- Почему подтекают амортизаторы
- Почему амортизатор потек
- Можно ли ездить на автомобиле, если потек амортизатор
- Можно ли ездить, если потек амортизатор
- Что вытекает из амортизаторов
- Можно ли ездить на авто
- Что будет если не менять амортизаторы
- Что стоит заменить попутно
- Можно ли ездить с потекшей стойкой
- Какие последствия, если не менять потекшие амортизаторы
- Азы диагностики
- Самостоятельный монтаж запчастей
- Подведем итоги
Почему подтекают амортизаторы
Выйти газ или масло из цилиндра могут при повреждении уплотнителей. Редко проблема носит глобальный характер, и в большинстве случаев масло из амортизаторов вытекает медленно, оставляя подтеки, на которые водитель может обратить внимание, например, при замене покрышек.
Причины повреждения уплотнителей амортизаторов банальны: подошедший к концу срок службы, плохое исполнение детали или физическое повреждение из-за езды по плохим дорогам.
Жалобы на качество дорог повторяются из года в год. Тем временем подвеска теряет заводскую стойкость, эластичность и ресурс, то и дело давая о себе знать стуками и заметной расхлябанностью. Пик страйка приходится на начало весны, когда со снегом сходит часть асфальта и амортизаторы вынуждены работать в буквальном смысле на износ. Как быть, если весенний осмотр указал на необходимость смены амортизационной стойки – рассказывает редакция онлайн-журнала Autobann.su.
Амортизатор (стойка) является важным элементом в подвеске автомобиля. Амортизатор выступает в роли демпфера, который гасит колебания пружин подвески. Также амортизатор постоянно «прижимает» колесо к дороге, что обеспечивает наилучшую устойчивость и управляемость автомобиля, повышает эффективность торможения и т.д.
В процессе эксплуатации автомобиля можно столкнуться с тем, что амортизаторы (стойки) потекли. Фактически, потекшие стойки означают, что при наружном осмотре можно обнаружить масляные потеки на корпусе амортизатора. Как правило, это указывает на износ амортизатора и/или повреждения, что ведет к полной или частичной потере его нормальной работоспособности.
Отметим, что в ряде случаев продолжить эксплуатацию машины можно, однако следует учитывать, что езда с неисправными или изношенными амортизаторами неизбежно приводит к определенным последствиям. Подробнее читайте в нашей статье.
- Почему амортизатор потек: причины
- Амортизатор потек: можно ли ездить на авто
- Подведем итоги
Почему амортизатор потек
Если просто, амортизатор представляет собой цилиндр с камерами, которые заполнены рабочей жидкостью (масляные амортизаторы) или газом (газовые амортизаторы). Также есть решения, которые сочетают в себе давление газа и масла (газомасляный амортизатор). В любом случае, в цилиндр амортизатора устанавливается поршень со штоком. Также цилиндр герметизируется за счет установки уплотнителей из резины, прокладок и т.д.
Когда амортизатор работает, поршень со штоком движется внутри амортизатора. Хотя ход поршня небольшой, все равно этого достаточно, чтобы эффективно погасить колебания пружин подвески. В норме, при раскачке допускается не более 2 качков кузова автомобиля. Если кузов раскачивается сильнее, это говорит о проблемах со стойками.
Чтобы понять, почему потек амортизатор, достаточно обратит внимание на особенности работы данного элемента. С учетом того, что амортизатор испытывает серьезные нагрузки, в процессе эксплуатации автомобиля постепенно разрушаются уплотнители амортизаторов, появляются задиры на штоке амортизатора и т.д. В отдельных случаях может даже треснуть корпус амортизатора, изменяется геометрия штока (шток амортизатора погнуло) и т.д. В результате рабочая жидкость начинает вытекать наружу.
Как следствие, если стойки на машине потекли, давление жидкости на поршень уменьшается, что не позволяет амортизатору эффективно гасить колебания пружин и прижимать колеса к дороге. При этом текут только масляные и газомасляные амортизаторы. Как правило, газовые амортизаторы видимых потеков масла снаружи не имеют, так как газ попросту улетучивается. При этом они также выходят из строя по причине недостаточного давления газа на поршень.
В целом, на машине амортизаторы текут по следующим причинам:
- естественный износ амортизатора;
- дефекты амортизатора;
- повышенные нагрузки на амортизаторы;
Что касается износа, средний срок службы самых качественных амортизаторов обычно составляет около 100-120 тыс. км. пробега. На автомобилях среднего и низкого класса стойки редко ходят больше 80 тыс. км. При этом на общий срок службы сильно влияют условия эксплуатации, нагрузки и т.д. Вполне очевидно, что если не нагружать автомобиль и ездить только по хорошим дорогам, а также поддерживать подвеску в исправном состоянии, тогда амортизаторы выходят весь заявленный срок службы.
Если же приходится перевозить грузы, часто передвигаться по пересеченной местности, грунтовым дорогам и т.д., в таком случае ресурс амортизаторов может сократиться на 50% и более. Если к этому добавить, что на рынке автомобильных запчастей амортизаторы достаточно часто сомнительного качества, на практике даже новые стойки при определенных условиях могут выйти из строя уже через 30-40 тыс. км. пробега.
Можно ли ездить на автомобиле, если потек амортизатор
Амортизаторы являются ключевыми компонентами подвески автомобиля. Без них управлять машиной не только некомфортно, но и опасно. Задача амортизаторов состоит в гашении колебаний пружин, которые возникают при движении по дороге. При отсутствии амортизаторов требовалось бы некоторое время, чтобы пружины «успокоились» после очередной кочки, соответственно, в этот момент автомобиль бы трясло и качало. Такое поведение машины быстро приведет к печальным последствиям, например, пробою глушителя, днища, повреждению подвески или ДТП из-за потери управляемости.
Одной из проблем, которая может возникнуть с амортизаторами, является появление на них подтеков. Если потекли амортизаторы, можно ездить на них, но уже следует задумываться о замене.
Можно ли ездить, если потек амортизатор
Потекший амортизатор – это проблема, которая требует скорейшего решения. Она способна привести к возникновению других неисправностей. Амортизатор необходимо заменить в кратчайшие сроки, но управлять машиной с потекшим элементом не запрещено, если соблюдать повышенную осторожность.
Когда потек один амортизатор, необходимо заменить его как можно быстрее, чтобы проблема не «перебросилась» на остальные. Дело в том, что колебания автомобиля распределяются между четырьмя амортизаторами. Если один из них потек и начал хуже справляться с возложенными задачами, то распределять колебания придется между тремя амортизаторами, но они не рассчитаны на такую нагрузку. Соответственно, если долго не менять подтекающий амортизатор, вскоре выйдут из строя и другие, то есть потребуется массовая замена, что значительно дороже.
Что вытекает из амортизаторов
Чтобы разобраться в вопросе, почему текут амортизаторы, нужно понять их конструкцию и принцип работы. Сами по себе амортизаторы выглядят как цилиндры, наполненные жидкостью или газом. В них устанавливается поршень со штоком, а герметизируется элемент при помощи резиновых уплотнителей и прокладок.
Во время работы амортизатора поршень со штоком ходит через массу внутри амортизатора. Поскольку ход невелик из-за наполнения амортизатора и герметичности элемента, колебания подвески удается погасить, и лишь малую часть из них ощущают водители и пассажиры в салоне автомобиля.
В данный момент на автомобили устанавливаются масляные, газовые или смешанные (в которых имеются разделенные камеры с маслом и газом) амортизаторы. Потечь могут только масляные или смешанные варианты детали, а при выходе газа заметна проблема будет только по «поведению» автомобиля.
Можно ли ездить на авто
Сразу отметим, что если масло течет из амортизатора, такую деталь нужно заменить. При этом характер течи укажет на то, как срочно это нужно делать и когда менять амортизаторы. Если видны только незначительные потеки в области выхода штока из корпуса, такое явление часто называют «запотеванием» амортизатора.
При этом часто бывает так, что если амортизатор «потеет», причем слегка, работоспособность детали все же сохраняется. В такой ситуации с заменой можно не торопиться. Главное, следить за поведением автомобиля, а также периодически осматривать место запотевания, так как более сильная утечка станет основанием для замены стойки.
Если же видно, что масло вытекло из амортизатора в большом количестве (например, весь корпус в масле), в таком случае с заменой амортизаторов лучше не затягивать. Дело в том, что если амортизаторы неисправны, ухудшается не только устойчивость и управляемость автомобиля, но и эффективность торможения (особенно экстренного).
Причина – если стойки не работают, колесо недостаточно прижато к дороге, тормозной путь сильно увеличивается. Также важно отметить, что езда с неисправными амортизаторами приводит к сильному износу других деталей подвески, рулевого управления и т.д.
Получается, ездить на машине с потекшими амортизаторами можно, но крайне нежелательно. Более того, если потек не один амортизатор, а несколько, езда на таком автомобиле будет некомфортной, а также небезопасной. На высокой скорости машину может «бросать», автомобиль перестает держать траекторию в поворотах, увеличивается риск опрокидывания и т.д.
Еще добавим, что при выходе оного амортизатора из строя часть нагрузки перекладывается на другие стойки, которые также будут подвержены более сильному износу. В результате дальнейшая эксплуатация машины с одним неисправным амортизатором может повлечь за собой необходимость замены всех стоек «в круг».
При этом менять амортизаторы нужно только парами на одной оси. По этой причине лучше как можно быстрее заменить неисправные передние или задние амортизаторы, чтобы не сокращать срок службы стоек на противоположной оси.
Что будет если не менять амортизаторы
Своеобразным индикатором износа стоек будут потеки масла из амортизатора, коррозия и деформация штока, явные нарушения устойчивости автомобиля на дороге, снижение эффективности торможения и т.д. Однако такие проблемы могут быть выражены не явно.
Достаточно часто можно встретит ситуацию, когда визуально амортизаторы не имеют сильных потеков, могут разве что стучать при езде. Особенно это актуально применительно к газовым амортизаторам. С учетом того, что стойки изнашиваются постепенно, водитель также в процессе эксплуатации привыкает к увеличению шума и определенным изменениям в поведении автомобиля.
На самом деле, амортизаторы нужно проверять и выполнять своевременную замену стоек. Кроме рисков попасть в ДТП, следует отметить износ целого ряда деталей и элементов самого автомобиля при езде с «убитыми» амортизаторами.
- Прежде всего, если амортизаторы сильно изношены, раскачка автомобиля на неровностях может привести к повреждениям кузовных элементов, деталей выхлопной системы, различных защит в нижней части авто. В отдельных случаях можно зацепить картер двигателя или КПП, что приведет к серьезным неисправностям и необходимости дорогостоящего ремонта.
- Излишняя раскачка при неработающих амортизаторах также неизбежно изнашивает детали в подвеске и рулевом управлении. Избыточные колебание выводят из строя сайлентблоки, втулки, страдают шаровые опоры, рулевые наконечники, тяги и т.д.
- Если амортизаторы потекли или неисправны, заметно возрастают нагрузки на тормозную систему и рулевое управление при езде. По причине избыточной раскачки приходится все время подруливать, усиливая износ рулевого механизма. Чтобы эффективнее тормозить, водитель вынужден сильнее и чаще нажимать на педаль тормоза, что сказывается на ресурсе тормозных колодок, дисков и других деталей тормозной системы.
Вполне очевидно, что заменить амортизаторы зачастую дешевле, чем в последующем комплексно устранять последствия езды с неработающими стойками. Получается, если признаки выхода из строя одного или нескольких амортизаторов проявились в полной мере, амортизаторы необходимо менять.
Что стоит заменить попутно
Подвеска включает массу взаимосвязанных узлов. Технически грамотному человеку понятно, если выходит один из составляющих элементов конструкции на большом пробеге, то и другие детали, очевидно, также изношены. Установив новую стойку в комплексе с изношенными компонентами, о длительном ресурсе конструкта можно забыть.
Например, на 20 000 км возникла необходимость менять стойку. Поменяв пару амортизаторов, расположенных на одной оси, остальные детали подвески можно оставить – пробег небольшой, а выход стойки скорее всего связан с заводским браком.
Приведем второй пример: на одометре 80 000 км, один из амортизаторов потек. Не нужно быть экспертом, чтобы понимать, что к этому пробегу износились сайлентблоки, опорные резинки, буфер отбоя в случае с задней подвеской и втулки стабилизатора, опорные подшипники и «яйца» – в случае с передней подвеской Мак-Ферсон.
Отдельного внимания заслуживают пружины, о ресурсе которых принято спорить на каждом углу. Если они покрылись ржавчиной, просели или вы меняете амортизаторы на солидном пробеге и при внушительном возрасте, то меняйте и пружины. Помните, лишь заменив все в комплекте на оригинальную альтернативу, появляется основание утверждать, что новая подвеска проходит долго.
Можно ли ездить с потекшей стойкой
Если неисправны сразу два-три амортизатора, то не заметить последствия этого невозможно. Автомобиль заметно теряет в устойчивости, отчего даже на городских скоростях возникают сложности с удержанием требуемого курса движения: кузов раскачивается и лишь через некоторое время возвращается в исходное положение. При таком раскладе шоссейные поездки лучше отложить и как можно скорее приступить к замене стоек.
Кроме того, часть той работы, которую должен был бы выполнять амортизатор, будучи исправным, перекладывается на сайлентблоки, шаровую опору и рулевые наконечники (в случае с передней подвеской) или на просто сайлентблоки – в случае задней подвески.
Мы рекомендуем взять на вооружение следующее правило. Как только замечены потеки, планируйте замену через одну-две недели – именно столько можно ездить на полуисправном амортизаторе. В рамках этой паузы жидкость окончательно вытечет и стойка полностью прекратит выполнять свои функции. Ну а вы за это время неспешно подберете детали и технологическую оснастку, необходимую для выполнения самостоятельных работ.
Важно! Амортизаторные стойки меняются попарно: соседний амортизатор, расположенный на одной оси, так же подлежит замене, вне зависимости от его состояния.
Какие последствия, если не менять потекшие амортизаторы
Как отмечалось выше, выход из строя амортизаторов приведет к неравномерному распределению нагрузки между оставшимися работоспособными элементами, что скажется на продолжительности их службы в худшую сторону. При этом машину начнет серьезно качать при движении, что в целом отразится на комфорте от вождения.
Если водителя не пугают раскачивания машины при движении на подтекающих амортизаторах, можно назвать ряд проблем, к которым рискует привести неисправность:
Удар по днищу и повреждение элементов. Например, при преодолении «лежащего полицейского» или кочки автомобиль на пружинах может подскочить и при обратном движении удариться днищем о препятствие, что приведет к повреждениям;
- Возникновение неисправностей в подвеске. Если управлять автомобилем с неисправными или отсутствующими амортизаторами, со временем возникнут проблемы с сайлентблоками, втулками, шаровыми и другими элементами подвески, которые рискую выйти из строя. Происходит это, поскольку колебания машины придется гасить всем элементам подвески;
- Машина перестанет «слушать водителя» на дорогах. Автомобиль с неисправными амортизаторами очень сильно теряет в плане маневренности и управляемости, что может привести к дорожно-транспортному происшествию.
Как только появились подтеки на амортизаторе, нужно производить его замену. Деталь еще способна поработать несколько дней/недель, но после она вовсе перестанет выполнять свои функции.
(440 голос., средний: 4,53 из 5)
Азы диагностики
В эру интенсивного автомобилестроения нас приучили к тому, что полный вердикт о состоянии подвески в состоянии выдать только станция технического обслуживания. На самом деле есть ряд тестов, по итогам которых можно судить о состоянии узлов шасси, не выходя из гаража.
Так, частой причиной выхода из строя амортизационной стойки является вытекание рабочей жидкости/выход газа. Эта поломка, в первую очередь, поддается визуальному контролю: на корпусе амортизатора отчетливо видны следы масла (принято говорить, что он «сопливит»), в то время, как исправная деталь всегда остается сухой. Ясно дело, что это касается только масляных и газомасляных стоек. В газовых аналогах жидкости нет.
Суть второго теста – оценить, как отдельно взятый амортизатор гасит колебания кузова (читай, реагирует на покачивания). Для этого возле каждой стойки необходимо толкнуть корпус вниз. Исправный амортизаторный элемент отличает такая реакция:
- Кузов возвращается в исходное положение с первого раза, не раскачиваясь.
- Возвращение корпуса в исходное состояние происходит плавно и равномерно.
- Во время работы подвески отчетливо слышен характерный звук («пшик»).
Дефектная стойка не выполняет основную функцию – поглощение энергии раскачивания. От этого кузов вместо одного колебания «вниз-вверх» совершает два-три. Также во время обратного хода (вверх) не чувствуется сопротивления, т.е. корпус машины быстро возвращается вверх, а характерный звук отсутствует по определению.
Самостоятельный монтаж запчастей
Одной уверенности в подлинности оригинальной продукции недостаточно для того, чтобы быть уверенным в длительном ресурсе изделия. Какой бы дорогой и статусной не была стойка, нарушив главные «каноны» ее монтажа, рассчитывать на долгую службу отремонтированной подвески не приходится.
Так, любой жидкостный амортизатор перед установкой необходимо прокачивать. Дело в том, что положение транспортировки и хранения часто отлично от рабочего положения амортизаторной стойки. В эти периоды жидкость перераспределяется и работа поршневой системы стойки нарушается. Для восстановления плавного и стабильного характера движения штока и проводится прокачка.
Прокачивать масляный амортизатор следует по следующей методике:
- Выдвинуть шток на ¾ длины, если стойка в упаковке находилась в сжатом состоянии.
- Перевернуть изделие штоком вниз.
- Вдавить шток до положения 5 см над корпусом амортизатора.
- Сделать паузу 3-5 секунд.
- Развернуть стойку штоком вверх.
- Выждать 3-5 секунд.
- Вытянуть шток на ¾ длины.
- Подождать 2 секунды.
- Снова перевернуть амортизатор штоком вниз, и повторить пункты 2-7.
Шток важно втягивать и вытягивать плавно, без рывков. После третьего цикла прокачивания необходимо проверить характер работы амортизатора: резко нажав на шток несколько раз, оценить работу стойки – движение должно быть плавным, без рывков. Что еще необходимо помнить, так это следующее: после прокачки амортизаторную стойку необходимо хранить только в вертикальном положении!
Технология подготовки газомасляного амортизатора к установке несколько отличается:
- Перевернуть стойку штоком вниз.
- Выждать 3-5 секунд.
- Вдавить шток амортизатора.
- Сделать паузу 3-5 секунд.
- Удерживая шток, перевернуть амортизатор штоком вверх.
- Подождать 3-5 секунд.
- Дать подняться штоку вверх, придерживая его рукой.
- Повторить цикл вышеизложенных пунктов 4-6 раз.
И напоследок запомните: все болтовые соединения в подвеске затягиваются на опущенном автомобиле (положение «машина на колесах»). Также имейте в виду, что стуки при езде может издавать не только подвеска, а и рулевая система. Годами ранее мы разбирали, почему возникает стук при повороте руля и чем это чревато.
Подведем итоги
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что если потекли амортизаторы (стойки), неисправные элементы подлежат замене. Если амортизатор «потеет», то есть утечка не сильная, а также стойка не стучит при езде, можно эксплуатировать автомобиль небольшой промежуток времени, соблюдая осторожность при езде.
Если же сильно потекли, например, два или три амортизатора, ездить дальше настоятельно не рекомендуется. Допускается разве что предельно осторожное перемещение на низких скоростях. От маневрирования, резкого торможения, активного входа в повороты придется полностью отказаться, так как сильно увеличивается тормозной путь, автомобиль может попросту слететь с дороги и т.д.
Что касается газовых амортизаторов, в отличие от масляных или газо-масляных стоек, они практически не текут. Однако это не значит, что такой амортизатор не может выйти из строя. Все рассмотренные выше неисправности и отклонения от нормы в поведении автомобиля в полной мере проявятся при эксплуатации авто с неисправными амортизаторами независимо от типа стоек.
Напоследок отметим, что к вопросу подбора амортизаторов для замены нужно подходить с максимальной ответственностью (например, важно подобрать подходящий вариант по длине штока, определиться с типом наполнения стойки, газ, масло или газ-масло и т.д.).
Также важно правильно установить амортизатор на машину при замене, прокачать амортизатор перед установкой. По этой причине рекомендуется не только своевременно проверять и менять амортизаторы на машине, но и доверять такие работы исключительно опытным специалистам.