Зимние коэффициенты норм расхода топлива

Нормы расхода топлива — это определяемая организацией или установленная в нормативных законодательных актах величина средней потребности транспортных средств в горючих материалах. Этот показатель прямо зависит от вида транспорта, типа ГСМ и расстояния. 

Содержание
  1. Какие НПА регулируют нормы расхода топлива
  2. С какого числа применяются зимние нормативы
  3. Иные виды надбавок к базовым значениям
  4. Обязательно ли использовать утвержденные нормы
  5. Как разработать собственные нормы
  6. Северяне перешли на зимние нормы ГСМ и сменили шины, остальным – приготовиться!
  7. Возвращаемся на летние нормы расходы топлива
  8. Изменения, вносимые в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р
  9. «16.8. Специальные жидкости
  10. Расход реагента Adblue
  11. Обзор документа
  12. Понятие норматива ГСМ
  13. Кто устанавливает нормы ГСМ
  14. Бухгалтерский учет нормативов ГСМ
  15. Зачем нужны показатели норм ГСМ
  16. От чего зависит величина показателя ГСМ
  17. Что утверждает Минтранс
  18. Сезонные нюансы для ГСМ
  19. Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно
  20. Пример конкретного расчета
  21. Приказ о введении зимних норм расхода топлива
  22. Законодательное обоснование
  23. Образец распоряжения

Какие НПА регулируют нормы расхода топлива

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте регулируются Распоряжением Минтранса РФ № АМ-23-р от 14.03.2008. Они периодически пересматриваются и в распоряжение вносятся изменения. Отметим, последняя редакция таблицы нормы расхода ГСМ Минтранса на 2023 год соответствует изменениям, внесенным в сентябре 2018 года. Документ достаточно легко воспринимается, несмотря на сложную тему, и содержит в себе общие положения, порядок расчета нормативов с примерами и т. д.

Какая базовая норма расхода топлива на 100 км по приказу Минтранса на 2023 год установлена в распоряжении? Единой таблицы здесь не предусмотрено, так как для каждой модели, марки, модификации автомобиля предусмотрена базовая цифра. Она измеряется в литрах на 100 км и зависит от вида топлива (например, Б — бензин, Д — дизельное топливо). Полный список таблиц с базовыми данными содержится в распоряжении.

Еще про Авео:  Купить съемник шаровых опор для Chevrolet Aveo в Москве, продажа съемников шаровых опор для Chevrolet Aveo – цены, описание и фото на сайте Авто.ру.

Для примера — выдержка из распоряжения по автомобилю Alfa Romeo:

Например, для автомобиля Alfa Romeo (первая строка таблицы) на 100 км необходимо 8,3 литра дизельного топлива, а автомобилю из второй строки — 9,9 литров бензина.

С какого числа применяются зимние нормативы

В распоряжении АМ-23-р найдете зимние нормы расхода ГСМ и сроки их применения в 2023 году в зависимости от климатической принадлежности региона. Группировка идет по субъекту РФ, количеству месяцев и сроку действия зимней надбавки и предельной величины зимней надбавки в процентах. В приложении подробно расписана зимняя норма расхода топлива по регионам в 2022 году. Например, в Москве зимняя надбавка действует 5 месяцев, с 1 ноября по 31 марта. В соответствии с таблицей, предельный процент по зимней надбавке для выбранного нами субъекта — 10%. Чем теплее в регионе, тем меньше по времени применяют процент надбавки. Анализ приложения показал, что коэффициенты предельных значений расположены в границах от 5 до 20 процентов. Для сравнения проанализируем показатели в Республике Саха (Якутия). Срок действия — 7 месяцев, с 15 октября по 15 мая, а предельная величина составила 20 процентов.

Минтрансом установлено, с какого числа переход на зимние нормы расхода ГСМ в 2023 году по регионам, в приложении № 2.

Приложение №2 по зимним нормам расхода топлива

с какого по какое зимний период для автомобилей

В приказ о переходе на зимнюю надбавку включите информацию:

  • с какого числа, на какой период и на какой процент используется надбавка;
  • кто контролирует указание правильных данных в путевых листах;
  • кто отражает данные с учетом нового коэффициента надбавки на зимний период;
  • за кем останется контроль за исполнением приказа.

образец приказа о переходе на зимние нормы расхода топлива

Иные виды надбавок к базовым значениям

Также распоряжение Минтранса устанавливает и другие условия надбавок к базовым данным:

  • работа транспорта в горной местности, в зависимости от высоты над уровнем моря (от 5% до 20%);
  • работа транспорта со сложным планом (на 1 км пути более пяти поворотов, закруглений) — до 30% в зависимости от категории дороги общего пользования;
  • работа автотранспорта в населенных пунктах с градацией по численности населения. Максимальная надбавка — до 30% в городах с численностью свыше 5 миллионов человек;
  • работа транспорта, требующая частых остановок (погрузка, высадка пассажиров и т. д.), — до 10%;
  • работа транспорта при пониженной скорости передвижения, при перевозке крупногабаритного груза. Максимальная надбавка — до 35% при скорости ниже 20 км/ч;
  • обкатка новых автомобилей или транспорта после капремонта — до 10% и другие.

С полным перечнем ознакомьтесь в пункте 5 второго раздела распоряжения.

Обязательно ли использовать утвержденные нормы

Распоряжение Минтранса РФ носит рекомендательный характер. Однако, сотрудники инспекций считают, что норма списания ГСМ и нормы расхода топлива по Приказу Минтранса 23-р в 2023 году имеют отражение в налоговом учете. При расчете налога на прибыль расходы на содержание транспорта не подлежат нормированию (ст. 264 НК РФ), поэтому полностью учитывайте их при наличии подтверждающих документов и экономической оправданности. Путевой лист является первичным документом, в котором отражаются фактические данные о заправках и поездках.

Каждая организация вправе самостоятельно разработать показатели списания ГСМ. Многие списывают ГСМ по фактически израсходованному объему.

Как разработать собственные нормы

В руководстве по эксплуатации транспортного средства прописывают информацию по расходу ГСМ не всегда. Из своей практики скажу, что нормы расхода на погрузчики в руководствах по эксплуатации не указываются, поэтому приходится вычислять их сложными путями. Один погрузчик проезжает каждый день по прямой дороге от точки А до точки Б. Другой погрузчик той же модели работает на разгрузке фур весь день на площади 10 кв. метров. У второго погрузчика расход получится выше, так как скорость и траектория его движения ниже первого. Надежнее обратиться в специализированные организации. Если решитесь самостоятельно разработать, то:

  • утвердите комиссию для проведения контрольных замеров, которая проследит за движением транспорта на протяжении выбранного периода времени или километража;
  • сопоставьте данные с технической документацией завода-изготовителя (если она имеется);
  • оформите результаты контрольных замеров в акте контрольного замера, выявив расход на 100 км;
  • утвердите приказом организации и в учетной политике нормы списания бензина, дизельного топлива и газа.

Учтите технические особенности автомобиля, место и режим его работы, период времени года для осуществления замера. Надежнее определить норму в летний или осенний период, чтобы взять эту цифру за базу, а после уже корректировать на зимние коэффициенты.

  1. Новости и аналитика
  2. Новости
  3. Северяне перешли на зимние нормы ГСМ и сменили шины,…

Северяне перешли на зимние нормы ГСМ и сменили шины, остальным – приготовиться!

12 октября 2021

Один из основных этапов подготовки автомобиля к зиме – замена летних шин на зимние. Напомним, обязанность оснащать свои транспортные средства зимними шинами установлена Техническим регламентом Таможенного союза, обязательным для применения и исполнения в том числе на территории России. Так, в зимний период, а это декабрь, январь, февраль запрещается эксплуатация легкового, грузового транспорта, а также транспортных средств для перевозки пассажиров, не укомплектованных зимними шинами. Законодательно могут быть установлены иные сроки обязательного использования зимних шин – исходя из климатических и иных условий. И во многих регионах погодные условия подтолкнули владельцев автомобилей к переходу за зимние шины уже в первых числах октября.

Зимние шины учреждение покупает дополнительно к шинам, включенным в комплектацию автомобиля или установленным на него при замене изношенных. Приобретенные отдельно от транспортного средства шины учитываются в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 “Прочие материальные запасы”. При установке шин на автомобиль их стоимость списывается с балансового учета и отражается на забалансовом счете 09 “Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных”. Как документально оформить сезонную замену шин? Какими корреспонденциями отразить в учете? Какие нюансы, связанные с заменой летней/ зимней резины, нужно закрепить в учетной политике? Ответы на эти и другие вопросы – в актуальном материале Энциклопедии решений.

В зимнее время года нормы расхода топлив при работе автотранспорта повышаются в зависимости от климатических районов страны. Оттого и сроки перехода по регионам России различаются:

Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива по субъектам РФ не одинаковы и зависят от температурных показателей, средней продолжительности зимнего периода в регионе и других факторов. Установленные Минтрансом России зимние надбавки и период их применения рекомендовано оформить распоряжением региональных / местных органов власти, если же такого распоряжения “сверху” нет, то достаточно будет приказа руководителя учреждения. Напомним, что учреждения могут уточнять начальный и конечный сроки периода применения и значений зимних надбавок при значительных отклонениях температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений. Если решили начать период действия зимних норм раньше установленного, не забудьте свое решение согласовать с региональной / местной службой Росгидрометцентра и Минтрансом России.

Зимние коэффициенты норм расхода топлива

Зимние коэффициенты норм расхода топлива

  1. Новости и аналитика
  2. Новости
  3. Возвращаемся на летние нормы расходы топлива

Возвращаемся на летние нормы расходы топлива

22 апреля 2021

В зимнее время года нормы расхода топлив при работе автотранспорта повышаются в зависимости от климатических районов страны. При наступлении тепла необходимо вернуться к установленным нормам.



При этом сроки перехода по регионам России различаются:

Учреждения могут уточнять начальный и конечный сроки периода применения и значений зимних надбавок при значительных отклонениях температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений. Если решили продлить период действия зимних норм, не забудьте свое решение согласовать с региональной/ местной службой Росгидрометцентра и Минтрансом России.

Документы по теме:

Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 “Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации

Зимние коэффициенты норм расхода топлива

Зимние коэффициенты норм расхода топлива

  1. Продукты и услуги
  2. Информационно-правовое обеспечение
  3. ПРАЙМ
  4. Документы ленты ПРАЙМ
  5. Распоряжение Министерства транспорта РФ от 14 июля 2015 г….

13 августа 2015

Внести изменения в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, согласно приложению к настоящему распоряжению.

Приложение
к распоряжению Министерства
транспорта РФ
от 14 июля 2015 г. № НА-80-р

Изменения,
вносимые в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р

1. В пункте 2, в названии главы II слова «общего назначения» исключить.

2. Пункт 2 после слов «по расходу смазочных материалов» дополнить словами «и специальных жидкостей».

3. В пункте 4:

1) в абзаце втором слова «общего назначения» исключить;

2) в абзаце шестнадцатом слова «приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации» заменить словами «по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС»;

3) в абзацах тринадцатом, четырнадцатом, пятнадцатом слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменить словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно.

4. В пункте 5:

1) абзацы девятый – четырнадцатый изложить в следующей редакции:

«При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:

свыше 5 млн. человек – до 35%;

от 1 до 5 млн. человек – до 25%;

от 250 тыс. до 1 млн. человек – до 15%;

от 100 до 250 тыс. человек – до 10%;

до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – до 5%»;

2) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:

«При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20-40 км/ч – до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч – до 35%»;

3) абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:

«Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км – до 5%;

более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км – до 10%»;

4) абзац двадцатый заменить абзацами двадцатым, двадцать первым в следующей редакции:

«При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы – до 10%.

При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, – до 20%»;

5) абзац двадцать первый после слова «киносъемочных» дополнить словами «пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации»;

6) абзац двадцать второй после слов «в карьерах» дополнить словами «(кроме специальных карьерных АТС)»;

7) абзац двадцать третий после слова «наводнениях» дополнить словами «лесных пожаров»;

8) абзац двадцать пятый заменить абзацами двадцать пятым, двадцать шестым, двадцать седьмым в следующей редакции:

«При использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля – до 7%.

При использовании кондиционера при движении автомобиля – до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).

Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час)»;

9) абзац двадцать девятый изложить в следующей редакции:

«Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:»;

10) в абзаце тридцать третьем слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменить словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно.

5. В пункте 6:

1) абзац десятый изложить в следующей редакции:

«Применительно к конкретным условиям эксплуатации АТС допускается использование скорректированных значений поправочных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив, утвержденных настоящими методическими рекомендациями, или дополнительных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив при соответствующим обосновании и по согласованию с Минтрансом России»;

2) в абзаце одиннадцатом слова «руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы» заменить словами «по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы».

6. В пункте 7:

1) позиции 11, 37, 40 таблицы подпункта 7.1.1 изложить в следующей редакции:

2) таблицу подпункта 7.1.1 дополнить позициями 92 – 102 в следующей редакции:

3) позиции 1, 106, 109, 219, 231, 275, 290, 364, 365, 382, 618, 650, 714, 715, 716, 760, 801 таблицы подпункта 7.2.1 изложить в следующей редакции:

4) таблицу подпункта 7.2.1 дополнить позициями 838 – 880 в следующей редакции:

* – роботизированная механическая КПП

7. В пункте 8:

1) дополнить подпунктом 8.1.2 в следующей редакции:

«8.1.2. Автобусы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года

2) дополнить подпунктом 8.2.2 в следующей редакции:

«8.2.2. Автобусы зарубежные выпуска с 2008 года

8. В пункте 9:

1) в абзацах тринадцатом, четырнадцатом слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменить словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно;

2) дополнить подпунктом 9.1.1 следующего содержания:

«9.1.1. Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года

3) дополнить подпунктом 9.2.1 следующего содержания:

«9.2.1. Грузовые бортовые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года

9. В пункте 10:

1) дополнить подпунктом 10.1.1 в следующей редакции:

«10.1.1. Тягачи отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года

2) дополнить подпунктом 10.2.1 в следующей редакции:

«10.2.1. Тягачи зарубежные выпуска с 2008 года

10. В пункте 11:

1) в абзацах четырнадцатом, шестнадцатом слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СНГ)» заменить словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно;

2) дополнить подпунктом 11.1.1 следующего содержания:

«11.1.1. Самосвалы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года

3) дополнить подпунктом 11.2.1 в следующей редакции:

«11.2.1. Самосвалы зарубежные выпуска с 2008 года

11. В пункте 12:

1) дополнить подпунктом 12.1.1 в следующей редакции:

«12.1.1. Фургоны отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года

2) дополнить подпунктом 12.2.1 в следующей редакции:

12.2.1. Фургоны зарубежные выпуска с 2008 года

12. Пункт 13 дополнить подпунктом 13.1.1 в следующей редакции:

«13.1.1. Медицинские автотранспортные средства отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года

13. В пункте 14:

1) дополнить подпунктом 14.1 в следующей редакции:

«14.1. Автомобили эвакуаторы на базе автомобилей отечественных и стран СНГ выпуска с 2008 года

2) дополнить подпунктом 14.2 в следующей редакции:

«14.2. Автомобили эвакуаторы на базе автомобилей зарубежных выпуска с 2008 года

14. В пункте 15:

1) дополнить подпунктом 15.7.1 в следующей редакции:

«15.7.1. Краны автомобильные отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года

2) дополнить подпунктом 15.12.1 в следующей редакции:

«15.12.1. Автомобили пожарные отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года

3) дополнить подпунктом 15.12.2 в следующей редакции:

«15.12.2. Автомобили пожарные зарубежные выпуска с 2008 года

4) дополнить подпунктом 15.16.1 в следующей редакции:

«15.16.1. Автомобили-топливозаправщики и маслозаправщики отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года

5) дополнить подпунктом 15.16.2 в следующей редакции:

«15.16.2. Автомобили-топливозаправщики и маслозаправщики зарубежные выпуска с 2008 года

6) дополнить подпунктом 15.17.1 в следующей редакции:

«15.17.1. Автомобили-цистерны выпуска с 2008 года

7) дополнить подпунктом 15.18.1 в следующей редакции:

«15.18.1.Автомобили-цементовозы и автобетоносмесители зарубежные выпуска с 2008 года

8) дополнить подпунктом 15.19 в следующей редакции:

«15.19. Бронированные автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года

9) Пункт 15 дополнить подпунктом 15.19.1 в следующей редакции;

“15.19.1. Бронированные автомобили зарубежные выпуска с 2008 года

10) дополнить подпунктом 15.20 в следующей редакции:

«15.20. Автомобили для перевозки подозреваемых, временно заключенных и обвиняемых отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года

11) дополнить пунктом 15.20.1 в следующей редакции:

«15.20.1. Автомобили-штабные выпуска с 2008 года

15. Абзац шестой главы III заменить абзацем следующего содержания:

«Значения норм расхода смазочных материалов для АТС рекомендуется устанавливать на основании химмотологической карты смазки автомобиля или по рекомендациям завода-изготовителя. При отсутствии данных из вышеперечисленных источников рекомендуется устанавливать значения норм расхода смазочных материалов, приведенных в приложении № 1».

16. Подпункт 16.1 дополнить позициями в следующей редакции:

17. Подпункт 16.2 дополнить позициями в следующей редакции:

18. Подпункт 16.3 дополнить позициями в следующей редакции:

19. Приложение № 1 дополнить пунктом 16.8 следующей редакции:

«16.8. Специальные жидкости

AdBlue реагент, который применяется в качестве добавочной рабочей жидкости в дизельных двигателях стандарта Евро 4 – Евро 6, оснащенных системой SCR (Selective Catalytic Reduction (SCR) – селективный каталитический преобразователь) для обеспечения чистоты выхлопов. SCR система состоит из катализатора, распылителя, дозатора и бака с AdBlue. Принцип действия системы AdBlue заключается в химической реакции аммиака с окисью азота выхлопных газов, в результате которой образуется безвредный азот и водяной пар. Именно благодаря впрыскивания реагента AdBlue достигаются экологические стандарты Евро 4 – Евро 6.

Расход AdBlue в среднем составляет 0,8 – 2,7 литра на 100 км.

Для автомобилей, соответствующих экологическому стандарту Евро 4, расход составляет не более 5%, стандарту Евро 5 – не более 6% и Евро 6 – не более 7% от количества, потребляемого автомобилем топлива (таблица расход реагента Adblue).

Для целей нормирования расхода реагента Adblue рекомендуется применять значение 7% от нормируемого значения эксплуатационного расхода топлива.

Расход реагента Adblue

20. В Приложении № 2:

1) дополнить позицией 91 в следующей редакции:

2) в абзаце 3 слова «региональные (местные) органы власти или руководитель предприятия» заменить словами «юридические лица или индивидуальные предприниматели».

21. Приложение № 5 изложить в следующей редакции:

«Примеры расчета нормативного расхода топлива (в примерах приводятся условные цифры)

1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль BA3-217030 Приора, работавший в городе с населением 500 тыс. человек, совершил пробег 180 км.

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля BA3-217030 Приора составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 500 тыс. человек составляет D =15%.

Нормативный расход топлива составляет:

Зимние коэффициенты норм расхода топлива

2. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-111840 Калина, работавший в горной местности на высоте 850 – 1500 м над уровнем моря, совершил пробег 220 км.

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля ВАЗ-111840 Калина составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

л/100 км;

надбавка за работу в горной местности на высоте от 801 до 2000 м над уровнем моря составляет D = 10% (среднегорье).

Нормативный расход топлива составляет:

Зимние коэффициенты норм расхода топлива

3. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Волга Сайбер, работавший в городе с населением 1,5 млн. человек в зимнее время, совершил пробег 85 км.

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Волга Сайбер составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 1,5 млн. человек составляет D=25%, за работу в зимнее время D=15%.

Нормативный расход топлива составляет:

Зимние коэффициенты норм расхода топлива

4. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Daewoo Nexia, оборудованный кондиционером и работавший в городе с населением 150 тыс. человек, совершил пробег 115 км.

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Daewoo Nexia составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 150 тыс. человек составляет D=10%, при использовании кондиционера при движении автомобиля составляет D=7%.

Нормативный расход топлива составляет:

Зимние коэффициенты норм расхода топлива

5. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Mercedes-Benz S500, оборудованный установкой климат-контроль, в зимнее время за рабочую смену в городе с населением 4 млн. человек совершил пробег 75 км, при этом, вынужденный простой автомобиля с работающим двигателем составил 2 часа.

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Mercedes-BenzS500 составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

л/100 км;

время вынужденного простоя с работающим двигателем Т=2,0 часа; надбавка за работу в городе с населением 4 млн. человек составляет D=25%; за работу в зимнее время D=10%; при использовании установки климат- контроль при движении автомобиля D=10%; при вынужденном простое автомобиля с работающим двигателем за один час простоя – 10% от значения базовой нормы, то же на стоянке при использовании установки климат-контроль – 10% от значения базовой нормы.

Дополнительный расход топлива на простой автомобиля с работающим двигателем составит:

Зимние коэффициенты норм расхода топлива

Нормативный расход топлива составляет:

Зимние коэффициенты норм расхода топлива

6. Из путевого листа установлено, что городской автобус НефАЗ-5299-10-15 работал в городе с населением 2 млн. человек в зимнее время с использованием штатных отопителей салона, совершил пробег 145 км при времени работы на линии 8 ч.

транспортная норма расхода топлива на пробег для городского автобуса НефАЗ-5299-10-15 составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 2 млн. человек составляет D=20%; за работу в зимнее время составляет D=8%;

норма расхода топлива на работу отопителя составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

л/ч.

Нормативный расход топлива составляет:

Зимние коэффициенты норм расхода топлива

7. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль КамАЭ-43253-15 при пробеге 320 км выполнил транспортную работу в объеме 1750 ткм в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.

базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЭ-43253-15 составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

л/100 км;

норма расхода дизельного топлива на перевозку полезного груза составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

.

Нормативный расход топлива составляет:

Зимние коэффициенты норм расхода топлива

8. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-65117-62 с прицепом выполнил транспортную работу в объеме 8400 т км в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800-2000 м и совершил общий пробег 470 км.

базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-65117-62 составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

л/100 км;

норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

;

норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

;

надбавка за работу в зимнее время составляет D=8%; за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D=10%;

масса снаряженного прицепа Зимние коэффициенты норм расхода топлива

т;

норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-65117-62 с прицепом составляет:

Нормативный расход топлива составляет:

Зимние коэффициенты норм расхода топлива

9. Из путевого листа установлено, что седельный тягач МАЗ-5440-А8 с полуприцепом выполнил транспортную работу в объеме 16200 Зимние коэффициенты норм расхода топлива

при пробеге 600 км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.

базовая норма расхода топлива на пробег для тягача одиночного МАЗ-5440-А8 составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

л/100 км;

норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

;

норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа Зимние коэффициенты норм расхода топлива

;

масса снаряженного полуприцепа Зимние коэффициенты норм расхода топлива

т;

норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача МАЗ-5440-А8 с полуприцепом без груза составляет:

Нормативный расход топлива составляет:

Зимние коэффициенты норм расхода топлива

10. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-65115, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 185 км, выполнив при этом m=20 ездок с грузом. Работа осуществлялась в карьере.

транспортная норма расхода топлива на пробег для автомобиля-самосвала КамАЗ-65115 (с коэффициентом загрузки 0,5) составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

л/100 км;

норма расхода топлива на каждую ездку с грузом составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

л;

надбавки при обкатке автомобилей, вышедших из капитального ремонта D=10%; на работу в карьере D=25%.

Нормативный расход топлива составляет:

Зимние коэффициенты норм расхода топлива

11. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок и снижений.

Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлива определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25,0 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,08 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс базового бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км.

базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-самосвала КамАЗ-5511 в снаряженном состоянии составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

л/100 км;

норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

м;

масса снаряженного самосвального прицепа Зимние коэффициенты норм расхода топлива

т;

норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 с прицепом составляет:

Нормативный расход топлива составляет:

Зимние коэффициенты норм расхода топлива

12. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон Fiat Ducato 2.3TDI, работая в черте города с населением 150 тыс. человек с частыми остановками, совершил пробег 120 км.

базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона Fiat Ducato 2.3TDI составляет Зимние коэффициенты норм расхода топлива

л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 150 тыс. человек составляет D=10%;

надбавка за работу с частыми технологическими остановками – D=10%;

надбавка за работу без учета веса перевозимого груза – D=10%.

Нормативный расход топлива составляет:

22. Приложения № 6, 7 исключить.

Обзор документа

Скорректированы методические рекомендации “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”.

Дополнительно установлены справочные нормативные данные по расходу специальных жидкостей.

Термины “сжиженный нефтяной газ (СНГ)”, “сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)” заменены на “сжиженный углеводородный газ (СУГ)” и “компримированный природный газ (КПГ).

Нормы расхода топлива при работе автотранспорта в населенных пунктах с количеством жителей свыше 5 млн человек повышаются до 35%, от 1 до 5 млн человек – до 25% (ранее было от 3 млн человек – до 25%, от 1 до 3 млн человек – до 20%). При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия – до 20% (вместо 10%).

Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час).

Применительно к конкретным условиям эксплуатации АТС допускается использование скорректированных значений поправочных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив, утвержденных методическими рекомендациями, или дополнительных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив при соответствующим обосновании и по согласованию с Минтрансом России.

Определены базовые нормы расхода топлива для автобусов, грузовых бортовых автомобилей, тягачей, самосвалов, фургонов и пр. выпуска с 2008 г. (отечественных и стран СНГ; зарубежных).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Как признавать расходы на ГСМ в целях налогообложения?

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Как отразить в бухгалтерском учете организации списание ГСМ сверх установленных норм?

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

ВАЖНО! Образец заполнения акта списания ГСМ от КонсультантПлюс доступен по ссылке

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Материалы» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Как отразить в учете списание ГСМ (топлива), приобретенных за наличный расчет?

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

От чего зависит величина показателя ГСМ

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Нормы списания ГСМ от Минтранса РФ

Сезонные нюансы для ГСМ

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х S х (1 + К х 0,01)

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Приказ о введении зимних норм расхода топлива

Для подтверждения обоснованности расходов на ГСМ компании пользуются нормами расходов. Зависеть этот показатель будет от времени года, вида автомобиля, вида используемого топлива. Зимой фактическое расходование топлива повышается, а потому и нормы расхода меняются. Для перехода на новую норму нужно составить приказ о введении зимних норм расхода топлива (образец – ниже).

<!–drawVitrine (“vitrine_5”,0);–>

Законодательное обоснование

Размер зимних надбавок определяется в зависимости от региона. При их установлении учитываются значения температур воздуха, средняя длительность зимы. Обычно размер надбавок утверждается местными властями. Но если региональное распоряжение отсутствует, то приказ издает руководитель фирмы.

Нормы расхода ГСМ устанавливает Минтранс. Но фирма не обязана их использовать, так как в НК нет требования о нормировании трат на топливо (письмо Минфина №03-03-06/1/2875 от 27 января 2014 года). Если организация решит учитывать фактические расходы, ей придется установить способ контроля над обоснованностью трат на списание материалов. Для этого нужно оформить распоряжение со ссылкой на приказ Минтранса, указать марку ТС и определить лимиты.

При самостоятельной разработке норм нужно опираться на следующие значения:

  • Время года.
  • Размер пробега авто.
  • Срок эксплуатации ТС.
  • Качество дорожного покрытия.
  • Средняя скорость движения.
  • Загруженность авто.

Предельный размер надбавок устанавливает Минтранс. К примеру, для Москвы он составляет 10%.

Образец распоряжения

О введении зимних норм расхода топлива

В целях планомерного и экономного расхода бензина в зимний период на 2021-2022 годы

1. Увеличить на период с 22 октября 2021 года по 1 февраля 2022 года норму расхода топлива на 10% для всех видов авто.
2. Настоящее распоряжение опубликовать на сайте ООО «Теорема».

Гендиректор
Петров Д.Д. (подпись)

Ваш вопрос – наш ответ

Вопрос: Организация приобрела новый автомобиль и обратилась за разработкой нормы в аккредитованную испытательную лабораторию. До ее получения руководитель установил временную норму расхода топлива. Можно ли установить к временной норме повышающие/понижающие коэффициенты?

Ответ: К норме расхода топлива, действующей до получения разработанной аккредитованной лабораторией нормы, руководитель вправе установить повышающие/понижающие коэффициенты.

Обоснование: Нормы расхода топлива для механических транспортных средств (ТС) устанавливаются руководителями организации и индивидуальными предпринимателями:

— либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (подп. 1.1 постановления N 470).

Руководитель может установить:

— норму расхода топлива, не изменяемую в зависимости от условий эксплуатации автомобиля,

— или различные нормы расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации,

— или норму расхода топлива и порядок ее корректировки в зависимости от условий эксплуатации (повышающие/понижающие коэффициенты, дополнительный расход). В этом случае необходимо определить размеры таких коэффициентов, величину дополнительного расхода, порядок их применения.

Постановление N 470 не делит установленные руководителем нормы расхода топлива на временные и установленные в качестве обязательных для применения, как это предусмотрено Инструкцией N 141. Отметим, что Инструкция N 141 определяет в качестве обязательных к применению в транспортной деятельности нормы, установленные Минтрансом. Если такие нормы не установлены, то определяется временная норма расхода топлива, которая применяется в течение 6 мес. К ней могут применяться повышающие коэффициенты по отдельным основаниям, предусмотренным Инструкцией N 141 (п. 6, 7 и 14 Инструкции N 141). Вместе с тем с принятием постановления N 470 правила, установленные Инструкцией N 141, не обязательны к применению. Они могут использоваться организациями для разработки своего порядка применения повышающих/понижающих коэффициентов, дополнительного расхода топлива, размеров таких коэффициентов и дополнительного расхода.

В рассматриваемой ситуации руководитель принял решение об обращении в аккредитованную лабораторию за разработкой нормы и до ее получения самостоятельно установил норму, опираясь на различные источники, например на норму завода-изготовителя. Такая норма также будет считаться установленной руководителем. К ней можно установить повышающие/понижающие коэффициенты, дополнительный расход в зависимости от условий эксплуатации ТС. Руководителю необходимо утвердить размеры и порядок применения таких коэффициентов, дополнительного расхода топлива. Можно отталкиваться от установленных Инструкцией N 141 оснований для применения повышений/понижений, дополнительного расхода. Например, установить повышающий коэффициент при эксплуатации ТС в зимний период, понижающий — при эксплуатации на загородных дорогах и т.д.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Оцените статью
NewAveo.ru
Добавить комментарий