- Стук при повороте руля в движении или на месте
- Основные причины неисправности
- Причины и методы устранения
- Описание проблемы
- Нестандартные причины стука руля при движении
- Почему может появиться стук при повороте руля
- ШРУС
- Рулевая рейка
- Рулевые наконечники
- Карданный вал
- Стойки амортизатора или стабилизатора
- Подрамник
- Если при покачивании руля влево-вправо слышен ощутимый стук
- Вероятные причины
- Экспертные методы
- От чего может быть стук в передней подвеске автомобиля при повороте руля в движении
- Аварийная система
- Как определить постукивание
- Нестандартные случаи
- Стук руля при движении авто
- Определение постукивания
- 7 самых распространенных причин появления стука при повороте руля
- По маркам авто
- Проверка всех шумов
- Нестандартные ситуации
- Как устроено рулевое управление автомобиля
- Другие посторонние звуки при повороте руля
- Заключение
Стук при повороте руля в движении или на месте
Когда водитель слышит стук при вращении руля, то он понимает, что это верный сигнал, указывающий на поломку. Проблема, как правило, «сидит» в системе рулевого управления. Именно ее нужно диагностировать в первую очередь. Причин появления стука довольно много. Лучше всего сразу заняться поиском поломки, чтобы впоследствии это не сказалось на общем управлении транспортным средством. Рассмотрим, почему появляется стук при повороте руля на месте, как выяснить причину неисправности и ликвидировать ее.
Основные причины неисправности
Стук при повороте руля может говорить о неисправности той или иной системы в автомобиле. И если наличие одних проблем не требует немедленного вмешательства, то другие могут привести к самым печальным последствиям, вплоть до аварии на дороге.
Вывод тут только один: услышав подобный тревожный звоночек, нужно незамедлительно провести диагностику. Лишь абсолютно точно определив, в чем причина наличия стуков при повороте руля, можно принять решение: время, что называется, терпит или же нужно немедленно ехать на СТО.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Причины и методы устранения
Конструкция рулевой колонки относительно несложная. Тем не менее, безотказной работу узла назвать нельзя, поэтому рулевая колонка требует периодической проверки, регулировки, а при необходимости и ремонта. Этим вы обеспечите не только комфорт при движении, но также в некоторых случаях сохраните жизнь себе, пассажирам и окружающим людям. Одним из сигналов того, что рулевая колонка неисправна, является стук руля при движении. Нужно обязательно обращать внимание на этот симптом, а неисправность — устранять. О том, как это правильно сделать, пойдет речь в данной статье.
Описание проблемы
Многие водители сталкивались с тем, что у них внезапно появлялся стук при вращении руля. Он способен возникнуть даже от небольшого камня, который случайно попал на подрамник. Но подобные ситуации возникают нечасто. Большинство неисправностей так или иначе связаны с работой системы рулевого управления. Кроме того, стук возможен из-за неверно установленного элемента внутри данной системы. Не стоит ждать, когда звук пропадет самостоятельно. Стук следует устранять сразу же после его появления, поскольку любая неисправность негативно отражается на безопасности управления авто.
Рулевая система держит под контролем машину во время езды. Если она функционирует неправильно или имеет неисправности, то это в скором времени приведет к ДТП. Водителю нужно регулярно проходить техосмотр машины, не забывая обращать внимание на диагностику управления.
Перечислим несколько «симптомов», которые гарантированно указывают на неполадки в рулевой:
Протечка масляной жидкости – частый симптом, который дает о себе знать каждый день. Лужицы масла возникают под капотом в разных местах.
Чтобы самостоятельно продиагностировать проблему, водителю необходимо знать точно, какой тип рулевой рейки установлен в авто. Они подразделяются на механические, гидравлические и электрические. Каждый вид требует к себе особого внимания, для проверки двух последних водителю потребуется определенное оборудование.
Нестандартные причины стука руля при движении
Стук могут создавать не только подвеска и рулевое управление. Под действием толчков и резких торможений автомобиля плохо закрепленные узлы и механизмы смещаются. Происходит удар двух металлических поверхностей друг о друга, неизбежно сопровождающийся звякающими звуками.
Иногда стук на повороте возникает по причине нестандартных ситуаций, трудно поддающихся диагностике. К примеру, был случай попадания на подрамник и застревания небольшого камня в процессе движения автомобиля. Когда автомобиль поворачивал, детали рулевого привода естественным образом смещались, наезжая на этот камень. При выравнивании колес детали рулевого механизма занимали свое изначальное положение и при этом соскакивали с камня с характерным звуком удара. Проблему в итоге решили, удалив камень с подрамника.
В других случаях при поворотах или прямолинейном движении стучит в подвеске сам подрамник. Это происходит из-за ослабления болта, который для устранения стука необходимо затянуть.
Обобщая все вышесказанное, дадим несколько советов для новичков.
Чтобы предотвращать появление стука руля при движении и прочих посторонних шумов, а также причин их появления, регулярно обслуживайте вашу машину. Осматривайте ее со всех сторон, в том числе снизу. Соблюдайте скоростной режим и придерживайтесь аккуратной езды. Только в этих случаях посторонние шумы в автомобиле не потревожат вас в течение длительного периода эксплуатации.
Тем не менее, однажды настает тот момент, когда всевозможные шарниры, опоры и наконечники необходимо поменять. К сожалению, у каждого узла и механизма есть свой ограниченный срок службы.
Почему может появиться стук при повороте руля
Сегодня можно выделить большое количество причин, по которым происходит стук руля при повороте и не только. Чтобы приступить к диагностике, водителю нужно понять тип звучания. К примеру, стук бывает единожды, либо повторяется раз за разом. Иногда он довольно громкий, либо слишком тихий. В некоторых ситуациях его можно назвать металлическим.
Определив тип звука, владельцу стоит понять, откуда он доносится. Следует внимательно прислушаться. Возможно, звук исходит из-под колес или звучит в подвеске.
В последнюю очередь нужно определиться с обстоятельствами, которые спровоцировали появление звука. А также моменты, при которых он дает о себе знать. Рассмотрим несколько самых распространенных деталей, которые говорят о себе стуком руля.
ШРУС
Шарнир может издавать скрипы, а также давать удары в рулевое колесо. Это происходит тогда, когда колеса полностью вывернуты в одну сторону. Если автомобиль поворачивает налево, то стуки происходят в правом ШРУСе, и наоборот. Внутренние шарниры тоже могут скрипеть, но лишь при движении на повышенных скоростях. Они имеют совершенно другой характер появления, отличающийся от «поворотных». Если скрипы или даже хруст появляются исключительно при поворотах, то нужно заменить внешние шарниры на новые. Но перед этим стоит осмотреть их. Возможно, замена не потребуется. Если нет износа, то можно обойтись смазкой ШРУСа.
Рулевая рейка
Рулевая рейка тоже может быть неисправной и издавать стуки по время поворота автомобиля и при движении вперед. Причин этому явлению несколько. Перечислим самые важные:
Крепежные детали рулевого механизма имеют слабое натяжение.
Частая проблема стука – течь в авто с гидроусилителем руля. Конструкция ГУРа имеет специальный насос, создающий усилие во время поворота руля. Сальники, вышедшие из строя, «роняют» давление, провоцируя течь жидкости. Руль начинает вращаться с затруднением, что заставляет его быстрее изнашиваться и провоцирует появление стука.
Рулевые наконечники
Рулевые наконечники представляют собой шарниры. Они служат водителю вплоть до появления 100 000 км пробега на приборах. Их неисправность заставляет автомобиль терять курсовую устойчивость. Вместе с этим происходит увеличение свободного хода рулевого колеса.
Если водитель слышит глухой и частый стук при езде по неровностям и при повороте руля, то неисправность заключается в продольном люфте пальца. Проблема возникает из-за износа вкладыша и пружины. В данной ситуации потребуется восстановление или замена детали.
Если игнорировать проблему и не менять наконечники, то это приведет к нарушению курсовой устойчивости и ухудшению управляемости.
Карданный вал
Еще одна распространенная причина возникновения стука во время поворота руля – проблемы в карданном механизме вала. Чаще всего данная проблема «всплывает» у отечественных автомобилей по типу УАЗ. Неисправность символизируется увеличенным зазором шлицевого соединения. Что касается легковых моделей ВАЗ, то в них колонка издает звуки в связи со сломанной крестовиной кардана. Водитель замечает сильный стук и при поворотах, и при раскачивании неподвижного авто. Для проведения процедуры диагностики следует держать механизм одной рукой, одновременно крутить рулевое колесо. Если присутствует люфт, то без ремонтных работ не обойтись.
Стойки амортизатора или стабилизатора
Стойки стабилизатора нужны для того, чтобы адаптировать машину к перемещению по разным дорожным покрытиям. Другими словами, они стабилизируют поведение машины. Передние и задние стабилизаторы соединены с подвеской с помощью так называемых стоек. В момент возникновения стука, водитель понимает, что проблема произошла в данном звене. Автовладелец четко ощущает, что при повороте руля кузов кренит в разные стороны.
Стойки амортизатора являются еще одними элементами системы, которые могут издавать стуки при неисправностях. Одна из причин заключается в износе опорного подшипника. Верхние опоры стоек спереди нужны для обеспечения их кручения вокруг своей оси при повороте руля. Если произошел износ подшипника, то появление стука неизбежно. Таким образом, можно отметить, что неполадки подобного рода неизбежно влияют на управляемость. Ездить на машине становится опасно для жизни, особенно зимой.
Подрамник
Подрамник может также издавать стуки при повороте руля, но это происходит по разным причинам. К примеру, при попадании на подрамник камня, водитель слышит стук. Он обуславливается тем, что при вращении руля элементы рулевого привода смещаются, наезжая на камень. Только убрав камень, владелец сможет избавиться от скрипа.
Но не в одном камне дело. Бывает, что заменив передний рычаг, водитель понимает, что последний задевает собой подрамник в момент поворота. Соответственно, это вызывает скрежет. Заглушить звук поможет поднятие подрамника монтировкой.
И последняя ситуация, заставляющая подрамник скрежетать, заключается в том, что при повороте происходит разжатие болта. Устраняется проблема зажатием болта.
Безопасное маневрирование на дорогах во многом зависит от исправности рулевого механизма. Если при повороте руля слышен легкий стук, то это становится для автомобилиста тревожным звоночком, что система работает неправильно.
Зачастую это связано с люфтами в элементах переднеосевых механизмов управления, что недопустимо при скоростном вождении. Это негативно сказывается на отзывчивости колес при рулевых командах. Неисправность люфтов в рулевой рейке и главном узле – это нарушение правил ПДД и подвержение опасности водителя, пассажиров, пешеходов.
Содержание по статье
Если при покачивании руля влево-вправо слышен ощутимый стук
Для того чтобы понять, есть ли стуки при поворачивании руля влево либо вправо, не нужно прилагать большие усилия. Критичность ситуации легко определяется при повороте руля влево и вправо, когда появляются незначительные постукивания, напоминающие собой вибрации. Это говорит о том, что ситуация критична, так как зазоры трущихся друг о друга пар находятся не в тех рамках.
Если имеется опыт ремонта рулевого механизма и нужный инструмент, то можно самостоятельно отремонтировать систему. В противном случае придется обращаться в автомастерскую. Несвоевременный ремонт может обернуться стиранием резины.
Вероятные причины
В передней подвеске во время поворота руля появление стуков может свидетельствовать о выработке составных подвесочных элементов. Возникновение характерного цоканья при совершении поворотных маневров в рулевом колесе говорит о более серьезных поломках. Зачастую неполадки появляются в системе управления автомобилем. Чаще всего подобная проблема наблюдается в автомобилях отечественного производства (ВАЗ 2114, Камаз, Лада Калина, Приора и т.д.).
Стучащим элементом может оказаться любое сопряжение, например:
Такие элементы можно увидеть в любом транспортном средстве. Главное разбираться в правильности посадки деталей и выявить неисправную пару.
Стуки при повороте руля на одном месте в старых иномарках могут возникать из-за поломки складной колонки. Это происходит из-за повышенной нагрузки на рулевой механизм, что зачастую становится следствием дорожно-транспортного происшествия. Этот узел и дает характерные постукивания.
Экспертные методы
Если руль стучит при повороте, стоя на одном месте, то определить расположение неисправного узла помогут классические методы, использующиеся опытными автомобилистами на протяжении долгого времени. Суть самого распространенного метода заключается в том, чтобы водитель легко покачивал рулевым механизмом, прикладывая параллельно руку на упомянутые ранее сопряжения.
От чего может быть стук в передней подвеске автомобиля при повороте руля в движении
При повороте руля в движении стуки возникают неспроста, нужно понимать, что рулевой механизм тесно связан с шасси. Недостаточно в рулевой рейке задать функцию разворота покрышек вправо или влево. Стойки, связанные в первую очередь тягами и наконечниками, отвечают за надежную амортизацию и способность разворачиваться вокруг собственной оси. Этого удалось добиться благодаря установке подвижных креплений.
Причиной появления при движении посторонних стуков руля могут стать проблемы с передним приводом и вышедшими из строя подшипниками. Опорные элементы истираются со временем и приходят в непригодность, что приводит к появлению непонятных звуков и повышенного люфта. Критические зазоры возникают в опорных подшипниковых стойках, шаровых элементах, ступичных подшипниках.
В некоторых случаях выявить дефектный механизм простым способом не получается. Чтобы определить причину неполадки в зацепах реечной шестерни нужно выполнить следующие действия:
Не имея опыта, нельзя подтягивать износившуюся рейку. Можно довести руль до такого состояния, что он не будет подлежать ремонту. В случае выявления неполадки лучше обратиться в сервис и выполнить ремонт электроусилителя руля.
Аварийная система
Понять, появляется стук из-за поломки узла складывания рулевой колонки или по другой причине, поможет простой эксперимент. Достаточно вращать активно «баранку» из стороны в сторону, прижимая ее к нижней части. Если звук пропадает, то причиной шумов является неисправность аварийной системы.
Как определить постукивание
Вычислить стук при повороте руля на месте в переднеприводном механизме можно путем простого эксперимента. Особенность метода заключается в возможность проверки, как при движении автомобиля, так и стоя на месте. Все напрямую зависит от того, какое место является дефектным.
Покачивание кузова из стороны в сторону позволит понять, есть ли проблемы с опорным подшипником. Для этого рука ложится на опору обоймы или пружину переднего колеса. Если проблемы возникли в шаровом элементе, то будет слышен характерный стальной цокот. Если же неисправность кроется в опоре ступицы, то при вращении руля и повороте его до упора будет возникать потрескивание и стук. Значит, шарнир равных угловых скоростей износился.
Нередко одиночный стук возникает из-за изношенных сайлентблоков. Причиной также может стать износ и расшатывание гаечных креплений рулевого шруса. Главное, не спутать простые шумы, связанные с неисправностью, с вибрациями при торможении.
Нестандартные случаи
Порой плавность хода авто нарушают шумы, возникающие не из-за поломки подвески или рулевого механизма. Стук при повороте на месте или во время движения появляется из-за смещения агрегатов. Неплотно сидящие элементы трутся друг о друга, создавая характерное металлическое позвякивание.
Если вы слышите одиночный глухой стук во время завода машины и трогания с места, то стоит осмотреть опорные двигательные элементы. В том месте может быть проблема с металлическими опорами, карданным валом.
Стук руля при движении авто
Водители-новички большее внимание уделяют дорожной обстановке, к поведению же машины во время движения прислушиваются уже во вторую очередь. Привычка одновременно чувствовать и дорогу, и автомобиль приходит с опытом. Это очень важный навык, позволяющий выявить вероятную неисправность на самой ранней стадии, благодаря чему не только существенно снижается стоимость ремонта, но также обеспечивается лучшая безопасность.
Любой современный автомобиль – это множество узлов и механизмов, каждый из которых может стать источником проблем. Часть этих механизмов ответственна за безопасность передвижения, поэтому контролировать исправность данных узлов необходимо в первую очередь. К таковым относится и рулевой механизм.
Большая часть автомобильных неисправностей проявляет себя различными посторонними шумами, стуками и другими звуками. По этим звукам опытные автовладельцы могут обнаружить источник проблемы.
Неисправности рулевого механизма также сопровождаются посторонним звуками. В основном, это стуки при повороте руля влево в движении либо вправо, либо в обе стороны. Однако стоит отметить, что подобный симптом может сигнализировать и о проблеме с другим узлом, находящимся по соседству с рулевым механизмом.
Стук руля может возникнуть в автомобиле абсолютно любой марки и модели – от старых советских ВАЗов до последних модификаций иномарок.
Прежде всего, следует выявить характер стука. Звонкий отчетливый звук может свидетельствовать об ударе двух металлических элементов друг о друга. Более приглушенный стук, скорее всего, будет связан с ударами металла о пластик. Кроме того, нужно обратить внимание на то, откуда звук доносится. Это поможет сократить область поиска неисправности.
1. Стук в руль на неровностях при прямолинейном движении
Иногда стук возникает при движении по неровной дороге. Причиной могут являться изношенные подшипники вала находящейся внутри салона рулевой колонки. В результате имеет место радиальный люфт вала, сопровождающийся данным стуком. Если износилось уплотнительное или стопорное кольцо, это может привести также к осевому люфту. Отчасти это решается недорогим ремонтом колонки благодаря предусмотренной поставке необходимых запчастей.
Вместе с заменой неисправных элементов специалисты меняют и сопутствующие элементы и детали, которые могут быть исправными, но в скором времени, вероятно, снова потребуют ремонта всего узла по причине выхода их из строя во время движения.
Часть моделей автомобилей имеет неразборную колонку без возможности восстановления. В таком случае колонка меняется целиком.
2. Стук при повороте руля на месте или в движении
Прежде всего, стоит проверить давление в шинах – по-разному накаченные колеса могут также являться причиной стука при движении авто. Далее осмотрите крепление пластиковых подкрылок. Вероятно, один или несколько крепежных саморезов вырвались, из-за чего подкрылок при повороте задевает колесо и издает соответствующий стук. Устраняется неисправность легко. Необходимо лишь заменить вырвавшиеся крепежные элементы новыми.
Наибольшую опасность представляют неисправности, сопровождаемые стуком непосредственно рулевого механизма при повороте руля. Звук может быть локализован ближе к подвеске, колесам или рулю. Разберем причины его возникновения, начиная с наиболее распространенных.
3. Шарниры равных угловых скоростей
Стук при вывернутом руле в движении обычно связан с работой наружного ШРУСа, который начинает скрипеть или в некоторых случаях ударяться о колесо. Соответственно, при повороте влево хруст или стук будет возникать в правом ШРУСе, а при повороте вправо – в левом.
Внутренние же шарниры, как правило, издают скрип или стук при скоростном движении по неровностям. На повороты руля они никак не реагируют. Поэтому если поворот или резкое ускорение машины сопровождается стуком, вероятнее всего, замене подлежит внешний шарнир. Но перед заменой его стоит внимательно осмотреть. При небольшом износе или при отсутствии такового ШРУС достаточно обработать соответствующей смазкой.
4. Рулевые наконечники и рулевые тяги
Как наконечники, так и тяги в рулевой системе со временем изнашиваются, давая люфт. В результате во время поворота машины при движении появляются скрипы и стуки.
Чтобы проверить состояние деталей, приподнимите машину на домкрате со стороны, откуда доносятся звуки и снимите колесо. Затем попробуйте расшатать тяги и наконечники, проверяя, таким образом, возможный люфт. Зачастую внутри наконечника накапливается грязь и вода из-за порванного пыльника, поэтому и возникает стук.
Иногда отчетливый металлический стук при повороте руля в неподвижной машине или в процессе езды появляется из-за того, что автовладелец забыл закрепить рулевую тягу с наконечником после проведения сход-развала. В этом можно удостовериться, пошатав руками колесо влево и вправо. Если колесо шатается, издавая характерный звук, проблема именно в незатянутой крепежной гайке.
5. Рулевая рейка
Неисправная рулевая рейка довольно часто провоцирует стуки при повороте руля, как во время движения, так и в неподвижном автомобиле. Почему возникает этот стук? Причин тому несколько:
Выявление стука в рулевой рейке – достаточно непростая задача. Лучше всего воспользоваться помощью напарника, попросив его сесть за руль машины, предварительно поставленной на ручник, и расположиться под машиной около рулевой рейки. Пусть помощник вращает руль, а вы в это время фиксируйте скрипы и хруст, доносящиеся из рейки, которые будут сигнализировать о неисправности.
6. Рулевой кардан
Если поворот руля сопровождается стуком рулевой колонки, проблема, скорее всего, в рулевом кардане. Эта неисправность особенно часто возникает в УАЗах по причине увеличенного зазора в шлицевом соединении. Такая же проблема, возникающая в автомобилях ВАЗ, говорит о поврежденной крестовине кардана. Причем, стук при вращении руля возникает как в неподвижном положении машины, так и в движении.
Проверяется неисправность просто. Одной рукой нужно взяться за кардан, второй – вращать руль. Если ощущается люфт, кардан необходимо ремонтировать.
Также владельцы переднеприводных моделей Волжского автозавода («Приора», «Гранта», «Калина») могут со временем обнаружить скрип крестовины карданного вала. Проверка данной неисправности производится аналогично. Если скрип подтверждается и выявлен люфт, владелец ВАЗа самостоятельно решает, покупать ли новый кардан или попытаться починить неисправный имеющийся.
Стоит отметить, что ремонт выбирают отнюдь не из-за дороговизны нового кардана, а по причине большого процента брака среди новых изделий. Шлицы многих продающихся карданов уже после начала работы функционируют с рывками и заеданиями. Поэтому перед приобретением новой крестовины обязательно проверяйте, двигается ли она свободно во всех направлениях. Часто брак выражается в несоответствии осей отверстий в подшипниках, установленных в вилке со шлицами, что вызывает перекос подшипников. Стоит брать такое изделие или нет, решает каждый покупатель самостоятельно.
Есть другой вариант решения проблемы, заключающийся в замене игольчатых подшипников в крестовине на каполактановые втулки. Надежность такой замены подтверждается многими таксистами, владеющими ВАЗами, которые выбирают именно этот вариант, так как значительное время проводят в движении за рулем.
Стоит учитывать трудоемкость данной ремонтной операции. Для снятия деталей, как правило, требуются гаечный ключ на 13 мм и отвертка с прямым шлицем. Подшипники выбиваются ударами строго по основанию вилки, находящейся под подшипником, с помощью небольшого молотка.
Отзывы об имеющихся в продаже карданчиках и втулках достаточно противоречивы. Владельцы ВАЗов последних моделей обычно предпочитают крестовины марок СС20 и «Тая», а также более дорогие японские аналоги (Toyo, GMB).
7. Стойки амортизатора или опорные подшипники
Стуки, исходящие из опорных подшипников или амортизаторов, будут наблюдаться как при поворотах руля, так и при движении прямо. Но наиболее сильно стучать эти детали начнут при резких поворотах (особенно на большой скорости) из-за действия дополнительных нагрузок на данные элементы.
Стук в амортизаторе может быть вызван лопнувшей пружиной. Как правило, пружина лопается с верхнего или нижнего края. Если это произошло, движение по неровностям и крен машины на повороте будут сопровождаться характерным металлическим лязганьем. Левый поворот руля будет воздействовать на правую пружину, правый поворот – соответственно, на левую.
Проверяются подшипники и амортизаторы путем оценки их люфта. Чтобы проверить наличие люфта, следует снять колесо и пошевелить исследуемые детали. Реже стучать они могут из-за открученной гайки в креплении.
8. Стойка стабилизатора
Частично вышедшая из строя стойка стабилизатора может сопровождаться глухим стуком во время поворота машины. Стук при вывернутом руле в движении начинает ощущаться, когда колеса повернуты примерно на 50-60 градусов. Если стойка неисправна, она может начать скрипеть также при прямолинейном движении по неровностям. Причем автомобиль может плохо управляться и требуется постоянно корректировать движение рулем. Из других симптомов – повышенный крен машины на поворотах, сильная продольная качка при торможении.
9. Звуки из салона при повороте руля
Руль в современных транспортных средствах является многофункциональным средством управления. Помимо собственно своей главной функции, рулевое колесо позволяет переключать передачи, включать фары и управлять аудиосистемой с помощью помещенных на руле органов управления. Многие владельцы современных авто начинают беспокоиться, когда слышат щелкающие звуки при вращении руля, исходящие изнутри рулевой колонки. Звук слышен в салоне примерно в области кнопки звукового сигнала.
Но впадать в панику в данном случае не стоит. Прежде всего, следует проверить, правильно ли установлен пластиковый кожух рулевой колонки, и оценить его состояние. Часто бывает, что выходят из строя некоторые элементы подрулевого переключателя, поэтому и возникают подозрительные звуки. Если переключатель неисправен, его нужно заменить, проверив также надежность крепления пластика. Обычно этих действий достаточно, чтобы неприятные щелчки во время поворотов пропали.
Иногда движение руля сопровождаются шаркающими и скрипящими звуками, раздающимися спереди салона. Источник этих звуков находится в верхней части колонки под сигнальной кнопкой на руле. При этом горит индикатор, сигнализирующий о неисправности подушки безопасности в рулевом колесе, а функция круиз-контроля не работает.
Проблема заключается в неработающем шлейфе рулевой колонки, расположенном под подушкой безопасности, который питает электроэнергией сам механизм подушки руля, а также обеспечивает питанием некоторые другие системы. Данный шлейф может быть поврежден, и в этом случае часть автовладельцев стараются самостоятельно решить эту проблему. При этом нет никаких гарантий, что шлейф вновь заработает в штатном режиме. А поскольку его работа напрямую связана с безопасностью движения, лучше исправление неисправности доверить специалистам и не заниматься самодеятельностью.
Определение постукивания
Чтобы выявить звук, доносящийся при повороте, необходимо провести эксперимент. Его главная особенность заключается в том, что нужно проверить машину в режиме движения и «стоя». Этот метод поможет выявить слабое место.
Для начала нужно покачать кузов в обе стороны. Это поможет увидеть неисправности опорного подшипника. Шаровые элементы при неполадках издают странный цокот стали. Если поломка спряталась в опоре ступицы, то водитель услышит треск и стук. Звуки будут доноситься в момент вращения руля и повороте до упора.
Изношенные сайлентблоки – еще одна причина, которая заставит водителя задуматься о ремонте. В эту категорию проблем также стоит отнести износ гаечных креплений. Водитель должен видеть разницу между естественным шумом и вибрациями, связанными с неисправностями.
7 самых распространенных причин появления стука при повороте руля
Укажем самые частые факторы, приводящие к шуму или стуку во время вращения руля. Встречаются и довольно редкие неисправности с такими симптомами. Однако упоминание об этих случаях уместно в рамках разговора о конкретной модели транспортного средства с подобным дефектом.
1. Рулевые наконечники и рулевые тяги
При стуке в рулевых наконечниках или тягах их требуется заменить. Опытные автовладельцы дефектуют данные узлы своими силами. Достаточно пошатать исследуемый элемент. Но важное значение имеет направление воздействия. При стуке в наконечниках их замена неизбежна. Если неисправны рулевые тяги, проблема иногда решается заменой отдельных элементов, например сайлентблоков.
При поворотах руля слышится стук или даже хруст. Явный признак необходимости замены ШРУС (шарнира равных угловых скоростей). Однако не во всех случаях требуется именно установка нового узла целиком. Нередко можно ограничиться заменой пыльника и пополнением смазки. Недопустимо применение в качестве последней солидола. Нужно использовать исключительно специализированные составы.
Применяются ШРУСы двух типов: внешние и внутренние. Меняют чаще всего внешние. Внутренние повреждаются только при тяжелых дорожно-транспортных авариях или резкой поломке смежных узлов, в частности шаровой опоры колеса. Можно эксплуатировать авто со стуком в ШРУСе достаточно продолжительное время, но для уверенной езды лучше его оперативно заменить.
3. Рулевая рейка
Стук рулевой рейки – это очень плохая новость. Ремонт данного узла обходится недешево и технически сложен. Для предотвращения серьезных поломок нужно следить за состоянием сальников. При их негерметичности может произойти критическая потеря рабочей жидкости. Механизм без смазки начинает быстро изнашиваться. Особенно шестерни и направляющие втулки. По этой причине очень важно периодически осматривать сальники рулевой рейки на целостность.
Но рулевая рейка может стучать и по другим причинам:
Однако затруднительно отличить стук рулевой рейки от шума других неисправных узлов. Диагностику проводят при заглушенном двигателе. Авто фиксируют ручным тормозом. Потребуется помощь товарища, которого нужно посадить на место водителя. Самому лучше спуститься в яму и слушать звук работы рейки, пока товарищ крутит руль. Неисправная рейка издает скрип при повороте руля влево или вправо.
4. Стойки амортизатора и опорные подшипники
Данные узлы стучат не только при изменении направления движения автомобиля, но и во время езды по прямой, если дорога изобилует неровностями. По этой причине нет значительных трудностей в диагностике данной неисправности.
Стоит отметить, что при подобной поломке стук при резких поворотах руля или маневрировании на высокой скорости существенно нарастает. Это происходит по причине увеличения нагрузки, испытываемой опорными подшипниками и стойками амортизатора в такой ситуации.
Если подобное наблюдается, виновником может оказаться лопнувшая пружина амортизатора. Чаще всего разрушается она с краев снизу или вверху. Движение по неровностям и крены в поворотах сопровождаются металлическим лязгом. В зависимости от направления поворота можно определить, какая пружина сломалась.
Исправность подшипника и амортизаторов проверяется путем обследования на люфт. Нужно снять соответствующее колесо и шатать или крутить исследуемый узел.
5. Рулевой кардан
Если при повороте руля слышен стук, – скорее всего, дело в карданном механизме соответствующего вала. Такая неисправность весьма распространена в автомобилях УАЗ. А именно увеличивается зазор шлицевого соединения. В машинах ВАЗ рулевая колонка стучит по причине разбитой крестовины кардана. Этот стук слышен не только при повороте руля на ходу, но и при его качании на неподвижной машине. Для диагностики нужно одной рукой удерживать карданный механизм, а второй вращать руль. В случае наличия люфта необходимость ремонта очевидна.
6. Стойка стабилизатора
Фрагментарные неполадки в стойке стабилизатора проявляются в виде глухого стука в момент поворота руля в движении. Шум начинается при угле поворота колес в 50–60 % от максимального. Если же стойка неисправна, то издает скрип уже не только во время поворота, но и при движении по неровностям. Нередко наблюдается ерзание авто по дороге, что приводит к необходимости постоянной корректировки курса. Косвенные признаки – сильный крен кузова на поворотах и покачивание корпуса при торможении.
7. Нетипичные ситуации
Встречаются и совсем необычные причины стука вращающегося руля. Диагностика таких проблем весьма затруднительна. Широко известен пример, когда во время езды в подрамнике застрял камень. Во время маневрирования на авто элементы рулевого привода смещались, наезжая на инородный предмет. При возвращении колес в нейтральное положение происходило соскакивание деталей с камня, что сопровождалось стуком. Для устранения неисправности достаточно было просто убрать лишнее из подрамника.
Неудачный ремонт подвески также способен спровоцировать стук. Например, источником шума может стать передний рычаг, задевающий подрамник при повороте колеса. Результатом является скрежет и удары. В этом случае нужно лишь приподнять подрамник, воспользовавшись монтировкой.
Следующая нестандартная поломка связана с болтом подрамника, который либо ломается, или ослабляется затяжка. В результате во время езды он стучит, а на поворотах звук усиливается еще более. Для устранения шума проблемный болт зажимают или заменяют.
Наиболее просто убрать стук при повороте руля, вызванный ослабленными гайками крепления механизма к корпусу. Достаточно лишь крепко затянуть их, и стук уйдет.
По маркам авто
Стук руля в повороте может быть вызван несколькими причинами. Для точного определения неполадки нужно выяснить три фактора:
Из этой информации можно определить виновника возникновения стука.
Проверка всех шумов
Чтобы избежать в будущем проблем, необходимо время от времени следить за состоянием машины. Каждые 2-3 месяца нужно осматривать авто на подъемнике. Большого внимания требуют конструкции из металла и резьбовые соединения. Вместе с ними стоит осмотреть колеса с крепежными соединениями. Чаще всего треск и щелчки возникают у машин отечественного производителя. После визуальной диагностики стоит произвести затяжку гаек и болтов, а также привести расшатанные конструкции в первоначальное состояние. Только в этом случае автомобиль не будет издавать странные звуки, а наоборот, прослужит верой и правдой ни один год.
Что касается профилактических мер, то не стоит ими пренебрегать. В первую очередь водитель должен регулярно смазывать механизмы, не забывая проверить пыльники и защитные элементы. Также не нужно практиковать агрессивный стиль езды. Он негативно отражается на состоянии ходовой. Плавное торможение и объезд ям по возможности – лучшие методы профилактики. В дополнение к этому стоит отнести остановку около бордюра. Заезжая на место стоянки, водитель не должен ударяться об него. Колеса получают сильнейший удар, и вся сила направляется на элементы рулевой.
Нестандартные ситуации
Если водитель слышит стук при повороте руля в движении или на месте, это вовсе не значит, что проблема в деталях подвески или рулевой. Перечислим возможные ситуации, которые провоцируют скрежет:
Дифференциал переднеприводного авто неисправен, если при поворотах на небольших скоростях водитель слышит непостоянный звук ударов.
Прежде чем разбираться в причинах появления стука, нужно понять, откуда доносится этот звук. Это сильно упростит задачу. Вдобавок следует провести тест, который покажет полную картину. Для этого необходимо послушать звуки на поворотах и на месте.
Если шумы возникают исключительно при выкручивании рулевого колеса, то следует присмотреться к «шаровой». Есть вероятность ее неплотного притягивания к рычагу или поворотному кулаку. Если шум отдает в руль, значит, проблема скрыта в карданном вале или рейке.
Как устроено рулевое управление автомобиля
Система рулевого управления имеет большое количество узлов и деталей, однако в целом ее устройство достаточно простое. За весь многолетний опыт автомобилестроения конструкция руля оставалась принципиально неизменной. Это говорит о высокой оптимальности конструкции, не требующей глобальной модернизации.
Система состоит из трех функциональных частей:
Помимо этого, многие современные транспортные средства оснащены усилителем руля, использующим силовое воздействие для облегчения вращения руля.
Первичным элементом во всей системе является рулевое колесо, знакомое своим предназначением и внешним видом каждому человеку. С рулем непосредственно взаимодействует водитель, вращая его и управляя движением в нужном направлении.
Вращательные движения затем через колонку (рулевой вал) передаются рулевому механизму, который в свою очередь преобразует момент вращения в поступательные движения. Эти перемещения затем через рулевой привод передаются на передние колеса, поворачивая их на требуемый угол и меняя тем самым направление движения автомобиля.
Усилители могут быть гидравлическими, пневматическими, электрическими или иметь другую конструкцию. Все они позволяют вращать руль без особых усилий и управлять автомобилем с большим комфортом.
Таков общий принцип работы рулевого управления. Теперь разберемся, почему не стоит продолжать движение при появлении стука руля.
Дело в том, что до выявления причины стука отсутствует уверенность в том, что рулевая система исправна. В любой момент может возникнуть аварийная ситуация, чреватая опасными и непредсказуемыми последствиями.
Прежде всего, нужно выяснить возможную природу стука, в частности возникающего в рулевом управлении. Любой стук появляется при наличии зазора. Иными словами, где-то в системе образовалась выработка, достаточная для появления стука руля как во время движения, так в неподвижном состоянии.
Например, если расшаталась рулевая рейка, в дальнейшем ее может заклинить в определенном положении. Либо, наоборот, рейка начнет люфтить, что сделает езду опасной.
Другие посторонние звуки при повороте руля
Не любой скрежет, скрип и иные шумы при повороте руля означают необходимость ремонта. Наличие в авто гидроусилителя руля означает, что при изменении направления движения будет раздаваться слабый гул. Это нормальная работу ГУРов. Однако если звук больше напоминает скрежет, стук или скрип или просто очень громкий, тогда лучше обратиться за ремонтом на хорошую СТО.
Заключение
В заключение стоит сделать несколько выводов. Во-первых, услышав шум при повороте руля, владелец должен распознать его характер и локацию. Это упростит задачу по ликвидации проблемы. Во-вторых, нужно понимать, что звуки могут исходить совершенно от разных элементов и по разным причинам. Неисправности ШРУСа, карданного вала, треск стоек амортизатора или стабилизаторов – причин довольно много. Чтобы не искать проблему, теряясь в догадках, водителю стоит регулярно проверять автомобиль на предмет любых неисправностей. В-третьих, правильная парковка и плавная езда поможет уберечь транспортное средство от преждевременного износа. Соблюдая все перечисленные правила, водитель не будет сталкиваться с проблемой появления стуков непонятного происхождения. Но все же если неисправность возникла, стоит провести диагностику самостоятельно, либо обратившись к мастерам.