Замена цепи ГРМ: как определить износ, на каком пробеге становится растянута, когда и как менять

Замена цепи ГРМ: как определить износ, на каком пробеге становится растянута, когда и как менять Ремонт

Замена цепи грм

Сложность процедуры заключается в демонтаже навесного оборудования и разборке силового агрегата, занимающего до 3 часов. Снятие и установка нового привода достаточно проста. Если требуется замена всех элементов, то перед выполнением работ обязательно вникните в устройство привода ГРМ вашей машины.

Из специальных инструментов Вам пригодится приспособление для фиксации распределительных валов на 16-клапанном моторе (кондуктор). Остальной инструментарий — стандартный:

Для работы понадобится смотровая канава и переносная лампа (фонарик). Переднеприводную машину поставьте на яму таким образом, чтобы обеспечить доступ к переднему колесу со стороны узла ГРМ. Заднеприводный автомобиль ставится как удобно, там колёса снимать не придётся.

Как выбрать новый комплект запчастей

Как и прочие автомобильные запчасти, цепи ГРМ подделываются кустарными и китайскими производителями, после чего попадают в продажу. Хитрые дельцы постоянно придумывают новые способы обмана покупателей, например, укладывают свои некачественные изделия в оригинальные упаковки известных брендов родом из Западной Европы. Чтобы при покупке детали не нарваться на поддельную запчасть, выполняйте следующие рекомендации:

На прогиб цепь проверяют так: берут её за один конец и держат плашмя. Второй конец должен провисать не больше, чем на 10 мм. Если удастся, то проверьте твёрдость металла, аккуратно подпилив его надфилем. Сталь в качественных изделиях закалена, а потому отличается повышенной твёрдостью и не поддаётся напильнику.

Совет. Основные технические характеристики цепи — её размер и количество звеньев, по ним и нужно подбирать деталь. Если вас одолевают сомнения, то не покупайте новую запчасть, не сняв старой, с которой её можно сравнивать.

Если вы обновляете цепную передачу при значительном пробеге авто (150—200 тыс. км), то придётся поменять все сопутствующие элементы — шестерни, натяжитель и успокоитель. Когда цепь растянулась после пробега 50—100 тыс. км, то шестерёнки менять необязательно, но натягивающее устройство нужно проверить на работоспособность. Также не забудьте купить расходные материалы — прокладки крышек, уплотнительные кольца и термостойкий герметик.

Как нужно проводить замену натяжителя

Гидравлическое натяжное устройство рекомендуется менять вместе с цепным приводом. Оно держится на двух болтах, которые надо открутить для замены детали. Новый натяжитель оснащён чекой, фиксирующей плунжер в исходном состоянии. Когда цепь установлена по меткам, а её слабина выбрана в сторону натяжного башмака, чека выдёргивается и пружина выталкивает шток, нажимающий на башмак с направляющей. Таким образом цепь натягивается.

Примечание. Пока двигатель не заведён и давление масла в системе отсутствует, цепная передача будет натянута только усилием пружины. Поэтому натяжка выйдет не слишком сильной.

После установки и настройки цепного привода ГРМ проверните вручную коленчатый вал на 2—3 оборота и сверьте положение меток ещё раз. Специально смазывать звенья цепи не нужно, это произойдёт автоматически после пуска мотора. Дальше выполняется обратная сборка двигателя с установкой новых прокладок на герметик.

Как определить неисправность цепного привода

В отличие от ременной передачи ГРМ, вынесенной за пределы двигателя, цепь с шестернями располагается внутри силового агрегата и полностью скрыта от глаз. С одной стороны, это плюс: механизм меньше шумит и обильно смазывается моторным маслом, что увеличивает его ресурс. С другой стороны, без снятия клапанной крышки невозможно визуально оценить техническое состояние узла.

Первым признаком неполадок цепной передачи является рокочущий звук, доносящийся из-под крышки при работе силового агрегата. Рокот ослабленной цепи ни с чем не спутаешь, он слышен с той стороны, где расположен механизм газораспределения.

Услышав подобный звук, владелец машины должен проверить состояние привода, чтобы не столкнуться с большими неприятностями, связанными с ремонтом мотора. Есть 2 пути: сразу же ехать на диагностику в ближайший автосервис, либо самостоятельно снять крышку клапанов и убедиться в прослаблении участка цепи около шестерни распределительного вала. Ухудшение натяжения вызывают такие причины:

Если в двигателе авто установлено механическое натягивающее устройство старого образца, то при появлении описанных симптомов первое действие — подтянуть цепь с его помощью. Для этого достаточно ослабить наружную гайку, удерживающую пружину плунжера, и вручную повернуть коленчатый вал на 1—2 оборота. После чего гайка снова затягивается.

Современные гидравлические натяжители автоматического действия не рассчитаны на ручную регулировку и в случае поломки подлежат замене. Убедиться в том, что элемент вышел из строя, можно только путём его снятия либо разборки всего узла ГРМ. То же касается и успокоителя — на большинстве автомобилей его износ можно оценить только при разобранном механизме.

Еще про Авео:  Рычаги подвески Chevrolet Aveo T200 - SKCHE029130

Игнорирование рокочущего шума, издаваемого цепью, рано или поздно приведёт к поломке мотора. Серьёзность последствий зависит только от вашего везения.

Как работает гидравлический натяжитель: видео

От надёжности и долговечности цепи ГРМ зависит работа двигателя, поэтому её состояние нужно отслеживать, чтобы вовремя заменить и избежать плачевных последствий. Не менее важно своевременно менять моторное масло, смазывающее привод и создающее дополнительное давление в натяжителе.

Какой срок службы цепей по регламенту то и периодичность замены

В среднем цепная передача ГРМ служит от 200 до 350 тыс. км пробега авто. Показатель варьируется в зависимости от стиля езды водителя и качества применяемого моторного масла, которым смазываются звенья и шестерни. Зависит от него и работа гидравлического натяжителя.

Справка. В автомобилях ведущих немецких и японских производителей двухрядная цепь нередко работает 450—500 тыс. км, а то и более.

В противовес немецким брендам, двухрядные приводы корейских малолитражек от производителей KIA и Hyundai работают на удивление мало. Нередко отмечались случаи растяжения и замены цепей при пробеге 60—90 тыс. км на моделях Hyundai Solaris (на Украине — Hyundai Accent) и KIA Ceed, что сравнимо с ресурсом ремней ГРМ. Отсюда и рекомендации по срокам замены цепной передачи:

  1. На корейских малолитражных авто необходимо прислушиваться и проверять состояние привода начиная с 60 тыс. км пробега. При хорошем исходе замена производится в интервале 120—150 тыс. км.
  2. То же касается однорядных цепей, устанавливаемых на многих европейских машинах эконом-класса, например, Peugeot, Opel и малых дизелях от Audi.
  3. Двухрядным передачам других марок авто следует уделять внимание спустя 150 тыс. км, периодически проверяя их состояние. Замена производится по мере износа, но в среднем — не ранее 200 тыс. км.

Чтобы избежать неприятностей, связанных с поломками привода ГРМ, нужно внимательно изучить инструкцию по эксплуатации авто и рекомендации производителя по обслуживанию конкретного автомобиля.

Порядок разборки и снятия растянутой цепи

Первым делом производятся следующие подготовительные операции:

Примечание. Сливать масло нужно не всегда, это зависит от марки авто. Например, при замене цепи на ВАЗ 2101—07 смазка благополучно остаётся в картере и не мешает ведению работ.

В переднеприводном автомобиле придётся снять переднее колесо со стороны газораспределительного механизма и опереть машину на деревянную подставку. Домкрат понадобится позже, для подъёма силового агрегата.

Порядок разборки имеет смысл рассмотреть на примере корейского авто Hyundai Solaris 16V, в остальных машинах с передним приводом принцип ведения работ мало отличается:

  1. Отсоединить высоковольтные провода, выкрутить свечи зажигания и демонтировать крышку клапанов.
  2. Домкрат подставить под двигатель с правой стороны (по ходу движения) и приподнять его. Открутить 2 кронштейна крепления эластичной опоры и саму подушку силового агрегата.
  3. Ослабить натяжной ролик привода генератора и снять ремень. Демонтировать оба ролика — натяжной и паразитный, а также шкив с насоса гидроусилителя руля.
  4. Открутить шкив водяного насоса, после чего снять помпу с двигателя. Теперь ничего не мешает раскрутить крепление генератора и убрать его в сторону.
  5. Ослабить болт, удерживающий шкив коленчатого вала. Для этого нужно заклинить маховик с помощью отвёртки либо попросить помощника подержать педаль тормоза при включённой передаче. Снять шкив, не потеряв шпонки.
  6. Открутить все болты крепления крышки механизма ГРМ и вытащить её.

Примечание. При разборке заднеприводной версии авто не нужно снимать колесо, приподнимать двигатель и раскручивать подушку. Вместо этого понадобится демонтаж радиатора вместе с вентилятором.

После разборки нужно очистить посадочный фланец блока цилиндров и крышку от остатков старой прокладки и герметика, а также протереть потеки масла и охлаждающей жидкости. Затем поворотом коленчатого вала совместить все метки, выбитые на шестерёнках, с рисками на корпусе мотора или другими ориентирами, указанными в документации автомобиля.

Есть 2 способа ослабить цепь для дальнейшего снятия:

После ослабления цепная передача свободно демонтируется вручную, главное, — не сбить положение меток.

Последствия неисправностей

Неполадки в цепной передаче ГРМ приводят к таким проблемам:

  1. Растянутая и ослабленная цепь перескакивает на несколько зубьев. Как правило, это происходит в момент запуска двигателя.
  2. Цепь, работающая с увеличенным свободным ходом, нередко обрывает успокоитель и даже «прогрызает» канавку в головке блока цилиндров, сделанной из алюминиевого сплава.
  3. В некоторых марках автомобилей, где в силовых агрегатах применена однорядная цепь, может произойти её обрыв.
Еще про Авео:  Комбинация приборов | Общая информация | Руководство Chevrolet

Примечание. Цепные передачи узла ГРМ бывают одно — и двухрядными. Первые не столь надёжны и долговечны, как вторые, и нередко ломаются после пробега 50—80 тыс. км. Двухрядные приводы обрываются чрезвычайно редко, даже когда хозяин машины не уделяет ей должного внимания.

Последствия перечисленных неполадок могут быть такими:

  1. Самый безобидный вариант — смещение фаз газораспределения по причине перескакивания цепи на 1—2 зуба. Мотор плохо заводится и сильно вибрирует при работе, на ходу явно ощущается потеря мощности. При резком нажатии на педаль акселератора слышны выстрелы во впускном коллекторе либо выхлопной трубе.
  2. Когда есть смещение на 3 зуба, двигатель уже не заведётся. Другое дело, что на практике подобные ситуации встречаются редко, слишком свободная цепь проскакивает намного сильнее. Результат — удар поршнем по клапану, открывшемуся не вовремя.
  3. От сильного износа или обрыва успокоителя цепная передача ослабляется ещё сильнее, отчего наступают последствия, описанные выше.
  4. Нанесённый вред от разрыва однорядной цепи зависит от типа двигателя и момента, когда это произошло. Если все клапаны были закрыты, то поршни, продолжающие двигаться, не достанут до их тарелок.

В силовых агрегатах на 8 клапанов встреча с поршнем случается довольно редко из-за технологических зазоров, предусмотренных конструкцией (кроме отдельных моторов). А вот открытый в момент обрыва или перескока цепи клапан двигателя 16V почти всегда получает удар от поршня.

Цепь, перескочившая или оборвавшаяся на ходу, даёт о себе знать резкой потерей мощности или полным отказом двигателя. Если вам удалось при этом расслышать металлический стук, означающий встречу поршня и клапана, то следует готовиться к серьёзному ремонту силового агрегата.

Установка новой детали на двигатель

Перед сборкой механизма убедитесь, что у вас в наличии есть все расходные материалы:

Если надо заменить износившиеся башмаки натяжителя и успокоителя, это делается до сборки цепного привода. Это не представляет проблемы, они крепятся на 2—3 болтах (в зависимости от марки машины).


Для удобства и безошибочной установки производители зачастую проставляют на звеньях цепи метки, совмещаемые с рисками на шестерёнках распределительных валов и коленвала. Первые две нарисованы жёлтым, третья — чёрным или другим цветом. Поэтому цепь надевается на шестерни с учётом этих меток, после чего натягивается.

Цепь привода грм chevrolet aveo / sonic / holden barina | издательство монолит

5. Цепь привода газораспределительного механизма

Замена приводной цепи

Примечание
Специальный инструмент:
EN-955 Стопорный штифт

Процедура демонтажа

1. Снять переднюю крышку двигателя.

Примечание
Если фиксирующий штифт EN955 вставить не удается, еще больше сожмите натяжитель цепи ГРМ с помощью инструмента с плоским лезвием, чтобы штифт можно было полностью вставить.

2. Прижать цепь привода ГРМ (2) в направлении натяжителя (1) и установить штифт EN-955 (3).

3. Выкрутите два верхних болта (1) успокоителя цепи привода ГРМ.

4. Снять верхнюю направляющую (2) цепи газораспределительного механизма.

5. Выкрутите два правых болта (2) успокоителя цепи привода ГРМ.

6. Снять направляющую (1) цепи газораспределительного механизма с правой стороны.

7. Отвернуть болт (2) башмака натяжителя цепи газораспределительного механизма.

8. Снять башмак (1) натяжителя цепи газораспределительного механизма.

9. Снимите цепь привода газораспределительного механизма (1) вместе со звездочкой (2) коленчатого вала единым блоком.

10. Снять прокладку (1) передней крышки двигателя.

Процедура установки

1. Очистить уплотнительные поверхности передней крышки двигателя на блоке цилиндров и на головке цилиндров.

2. Нанести валик вулканизирующегося при комнатной температуре герметика 2 мм на участки, показанные на иллюстрации выше (1, 2).

3. Установить прокладку (1) передней крышки двигателя.

4. Завернуть два болта (1) верхней направляющей цепи газораспределительного механизма и затянуть их моментом затяжки 8 Н-м.

5. Установить верхнюю направляющую (2) цепи газораспределительного механизма.

6. Установите цепь привода газораспределительного механизма (1) вместе со звездочкой (2) коленчатого вала единым блоком.

7. Установить башмак (1) натяжителя цепи газораспределительного механизма.

8. Завернуть болт (2) башмака натяжителя цепи газораспределительного механизма и затянуть его с моментом затяжки 20 Н-м.

9. Установить направляющую (1) цепи газораспределительного механизма с правой стороны

10. Вкрутите правые болты (2) успокоителя цепи привода ГРМ и затяните их моментом 8 Н-м.

11. Нажмите на цепь привода газораспределительного механизма (2), чтобы сдвинуть ее в направлении натяжителя (1) и снимите фиксирующий штифт EN-955 (3).

12.Установите переднюю крышку двигателя.

Еще про Авео:  Купить подержанные Chevrolet Aveo седан 2012 года по цене от 230 000 рублей в Москве - более 37 Шевроле Авео с пробегом в кузове седан 2012 года на Авто.ру

Проверка цепи газораспределительного механизма и привода распределительных валов

Примечание
Специальный инструмент:
• EN-952 Фиксирующий штифт.
• EN-953-A Стопорный инструмент.
• EN-49977-100 Фиксатор передаточного диска.

1. Снимите катушку зажигания.

2. Снять крышку распредвала.

3. Провернуть коленвал двигателя по часовой стрелке так, чтобы отверстие (2) в противовесе коленвала было совмещено с отметкой (1) на передней крышке двигателя.

4. Проверить, что канавки (1) распредвалов видны так, как показано на рисунке. Если канавки распредвалов не видны, провернуть коленвал на 360°.

5. Извлечь заглушку (2) проема стыковой накладки крышки коренных подшипников коленчатого вала и уплотнительное кольцо (1).

ВНИМАНИЕ
Для обеспечения правильного совмещения коленчатого вала с верхней мертвой точкой, фиксирующий штифт должен легко входить в отверстие стыковой накладки коленчатого вала и в сам вал. Заедание фиксирующего штифта может повлиять на правильность регулировки газораспределительного механизма двигателя.

6. Установить стопорный штифт EN952 (1), чтобы зафиксировать коленвал в положении ВМТ.

Примечание
Стопорный инструмент следует установить полностью в обе канавки распредвала, не прилагая большого усилия.

7. Вставить фиксирующий инструмент EN-953-A (1) в распределительные валы.

Примечание
Возможна установка в неверном положении. Убедиться, что стопорный инструмент установлен на головку цилиндров без зазора в зонах (3) и (4).

8. Установить фиксатор передаточного диска EN-49977-100 (1), чтобы проверить правильность положения колес возбудителя регулятора фазы распредвалов.

9. Затянуть болты (2) фиксатора передаточного диска EN-49977-100.

10. Если невозможно установить стопорный инструмент EN-953-A или фиксатор передаточного диска EN-49977100, отрегулируйте цепь привода газораспределительного механизма (см. ниже).

11. Снять фиксатор передаточного диска EN-49977-100.

12. Снять фиксирующий инструмент EN-953-A.

13. Снять фиксирующий штифт EN-952.

14. Установить заглушку проема стыковой накладки крышки коренных подшипников коленчатого вала и уплотнительное кольцо и затянуть с моментом 40 Н-м.

15. Установить катушку зажигания.

Регулировка цепи привода газораспределительного механизма

Примечание
Специальный инструмент:
• EN-952 Фиксирующий штифт.
• EN-953-A Стопорный инструмент.
• EN-49977-100 Фиксация дисков датчика.

2. Снять крышку распредвала.

3. Снимите электромагнитные клапаны механизма установки положения распределительного вала.

4. Провернуть коленвал двигателя по часовой стрелке так, чтобы отверстие (2) в противовесе коленвала было совмещено с отметкой (1) на передней крышке двигателя.

7. Освободить болт (2) звездочки впускного распредвала, удерживая шестигранник впускного распредвала с помощью гаечного ключа (1) так, чтобы колесико возбудителя регулирования фазы распредвала свободно вращалось.

8. Освободить болт звездочки выпускного распредвала, удерживая шестигранник выпускного распредвала с помощью гаечного ключа так, чтобы колесико возбудителя регулирования фазы распредвала свободно вращалось.

9. Отрегулировать распредвалы так, чтобы можно было установить стопорный инструмент EN-953-A (1).

10. Отвернуть 2 болта (1) верхней направляющей цепи газораспределительного механизма.

11. Снять верхнюю направляющую (2) цепи газораспределительного механизма.

Примечание
Вставить стопорный инструмент в направлении стрелки и убедиться, что он вошел в зацепление без зазора.

12. Установить стопорный инструмент EN-49977-200 (2) и произвести регулировку так, чтобы стопорный инструмент зафиксировался в приводной звездочке (1) впускного распредвала.

13. Затянуть 2 крепежных болта (1) стопорного инструмента EN-49977200, прижимая стопорный инструмент в направлении стрелки.

14. Затянуть болт (2) регулятора.

Примечание
Возможна установка в неверном положении. Убедиться, что стопорный инструмент установлен на головку цилиндров без зазора в зонах (3) и (5).

15. Установить фиксатор EN-49977-100 (2), чтобы установить и удерживать колеса возбудителей распредвала в правильном положении.

16. Затянуть 2 крепежных болта (6) фиксатора EN-49977-100.

17. Удерживая шестигранник (1) впускного распредвала, завернуть болт (4) звездочки впускного распредвала и затянуть его с моментом затяжки 50 Н-м.

18. Удерживая шестигранник (1) впускного распредвала, завернуть болт (4) звездочки впускного распредвала и затянуть его еще на 60°.

19. Удерживая шестигранник выпускного распредвала, завернуть болт звездочки выпускного распредвала и затянуть его с моментом затяжки 50 Н-м.

20. Удерживая шестигранник выпускного распредвала, завернуть болт звездочки выпускного распредвала и затянуть его еще на 60°.

21. Снять стопорные инструменты EN49977-100 и EN-49977-200.

22. Установить верхнюю направляющую (2) цепи газораспределительного механизма.

23. Завернуть 2 болта (1) верхней направляющей цепи газораспределительного механизма и затянуть их с моментом затяжки 8 Н-м.

24. Снять стопорный инструмент EN953-А.

25. Снять фиксирующий штифт EN-952.

26. Поверните коленчатый вал на 720° и снова проверьте фазы газораспределения. При необходимости повторите процедуру настройки.

27. Установить заглушку проема стыковой накладки крышки коренных подшипников коленчатого вала и уплотнительное кольцо и затянуть с моментом 40 Н-м.

28. Установите электромагнитные клапаны механизма установки положения распределительных валов.

29. Установить крышку распредвала.

30. Установить катушку зажигания.

29

Оцените статью
NewAveo.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector