьте целость плавких вставок №39 и 40 в монтажном блоке моторного отсека, а также надежность крепления реле №53 и 61 вентилятора радиатора системы охлаждения в монтажном блоке моторного отсека.
8. В случае если плавкие вставки исправны и реле вставлены надежно, снимите расширительный бачок (см. «Снятие и установка расширительного бачка»,) и проверьте надежность соединения колодки жгута проводов с разъемом дополнительного сопротивления электровентилятора.
9. Если все проверки не дали результата, проверьте электродвигатель вентилятора. Для этого отсоедините колодку жгута проводов от разъема дополнительного сопротивления электровентилятора.
10. . после чего отожмите фиксатор и отсоедините дополнительное сопротивление от кожуха вентилятора.
11. Возьмите два дополнительных провода и подайте на выводы дополнительного сопротивления питание непосредственно от аккумуляторной батареи. Провода должны быть надежно закреплены и изолированы.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Не допускайте замыкания проводов между собой!
12. Если электродвигатель не заработал, замените его (см. «Снятие и установка электродвигателя вентилятора радиатора системы охлаждения двигателя и его дополнительного сопротивления»). Если электродвигатель начал работать, значит, он исправен. В этом случае проверьте и восстановите электрическую цепь электровентилятора (см. «Диагностика неисправностей бортового электрооборудования»).
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: В пробке расширительного бачка установлены два клапана — впускной и выпускной. Выпускной клапан играет большую роль в обеспечении оптимального температурного режима двигателя. Он поддерживает в системе избыточное давление не менее 0,145 МПа, обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование.
К сожалению, при заклинивании клапана в закрытом положении при перегреве возникает значительное превышение избыточного давления — более 0,15 МПа, что может привести к разрыву расширительного бачка или срыву одного из шлангов. В свою очередь, заклинивание клапана в открытом положении приводит к преждевременному закипанию охлаждающей жидкости.
Поэтому раз в год промывайте пробку расширительного бачка проточной водой. Если появились сомнения, замените пробку. Очевидно, если на перегретом двигателе снять пробку расширительного бачка и по времени это действие совпадет с тепловым ударом, то вскипание жидкости и образование воздушных пробок в системе охлаждения будет гарантировано.
Раз в год продувайте ячейки радиатора струей сжатого воздуха (например, от компрессора), направляя струю сначала навстречу набегающему воздушному потоку, а затем по его направлению для удаления с поверхности радиатора грязи, налипших насекомых и дорожного мусора. Так можно частично восстановить эффективность радиатора.
Постоянно работает вентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холостом ходу)
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
---|---|---|
Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости или его цепи | Датчик и цепи проверяются омметром | Восстановите контакт в электрических цепях. Замените неисправный датчик |
Не размыкаются контакты реле включения вентилятора | Проверка тестером | Замените неисправное реле |
Неисправны ЭБУ или его цепи | Проверьте ЭБУ или замените заведомо исправным | Замените неисправный ЭБУ |
Включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе: основные причины и решение проблемы
Как известно, различные неисправности системы охлаждения двигателя не позволяют мотору выйти на оптимальный температурный режим. Двигатель может перегреваться, что чревато его быстрой поломкой, или же оставаться холодным, то есть не выходить на рабочую температуру.
В современных автомобилях используется комбинированная система охлаждения ДВС: жидкостное и воздушное охлаждение. По жидкостным следует понимать циркуляцию тосола или антифриза по специальным каналам в блоке цилиндров и головке блока цилиндров двигателя.
Охлаждающая жидкость циркулирует благодаря насосу (помпе). Для дополнительного охлаждения ОЖ также может циркулировать по малому кругу (внутри двигателя) и по большому кругу, то есть через радиатор.
Воздушное охлаждение реализовано при помощи вентилятора, который удаляет излишки тепла посредством подачи потока воздуха в подкапотное пространство для обдува мотора. Указанный вентилятор задействуется в том случае, когда нагрев агрегата достаточно высокий.
Однако достаточно часто водители сталкиваются с вопросом, почему включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе, вентилятор двигателя срабатывает зимой или крутится постоянно. В этой статье мы поговорим о том, по каким причинам происходит срабатывание вентилятора охлаждения на холодном двигателе, не выключается вентилятор охлаждения двигателя или указанный вентилятор работает некорректно.
Вентилятор работает на холодном моторе: причины, диагностика, ремонт
Начнем с того, что указанная проблема может четко указывать как на неисправности жидкостной системы охлаждения, так и на неполадки самого вентилятора. В любом случае, речь идет о поломке, которую нельзя игнорировать, так как значительно повышается риск перегрева ДВС.
Для лучшего понимания необходимо поверхностно рассмотреть принцип срабатывания вентилятора на большинстве современных авто. Обдув включается посредством специального датчика, который расположен в нижней части радиатора. Также на многих авто используется отдельный блок управления вентилятором охлаждения двигателя. Еще встречаются модели, в которых за включение вентилятора отвечает сам ЭБУ, однако такая конструкция используется редко.
Итак, после нагрева охлаждающей жидкости до температуры, в среднем, около 100 градусов по Цельсию, датчик или управляющий блок замыкает электрическую цепь. После этого включается вентилятор, улучшая охлаждение мотора. Когда температура ОЖ понижается до необходимого показателя, происходит размыкание цепи и обдув прекращается.
Как видно, на холодном двигателе вентилятор работать не должен. Итак, чтобы определить, почему происходит раннее включение вентилятора, для инжекторных машин с диагностическим разъемом OBD II рекомендуется начать с компьютерной диагностики автомобиля. Дело в том, что возможность считать из ЭБУ коды ошибок позволяет точнее определить причину неисправности.
Еще отметим, что в случаях, когда блок управления фиксирует ошибки системы охлаждения, вентилятор может крутиться сразу после включения зажигания даже на холодном ДВС. Данная особенность встречается только на некоторых моделях и является, по сути, защитой от перегрева силового агрегата, так как постоянно работающий вентилятор снижает температуру.
После ремонта в этом случае также нужно будет произвести сброс ошибок. Чтобы стереть ошибку из ЭБУ, на одних моделях бывает достаточно снять клемму с аккумулятора на пару минут, в то же время на других сброс осуществляется при помощи диагностического оборудования.
Распространенные неполадки вентилятора охлаждения
Теперь давайте рассмотрим частые проблемы, которые связаны с системой охлаждения и самим вентилятором.
Прежде всего, во многих случаях происходит замыкание контактов датчика воздушной системы. В этом случае происходит срабатывание обдува сразу после включения зажигания. В процессе диагностики на холодном датчике производится замер сопротивления на выходах при помощи мультиметра. Отклонения от нормы укажут на необходимость замены элемента.
В жидкостной системе недостаточно ОЖ. В этом случае срабатывание вентилятора происходит по причине того, что малое количество антифриза или тосола очень быстро нагревается. Другими словами, вентилятор исправен и запускается естественным образом. Как правило, утечки или снижение уровня ОЖ в расширительном бачке являются основной причиной.
Если же в системе мало ОЖ, нагрев происходит быстро. Примечательно еще и то, что реальная температура жидкости сильно отличается от температуры ДВС. Часто бывает так, что холодный мотор запустили, на приборной панели стрелка температуры еще не поднялась, а вентилятор уже срабатывает по причине слишком горячей жидкости.
Для решения проблемы будет достаточно залить антифриз, убрать из системы охлаждения воздушные пробки. Вентилятор замыкает на массу, так как провод может быть недостаточно надежно прикручен, произошло разрушение места контакта и т.п. Вентилятор в этом случае может замкнуть на АКБ и работать безостановочно.
Вышел из строя датчик вентилятора, который интегрирован в корпус термостата. Достаточно много современных машин конструктивно имеют термостат, который объединен с датчиком управления вентилятора. Подобное решение позволяет реализовать гибкое управление системой охлаждения двигателя.
Однако в случае возникновения неполадок температурного датчика в корпусе термостата вентилятор может начать работать без отключения. Дело в том, что блок управления начинает получать неверные сигналы о том, как работает термостат. В результате задействуется аварийный режим, вентилятор включается и работает постоянно.
В такой ситуации нужно проверять датчик мультиметром. В норме на холодном двигателе его сопротивление бесконечно, в других случаях показатель должен составлять 100 — 500 Ом. Отклонения в показаниях от нормы укажут на то, что датчик нужно поменять на новый или заведомо исправный.
Вышел из строя датчик температуры наружного воздуха. Такая проблема встречается на некоторых автомобилях, которые оснащены датчиками температуры окружающего воздуха. Если температура окажется выше допустимого предела, тогда указанные датчики задействуют вентилятор.
Такое решение позволяет более эффективно охлаждать силовой агрегат, особенно на автомобилях, которые имеют мощный форсированный ДВС и несколько радиаторов. На таких агрегатах вентилятор может включаться в теплое время года даже на холодном ДВС для защиты от перегрева двигателя.
После включения автомобильного кондиционера постоянно работает вентилятор. Отметим, на некоторых моделях такая работа вентилятора является нормой. Если же говорить о неисправностях, на большинстве современных авто система охлаждения тесно связана с климатической установкой.
Именно по этой причине загрязнение радиатора кондиционера может привести к тому, что вентилятор охлаждения ДВС будет работать постоянно на максимальных оборотах. Для решения задачи может потребоваться наружная очистка радиатора кондиционера и радиатора системы охлаждения.
Дело в том, что эти радиаторы стоят рядом друг с другом, между ними набивается грязь, пыль и пух. Удаление такой «шубы» позволяет нормализовать работу системы кондиционирования и охлаждения мотора, избавиться от частых включений вентилятора и повышенного шума во время его работы.
Проблемы с проводкой и электрическими контактами. Независимо от того, как реализовано управление вентилятором, частой причиной неполадок становятся контакты. Окисление контактов или повреждение проводки, недостаточная фиксация в местах соединений и другие дефекты приводят к замыканиям, передаче неверных сигналов на блоки управления и т.п.
В результате включается режим защиты от перегрева посредством постоянного вращения вентилятора и т.д. Для того чтобы избежать подобной ситуации, опытные водители рекомендуют зачищать контакты перед наступлением зимы и лета в целях профилактики. Также активно практикуется обработка специальными смазками и защитными составами.
ИтогКак видно, сам ДВС и его системы нуждаются в регулярном обслуживании. Что касается системы охлаждения, она также не является исключением и требует к себе повышенного внимания.
Руководство по техническому обслуживанию2007 kalos-aveo техническое обслуживание и ремонт
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БЕЗ ДЕМОНТАЖА С АВТОМОБИЛЯ
Топливный бак
Процедура снятия
- Сбросить давление в топливной системе. См. “Топливный насос” в этом разделе.
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Слить топливо из бака.
- Отсоединить стопорные зажимы троса стояночной тормозной системы и опору, расположенную вдоль топливного бака, чтобы открыть доступ к баку.
- Снять хомут наливного патрубка с топливного бака.
- Отсоединить наливной патрубок топливного бака.
- Отсоединить наливной патрубок с топливного бака.
- Отсоединить пароотводную трубку угольного фильтра у пароотводной трубки регулирующего клапана.
- Отсоединить разъем жгута топливного насоса в правом заднем углу топливного бака.
- Отсоединить впускной топливопровод рядом с правой передней стороной топливного бака.
- При необходимости отсоединить зажимы жгута проводов и зажимы топливопровода.
- Подпереть топливный бак.
- Снять стопорные винты топливного бака.
- Осторожно опустить топливный бак.
- Снять топливный бак.
- Убрать детали при необходимости.
Внимание! Топливная система находится под давлением. Перед отсоединением топливопроводов во избежание пролива топлива и ожогов следует сбросить давление в системе подачи топлива.
Процедура установки
- Поднять топливный бак до нужного положения.
- Установить крепежные винты топливного бака.
- Присоединить подающий топливопровод.
- При необходимости присоединить зажимы жгута проводов и зажимы топливопровода.
- Подсоединить электрический разъём топливного насоса.
- Присоединить трубопровод для паров топлива.
- Присоединить наливной патрубок топливного бака и трубку сообщения топливного бака с атмосферой.
- Установить хомут наливного патрубка на топливный бак.
- Установить стопорные зажимы троса стояночной тормозной системы и опору.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Заправить топливный бак.
- Проверить утечки на соединениях топливного бака и топливопроводов.
Затянуть
Затянуть стопорные винты топливного бака до 20 Н•м (15 фунто-футов).
Затянуть
Затянуть стопорные зажимы троса стояночной тормозной системы до 10 Н•м (89 фунто-дюймов).
Топливный насос; Бензонасос; Электробензонасос
Процедура снятия
- Сбросить давление в системе подачи топлива.
- Снять топливную крышку.
- Снять предохранитель EF10 с блока предохранителей двигателя.
- Запустить двигатель и заглушить его.
- Провернуть коленчатый вал двигателя еще несколько секунд.
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Снять заднее сиденье. См. раздел 9Н, Сиденья.
- Снять технологическую крышку топливного насоса.
- Отсоединить электрический разъем с топливного насоса.
- Отсоединить подающий топливопровод.
- Повернуть замковое кольцо против часовой стрелки, освободив петли топливного бака.
- Снять узел топливного насоса с бака.
- Снять и выбросить в отходы прокладку.
Внимание! Топливная система находится под давлением. Перед отсоединением топливопроводов во избежание пролива топлива и ожогов следует сбросить давление в системе подачи топлива.
Процедура установки
- Почистить сопряженные поверхности прокладки на топливном баке.
- Установить на место новую прокладку.
- Установить топливный насос в топливный бак на то же место для облегчения установки топливопровода и разъема.
- Установить замковое кольцо и повернуть его по часовой стрелке до упора в баке.
- Присоединить разъем топливного насоса.
- Установить подающий топливопровод топливного насоса.
- Установить технологическую крышку насоса.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Проверить работоспособность топливного насоса.
- Установить заднее сиденье. См. раздел 9Н, “Сиденья”.
Датчик уровня топлива
Процедура снятия
- Отсоединить разъем изолятора.
- Вставить клин клеммы (1) в разъем изолятора.
- Вытолкнуть клин (1) наружу и вытянуть провода, отсоединив их от изолятора.
- Снять датчик уровня топлива (1) с корпуса датчика (2).
- Снять корпус датчика (2).
- Снять узел датчика уровня топлива (3).
Примечание: Клин может быть отсоединен с усилием, но не может быть повторно подсоединен.
Процедура установки
- Загнуть провода (1) датчика (2).
- Установить датчик на топливный насос (1).
- Установить датчик уровня топлива на корпус датчика.
- Присоединить провод к разъему изолятора.
- Присоединить разъем изолятора.
Примечание: Без правильной установки датчика указатель уровня топлива будет работать неточно.
Примечание: Без правильной установки датчика уровня топлива, контрольная лампа уровня топлива будет реагировать неточно.
Топливный фильтр
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Сбросить давление в системе подачи топлива. См. “Топливный насос” в этом разделе.
- Отсоединить входные/выходные топливопроводы, сдвинув замок разъема вперед и сняв шланг с патрубка топливного фильтра.
- Отсоединить основание топливного фильтра.
- Снять винты кронштейна топливного фильтра.
- Вытащить топливный фильтр из удерживающего зажима.
Внимание! Топливная система находится под давлением. Перед отсоединением топливопроводов во избежание пролива топлива и ожогов следует сбросить давление в системе подачи топлива.
Процедура установки
- Установить новый топливный фильтр в зажимную скобу. Обратить внимание на направление потока.
- Установить винты кронштейна топливного фильтра.
- Присоединить входные/выходные топливопроводы. Закрепить топливопроводы замком разъема.
- Проверить топливный фильтр на утечки.
Топливная рампа и форсунки (1,2 один распределительный вал верхнего расположения)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Снять корпус дроссельной заслонки. См. “Корпус дроссельной заслонки (1,2 л SOHC)” в этом разделе.
- Отсоединить шланг системы вентиляции картера (1), шланг охлаждающей жидкости (2) и вакуумный шланг (3).
- Отсоедините топливопровод от топливной рампы.
- Отсоединить жгут проводки от зажима (1).
- Отсоединить разъем жгута топливной форсунки (2).
- Снять крепежные болты топливной рампы (3).
- Снять топливную рампу (4) вместе с присоединенными топливными форсунками.
- Снять крепежные хомуты топливных форсунок.
- Снять топливные форсунки вниз и наружу.
- Снять уплотнительные кольца топливных форсунок.
Внимание! Топливная система находится под давлением. Перед отсоединением топливопроводов во избежание пролива топлива и ожогов следует сбросить давление в системе подачи топлива.
Примечание: Перед снятием топливную рампу можно почистить аэрозольным чистящим средством согласно инструкции по применению. Не погружать топливные рампы в растворитель. Топливную рампу снимать осторожно, не допуская повреждения электрических разъемов и наконечников форсунок. Не допускать попадания грязи и других загрязнений в открытые трубопроводы и каналы. Во время обслуживания фитинги должны быть закрыты крышками, а отверстия заглушками.
Важно: Если форсунка отделяется от рампы и остается в головке цилиндра, заменить уплотнительное кольцо и зажимной хомут.
Процедура установки
- Смазать уплотнительное кольцо топливной форсунки моторным маслом. Установить уплотнительные кольца на топливные форсунки.
- Установить топливные форсунки в гнезда топливной рампы с клеммами топливных форсунок, обращенными наружу.
- Установить крепежные хомуты топливных форсунок на топливные форсунки и на край топливной рампы.
- Убедиться, что хомут расположен параллельно разъему жгута проводов топливной форсунки.
- Установить топливную рампу на головку цилиндров.
- Установить крепежные болты топливной рампы.
- Присоединить питающий топливопровод.
- Присоедините разъемы жгутов топливной форсунки. Повернуть каждую топливную форсунку так, чтобы избежать натяжения жгутов проводов.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Проверить топливную рампу и топливные форсунки на утечку.
Важно: Разные форсунки откалиброваны на разный расход топлива. При заказе новой топливной форсунки заказывать только идентичный узел по номеру на старой форсунке.
Затянуть
Затяните крепежные винты топливной рампы до 25 Н•м (18 lb-ft).
Топливная рампа и форсунки (двигатель рабочим объемом 1,4 л с двумя распределительными валами с верхним расположением)
Процедура снятия
- Сбросить давление в системе подачи топлива. См. “Топливный насос” в этом разделе.
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Снять винты декоративной крышки двигателя.
- Снять декоративную крышку двигателя.
- Отсоединить разъем датчика положения дроссельной заслонки.
- Отсоединить разъем клапана регулятора холостого хода.
- Отсоединить разъем датчика температуры воздуха на впуске.
- Отсоедините разъем датчика положения распределительного вала.
- Отсоединить разъем датчика абсолютного давления коллектора.
- Отсоедините разъемы жгутов топливной форсунки.
- Снять шланг, соединяющий клапан продувки с впускным коллектором.
- Снять вакуумный шланг датчика абсолютного давления в коллекторе.
- Снять верхние винты кронштейна впускного коллектора.
- Снимите верхний кронштейн впускного коллектора.
- Отсоединить топливопровод.
- Отсоединить шланг для охлаждающей жидкости от отверстия корпуса дроссельной заслонки.
- Снять крепежные болты топливной рампы.
- Снять топливную рампу вместе с присоединенными топливными форсунками.
- Снять крепежные хомуты топливных форсунок.
- Снять топливные форсунки вниз и наружу.
- Снять уплотнительные кольца топливных форсунок.
Внимание! Топливная система находится под давлением. Перед отсоединением топливопроводов во избежание пролива топлива и ожогов следует сбросить давление в системе подачи топлива.
Примечание: Перед снятием топливную рампу можно почистить аэрозольным чистящим средством согласно инструкции по применению. Не погружать топливные рампы в растворитель. Топливную рампу снимать осторожно, не допуская повреждения электрических разъемов и наконечников форсунок. Не допускать попадания грязи и других загрязнений в открытые трубопроводы и каналы. Во время обслуживания фитинги должны быть закрыты крышками, а отверстия заглушками.
Важно: Если форсунка отделяется от рампы и остается в головке цилиндра, заменить уплотнительное кольцо и зажимной хомут.
Процедура установки
- Смазать уплотнительное кольцо топливной форсунки моторным маслом. Установить уплотнительные кольца на топливные форсунки.
- Установить топливные форсунки в гнезда топливной рампы с клеммами топливных форсунок, обращенными наружу.
- Установить крепежные хомуты топливных форсунок на топливные форсунки и на край топливной рампы.
- Убедиться, что хомут расположен параллельно разъему жгута проводов топливной форсунки.
- Установить топливную рампу на головку цилиндров.
- Установить крепежные болты топливной рампы.
- Присоединить шланг для охлаждающей жидкости от отверстия корпуса дроссельной заслонки.
- Присоединить топливопровод.
- Установите верхний кронштейн впускного коллектора.
- Установите винты верхнего кронштейна впускного коллектора.
- Установить вакуумный шланг датчика абсолютного давления в коллекторе.
- Установить шланг, соединяющий клапан продувки с впускным коллектором.
- Присоедините разъемы жгутов топливной форсунки.
- Присоединить разъем датчика абсолютного давления коллектора.
- Присоедините разъем датчика положения распределительного вала.
- Присоединить разъем датчика температуры воздуха на впуске.
- Присоедините разъем клапана регулирования подачи воздуха на холостом ходу.
- Присоедините разъём датчика положения дроссельной заслонки.
- Установить декоративную крышку двигателя.
- Установить винты декоративной крышки двигателя.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Проверить топливную рампу и топливные форсунки на утечку.
Важно: Разные форсунки откалиброваны на разный расход топлива. При заказе новой топливной форсунки заказывать только идентичный узел по номеру на старой форсунке.
Затянуть
Затяните крепежные винты топливной рампы до 25 Н•м (18 lb-ft).
Датчик температуры охлаждающей жидкости (1,2 л SOHC)
Процедура снятия
- Сбросить давление в системе охлаждающей жидкости.
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоедините разъем датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя (ЕСТ).
- Аккуратно снять датчик температуры охлаждающей жидкости с корпуса выхода охлаждающей жидкости.
Примечание: Необходимо осторожно обращаться с датчиком температуры охлаждающей жидкости. Поврежденный датчик повлияет на работоспособность системы впрыска топлив.
Процедура установки
- Покрыть герметиком резьбу датчика температуры охлаждающей жидкости.
- Установить датчик температуры охлаждающей жидкости на корпус выхода охлаждающей жидкости.
- Присоедините разъем датчика ЕСТ.
- Заправить систему охлаждения.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
Примечание: Необходимо осторожно обращаться с датчиком температуры охлаждающей жидкости. Поврежденный датчик повлияет на работоспособность системы впрыска топлив.
Затянуть
Затянуть датчик температуры охлаждающей жидкости до 20 Н•м (15 фунто-футов).
Датчик температуры охлаждающей жидкости (1,4 л DOHC)
Процедура снятия
- Сбросить давление в системе охлаждающей жидкости.
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоединить разъем датчика температуры охлаждающей жидкости.
- Аккуратно снять датчик температуры охлаждающей жидкости с головки цилиндров под катушкой электронной системы зажигания.
Примечание: Необходимо осторожно обращаться с датчиком температуры охлаждающей жидкости. Поврежденный датчик повлияет на работоспособность системы впрыска топлив.
Процедура установки
- Покрыть герметиком резьбу датчика температуры охлаждающей жидкости.
- Установить датчик в головку цилиндров.
- Присоедините разъем датчика ЕСТ.
- Заправить систему охлаждения.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
Примечание: Необходимо осторожно обращаться с датчиком температуры охлаждающей жидкости. Поврежденный датчик повлияет на работоспособность системы впрыска топлив.
Затянуть
Затяните крепление датчика температуры охлаждающей жидкости до 20 Н•м (15 фунто-футов).
Клапан регулятора холостого хода (1.4 два распределительных вала с верхним расположением)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоедините разъем клапана регулирования подачи воздуха на холостом ходу (IAC).
- Снять крепежные болты клапана регулятора холостого хода.
- Снять клапан регулятора холостого хода.
- Почистить место вокруг уплотнительного кольца клапана регулировки холостого хода, седло клапана, воздушный канал подходящим очистителем топливной системы. Не использовать метилэтилкетон.
Примечание: Не нажимать на иглу клапана регулятора холостого хода, прошедшего ремонт. Усилия, необходимые для перемещения иглы, могут повредить резьбу на изношенном приводе.
Процедура установки
- Смазать новое уплотнительное кольцо моторным маслом. Установить новое уплотнительное кольцо в клапан.
- Установить клапан регулятора холостого хода в корпус дроссельной заслонки.
- Установить крепежные болты клапана регулятора холостого хода.
- Присоедините разъем клапана IAC.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Запустить двигатель и проверить частоту вращения на холостом ходу.
Важно: При установке нового клапана регулятора холостого хода, заменить его идентичным узлом. Форма иглы клапана регулировки холостого хода выполнена с учетом специального применения. Измерить расстояние между насадкой клапана регулировки холостого хода и крепежным фланцем. Если расстояние больше 28 мм, необходимо, надавив пальцем, медленно отвести иглу.
Усилие, необходимое для отвода иглы, не нанесет вред клапану регулятора холостого хода. Расстояние в 28 мм задано для того, чтобы игла клапана регулятора холостого хода не смогла дойти до самого низа в гнезде иглы. Такое расстояние в 28 мм также отвечает требованиям регулировки холостого хода при запуске.
Затянуть
Затянуть крепежные болты клапана регулятора холостого хода до 3 Н•м (27 lb-in).
Датчик положения дроссельной заслонки (1.4 два распределительных вала с верхним расположением)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоедините разъём датчика угла открытия дроссельной заслонки (TP).
- Снять крепежные болты и датчик положения дроссельной заслонки.
Процедура установки
- Установить датчик положения дроссельной заслонки на валу при закрытой дроссельной заслонке. Совместить датчик положения дроссельной заслонки с отверстиями под болты.
- Установить крепежные болты датчика положения дроссельной заслонки.
- Присоедините разъём датчика угла открытия дроссельной заслонки (TP).
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
Затянуть
Затянуть крепежные болты датчика положения дроссельной заслонки до 2 Н•м (18 lb-in).
Корпус дроссельной заслонки (1,2 один распределительный вал верхнего расположения)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоединить шланг системы принудительной вентиляции картера.
- Отсоединить винты хомута от шланга для выпуска воздуха.
- Снять шланг для выпуска воздуха.
- Отсоединить трос дроссельной заслонки от крепежного кронштейна.
- Отсоединить трос дроссельной заслонки, открыв дроссельную заслонку и пропустив трос через размыкающий паз.
- Снять стопорные гайки с кронштейна троса дроссельной заслонки.
- Отсоединить электрический разъём дроссельной заслонки.
- Отсоединить шланги подачи охлаждающей жидкости.
- Снять стопорные винты корпуса дроссельной заслонки.
Процедура установки
- Почистить сопряженные поверхности прокладки на впускном коллекторе.
- Очистить корпус дроссельной заслонки.
- Установить корпус дроссельной заслонки с новой прокладкой на впускной коллектор.
- Установить стопорные винты корпуса дроссельной заслонки.
- Установить шланги охлаждающей жидкости.
- Присоединить электрический разъём дроссельной заслонки.
- Присоединить трос дроссельной заслонки.
- Присоединить шланг системы принудительной вентиляции картера.
- Присоединить шланг для выпуска воздуха.
- Затянуть винты хомута.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
Примечание: Осторожно счистить старый уплотнительный материал с обработанных алюминиевых поверхностей. Острый инструмент может повредить уплотнительные поверхности.
Примечание: Корпус дроссельной заслонки после демонтажа можно почистить в погружном очистителе. Не допускается контакт датчика положения дроссельной заслонки и клапана регулятора холостого хода с растворителями или очистителем, которые могут их повредить.
Затянуть
Затянуть стопорные винты корпуса дроссельной заслонки до 10,3 Н•м (91 фунто-дюйм).
Важно: Убедиться, что тросы дроссельной заслонки не удерживают дроссельную заслонку открытой. При остановленном двигателе убедиться в том, что педаль акселератора свободна.
Корпус дроссельной заслонки (1,4 два распределительных вала с верхним расположением)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоединить разъем датчика температуры воздуха на впуске.
- Отсоединить трубку сапуна от трубки впуска воздуха.
- Снимите трубку впуска воздуха с корпуса дроссельной заслонки.
- Отсоединить тросы дроссельной заслонки, открыв дроссельную заслонку и пропустив трос через размыкающий паз.
- Отсоединить разъемы датчика положения дроссельной заслонки и клапана регулятора холостого хода.
- Снять шланги охлаждающей жидкости с корпуса дроссельной заслонки.
- Снять стопорные винты корпуса дроссельной заслонки.
- Снять корпус дроссельной заслонки и прокладку.
- Снять датчик положения дроссельной заслонки. См. “Датчик положения дроссельной заслонки” в этом разделе.
- Снять клапан регулирования подачи воздуха на холостом ходу. См. “Клапан регулятора холостого хода” в этом разделе.
Процедура установки
- Почистить сопряженные поверхности прокладки на впускном коллекторе.
- Очистить корпус дроссельной заслонки.
- Установить датчик положения дроссельной заслонки. См. “Датчик положения дроссельной заслонки” в этом разделе.
- Установить клапан регулятора холостого хода. См. “Клапан регулятора холостого хода” в этом разделе.
- Установить корпус дроссельной заслонки с новой прокладкой на впускной коллектор.
- Установить стопорные винты корпуса дроссельной заслонки.
- Установить шланги охлаждающей жидкости.
- Присоединить тросы дроссельной заслонки.
- Установите трубку впуска воздуха.
- Присоединить разъем датчика положения дроссельной заслонки и разъем клапана регулятора холостого хода.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Заправить систему охлаждения.
Примечание: Осторожно счистить старый уплотнительный материал с обработанных алюминиевых поверхностей. Острый инструмент может повредить уплотнительные поверхности.
Примечание: Корпус дроссельной заслонки после демонтажа можно почистить в погружном очистителе. Не допускается контакт датчика положения дроссельной заслонки и клапана регулятора холостого хода с растворителями или очистителем, которые могут их повредить.
Затянуть
Затянуть стопорные винты корпуса дроссельной заслонки до 15 Н•м (11 фунто-футов).
Важно: Убедиться, что тросы дроссельной заслонки не удерживают дроссельную заслонку открытой. При остановленном двигателе убедиться в том, что педаль акселератора свободна.
Управляющий датчик кислорода (HO2S1) (типовой)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоединить разъем управляющего датчика кислорода (HO2S1).
- Аккуратно снять датчик HO2S1 с выпускного коллектора с помощью приспособления для снятия/установки датчика кислорода DW 170-010.
Примечание: Датчик кислорода имеет неразъемный гибкий вывод и разъем. Гибкий вывод не снимать с датчика кислорода. Повреждение или снятие гибкого вывода или разъема может повлиять на работу датчика кислорода. С датчиком кислорода обращаться осторожно. Не ронять датчик кислорода.
Внимание! Прежде чем снимать датчик кислорода, дать двигателю остыть. При снятии датчика кислорода с горячего двигателя возможно повреждение резьбы выпускного коллектора.
Процедура установки
- Покрыть резьбу датчика HO2S1 противозадирным составом при необходимости.
- Установить датчик HO2S1 на выпускной коллектор.
- Присоединить разъем HO2S1.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
Важно: Для резьбы датчика кислорода используется специальный противозадирный состав. Этот состав состоит из жидкого графита и стеклянных шариков. Графит выгорает, а стеклянные шарики остаются и облегчают снятие датчика. Новые или отремонтированные датчики уже имеют состав, нанесенный на резьбу. Если датчик снимается с двигателя или переустанавливается, то на резьбу обязательно нанести противозадирный состав перед повторной установкой.
Затянуть
Затянуть датчик кислорода до 42 Н•м (31 lb-ft).
Диагностический датчик кислорода (HO2S2) (типовой)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоедините электрический разъем.
- Аккуратно снять датчик HO2S2 с помощью приспособления для снятия/установки датчика кислорода DW 170-010.
Примечание: Датчик кислорода имеет неразъемный гибкий вывод и разъем. Гибкий вывод не снимать с датчика кислорода. Повреждение или снятие гибкого вывода или разъема может повлиять на работу датчика кислорода. С датчиком кислорода обращаться осторожно. Не ронять датчик кислорода.
Внимание! Прежде чем снимать датчик кислорода, дать двигателю остыть. При снятии датчика кислорода с горячего двигателя возможно повреждение резьбы выпускного коллектора.
Процедура установки
- Покрыть резьбу датчика HO2S1 противозадирным составом при необходимости.
- Установить датчик HO2S2 на приемную трубу глушителя.
- Присоединить разъем датчика HO2S2.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
Важно: Для резьбы датчика кислорода используется специальный противозадирный состав. Этот состав состоит из жидкого графита и стеклянных шариков. Графит выгорает, а стеклянные шарики остаются и облегчают снятие датчика. Новые или отремонтированные датчики уже имеют состав, нанесенный на резьбу. Если датчик снимается с двигателя или переустанавливается, то на резьбу обязательно нанести противозадирный состав перед повторной установкой.
Затянуть
Затянуть датчик кислорода до 42 Н•м (31 lb-ft).
Датчик температуры впускного воздуха (1,2 один распределительный вал верхнего расположения)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоедините разъем датчика температуры воздуха на впуске (IAT).
- Снять датчик температуры впускного воздуха.
Процедура установки
- Установить датчик температуры впускного воздуха.
- Присоединить разъем датчика температуры впускного воздуха.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
Затянуть
Затянуть датчик температуры впускного воздуха до с моментом 25 Н•м (18 lb-ft).
Датчик температуры впускного воздуха (1,4 два распределительных вала с верхним расположением)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоедините разъем датчика температуры воздуха на впуске (IAT).
- Снять датчик температуры впускного воздуха, вынув его из патрубка впуска воздуха.
Процедура установки
- Вставить датчик температуры впускного воздуха в трубку впуска воздуха.
- Присоединить разъем датчика температуры впускного воздуха.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
Датчик абсолютного давления в коллекторе (1,2 один распределительный вал верхнего расположения)
Процедура снятия
- Отсоединить разъем датчика МАР.
- Снять винт с датчиком абсолютного давления.
Процедура установки
- Установить датчик абсолютного давления с винтом.
- Присоедините разъем датчика МАР.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
Затянуть
Затянуть винт датчика абсолютного давления до 10 Н•м (89 фунто-футов).
Датчик абсолютного давления в коллекторе (1,4 два распределительных вала с верхним расположением)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоединить разъем датчика абсолютного давления.
- Снять винт с датчиком абсолютного давления.
Процедура установки
- Установить датчик абсолютного давления с винтом.
- Присоедините разъем датчика МАР.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
Затянуть
Затянуть винт датчика абсолютного давления до 10 Н•м (89 фунто-футов).
Клапан рециркуляции отработавших газов (1,2 один распределительный вал верхнего расположения)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоединить электрический разъём клапана системы рециркуляции газов.
- Открутить гайки и снять клапан системы рециркуляции.
Процедура установки
- Очистить ответную поверхность.
- Установить новую прокладку клапана рециркуляции отработавших газов.
- Установить клапан рециркуляции отработавших газов с крепежными гайками.
- Присоединить электрический разъём клапана системы рециркуляции газов.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
Затянуть
Затянуть крепежные гайки клапана рециркуляции отработавших газов до 30 Н•м (22 lb-ft)
Клапан рециркуляции отработавших газов (1,4 два распределительных вала с верхним расположением)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоединить электрический разъём клапана системы рециркуляции газов.
- Снять винты и клапан системы рециркуляции.
Процедура установки
- Очистить сопряженные поверхности головки цилиндров.
- Установить новую прокладку клапана рециркуляции отработавших газов.
- Установить клапан рециркуляции отработавших газов с крепежными винтами.
- Присоединить электрический разъём клапана системы рециркуляции газов.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
Затянуть
Затянуть крепежные болты клапана рециркуляции отработавших газов до 30 Н•м (22 lb-ft)
Датчик детонации
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Снимите впускной коллектор. См. раздел 1В, Механическая часть двигателя с одним распредвалом верхнего расположения (SOHC). или раздел 1С, Механическая часть двигателя с двумя распределительными валами верхнего расположения (DOHC).
- Отсоединить электрический разъем на датчике детонации.
- Снять датчик детонации.
Процедура установки
- Установить датчик детонации.
- Присоединить электрический разъем к датчику детонации.
- Установите впускной коллектор. См. раздел 1В, Механическая часть двигателя с одним распредвалом верхнего расположения (SOHC). или раздел 1С, Механическая часть двигателя с двумя распределительными валами верхнего расположения (DOHC).
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
Затянуть
Затянуть болт датчика детонации до 20 Н•м (15 lb-ft).
Датчик G
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоединить электрический разъем датчика неровной дороги и снять датчик неровной дороги.
Процедура установки
- Установить датчик неровной дороги и присоединить электрический разъём.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
Затянуть
Затянуть датчик вертикального ускорения до 17 Н•м (12,5 lb-ft).
Адсорбер системы улавливания паров бензина
Процедура снятия
- Отсоединить шланги системы улавливания паров бензина (СУПБ).
- Снять винт, которым крепится фланец угольный фильтр СУПБ к автомобилю.
- Выдвинуть угольный фильтр СУПБ из удерживающей направляющей.
- Снять угольный фильтр СУПБ.
Внимание! Угольный фильтр и вакуумный шланг содержат пары топлива. Не курить и не работать с открытым огнем в опасной зоне.
Процедура установки
- Вставить угольный фильтр СУПБ в направляющую и задвинуть его на место.
- Установить винт фланца угольного фильтра СУПБ.
- Присоединить шланги для паров топлива угольного фильтра.
Затянуть
Затянуть винт фланца угольного фильтра СУПБ до 20 Н•м (15 фунто-футов).
Датчик положения коленчатого вала (1,2 один распределительный вал верхнего расположения)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Снять воздушный фильтр в сборе.
- Отсоединить разъём датчика положения коленчатого вала (СКР).
- Снимите стопорный винт датчика положения коленчатого вала.
Процедура установки
- Установить датчик положения коленчатого вала.
- Затянуть крепежный винт датчика положения коленчатого вала до 6,5 Н•м (58 фунто-дюймов).
Датчик положения коленчатого вала (1,4 два распределительных вала с верхним расположением)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоединить разъём датчика положения коленчатого вала от кронштейна рамы.
- При необходимости убрать хомуты проводки.
- Снимите стопорный винт датчика положения коленчатого вала.
- Снимите датчик СКР.
Процедура установки
- Установить датчик положения коленчатого вала вместе с крепежным винтом.
- Присоединить разъём датчика положения коленчатого вала к кронштейну рамы.
- При необходимости закрепить провод хомутами.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
Затянуть
Затянуть стопорный винт датчика положения коленчатого вала до 6,5 Н•м (58 фунто-дюймов).
Датчик положения распределительного вала (1,2 один распределительный вал верхнего расположения)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоединить электрический разъем датчика.
- Снять винт датчика положения распределительного вала (СМР) и сам датчик.
Процедура установки
- Установить датчик СМР и винты.
- Присоединить электрический разъем датчика.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
Затянуть
Затянуть винты датчика положения распределительного вала до 12 Н•м (106 фунто-дюймов).
Датчик положения распределительного вала (1,4 л два распределительных вала с верхним расположением)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоединить электрический разъем датчика.
- Снять верхнюю крышку переднего приводного ремня газораспределительного механизма. См. раздел 1С, “Механическая часть двигателя DOHC”.
- Снять винты датчика положения распределительного вала (СМР) и датчик.
Процедура установки
- Установить датчик СМР и винты.
- Установить верхнюю крышку переднего приводного ремня газораспределительного механизма. См. раздел 1С, “Механическая часть двигателя DOHC”.
- Присоединить электрический разъем датчика.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
Затянуть
Затянуть винты датчика положения распределительного вала до 12 Н•м (106 фунто-дюймов).
Контроллер электронной системы управления двигателем (1,2 один распределительный вал верхнего расположения)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоединить разъёмы контроллера электронной системы управления двигателем (ЭСУД).
- Снять стопорные винты и гайки контроллера ЭСУД.
- Снять контроллер ЭСУД.
Процедура установки
- Установить на место контроллер ЭСУД.
- Установить контроллер ЭСУД в его крепление и установить крепежные винты.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Провести процедуру определения отклонения системы датчика положения коленчатого вала.
Затянуть
Затянуть крепежные винты контроллера ЭСУД до 5 Н•м (44 фунто-дюйма).
Контроллер ЭСУД (1,4 два распределительных вала с верхним расположением)
Процедура снятия
- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Отсоединить разъёмы контроллера электронной системы управления двигателем (ЭСУД).
- Снять стопорные винты контроллера ЭСУД.
- Снять контроллер ЭСУД с его крепления.
Процедура установки
- Установить на место контроллер ЭСУД.
- Установить контроллер ЭСУД в его крепление и установить крепежные винты.
- Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.
- Провести процедуру определения отклонения системы датчика положения коленчатого вала. См. “Процедура обучения TEC” в данном разделе.
Затянуть
Затянуть крепежные винты контроллера ЭСУД до 4 Н•м (35 фунто-футов).