- Усилия затягивания резьбовых соединений двигателя (Нм)
- Моменты затяжки двигателя OPEL ZAFIRA (F75_) 1. 8 16V
- Датчик положения распредвала
- Кожух зубчатого ремня
- Впускной коллектор
- Выпускной коллектор
- Ведущий диск сцепления
- Масляный картер
- Корпус масляного фильтра
- Стопор против проворачивания
- Шток поршня амортизатора
- Моменты затяжки для коробки передач
- Выжимной цилиндр
- Фланцевое соединение коробки передач с двигателем
- Держатель коробки перемены передач
- Винт(ы) контроля масла
- Резьбовая пробка маслосливного отверстия коробки передач
- Масляный поддон коробки передач
- Амортизатор заднего моста
- Моменты затяжки двигателя OPEL ASTRA H 1. 8 (версия 2)
- Маховик
- Агрегатный кронштейн
- Ступица/подшипник ступицы переднего колеса
- Датчик(-и) давления воздуха в шинах
- Тормозная магистраль
- Тормозной шланг
- Тормозной барабан
- Приводной вал
- Ступица/подшипник ступицы заднего колеса
- Труба распределителя топлива
- Шарнир независимой подвески переднего моста на поперечном рычаге подвески
- Снятие и установка распределительных валов и толкателей клапанов, проверка состояния компонентов
- Приложение к главе
- Регулировка тепловых зазоров. Собираем.
Усилия затягивания резьбовых соединений двигателя (Нм)
Болты крепления маховика
Болты крепления приводного диска
Болты крепления натяжного ролика зубчатого ремня .. 20
Болты крепления всех остальных направляющих обеих цепей 10
Болты крепления крышки головки цилиндров. 9
Болты крепления воздухоочистителя 3.5
Датчик давления масла
Болты крепления поддона картера
Болты крепления кронштейна правой опоры двигателя:
Болты крепления правой опоры двигателя 55
Болты крепления натяжного ролика мультиреберного ремня 50
Болты крепления головки цилиндров 20 Нм + 65 Нм + 90″ + 90″ + 90°
Болты крепления крышек зубчатого ремня
Датчик давления двигательного масла 22
2 болта (М10) крепления к трансмиссии
Болты крепления головки блока цилиндров .. 25 Нм + 65″ + 65′ + 65′ + 65′ + 15°
Болты крепления натяжного устройства мультиреберного ремня
Болты/винты крепления корпусов распределительных валов
Болты крепления скоб форсунок
Болты и гайки крепления поддона картера
Болты крепления зубчатых колес
Болты и гайки крепления правой опоры двигателя . ..55
Болты крепления генератора
Моменты затяжки двигателя OPEL ZAFIRA (F75_) 1. 8 16V
Использовать новый(ые) винт(ы) и новую(ые) гайку(и).
Датчик положения распредвала
Выпускной распределительный вал
Впускной распределительный вал
Кожух зубчатого ремня
Использовать новые винты.
Впускной коллектор
Использовать новые винты или гайки
Выпускной коллектор
Использовать новый винт.
Ведущий диск сцепления
с винтом(ами) с шестигранной головкой
Масляный картер
на коробке передач
на блоке цилиндров двигателя
Почистить резьбу и использовать средство для фиксации винтов.
Корпус масляного фильтра
на кронштейне двигателя
Использовать новый винт(ы).
Стопор против проворачивания
сверху, на кузове
Использовать новую(ые) гайку(и).
снизу, на поворотном кулаке
90 Nm + 45° + 15°
Шток поршня амортизатора
Заменить уплотнительное(ые) кольцо(а).
Моменты затяжки для коробки передач
Коробка передач F17+
Выжимной цилиндр
с центральной муфтой выключения сцепления
Фланцевое соединение коробки передач с двигателем
на масляном поддоне
Держатель коробки перемены передач
на кронштейне КПП
Винт(ы) контроля масла
со ступенчатой 5-ходовой коробкой передач, Коробка передач F17+
4 Nm + 45° — 135°
Резьбовая пробка маслосливного отверстия коробки передач
с автоматической КПП, 4 передача AF17
Масляный поддон коробки передач
на кронштейне колеса, Ступень 01
на кронштейне колеса, Ступень 02
на кронштейне колеса, Ступень 03
Амортизатор заднего моста
снизу, на заднем мосту
Моменты затяжки двигателя OPEL ASTRA H 1. 8 (версия 2)
с регулятором распределительного вала, Ступень 01
с регулятором распределительного вала, Ступень 02
с регулятором распределительного вала, Ступень 03
95 Nm + 45° + 15°
Маховик
на коробке передач, снизу
снизу, на подрамнике
Агрегатный кронштейн
снизу, Ступень 01
снизу, Ступень 02
снизу, Ступень 03
снизу, Ступень 04
Ступица/подшипник ступицы переднего колеса
Блок подшипника ступицы колеса, Ступень 01
Использовать предохранительные средства.
Блок подшипника ступицы колеса, Ступень 02
Блок подшипника ступицы колеса, Ступень 03
Центральная гайка, Ступень 01
Заменить и зачеканивать гайку.
Центральная гайка, Ступень 02
Центральная гайка, Ступень 03
Датчик(-и) давления воздуха в шинах
Использовать новые винты со средством для фиксации винтов.
с тарельчатым тормозом
с барабанным тормозом
Тормозная магистраль
передний мост, Дисковый тормозной механизм
Задний мост, Дисковый тормозной механизм
Задний мост, Барабанный тормозной механизм
Тормозной шланг
на суппорте дискового тормоза
Тормозной барабан
Коробка передач F13, Коробка передач F17+
на блоке цилиндров двигателя, M12
M10, на масляном поддоне
на блоке цилиндров двигателя, снизу
сверху, на кронштейне КПП
Приводной вал
4 Nm + 45° + 135°
90 Nm + 60° + 15°
90 Nm + 30° + 15°
Ступица/подшипник ступицы заднего колеса
Труба распределителя топлива
90 Nm + 75° + 15°
Следует заменить винты и гайки.
Шарнир независимой подвески переднего моста на поперечном рычаге подвески
Когда пробег составил 80000км на данный мотор был установлен газ. На 120000км (через 40000км) решил проверить тепловые зазоры.
При эксплуатации автомобиля с ГБО, очень сильно просаживаются сёдла, даже при условии что установлен вариатор опережения зажигания. Опираясь на опыт, могу сказать, что капельница и довпрыск бензина не дают никакого результата. В любом случае приходиться делать регулировку.
Что бы оптимизировать процесс регулировки тепловых зазоров, советую совмещать эту процедуру с заменой ремня ГРМ. Так же если решились на замену гремящих шестерён, то так же рекомендую отрегулировать зазоры, дабы не проделывать много лишней работы.
Для того что бы добраться до распредвалов снимаем все разьемы, снимаем трубку для вентиляции картерных газов, снимаем катушку зажигания и клапанную крышку. И лучше сразу снять корпус воздушного фильтра.
Не самый чистый мотор. Регулировка тепловых зазоров.
Теперь необходимо замерить зазоры. Делать это необходимо на холодном моторе, при его температуре около +20°С, в момент когда кулачки направленны вверх. Обязательно всё записываем, от этих записей потом будем отталкиваться.
Завод-изготовитель данных моторов регламентирует устанавливать зазор 0,31±0,04 для выпускных клапанов и 0,25 ±0,04 для впускных клапанов. Если автомобиль и дальше будет эксплуатироваться с ГБО, то на выпуск можно смело выставлять зазор 0,45
Как правило, клапаны и сёдла 2го и 3го цилиндра просаживаются меньше, чем по краям (1й и 4й цилиндр). Следовательно, приходиться распределять стаканы так, что бы на крайних, зазор оставался чуть больше. По мере эксплуатации зазор на крайних клапанах будет сокращаться, это нам на руку.
Как только всё замерили, разбираем дальше. Снимаем опору и для удобства устанавливаем под двигатель треногу или деревянный брусок. Снимаем ремень навесных агрегатов, ремень ГРМ, затем шкив коленчатого вала. После этого уже убираем защитные кожухи ГРМ, их всего три.
Прежде чем снимать ремень ГРМ убедитесь, что он установлен правильно. Если шестерня коленчатого вала смотрит вниз, то метки на шестернях распредвала должны быть друг напротив друга. При этом прорези, расположенные на торцах распредвалов, должны быть выше центра и располагаться на одной оси, а кулачки впускного и выпускного четвертого цилиндра должны смотреть друг на друга.
При снятии крышек распредвалов их следует не перепутать. Каждая крышка пронумерована, ставить необходимо каждую крышку распредвала на своем место. Распредвалы тоже помечаем, что бы не перепутать местами.
Снять валы без снятия шестерён не получиться. Под шестернями распредвалов есть болты, которые нужно открутить для того чтобы отодвинуть корпус ремня ГРМ, который в свою очередь прячет болты крепления бугеля.
Шестерня просто прикручиваются болтом к распредвалу. Держится она просто за счет затяжки, там нет ни шпонки, ни шлицов. Её посадочная плоскость полностью гладкая. При установки шестерён на место, их необходимо как следует притянуть. Когда открутите болт крепления шестерни, из них польётся масло, желательно подложить ветошь.
После того как сняли бугель обратите внимание на сетку, она может спокойно перекрыть масляный канал, что существенно уменьшит приток масла. Сетки эти лучше всего снимать, так как от них могут быть только проблемы.
Теперь можно снять сами распредвалы, после чего достать сами толкатели. На каждом толкателе написан его номинал, который на практике иногда не совпадает с действительностью. Замеряем каждый толкатель микрометром по факту и записываем значение.
Для удобства я всегда формирую таблицу в Ексель, так намного удобнее работать.
Как я уже писал, крайние клапаны сажаются сильнее. Происходит это в связи с плохим охлаждением головки блока цилиндров.
Зазоры для выпускных клапанов я обычно выставляю 45 42 — 41 40 — 40 41 — 42 45, это в случае с гадом. Если ГБО не стоит, тогда выставляем как рекомендует завод — 31.
Так же рекомендую устанавливать холодный термостат на автомобили Opel и Chevrolet, это существенно облегчит мотору жизнь. В случае использования ГБО данная процедура необходима.
На данном моторе получилось что минимальный размер толкателя нужен 2,85мм(-15). Купить такой толкатель не получиться. Самый минимальный который продаётся это 3,04. Существует два решения данной проблемы
В зависимости от значения толкателя (тот что на нём написан) можно вычислить толщину наплыва. Длинна донышка у всех толкателей 2,25мм, а все остальное и есть наплыв. Обычно этого более чем зватает 0,79-1,35.
Естественно целесообразнее точить толкатель внутри, именно его наплыв. Для этой процедуры понадобиться небольшая абразивная насадка на дремель, сам дремель и кусок трубочки необходимого размера.
Дремель с насадкой
Дремель конечно не предназначен для таких процедур, поэтому периодически греется. Делаем несколько подходов и спустя пол часа у нас есть необходимые размеры толкателей. Стачиваем наплыв равномерно. Не надо точить в нём дыру. Плоскость наплыва внутри должна быть паралельна плоскости толкателя снаружи
Снятие и установка распределительных валов и толкателей клапанов, проверка состояния компонентов
1. Процедура снятия/проверки/установки распределительных валов принципиально похожа для всех двигателей Наиболее подробно она описана для бензиновых двигателей Z16XE/Z18XE Для остальных главное внимание обращено на особенности каждого конкретного двигателя.
2. При снятии крышек подшипников соблюдайте установленную последовательность. Крепеж крышек должен отпускаться равномерно, по спирали от краев внутрь, в несколько приемов, по 1 – 0.5 оборота за подход. На двигателях, распределительные валы которых устанавливаются на отлитые непосредственно в головке цилиндров опоры необходимо соблюдать особую осторожность при ослаблении крепежа снятии крышек опорных подшипников При небрежном обращении можно вывести из строя опоры распределительного вала или крышку . Если сломана хоть одна крышка, придется менять всю головку блока, – при изготовлении крышки обрабатываются совместно с головкой и в индивидуальном порядке на рынок запчастей. не поставляются! Установка и затягивание крепежа крышек производиться в порядке, обратном порядку их снятию.
3. На моделях с ременным приводов ГРМ для снятия распределительных валов предварительно необходимо снять зубчатый ремень
Перед ослаблением зубчатого ремня выведите двигатель из положения ВМТ путем поворачивания коленчатого вала на 60° против часовой стрелки чтобы ни один из поршней не находился в ВМТ.
4. Перед снятием крышки головки цилиндров предварительно снимите модуль зажигания . Отсоедините все подводящие разъемы электропроводки и шланги. Выверните крепежные болты и снимите крышку.
5. Снимите зубчатые колеса распределительных валов
6. Снимите распределительные валы. в первую очередь снимается выпускной распределительный вал: двигаясь по спирали от краев внутрь (в последовательности, показанной на иллюстрации), в несколько приемов, равномерно ослабьте болты крепления верхних крышек вала, затем полностью выкрутите болты.
7. При снятии верхних крышек распределительных валов обратите особое внимание на нумерацию крышек при сборке они должны быть установлены строго на свои прежние места, нмерация крышек опорных подшипников распределительных валов показана на иллюстрации. Если по какой-либо причине метки отсутствуют, их необходимо нанести самостоятельно при помощи маркера.
8. Приподнимите распределительный вал и извлеките его из двигателя, осторожно снимите сальник.
9. Действуя в аналогичной манере, снимите впускной распределительный вал, – при установке валы должны быть установлены только на свои места.
10. Приготовьте 16 небольших прозрачных полиэтиленовых пакетов или чистых пластиковых стаканчиков и промаркируйте их в соответствии с нумерацией клапанов. При помощи приспособлений извлеките из головки толкатели и разложите их по соответствующим стаканчикам.
Замечание: Во избежание вытекания масла из гидротолкателей (при соответствующей комплектации) укладывайте толкатели рабочими торцами вверх.
11. Протрите детали ГРМ чистой ветошью и внимательно изучите состояние подшипниковых шеек и кулачков распределительного вала. В случае выявления задиров, царапин или следов износа распределительных валов они должны быть заменены вместе с гидротолкателями. При обнаружении износа или повреждения опорных подшипников требуется заменить головку блока цилиндров в сборе (см. параграф 5).
12. Поочередно укладывая распределительные валы в призмы, при помощи циферблатного измерителя плунжерного типа определите величину их радиального биения (по подшипниковым шейкам). При выходе результатов измерений за пределы допустимого диапазона распределительный вал подлежит замене.
13. Проверьте состояние толкателей и их посадочных гнезд в головке. В случае выявления признаков чрезмерного износа рабочих поверхностей, трещин, задиров и прочих повреждений, замените толкатели.
Замечание: Толкатели подлежат замене также в том случае, если работа клапанного механизма последнее время сопровождалась повышенным шумовым фоном.
14. Перед установкой смажьте сопрягаемые поверхности распределительных валов молибденсодержащей смазкой (с содержанием MoS2). Очистите сопрягаемые поверхности направляющих (передних) подшипников нанесите свежий герметик (зеленого цвета).
15. Установите сначала вал впускных клапанов и затяните крепежные болты в порядке, обратном порядку отпускания (см. рисунок 10.6), затем установите вал выпускных клапанов.
2 Болт крепления зубчатого шкива распределительного вала
16. Запрессуйте новые сальники при помощи приспособления КМ-422 или другого подходящего инструмента. Перед установкой смажьте наружные поверхности сальников силиконовой смазкой (белого цвета).
17. Перед установкой крышки головки цилиндров очистите все сопрягаемые поверхности, замените прокладки на крышке и нанесите свежий герметик (черного цвета). Установите крышку на головку цилиндров и затяните крепежные болты с требуемым усилием.
1 Места установки прокладок
2 Поверхность для нанесения уплотнительного герметика
18. Установите зубчатые колеса/звездочки распределительных валов
19. Проведите регулировку фаз газораспределения и установите зубчатый ремень (при соответствующей комплектации) . Установите на место все снимавшиеся компоненты.
Особенности для двигателей Z22YH/Z22SE/Z20NET
Замечание: Отличие двигателя Z20NET заключается в установке несколько другой системы зажигания и связанных с этим операций по ее демонтажу. В остальном процедура снятия/установки распределительных валов аналогична описанной ниже.
20. Установите поршень первого цилиндра в положение ВМТ , снимите верхнюю направляющую цепи привода ГРМ (см. рисунок 8.76) и ослабьте цепь привода ГРМ, вывернув натяжитель цепи (см. рисунок 8.77).
21. Выверните 3 болта и снимите бензиновый насос высокого давления Снимите датчик распределительных валов
22. Удерживая распределительные валы от проворачивания рожковым ключом за шестигранную часть вала ослабьте крепежные болты звездочек распределительных валов, установите специальное приспособление КМ-6148 и полностью выверните болты крепления звездочек – звездочки должны остаться на направляющих установленного приспособления.
23. Обратите внимание – выпускной вал имеет 5 опор, а впускной вал – 6 (см. иллюстрации). Все верхние крышки подшипников распределительных валов имеют свой номер. Открутите крепежные болты крышек опорных подшипников выпускного распределительного вала, снимите крышки и снимите вал. Затем снимите впускной распределительный вал.
24. Перед установкой смажьте сопрягаемые поверхности распределительных валов и гидротолкателей молибденовой смазкой (с содержанием MoS3). Установите сначала вал впускных клапанов, нанесите полоски герметика (серого цвета) на сопрягаемые поверхности под установку крышки направляющего подшипника и затяните крепежные болты в порядке, обратном порядку отпускания, затем установите вал выпускных клапанов.
25. Установите звездочки распределительных валов и закрепите их новыми болтами, произведите регулировку фаз газораспределения и установите на места все снимавшиеся компоненты . При установке натяж.теля цепи привода ГРМ следуйте указаниям, приведенным в соответствующем разделе.
Особенности для двигателя Z32SE
26. Снимите зубчатый ремень
27. Сбросьте давление в системе подачи топлива, отсоедините электропроводку и линии систем вентиляции топливного бака и подводящую топливную линию.
28. Отсоедините шланг системы ветиляции картера от модуля дроссельной заслонки и шланг системы охлаждения двигателя от расширительно бачка. Рассоедините разъемы электропроводки и отсоедините линию вакуумного усилителя тормозов.
29. Высвободите шланг системы вентиляции картера из держателя, выверните 6 крепежных болтов отсоедините шланг системы охлаждения и снимите нагнетательную камеру. Закройте каналы впускного воздушного тракта подходящими заглушками.
1 Шланг системы охлаждения
30. Снимите модули зажигания , а затем выверните болты и снимите крышки головок цилиндров.
31. Снимите датчик распределительных валов и, удерживая валы от проворачивания за шестигранные участки при помощи рожкового ключа, снимите с них зубчатые колеса
32. Выверните болты крепления крышек и снимите распределительные валы сначала 1 -3-5 цилиндров, а затем 2-4-6 цилиндров
1 Вал впускных клапанов 1-3-5 цилиндров
2 Вал выпускных клапанов 1-3-5 цилиндров
3 Вал впускных клапанов 2-4-6 цилиндров
4 Вал выпускных клапанов 2-4-6 цилиндров
Замечание: Выпускные валы должны сниматься в первую очередь.
33. При установке нанесите герметик (черного цвета) на сопрягаемые поверхности (см. рисунок 10.14) крышек опорных (передних) подшипников, установите крышки и затяните их в порядке, обратном порядку снятия. Замените сальники распределительных валов, впрессуйте их при помощи приспособления КМ-422 и крепежных болтов зубчатых колес.
34. Установите зубчатые колеса на валы. При установке зубчатых колес коленчатый вал двигателя должен занимать положение, в котором поршень первого цилиндра не дошел примерно на 60′ до ВМТ, – положение меток зубчатых колес показано на иллюстрации.
35. Установите зубчатый ремень и произведите регулировку фаз газораспределения .
36. Дальнейшая установка производиться в порядке обратном порядку снятия.
Особенности для двигателей Y20DTH/Y22DTR
37. Снимите крышку двигателя , отделите корпус вакуумного насоса от головки цилиндров, снимите мультиреберный ремень и натяжное устройство ремня. Установите положение ВМТ для поршня первого цилиндра и зафиксируйте его .
38. Снимите натяжитель однорядной цепи, нагрейте горячим воздухом 2 крепежных болта и выверните их. Снимите верхнюю направляющую однорядной цепи.
2 Натяжитель однорядной цепи
39. Снимите приспособления для проверки ВМТ, выверните крепежный болт и снимите звездочку распределительного вала
40. Проверьте наличие номеров на крышках подшипников распределительного вала, при необходимости нанесите метки самостоятельно. Постепенно ослабьте и выверните крепежные болты в указанном на иллюстрации порядке, снимите крышки.
41. Установка производиться в порядке, обратном порядку снятия. Перед установкой крышек нанесите герметик (зеленого цвета) на сопрягаемые поверхности опорного подшипника
42. После установки верхней направляющей цепи необходимо выставить положение ВМТ для поршня первого цилиндра, для чего установите приспособление КМ-933отожмите звездочку против часовой стрелки и закрепите в этом положении при помощи фиксирующего болта. Установите приспособление КМ-927 в отверстие звездочки привода ТНВД . Если приспособление не устанавливается, добейтесь совмещения отверстий, ослабляя фиксирующий болт. Установите натяжитель цепи и затяните его с требуемым усилием.
Особенности для двигателя Y30DT
Замечание: Особенность конструкции ГРМ данного двигателя состоит в том, что опорные подшипники выполнены на отдельном корпусе ГРМ. В случае необходимости их можно заменить, не меняя головку блока цилиндров.
Замечание: Подготовительные работы для обеспечения доступа к распределительным валам достаточно трудоемки, потребуется снятие большого количества мелких деталей, шлангов, линий и датчиков. Данные операции приведены в сокращенном виде, в случае необходимости обратитесь на СТО компании Opel.
10.42 Установка приспоболения КМ-933 (4) для выставления ВМТ (двигатели Y20DTH/Y22DTR)
2 Специальный ключ (рукоятка)
43. Снимите верхнюю крышку двигателя , отсоедините и снимите аккумуляторную батарею с поддоном , снимите воздухоочиститель , снимите крышку расширительного бачка.
44. Поднимите автомобиль на подъемнике, снимите защиту картера двигателя и слейте охлаждающую жидкость
45. Снимите систему выпуска отработавших газов и кронштейн крепления каталитического преобразователя
46. Снимите воздухоочиститель , топливный фильтр и расширительный бачок.
47. Отсоедините и снимите все установленные сверху на двигателе линии такие как шланги системы охлаждения вакуумные линии усилителя руля, топливные магистрали, линии системы вентиляции картера, масляные линии турбокомпрессора, элементы впускно’0 воздушного тракта и выпускной коллектор, вакуумный насос, а так же электронный модуль управления двигателем и другие датчики установленные на головках двигателя. Крепление некоторых наиболее важных элементов показано на иллюстрациях.
10.47а Снятие модуля (1) управления двигателем (двигатель Y30DT) стрелками указаны болты крепления кронштейна модуля
2,3 Разъемы электропроводки
4 Болт крепления держателя топливной линии
10.47b Снятие впускного воздушного тракта (1) (двигатель Y30DT) стрелками указаны элементы крепления тракта
10.47с Снятие топливораспределительной магистрали (1) (двигатель Y30DT) – стрелками указаны болты крепления
48. Установите специальное приспособление КМ-6352 и снимите правую эпору двигателя, а затем зубчатый ремень привода ГРМ . Снимите заднюю такелажную проушину.
49. Выверните 12 крепежных болтов и снимите крышку корпуса распределительных валов/головки 1-3-5 цилиндров.
50. Отсоедините и снимите линии системы смазки. Отпустите 3 гайки и снимите 2 скобы крепления и форсунки.
51. Выверните 13 винтов и 3 болта строго соблюдая установленную последовательность и снимите корпус распределительных валов вместе с валами.
Замечание: Болты имеют различную длину, запомните или пометьте места их установки.
Выверните 2 болта и 2 гайки и снимите переднюю крышку корпуса распределительных валов.
52. При помощи специальных приспособленийослабьте и выверните болт крепления зубчатого колеса привода распределительных валов. При необходимости воспользуйтесь помощью ассистента.
53. Выверните 5 болтов и снимите установочный корпус зубчатого колеса, выверните 8 болтов, снимите 4 крышки опорных подшипников и снимите распределительные валы.
54. При необходимости закрепите выпускной распределительный вал в тисках, снимите стопорное кольцо компенсационные шайбы и пружину. Снимите с вала компенсационную шестерню.
55. Процедура снятия распределительных валов 2-4-6 цилиндров практически совпадает с описанной выше. Отличие заключается в том, что валы имеют 5 крышек опорных подшипников. Необходимо предварительно ослабить болты крепления всех крышек, затем снять переднюю крышку (2) Выверните 2 болта и снимите крышку (1) дополнительного подшипника. Снимите оставшиеся крышки.
56. Установка производится в порядке, обратном порядку снятия. Перед установкой очистите все сопрягаемые поверхности. Замените все прокладки, нанесите свежий герметик вместо удаленного. Затяните болты установочного корпуса зубчатого колеса привода распределительных валов 1-3-5 цилиндров Болты крепления корпуса зубчатого колеса 2-4-6 цилиндров затягиваются в зеркальном порядке. Не забудьте заменить сальники привода распределительных валов, впрессуйте новые сальники при помощи соответствующего приспособления и крепежных болтов зубчатых колес.
57. Если разбирался выпускной распределительный вал, установите пружину на место, убедитесь в ее правильной посадке. Установите компенсационные шайбы так, чтобы выемка на шайбе совпала с установочным отверстием и при помощи специального приспособления поверните компенсационную шестерню до совмещения всех установочных отверстий и зафиксируйте от проворачивания,установив в отверстие выколотку диаметром примерно 3 мм.
10.57 Сборка выпускного распределительного вала (двигатель Y30DT) – стрелкой указано установочное отверстие
1 Стопорное кольцо
58. При установке валов в корпус метки на шестернях должны совпасть (см. рисунок 10.58а). После установке валов не забудьте извлечь выколотку из шестерни выпускного вала. Затягивание винтов/болтов корпуса распределительных валов должно производиться в порядке, обратном порядку их отпускания (см. рисунок 10.51). Порядок затягивания крышек корпусов распределительных валов приведен на иллюстрации 10.58b.
10.58а При установке метки (указаны стрелкой) на шестернях распределительных валов должны совпасть (двигатель Y30DT)
10.58b Порядок затягивания крепежных болтов крышки корпуса распреде лительных валов (двигатель Y30DT) стрелкой указана сторона установки впускного вала
Приложение к главе
Примечание
*1: использовать новый болт/гайку.
*2: перед использованием болта обновить резьбу и вставить болт, предварительно нанеся фиксирующий состав.
*3: нанести на резьбу фиксирующий состав.
Регулировка тепловых зазоров. Собираем.
Теперь у нас есть нужные толкатели, устанавливаем их на место в правильной последовательности, которую мы ввели в Экселевскую таблицу. Прежде чем сажать стаканы на место смазываем маслом их посадочные места. Каждый толкатель должен двигаться свободно, ему ничего не должно мешать. Если пренебречь проверкой плавности хода толкателя, то есть риск что клапан в нужный момент просто-напросто не закроется.
Установка толкателей на свои места.
Далее устанавливаем распредвалы. Так же смазываем посадочные места свежим маслом, ставим распредвалы так чтобы прорези на торцах были вверху. Теперь можно устанавливать крышки распредвала. Не забываем, что у каждой крышки своё место, ставим в той же последовательности в которой снимали. Протягивать крышки следует равномерно, что бы не образовалось перекоса. Момент затяжки подшипников распредвала 8 Н*м. Ставим новенькие сальники распредвала и устанавливаем прежде очищенный бугель на герметик. При затяжке бугеля так же обращаем внимание на его перекос — затягиваем плавно и равномерно.
Далее наживляем шестерни распредвалов и одеваем на них резинку ГРМ.
Набор для установки ремня ГРМ
Вспоминаем как снимали ГРМ, как стояли метки на распредвалах и в каком положении был коленчатый вал.
Завод изготовитель регламентирует момент затяжки — 65Нм + 120° + 15°. На старых болтах конечно так не получиться. При затяжке смотрим что бы болт не тянулся. Об этом говорит стрелка динамометрического ключа. Если мы тянем болт, а она замерла на месте, значит деформируется сам болт. Не думайте, замените его на новый. Так вы сэкономите намного больше времени.
После того как затянули шестерни распредвалов ставим их крышки, рекомендую это делать пневматическим гайковертом. Пластиковые защитные кожухи ГРМ затягиваем с моментом 6 Н*м, то-есть обычной маленькой трещоткой, без особых усилий.
Клапанная крышка с катушкой зажигания притягивается с моментом 8 Н*м.
Регулировка тепловых зазоров окончена. Можно идти пить кофе)
Процедура для новичков будет не самой простой. Лучше доверить её человеку, который уже хотя бы раз её проводил.
В дополнение ко всему скажу, что моя теория с установкой крайних зазоров подтверждена практическим путём. Через 11 месяцев эксплуатации автомобиля, а это около 26 000 км я снял и проверил зазоры снова. Как и прежде, больше всех просели второй и четвертый клапаны — 0,09. Первый выпускной клапан просел на 0,06. Так как зазоры выставлены с моим допуском, то вполне еще можно ездить.
Таким образом могу смело сказать, что моя методика по стачиванию наплыва в толкателе имеет место быть.
Такой способ регулировки тепловых зазоров клапанов подходит для двигателей Z18XER F18D4 устанавливаемых на автомобили Опель астра зафира, шевроле Круз Орландо.