Система охлаждения двигателя. Проблемы и способы их устранения

Контур охлаждения

В системе охлаждения комбинированного вида есть контур или несколько контуров, например два, один для блока цилиндров, второй для ГБЦ, даже есть три. Об этом уже говорили. По контурам циркулирует под давлением охлаждающая жидкость. Если эта циркуляция нарушается или прекращается, то возможен перегрев двигателя, а когда происходит разгерметизация контура, то возникает утечка охлаждающей жидкости. Это понятно. Теперь подробнее. Осталось разобрать, что же такое контур. В целом он включает все компоненты системы охлаждения, которые объединены патрубками и шлангами, а также рубашку охлаждения (это специальные каналы, необходимые для циркуляции под заданным давлением охлаждающей жидкости) в блоке цилиндров и ГБЦ.

Патрубки и шланги могут забиваться различными примесями, содержащимися в антифризе, а также накипью и различными отложениями. Иногда речь идет о механических повреждениях, в результате которых происходит разгерметизация системы.

Те же самые утверждения касаются и рубашки охлаждения двигателя, но тут бывает и другая неприятность. Все дело в том что каналы рубашки охлаждения соседствуют с каналами системы смазки, а разделяет их прокладка ГБЦ (это классическая схема, сейчас об нестандартных решениях говорить не будем). И когда это прокладка теряет свою герметичность масло попадает в систему охлаждения, а антифриз в систему смазки . Об этом уже говорили выше. Это одна из самых нехороших неисправностей. Плюс к этому перегрев двигателя порой приводит к короблению ГБЦ и нарушению геометрии привалочной плоскости, далее все то же самое плюс разгерметизация контуров систем охлаждения, смазки, их завоздушивание, еще проблемы с компрессией и выхлопными газами.

Еще про Авео:  Опора амортизатора, подшипник качения амортизатора, подушка амортизатора для CHEVROLET AVEO / KALOS седан (T250, T255) любой модели.

Методик устранения поломок несколько. Поврежденные патрубки и шланги подлежат замене. Если они целые, но забитые – промываются. Прокладка ГБЦ меняется – расходный материал. С внешними повреждениями рубашки охлаждения сложнее, иногда возможен ремонт, а иногда придется менять блок, что очень дорого, или ГБЦ. Тут все от характера повреждений зависит и их материала изготовления (чугун, алюминий или сплавы легких металлов).

Расширительный бачок

Далее у нас расширительный бачок , казалось бы простой компонент системы охлаждения, предназначенный для заливки и долива антифриза в систему охлаждения, а также компенсации его объема при нагревании из-за изменения коэффициента теплового расширения. Действительно так было ранее. Но сейчас в крышку бачка устанавливается зачастую впускной и выпускной клапаны (они препятствуют завоздушиванию системы), а в сам бачок иногда ставится и датчик уровня охлаждающей жидкости (для ленивых, чтобы не открывать капот и не проверять самостоятельно по меткам). Да, если крышка обычная, то где-то в системе должен быть перепускной клапан, как правило, на горловине радиатора (это старая схема, но все еще встречается). Поломка перепускного клапана еще один вид неисправностей радиатора, о которой не упомянули выше. В итоге система может завоздушиться, а это очень плохо.

Система охлаждения двигателя. Проблемы и способы их устранения

Но вернемся к бачку. Для этого компонента характеры несколько видов неисправностей. Прежде всего речь идет о разгерметизации и утечке охлаждающей жидкости по причине механической деформации или вследствие повышенно износа, иногда просто плохо качества узла. Самое простое – неправильно закрутили крышку. Чуть сложнее – небольшая течь (обращайте внимание на то, что к бачку подсоединены патрубки, бывает подтекание в местах соединений или нарушение герметичности самих патрубков). Самая нехороша, но «эффектная» поломка, когда бачок разрывает и антифриз при работающем насосе мгновенно вытекает из системы.

Еще про Авео:  Раскрытие силы философа Виталия: ваше подробное руководство

Если в крышке есть перепускной клапан, то иногда речь идет и его поломке. Причин масса, среди них механическая деформация, засорения разным мусором или разъедание и распад (за эту пакость отвечает некачественный антифриз). В результате разгерметизация или завоздушивание системы.

Если стоит датчик, определяющий уровень антифриза в системе, то и он порой выходит из строя, в принципе ничего страшного, если бы он не был связан с ЭСУД двигателя. Поэтому надо исправлять поломку.

Как правило, все детали неремонтопригодные, в случае неисправностей бачок с крышкой, а по необходимости и датчик, подлежат замене . Тут важно какой формы выбрать бачок, какого объема и где это все хозяйство ставится. Неизменно в высшей точке системы охлаждения, но и иногда прячут так, что хоть в «полицию подавай заявления о пропаже», но он есть и главное не спутать с бачками для других жидкостей, а то бывало и такое, диверсия собственными руками.

Признаки неисправности системы охлаждения

Для проверки охлаждающей системы есть четыре внешних признака неисправности. Так, к ним относится:

Кроме этого о проблемах в системе охлаждения можно судить по сигнальной лампе на приборной панели (красный поплавок либо желтый расширительный бачок). Каждый автомобиль снабжен соответствующим индикатором, который активируется при закипании охлаждающей жидкости. Также при перегреве мотора значительно падает его мощность, снижаются динамические характеристики машины, а в самом худшем случае, когда уже закипел, из-под капота (из радиатора или бачка) может идти пар. Все это очень вредно для мотора, поскольку при перегреве он работает «на износ», что значительно сокращает срок его службы, и даже может полностью вывести двигатель из строя.

При внешних утечках охлаждающей жидкости на асфальте под машиной либо на отдельных деталях подкапотного пространства автовладелец может заметить соответствующие пятна. Антифриз имеет специфический сладкий запах, поэтому нередко утечку можно ощутить соответствующим образом. Если в антифриз добавить флуоресцирующий элемент, то утечку можно обнаружить с помощью ультрафиолетовой лампы. Однако делать это нужно заранее, при заливании новой жидкости в систему.

Внутренние утечки обнаружить сложнее. Если антифриз попал в моторное масло, то выхлопные газы автомобиля будут в виде белого дыма. Также при проверке состояния моторного масла в нем будут иметь место белая, похожая на сметану, масса. Это прямо указывает, что в масле имеется антифриз. Соответственно, нужно выполнять диагностические и ремонтные работы с полной заменой обеих жидкостей.

2019-01-16 Неисправности системы охлаждения

Система охлаждения двигателя. Проблемы и способы их устранения

Большинство современных легковых автомобилей оборудуются двигателем внутреннего сгорания (используется термин ДВС). Одна из главных задач при эксплуатации автотранспорта в данном случае – обеспечение заданной рабочей температуры силового агрегата. С этой целью в конструкции машин, оборудованных ДВС, предусмотрена система охлаждения. Она и отвечает за поддержание рабочей температуры мотора. Это ее основная задача. В зависимости от конструкционных особенностей бывают и второстепенные, среди которых охлаждение:

Помимо этого, если установлена печка (радиатор отопителя), то одним из распространенных решений является объединение систем отопления салона и охлаждения. Тогда данная система еще отвечает и температуру воздуха, подаваемого в салон.

Оттого так важно чтобы система охлаждения всегда находилась в исправном, работоспособном состоянии. А для этого необходимо техобслуживание, в том числе выполнение регламентированных работ по замене охлаждающей жидкости, а также ремонт неисправных компонентов.

На автопортале Avto.Tatar представлена информация об оказывающих в Казани услуги по ремонту и техобслуживанию (плановому, внеплановому, сезонному) систем охлаждения автосервисах .

Предлагаем выбрать в нашем каталоге и запасные части , жидкости (в том числе охлаждающие, включая антифриз), востребованные при техобслуживании и ремонте данной системы.

Отметим что специфика поломок, их причины и способы устранения напрямую зависят от системы охлаждения, установленной на определенной легковой машине. Причем признаки неисправностей данной системы могут говорить о выходе из строя компонентов других систем. Это обуславливает необходимость проведения комплексной диагностики с целью выявления причин поломок.

Рассмотрим особенности конструкции и неисправностей системы охлаждения. Точнее укажем поломки комбинированной системы охлаждения. Все дело в том, что двигатель может охлаждаться различными способами. Ранее широко для этого использовался воздух, который подавался принудительно и/или набегающим потоком. Сейчас от этой схемы практически отказались. Такие автомобили есть, встречаются сейчас крайне редко. Последними серийными и известными с такой схемой охлаждения были модели Porsche.

В ряде марок и моделей автомобилей применялась жидкостная система охлаждения, основанная на использовании охлаждающей жидкости (раньше вода, на современном этапе антифриз). Речь идет о системах с закрытым контуром. Жидкостные системы, особенно с открытым контуром, и сейчас успешно используются, но только на судовых двигателях, что естественно, воды вокруг хватает.

Впоследствии жидкостную систему охлаждения с закрытым контуром дополнили вентилятором (иногда их несколько), который обеспечивает дополнительное воздушное охлаждение путем нагнетания потока воздуха на радиатор. Такие системы охлаждения называются комбинированными, они устанавливаются на преобладающее число автомобилей, оборудованных ДВС. На их конструкции и поломках, признаках и причинах неисправностей остановимся детальнее.

Система охлаждения двигателя. Проблемы и способы их устранения

Способы устранения неисправности системы охлаждения

Выбор метода ремонта системы охлаждения зависит от причин, вызвавших ее неисправность. Перечислим их в той же последовательности, что и причины.

Перечисленные ремонтные работы лучше выполнять самостоятельно, если у автовладельца имеется соответствующий опыт выполнения аналогичных работ. В противном случае лучше обратиться за помощью в автосервис.

Профилактика нормальной работы

Исправная система охлаждения любого автомобиля в состоянии обеспечить нормальную работу двигателя даже при очень высокой температуре окружающего воздуха. Снижение ее эффективности обычно вызвано тем, что автовладелец не уделяет должного внимания проверке работы системы. На самом деле, чтобы охлаждающая система работала четко и без перебоев, необходимо следовать нескольким простым правилам:

Следуя таким прямым советам, автовладелец может не только обеспечить нормальную работу системы охлаждения, но и значительно продлить срок ее эксплуатации.

Неисправности системы охлаждения выражаются в частичном или полном выходе из строя таких ее элементов, как радиатор, помпа, вентилятор охлаждения, термостат, датчик температуры, утечка охлаждающей жидкости. При этом эффективность работы системы охлаждения значительно снижается, что приводит к перегреву двигателя, а это в свою очередь снижает срок его службы, так как губительно сказывается на его деталях.

О том какие бывают основные признаки неисправности системы охлаждения и как их выявить подробнее в этой статье.

Радиатор охлаждения

Радиатор охлаждения это самый большой узел системы, с него и начнем. Прежде всего отметим, что сейчас он бывает и не один, иногда ставят дополнительный, а иногда два. Помимо этого бывает еще и группа товарищей в поддержке, а именно радиатор системы смазки, радиатор системы отопления и радиатор автоматической коробки передач, охлаждения отработанных газов. То есть целая группировка узлов, сходных конструкционно и по функциональному предназначению, а именно главная их задача – охлаждать антифриз, моторное масло, трансмиссионную жидкость или отработавшие газы.

Система охлаждения двигателя. Проблемы и способы их устранения

Характер поломок и методика их устранения напрямую зависят от конструкционных особенностей радиатора. Прежде всего речь идет о:

Также еще используются дополнительные конструкционные элементы, например, расширительный бачок .

Основные виды неисправностей данного узла – это нарушение герметичности по причине износа или механических повреждений, например, удар при фронтальном столкновении или попадание посторонних предметов с дорожного полотна, тех же щебня, гравия, хотя бывает и похуже.

Это также может быть связано с охлаждающей жидкостью. Все дело в том что антифриз содержит комплект присадок, тех же ингибиторов коррозии, которые защищают систему изнутри. Со временем присадки срабатываются, это полбеды, беда в том, что они становятся еще и вредными. Плюс в антифризе накапливаются со временем посторонние примеси, которые забивают трубки. И еще губителен для радиатора низкий уровень охлаждающей жидкости в системе.

Вторая характерная поломка – снижение эффективности охлаждения жидкости. Это связано с тем, что соты со временем забиваются различным мусором, находящимся на дорожном полотне.

Если речь идет о механических повреждениях, то когда это возможно проводят рихтовку радиатора. Когда повреждения привели к разгерметизации, в зависимости от материала изготовления может использоваться пайка или сварка. Но зачастую все же речь идет о замене радиатора , а порой и деталей с ним взаимосвязанных.

Если соты забиты, осуществляются промывка или продувка радиатора, очистка его от загрязнений.

Ежедневное, плановое и сезонное обслуживание системы охлаждения

Основные работы, связанные с ТО системы охлаждения силового агрегата, начинаются с диагностических: нужно проверить герметичность, тепловое состояние, работу термостата и ремня вентилятора. При этом на полностью прогретом моторе следует замерять температуру между нижним и верхним бачком радиатора: разность показаний не должна превышать 10-12 градусов.

Герметичность системы, напротив, проверяют в двигателе «на холодную». Причем под давлением и в определенном температурном диапазоне, указанном в техпаспорте автомобиля. Если обнаруживается, что термостат неисправен, его в обязательном порядке меняют. При инспекции особое внимание следует уделить самым проблемным точкам, которыми являются сальник водяного насоса и места соединений патрубков. Все остальные работы проводятся в соответствии с техническим регламентом, утвержденным производителем транспортного средства.

Ежедневное обслуживание (ЕО) в первую очередь предполагает долив антифриза. Его уровень должен быть на 2-3 см ниже окончания заливной горловины. Кроме того, при обнаружении ослабления резьбовых соединений их необходимо подтянуть.

Техническое обслуживание №1 (ТО-1). В перечень проводимых работ входит удаление масла и грязи с корпуса двигателя путем промывки сильной струей воды. Аналогичной процедуре подвергается и радиатор. Также требуется проверка работоспособности клапанов, пробки и привода радиатора. После проверки ремней натяжения как водяной помпы, так и вентилятора, в случае необходимости проводится их регулировка по нескольким точкам. Количество точек зависит от особенностей конструкции узла. Наконец, в обязательном порядке проводятся смазочные работы, затрагивающие шкив вентилятора и подшипники водяного насоса.

Техническое обслуживание №2 (ТО-2) заключается в проверке корректности работы гидро- и электромуфты включения вентилятора, указателя температуры антифриза и датчика.

Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится примерно после 50 тыс. км пробега, однако эта цифра зачастую индивидуальна для каждого автомобиля. Главная задача СО – промывка системы водой под давлением для удаления шлама при отключенном термостате. Причем струю нужно держать в направлении, обратном движению антифриза.

Самое страшное, что может произойти в зимний период – полное размораживание системы охлаждения. Чтобы этого не произошло, при риске высоких температур рекомендуется заливать в горловину хладагент с температурой замерзания в районе -40 градусов. А поскольку такой антифриз имеет значительный коэффициент расширения, систему потребуется заполнить максимум на 95%.

Другие поломки

Плохое состояние, содержание различных примесей и низкий уровень антифриза это своего рода также неисправность систем охлаждения. Решается путем замены плановой или внеплановой охлаждающей жидкости, иногда проводится ее долив. Также замена антифриза выполняется при ремонте системы охлаждения. Главное его нужно правильно подобрать и залить в нужном объеме.

И последний компонент, неисправности которого отметим, датчики системы охлаждения, чем дальше, тем их больше. Уже сейчас они отвечают за работу вентилятора , оценивают уровень и температуру охлаждающей жидкости. Их выход из строя, а также поломка ЭБУ и других элементов электрической части может привести к нарушению температурного режима эксплуатации двигателя и его неисправностям. Основное решение – замена неисправных датчиков .

Термостат

Следующий важный элемент любой системы охлаждения – термостат , в зависимости от количества контуров охлаждения этот узел иногда ставится и не один. Основная задача термостата регулировать и перенаправлять поток охлаждающей жидкости в зависимости от текущей температуры двигателя. По крайне мере один контур охлаждения включает большой и малый круг. Когда двигатель холодный тот же антифриз циркулирует по малому кругу. Как только температура охлаждающей жидкости повышаются до определенной отметки, срабатывает клапан термостата, и она начинает циркулировать по большому кругу, который включает радиатор охлаждения. Если термостат неисправен, то силовой агрегат либо перегревается, к чему это приводит уже неоднократно говорили, либо не может прогреться до рабочей температуры. Во втором случае как итог растет расход топлива, моторное масло имеет повышенную вязкость (чем ниже температура масла, тем выше его вязкость) и не может обеспечить эффективную смазку деталей в парах трения, а дальше износ и поломки ДВС.

Система охлаждения двигателя. Проблемы и способы их устранения

Характер неисправностей и способы их устранения напрямую зависят от конструкционных особенностей того термостата, который установлен на определенной марке и модели автомобиля.

Прежде всего речь идет о корпусе. Есть термостаты бескорпусные, которые устанавливаются непосредственно в блок цилиндров силового агрегата. А есть и корпусные варианты, причем материал корпуса может отличаться, наиболее часто встречаются латунь, медь, алюминий и термостойкие полимеры. Основной вид поломок корпуса – его механическая деформация, причем сами понимаете, что прочность пластикового и металлического корпуса разные.

Второй важный компонент – термоэлемент, его содержит любой термостат. В преобладающем числе случаев технический воск в гранулах с добавление графита или меди в виде порошка. Но иногда используются и гелевые термоэлементы. Со временем оба типа термоэлементов теряют свои свойства (физические и химические, в результате изменяется коэффициент теплового расширения и термостат работает неправильно), период эксплуатации зависит именно от вида используемого состава. Также может произойти утечка термоэлемента. Особенно если он жидкий, гелиевый, а не твердый гранулированный. В результате термостат не работает, либо работает неправильно.

Следующий, третий важный компонент, который может выйти из строя – клапан. Тут также два варианта. Термостат бывает одноклапанным, традиционная схема, и двухклапанным (каждый из двух клапанов отвечает за свой круг). Механические поломки клапанов приводят к неисправности термостата. Речь идет, прежде всего, о таких деталях как шток, пружина и тарелка, причем тарелок на один клапан бывает и две (такие узлы называются двухступенчатыми), которые могут выходить из строя не только из-за механической деформации, но также из-за износа, влияния других факторов, например, содержания в антифризе посторонних примесей. В целом характерные повреждения клапанов заключаются в их «заклинивании», считайте, повезло, поломку легко диагностировать, или «залипании», вот тут не повезло, такая неисправность может попить крови и стоить нервов, диагностировать ее трудно, нужна комплексная диагностика, опыт, квалификация и интуиция.

Если и более сложные термостаты, управление которых осуществляется с использованием ЭСУД двигателя. Эти устройства, как правило, одноклапанные, с резистором (нагревательным сопротивлением). Им характерна поломка электронной части.

Если обобщать все поломки, характерные термостатам, то они приводят к одной из трех ситуаций. Первая – термостат постоянно открыт, антифриз циркулирует и по большому, и по малому кругу постоянно, двигатель не может набрать свою рабочую температуру. Ситуация вторая – термостат постоянно закрыт. Антифриз циркулирует только по малому кругу, как итог – перегрев двигателя и выход его из строя. Ситуация третья – термостат частично приоткрыт, тогда мотор будет прогреваться дольше, а затем произойдет его перегрев, из-за недостаточной циркуляции антифриза в системе охлаждения. В любой из трех ситуаций нарушается температурный режим работы двигателя.

Если неисправен термостат, то выход из создавшейся ситуации один – замена . Узел неремонтопригодный и восстановлению не подлежит. Главное подобрать новый термостат правильно, установить, а если потребуется, то настроить работу системы. С этим могут справиться только опытные специалисты в специализированных автосервисах. Их в Казани предлагаем подобрать на нашем автопортале.

Расхожие «мнения» и мифы

В среде автомобилистов всегда хватает людей, имеющих «особый» взгляд на тонкости ТО и ремонта машин. Например, многие считают – и особенно это касается начинающих водителей – что доливать в антифриз воду категорически не рекомендуется. Дескать, это приводит к преждевременным поломкам системы охлаждения. Между тем ситуации, когда требуется данная манипуляция, встречаются часто. Например, уровень охлаждающей жидкости низкий, а автомагазина рядом нет, да и до технической помощи неблизко. В таких случаях уж лучше пополнить запас жидкости в радиаторе, чем ехать «на сухую». Ведь никто не мешает, добравшись до точки ремонта или по приезду в гараж слить весь антифриз с водой и залить в систему 100-процентный хладагент.

Есть еще ряд мифов и предубеждений, которыми зачастую страдает львиная доля владельцев легковых автомобилей.

Система охлаждения двигателя. Проблемы и способы их устранения

2. Нельзя смешивать разные марки антифриза и доливать в него воду. Ложность такого мнения заключается в том, что все современные охлаждающие жидкости изготавливаются на спиртовой основе. Да, спирты разные, однако они достаточно успешно «уживаются» друг с другом. Причем достопамятный тосол – это лишь разновидность устаревшего, но в свое время очень популярного антифриза, базовым компонентом которого является диэтиленгликоль. Современные жидкости подобного рода куда более эффективны, вдобавок они имеют добавки, противостоящие накипи.

Безусловно, ездить «на воде» – это плохая привычка. И все же доливать воду в хладагент допустимо в критических ситуациях. Другой вопрос, что использовать жидкость из-под крана – себе дороже, так как это чревато засорением помпы и радиатора. Поэтому добавлять в антифриз допустимо либо дистиллированную воду, либо колодезную. Ведь именно в колодезной меньше всего содержится железа, которое при нагреве выпадает в виде бурого осадка, становящегося причиной целого ряда неисправностей системы охлаждения.

4. Если эксплуатировать двигатель долго, то забивание «рубашки» блока цилиндров неминуемо приведет к необходимости замены агрегата – он уже неремонтопригоден. Такое мнение верно лишь отчасти, поскольку для того, чтобы каналы «рубашки» действительно стали непроходимыми для антифриза, потребуется лет 200-300 непрерывной эксплуатации автомобиля. Уж скорее черной, маслянистой грязью, источником которой может стать моторное масло, попадающее в систему охлаждения, забьется радиатор. А его промывка даже в гаражных условиях – это привычная, стандартная и высокоэффективная процедура.

Таблица причин неисправностей

— недостаточный уровень антифриза;

— ослаблен привод водяной помпы;

— протекания в водяном насосе;

— неполадки с приводом вентилятора;

— засорение патрубков и сердцевины радиатора;

— загрязнение наружной поверхности радиатора

— неисправность датчика температуры либо термостата;

— привод вентилятора работает некорректно;

— неисправность указателя температуры

Наружная утечка охлаждающей жидкости

— нарушена герметичность патрубков в местах их крепления;

— протекания из центробежной помпы;

— нарушение герметичности головки БЦ;

— пробит радиатор или в нем появились трещины;

— трещины в «рубашке» охлаждения;

Внутренняя утечка хладагента

— физические дефекты в «рубашке» системы охлаждения;

— прогорание прокладки ГБЦ

Нюансы промывки системы

Система охлаждения – неисправности и способы устранения уже были рассмотрены – всегда склонна к образованию накипи. Именно она зачастую становится виновницей повышенного расхода горючего, снижения мощностных показателей агрегата, появления детонации и в целом преждевременного износа многих элементов цилиндропоршневой группы. Поэтому систему периодически требуется промывать не просто водой, а с добавкой соляной кислоты и химикатом, ускоряющим процесс очистки. Алгоритм такого процесса несложен:

Система охлаждения двигателя. Проблемы и способы их устранения

промыть систему циркуляции хладагента горячей водой.

Чтобы накипь образовывалась менее интенсивно, желательно использовать воду с минимальным показателем жесткости. Обеспечить эту жесткость можно самыми разными способами – добавлением присадок-антинакипинов, соды, извести, путем магнитной фильтрации, кипячением и пр.

Бестолковые слухи и «мнение»

1. Нельзя доливать воду в охлаждающую жидкость. Это неправда. Когда у вас в дороге начало протекать, и вам надо как-то доехать домой, не бойтесь долить воды. Дома отремонтируете, и поменяете жидкость в системе охлаждения.

2. Нельзя смешивать «тосол» и «антифриз», а особенно различные виды «антифриза». Это неправда, но здесь придется объяснить немного подробнее. «Антифриз» — это английское слово «anti freeze» (замерзания). Это жидкость, которая при наших температурах не замерзает. Традиционный антифриз, то есть охлаждающая жидкость для двигателя, изготавливается на основе этиленгликоля или диэтиленгликоля или пропиленгликоля. Эти три химических соединения, так сказать, «родные сестры», они как-то переживут, если их зачем смешать. «Тосол» — это лишь техническое название популярного антифриза на основе диэтиленгликоля. Он является устаревшим, ухудшенным вариантом современных жидкостей для охлаждения. Антифриз также некоторые полезные добавки против накипи. Они не ликвидируют накипь, но уменьшают его. Итак! Если поломка в дороге заставила вас доливать в систему охлаждения какой-то неизвестный антифриз, или даже воду, не бойтесь. Главное — доехать до точки ремонта.

3. Крысы и мыши могут погрызть резиновые трубки в системе охлаждения. Это неправда. Крысы могут грызть изоляцию в электрооборудовании, но они не грызут бензостойк, высокотемпературную резину.

4. В старом двигателе система охлаждения всегда перегревается. Это неправда. Даже в плохо отрегулированном двигателе с низкой компрессией система охлаждения держит нормальную температуру. Надо только хороший радиатор и нормально работающий термостат, и чтобы помпа крутилась нормально, ремень не пробуксовывал.

5. В старом двигателе накипь полностью забивает водяную рубашку блока цилиндров, двигатель отремонтировать невозможно. Это спради возможно, но такая поломка — не про вашу честь. Для этого придется поездить этим двигателем лет 500. Каналы водяной рубашки блока цилиндров в несколько раз шире, чем каналы радиатора. Но система охлаждения может быть забитой черным, густым маслянистым грязью, который попадает в систему охлаждения, если через прогорела прокладка блока головок цилиндров у вас масло попадает в систему охолодення. Но отмыть эту грязь — не проблема.

Система охлаждения — конструкция, которая очень нужна в двигателе. И она очень проста.

Стабильная работа системы охлаждения автомобиля независимо от типа мотора является безоговорочным условием, обеспечивающим безотказную работу агрегата на протяжении всего срока его эксплуатации. Чтобы обеспечить оптимальный температурный режим, этот узел ускоряет период прогрева двигателя и не дает ему перегреваться, эффективно отводя излишки тепла. Как правило, температура поддерживается в диапазоне 80-95 °С, однако при повышенных нагрузках на автомобиль или неисправности системы охлаждения она способна достигать 200 °С. Если данный показатель поддерживается на достаточно длительном временном отрезке, то могут заклинить цилиндры, выйти из строя детали, деформироваться коробка двигателя и пр.

С другой стороны, регулярное переохлаждение силового агрегата или даже недостаточный прогрев также идет ему во вред – активируются коррозионные процессы, необоснованно растет расход горючего, преждевременно изнашиваются компоненты. По этой причине следует не пропускать сроки ТО мотора, вовремя заливать хладагент, менять пришедшие в негодность механизмы и в целом без промедления устранять хотя бы основные неисправности системы охлаждения.

Помпа, она же водяной насос

В системе охлаждения комбинированного типа антифриз (иная охлаждающая жидкость) циркулирует в закрытых контурах под заданным давлением. За это отвечает центробежный насос, он же водяная помпа . Не будет циркуляции жидкости, система не сможет выполнять свои функции, дальше перегрев двигателя, последующий его ремонт вплоть до капитального, а иногда и восстановление компонентов взаимосвязанных систем. В современном легковом автотранспорте все бывает и хуже. Из-за водяной помпы могут выйти из строя отопитель печки, минимум, к максимуму добавим турбонагнетатель на версиях с турбированным мотором, АКПП, компоненты системы рециркуляции выхлопных газов. Об этом уже упоминали выше.

Система охлаждения двигателя. Проблемы и способы их устранения

Если говорить о неисправностях насоса, то сначала обозначим несколько важных моментов. В традиционной схеме помпа одна на один контур. Но сейчас контуров бывает и несколько уже до трех, а иногда и больше. И у каждого контура свой насос и любой из этих насосов может выходить из строя, главное понять какой. Усложняем. Иногда в одном контуре насосов два, один отвечает за охлаждение ДВС, а вот второй обеспечивает уже охлаждение прочих агрегатов иных систем, взаимосвязанных с системой охлаждения. В предыдущем абзаце и ранее уже о них упоминали.

Далее, что может ломаться? Варианта два. Первый – сама водяная помпа, второй – привод насоса. Рассмотрим оба варианта подробнее.

Итак, насос состоит из:

Иногда конструкционная схема отличается и ставятся другие компоненты. Вот эти детали и могут выходить из строя по причинам износа, механических повреждений, попадания в охлаждающую жидкость различных примесей, ряду других. Речь, прежде всего, идет о механической деформации крыльчатки. Еще одна поломка износ подшипников (это приводит к люфту приводного вала) и их заклинивание. Заклинивание подшипников самая нехорошая поломка, которая ведет к обрыву ремня. Из-за этого либо не может работать генератор, либо что еще хуже в ряде конструкционных схем нарушается работа привода ГРМ и зачастую приводит к столкновению поршней и клапанов. Если сильно не повезет – это капитальный ремонт двигателя . Чо касается корпуса и вала, то им свойственен износ, воздействие кавитационной коррозии, особенно если охлаждающая жидкость некачественная или ее не заменили вовремя.

А еще одно. Насос устанавливается, в большинстве случаев, через прокладку. Она также изнашивается, возможна разгерметизация и подсос воздуха (завоздушивание системы). Разгерметизация вероятна и из-за износа и повреждения сальников.

Что касается привода. С целью обеспечения работы водяной помпы используется либо механический привод, либо электрический.

В случае применения механического привода принцип работы основан на передаче крутящего момента от коленвала или распредвала на помпу. Основные поломки в данном случае это повреждение шкивов, а также обрыв клинового или поликлинового ремня. Это может происходить либо из-за сильного износа (за ремнями надо следить), либо из-за неправильной установки и ошибок в регулировании степени натяжения ремней. Когда нарушается связь, работа центробежного насоса невозможна в принципе. Конечно, есть и более критичные поломки кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, но в таких случаях уже не работает и двигатель.

Иногда, особенно когда водяной насос отвечает за охлаждение турбонагнетателя, привод используется автономный. То есть работа помпы не зависит от работы двигателя. Устанавливается дополнительный электромотор. Неисправности в данном случае, как правило, касаются электрической части. Иначе говоря выходит из строя электродвигатель, проводка контакты. Необходима инструментальная диагностика чтобы выявить и устранить поломки.

Характер исправления неисправностей зависит от вида поломок. Если они связаны с сами насосом, то варианта два. Помпы двух видов ставятся. Первый – неразборные, в таком случае однозначная замена на новый насос. Второй вид – разборные помпы, в этой ситуации возможна замена неисправных деталей, но только в том случае, если это экономически целесообразно и не приведет к снижению функциональности и эксплуатационных характеристик узла. Из практики ремонта всегда замена неисправной помпы – самый лучший вариант решения проблемы.

Теперь о механическом приводе. Сильно изношенный ремень ГРМ или привода вспомогательных агрегатов подлежит замене. Причем заметим, что ряд производителей указывает в регламенте необходимость через определенное время или пройденный километраж плановой замены ремня ГРМ и навесного оборудования. Есть негласное правило при замене ремня менять и помпу вне зависимости от ее состояния, а также натяжные и опорные (если они есть) ролики. Придерживаться этого правила или нет – это должен решать каждый автовладелец сам. Но рекомендуем следить за состоянием ремня, обеспечивающего привод центробежного насоса системы охлаждения. Также необходимо вовремя заменять сальники, прокладки и по регламенту антифриз, это обеспечит надежную работу помпы. Последнее что отметим, если произошла поломка помпы, эксплуатировать автомобиль нельзя, сразу выключайте двигатель и вызывайте эвакуатор или буксир.

Признаки неисправностей

Главный признак поломок системы охлаждения связан с нарушением температурного режима эксплуатации силового агрегата. Иначе говоря. Либо двигатель не набирает рабочую температуру, либо перегревается. Обе ситуации достаточно опасны для ДВС, но особенно вторая. По причине повышенных температур происходит температурная деформация не только мотора, но и практически всех взаимосвязанных с ним систем, так как они рассчитаны лишь на предельные температурные условия эксплуатации. Если проще, когда двигатель перегревается, то сначала плавятся детали из высокотемпературного пластика, затем деформируются уплотнители из резины, а после происходит заклинивание деталей, например, в парах трения двигателя, нарушение структуры поверхности. Термин для этого есть соответствующий – «закипел движок». Далее капитальный ремонт , если это возможно. Поэтому следите за температурой двигателя и реагируйте незамедлительно, иначе быть беде. Если происходит переохлаждение мотора – не все так страшно, но эксплуатация холодного ДВС в течение продолжительного времени приводит не только к снижению эксплуатационных характеристик и повышению расхода топлива, но и к поломкам.

Второй признак повреждений системы охлаждения самый явный – наличие следов подтекания охлаждающей жидкости. Антифриз из-за разгерметизации контура (контуров) может вытекать наружу или в моторный отсек. Возьмите за правило, перед началом эксплуатации автомобиля проверьте нет ли следов подтекания охлаждающей или другой жидкости (особенно моторного масла и тормозной жидкости) под автомобилем, а также откройте капот и посмотрите внутри есть ли следы жидкостей на деталях внутри моторного отсека. Это важно. Если сможете, попробуйте выявить причину и устранить, если все сложно, то обращайтесь сразу в автосервис, чтобы предупредить более серьезные поломки.

Следующий признак косвенный – отказ взаимосвязанных систем. Это могут быть как поломки компонентов самих систем, так и неисправности системы охлаждения. Самое простое включить печку , если воздух не нагревается до заданной температуры, может в этом виновата и система охлаждения (верно если отопитель не индивидуальный, а может быть и автономным). Таким же образом по аналогии работа турбокомпрессора, двигателя (особенно если проблемы с системой рециркуляции выхлопных газов), системы смазки (при наличии датчика температуры моторного масла и масляного радиатора), нарушение работы автоматической КПП. Далее. О том что моторное масло попало в систему охлаждения свидетельствуют масляные пятна на охлаждающей жидкости в бачке, его горловине и крышке (осматривайте бачок перед началом эксплуатации, уделяя внимание на уровень антифриза (есть отметки минимального и максимального уровня) его цвет и наличие пузырьков). Если антифриз попадает в систему смазки, то цвет выхлопа становится белым, на масляном щупе появляется пена, меняется цвет моторного масла. И это совсем плохо, особенно для двигателя. То есть если нарушается работа систем, взаимосвязанных с системой охлаждения, то нужно на это реагировать и проверять все в комплексе.

И еще один признак неисправностей – показания на приборной панели. Есть датчик температуры двигателя, данная информация может отображаться и в бортовом компьютере. Если двигатель начал греться, возможно, причина либо в системе охлаждения, либо в самом двигателе, либо в указателе температур, либо сбоит электронная система управления (ЭБУ, датчики). В целом нужная диагностика , желательно прекратить эксплуатацию автомобиля сразу же и разобраться в чем дело.

Последний признак, на котором акцентируем внимание, сугубо специфический – посторонние звуки в подкапотном пространстве, таким образом о своих поломках могут рассказывать вентилятор охлаждения и водяная помпа.

Оцените статью
NewAveo.ru
Добавить комментарий