Как проверить тормозные диски

Как проверить тормозные диски Ремонт
Содержание
  1. Как проверить тормозные диски
  2. Что собой представляют тормозные диски автомобиля
  3. Как самому проверить состояние тормозных дисков
  4. Как осуществить замену тормозного диска
  5. Износ тормозных дисков
  6. Признаки износа тормозных дисков
  7. К таковым относятся следующие признаки
  8. Допустимый износ тормозных дисков
  9. Барабанные тормозные диски тоже изнашиваются
  10. Определение степени износа тормозных дисков
  11. Предельный износ тормозных дисков
  12. Плоскости дисков истираются неравномерно
  13. Факторы, влияющие на износ
  14. Перечислим некоторые из них
  15. Причины неравномерного износа тормозных дисков
  16. Мнение автовладельцев об износе тормозных дисков
  17. Минимальная толщина тормозного диска
  18. Как устроен тормозной диск
  19. Основные причины износа тормозного диска
  20. Как определить, что тормозные диски изношены
  21. Какова минимально допустимая толщина тормозных дисков
  22. Как продлить срок службы тормозных дисков
  23. Отзывы автолюбителей на форумах о дисках разных фирм
  24. Признаки износа дисков
  25. Как определяется износ?
  26. Точить или менять?
  27. Почему износ колодок может ускориться?

Как проверить тормозные диски

При проверке системы тормозов важно обращать внимание не только на колодки, но и на тормозные диски, ведь они также могут изнашиваться, деформироваться и повреждаться. О том, как проверить тормозные диски, поговорим в этой статье.

Вопросы, рассмотренные в материале:

Что собой представляют тормозные диски автомобиля

От состояния тормозной системы, в частности дисков, зависит безопасность водителя и пассажиров, а также других участников дорожного движения. Экстренное торможение, остановка на склоне – ситуаций, в которых тормоза должны функционировать без малейших нареканий, масса. По правилам дорожного движения водитель не имеет права управлять транспортным средством, если тормоза находятся в неисправном состоянии. Словом, крайне важно вовремя проверить автомобиль, диагностировать любые проблемы, связанные с тормозными дисками, и устранить их.

Тормозной диск входит в состав гидравлического тормозного узла. Сам диск изготовлен из металла. В процессе езды он крутится параллельно с колесом с той же скоростью, а в момент нажатия водителем на тормоз прижимается к тормозным колодкам.

Как проверить тормозные диски

Что представляет собой система дисковых тормозов? Во-первых, это сам тормозной диск (ротор), который располагается на оси колеса машины. Во-вторых, суппорт, состоящий из двух тормозных колодок (колодки приходят в движение под действием гидравлического давления). При нажатии на тормоз колодки с двух сторон соприкасаются с тормозным диском, трение приводит к снижению скорости. Если сравнивать дисковые тормоза с барабанными, то первые считаются более надежными и эффективными, особенно в условиях высоких температур и влажности.

Однако есть у таких тормозов один недостаток: диск может перегреваться, что в итоге приводит к снижению эффективности всей тормозной системы. Чтобы этого избежать, производители создают вентилируемые и перфорированные диски: тепло отводится с них с помощью системы внутренних каналов или сквозных отверстий. Перфорированные диски считаются более эффективными в плане охлаждения, кроме этого, за счет их устройства из зоны трения колодок и диска исчезают продукты износа фрикционных накладок.

Как самому проверить состояние тормозных дисков

1. Как проверить тормозные диски на биение

Биение диска может происходить при торможении автомобиля, если:

Проверить тормозные диски можно самостоятельно с помощью прибора для измерения биения:

Такой прибор продается в магазинах автомобильных товаров и выглядит так:

Как проверить тормозные диски

Если после проведения измерений значения оказались выше допустимых, нужно сделать следующее:

Если же биение не устранено даже после того, как тормозной диск поставлен иначе, придется купить новый.

2. Как проверить тормозные диски на деформацию

Деформация тормозного диска, как правило, видна: на нем могут присутствовать ребристость, волны или шишки. А вот диагностировать кривизну может оказаться гораздо сложнее.

Деформация тормозных дисков происходит при условии ненадлежащей эксплуатации автомобиля. К примеру, при сильном нагреве дисков и резком охлаждении. Это может происходить во время вождения в условиях большого города с серьезным трафиком и пробками или при долгом и сильном торможении с последующим попаданием воды на диски. Внезапное охлаждение диска после его сильного перегрева приводит к искривлению металла. И это может серьезно повлиять на работу транспортного средства.

Как проверить тормозные диски на наличие деформации? Необходимо поднять автомобиль домкратом. Прокручивая колесо, нужно обратить внимание, как оно вращается – спокойно или слегка притормаживая. В первом случае диск будет исправен, а вот при подтормаживании в одном и том же месте говорит о наличии кривизны.

Когда необходимо проверить, какие именно колеса – задние или передние – влияют на биение руля, следует воспользоваться стояночным тормозом. Если вибрация будет ощутимой при его использовании, это указывает на неисправность задних колес.

Проверить передний тормозной диск на наличие деформации проще, чем задний. Собственно, его кривизну владелец авто почувствует сразу. А вот непорядок с дисками колес задней оси можно сразу не заметить и ездить с этой проблемой довольно долго. Зачастую водитель способен почувствовать неладное только в ситуации торможения на высокой скорости.

Проверить тормозной диск на кривизну можно иначе. При наличии постоянного биения, особенно во время торможения, диск крутят прямо на ступице. Если он ведущий, то крутят колесо, запустив двигатель. Далее к суппорту прижимают отвертку и перемещаютеё к верхней боковой поверхности диска до тех пор, пока трение не станет очевидным. По этому звуку и определяется наличие или отсутствие кривизны: равномерный звук указывает на отсутствие проблемы, а прерывистый – на то, что диск кривой. Степень кривизны можно проверить на глаз по размеру щели, но все же лучше будет воспользоваться специальным прибором.

В ряде случаев исправить ситуацию может токарь. Если диск новый и довольно толстый, специалист на станке снимет слой металла, за счет чего он станет ровным. Однако такая манипуляция ведет к истончению тормозного диска, что само по себе не очень хорошо. Иногда токари работают и с тонкими дисками, делая переливание, но это процедура не самая безопасная для дальнейшей эксплуатации автомобиля и лучше ее избегать.

Как проверить тормозные диски

Надежнее всего просто купить новые тормозные диски и без опасений эксплуатировать свой автомобиль. Покупка подержанных запчастей тоже может стать неплохим вариантом, но только в том случае, если вы уверены в их отличном состоянии. Иначе можно снова столкнуться с проблемой, от которой вы пытаетесь избавиться.

Кстати, если диск кривой, то кроме всего прочего происходит биение педали тормоза. Дело в том, что толщина такого диска может отличаться в разных его точках. По мере касания колодками зоны, где диск искривлен, появляется область истончения. Попадая в нее, колодки сдвигаются чуть больше, а педаль в свою очередь опускается вниз. В зоне, где диск имеет нормальную толщину, колодки расходятся, педаль тормоза приподнимается. Так и происходит биение.

3. Как проверить тормозные диски на износ

Новые тормозные диски от зарекомендовавшего себя производителя, скорее всего, прослужат долго и будут отлично выполнять свою функцию. По действующим международным нормам все диски должны быть промаркированы. Эта маркировка (гравировка) информирует покупателя о толщине диска, а также максимально допустимой степени его износа и обычно располагается в его торце. Когда толщина диска уменьшается до предельно допустимых значений, эксплуатировать его далее запрещено и необходимо заменить новым.

Но бывает и так, что на торце диска не обнаруживается маркировка. Это говорит о том, что тормозной диск не сертифицирован или вовсе подделан. Разумеется, не рекомендуется приобретать подобные изделия и уж тем более их эксплуатировать. Лучше заплатить чуть больше и купить проверенные тормозные диски от известного бренда со всеми сопутствующими документами и гравировкой. Это позволит быть уверенным в надежности тормозной системы своего автомобиля.

Каким образом проверить тормозные диски на износ и какое оборудование для этого необходимо? Во-первых, можно провести визуальный осмотр дисков, не снимая колес, и дать весьма примерную оценку их состояния. Однако рассчитывать на достоверность такого метода не приходится. Чтобы проверить диск на наличие деформации и установить, насколько он изношен, придется все-таки снять колесо.

Как проверить толщину тормозного диска?Чтобы провести измерения толщины диска, необходимо запастись штангенциркулем. Измерения проводятся в 5-8 точках. Если толщина меняется от точки к точке, это указывает на наличие искривления и неравномерный износ детали.

Как проверить тормозные диски

Как уже было сказано выше, маркировка на диске сообщит предельно допустимую толщину диска. Кроме того, диск нужно осмотреть. Если на нем присутствуют различные повреждения – сколы, порезы, вмятины и тому подобное – необходимо его заменить.

Как проверить тормозные диски, не снимая колеса? Если нет возможности снять колеса, но нужно понять, есть ли проблемы с тормозной системой, следует обратить внимание на то, как ведет себя автомобиль в процессе эксплуатации.

Если диски в значительной степени изношены, на это укажут следующие признаки:

Появление этих признаков – плохой сигнал. Лучше не доводить автомобиль до такого состояния. Примерно каждые 10-15 тысяч километров необходимо проводить осмотр дисков и измерять их толщину. Конечно, если что-то беспокоит водителя в «поведении» автомобиля, не стоит дожидаться рекомендуемого пробега – лучше как можно быстрее проверить тормозные диски.

Специалисты рекомендуют менять оба диска на одной оси независимо от степени износа второго.

Как осуществить замену тормозного диска

Провести замену тормозных дисков можно самостоятельно. Разумеется, для этого потребуются определенные знания, умения и инструменты. Как уже упоминалось, идеальный вариант – купить новые диски и колодки от известного производителя, проверить их на наличие сертификатов и маркировки. Запчасти должны подходить конкретной марке авто.

Еще про Авео:  Чем смазать опорный подшипник стойки (смазка, диагностика, замена)

Как проверить тормозные диски

Алгоритм установки такой:

Теперь можно производить установку нового тормозного диска:

На этом замена дисков будет завершена. Конечно, до того, как начать эксплуатацию автомобиля, нужно проверить, все ли исправно функционирует. Это делается в месте, где нет препятствий для движения машины, при этом важно трогаться медленно.

Как проверить тормозные диски

Чтобы проверить работоспособность тормозной системы, нужно мягко нажать на тормоз. Машина должна плавно остановиться: рывки, провалы педали, вибрация, нагрев дисков, их биение – плохой сигнал, указывающий на какую-то неисправность.

Новичкам хочется посоветовать все же обращаться за помощью к специалистам автосервиса. Ведь проверить и заменить тормозные диски в целом не так-то просто, тут необходим опыт и сноровка. А отлаженная работа системы тормозов – залог безопасности на дороге.

Износ тормозных дисков

Что это такое? Состояние тормозов напрямую связано с безопасностью вождения, водителя и пассажиров. Износ тормозных дисков происходит быстрее, если машина эксплуатируется в жестких условиях или при агрессивном стиле езды.

На что обратить внимание? Необходимо регулярно проверять степень износа и стараться содержать диски в чистоте. Своевременная диагностика и замена деталей снизят вероятность возникновения аварийной ситуации на дороге.

Признаки износа тормозных дисков

Когда тормозные колодки давят на диск, он неизбежно изнашивается. Степень износа диска от воздействия на него фрикционного материала зависит от множества факторов: от местности и условий эксплуатации автомобиля, от стиля вождения, от исправности тормозной системы, от пробега, а также от многого другого.

На эффективность работы тормозных дисков оказывают воздействие количество грязи на дорогах, химические реагенты, которыми обрабатываются автотрассы, и даже температура окружающего воздуха.

При проектировании тормозных систем инженеры закладывают в конструкцию дисков максимально допустимый процент износа, после которого эти детали надо будет ремонтировать или менять. Данная информация обычно указывается на поверхностях изделий.

Как проверить тормозные диски

Степень износа тормозных дисков крайне сложно определить на глаз, обычно для этого применяются специальные инструменты. Бывает непросто выявить дефекты дисков в том числе и по поведению транспортного средства во время торможения. Но есть некоторые эффекты, наличие которых указывает на то, что толщину дисков стоит измерить незамедлительно.

К таковым относятся следующие признаки

Тормозная система ответственна за сохранение жизней людей (как находящихся внутри машины, так и других участников движения на дороге). Поэтому проводить проверку дисков, колодок и смежных деталей нужно сразу же, как только появится один или несколько из перечисленных в таблице неприятных эффектов.

Как проверить тормозные диски

Допустимый износ тормозных дисков

Всегда нужно помнить, какой максимальный износ тормозных дисков является допустимым для безопасной эксплуатации той или иной модели автомобиля. И никогда не нужно превышать эти сроки – меняйте диски не задумываясь.

Как проверить тормозные диски

Если превышать допустимый уровень истирания дисков, то вероятность аварии возрастает нелинейно и существенно. Например, в некоторых вариантах конструкции тормозных систем при избыточном износе диска поршень может заклиниться или даже вывалиться из своего посадочного места. Если такое произойдет во время движения на скорости, то это чревато опасными поломками и возникновением аварийной ситуации.

Любой автопроизводитель указывает предельно допустимую норму износа тормозных дисков и колодок. Эти показатели зависят от мощности силового агрегата, массы автомобиля, разновидности тормозных дисков. Кроме того, предельный износ отличается для разных типов дисков.

К примеру, у модели «Шевроле-Авео» новый диск имеет толщину 26 мм. А минимально допустимая толщина диска для безопасной езды составляет 23 мм. Информация о предельном износе указывается на рабочей поверхности тормозного диска.

Надпись может быть размещена также и на ободке (к примеру, MIN. TH. 4 мм). Есть и другой способ – выемка с внутренней стороны торца диска, чтобы за нее не задевала колодка, так как при росте истирания станет меняться и плавность торможения – оно все больше будет осуществляться рывками. И это весьма чувствительно для водителя.

Как правило, допустимое истирание не превышает 1-1,5 мм. А если толщина износа тормозного диска составит 2-3 мм, то такой дефект уже считается критическим, и эксплуатировать автомобиль в этом случае уже нельзя.

Барабанные тормозные диски тоже изнашиваются

Только у них увеличивается внутренний диаметр. И допустимые нормы здесь приводятся именно по его увеличению. Наибольший износ тормозного барабана указывается на его внутренней стороне, и это значение, как правило, находится в диапазоне от 1 мм до 1,8 мм.

Часто в Интернете можно встретить утверждение, что допустимым является 25%-ный износ тормозного диска. Это не верно! Дело в том, что износ всегда измеряется абсолютными значениями, то есть в миллиметрах и их десятых долях. Вот таблица примерных номинальных значений.

Определение степени износа тормозных дисков

Для того чтобы проверить износ тормозных дисков, потребуется микрометр или же штангенциркуль, но иногда достаточно бывает простой линейки и монетки. Замер толщины недопустимо производить только в одной произвольно взятой точке. Мерить нужно в 5-8 точках в разных секторах одного диска.

Также после осуществления замеров необходимо сравнить полученные значения между собой – в случае если показатели будут разниться, значит, налицо кривизна, то есть истирание диска происходит неравномерно. И здесь нужно обязательно проводить диагностику, выявить причины такого искривления.

Как проверить тормозные диски

На сервисах и станциях технического обслуживания для измерения толщин износа тормозных дисков пользуются специальными штангенциркулями, которые имеют меньшие размеры и при этом оснащены специальными бортиками, дающими возможность щупам инструмента достигнуть поверхностей диска и при этом не упереться в борт диска с краю.

Вообще, удобнее всего производить проверку толщины диска переднего колеса, если снять его. Более того, в большинстве случаев по-другому его и не измерить вовсе. А что касается измерения барабанов задних колес, то тут демонтировать придется всю тормозную систему. Также следует помнить, что износ диска происходит с обеих сторон, а потому и обследовать нужно две плоскости, так как изнашиваться они могут по-разному и далеко не всегда равномерно.

Начинать измерения нужно, имея на руках сведения о толщине нового тормозного диска. Эти данные указываются на самом диске либо же в технической документации автомобиля.

Предельный износ тормозных дисков

Предельно допустимый износ тормозного диска в абсолютном своем значении зависит от изначальных параметров самой детали (прежде всего, ее размеров), а также от мощности силового агрегата машины. Совокупный износ одного диска в двух сторон редко когда может превышать 3-4 мм, то есть по 1,5-2 мм на каждую плоскость.

Тот же самый расчет применим и для задних тормозных барабанов, и хоть изнашивается там только одна плоскость, потерю ее толщины там нужно просто удвоить (ведь колодки распирают барабан в двух противоположных местах). И если полученное значение близко к 3-4 мм, то это значит, что барабанные диски свое уже отслужили и их пора менять.

Как проверить тормозные диски

Итак, проверять нужно обе плоскости тормозного диска – с обеих сторон. Также нужно промерить величину буртика и сравнить его с аналогичным значением у нового диска. При обследовании обычно оцениваются не только количественные показатели истирания, но и его качественные характеристики: наличие задиров, борозд, трещин, равномерность расходования материала диска. Например, трещины не должны по глубине превышать 0,01 мм).

Осмотр предполагает исследование размерности канавок, которые формируются колодками на диске. Интересует их структура: канавки должны иметь регулярный характер и быть примерно одинаковыми по глубине. Это показатель нормального износа. Если же на диске образуются необычные рисунки и «сатурнианские кольца», то менять диск нужно вместе с тормозными колодками.

Если диск обрел различимую невооруженным глазом коническую форму, то это значит, что колодки давят на него неравномерно. Возможно, виновником здесь является суппорт, который надо обязательно проверить.

На диске также могут образоваться цветовые аномалии или даже коррозия. Происходит это обычно из-за сильных температурных перепадов, в результате которых металл меняет свою структуру. Такой диск все еще можно эксплуатировать, но, как правило, именно из-за подобных эффектов при торможении образуется шум, да и эффективность схватывания колодками диска снижается.

Диск с данным дефектом лучше заменить на тот, в котором предусмотрено более эффективное отведение тепла.

Плоскости дисков истираются неравномерно

Например, по краю образуется буртик, который не зацепляется колодками. Очевидно, что при исследовании плоскости диска измерять его толщину требуется именно на так называемом рабочем пространстве, но никак не с краю. Наиболее удобным инструментом здесь является микрометр, впрочем, сгодится и специальный штангенциркуль, щупы которого позволяют проводить измерения в глубине протертой борозды.

Нужно соблюдать золотое правило: если хоть одно измерение толщины износа тормозного диска дает значение ниже предельно допустимого, то даже если результаты промеров в остальных точках окажутся в норме, такой диск подлежит обязательной замене.

Также недопустимо использовать поношенные колодки вместе с новым диском. Это категорически запрещается!

Вполне полезной при измерении износа тормозного диска может оказаться обычная монета достоинством в 50 копеек или же в 1 рубль. Толщина гурта такой монеты составляет 1,5 мм.

Прикладываем две такие монеты к поверхностям изношенного тормозного диска, добиваясь того, чтобы пластина монеты немножко выпирала над буртами. А дальше производим замер толщины с использованием обычного штангенциркуля так, чтобы его щупы касались только монет. Из полученного значения вычитаем 3 мм (1,5 мм х 2 монеты) – это и будет корректное значение имеющейся толщины тормозного диска.

Еще про Авео:  Chevrolet Aveo седан III 1.6 (F16D4; LDE)

Факторы, влияющие на износ

На изнашиваемость тормозных дисков влияет множество факторов.

Как проверить тормозные диски

Перечислим некоторые из них

Вполне естественным является тот факт, что истирание тормозных дисков передних колес происходит быстрее, чем истирание барабанов на колесах задних. Так происходит потому, что на переднюю ось оказывается существенно большее усилие при торможении. Отсюда и различия в допусках износа для разных осей.

Для любой стандартной «легковушки», которая эксплуатируется в условиях города, тормозные диски нужно проверять приблизительно каждые 50-60 тыс. км пробега. Однако с развитием технологий срок службы тормозных расходников растет, и сейчас уже есть модели автомобилей, которые не нуждаются в замене тормозных дисков даже после пробега в 100-120 тыс. км.

Причины неравномерного износа тормозных дисков

Если при обследовании диска невооруженным взглядом заметна неравномерность его истирания, то, прежде чем поставить новый диск и заменить колодки, требуется выявить причину такого дефекта и устранить ее. Иначе новый диск придется снова очень быстро менять.

Как проверить тормозные диски

Неравномерность истирания может объясняться следующими причинами:

Проточка дисков является вполне распространенной операцией по продлению их ресурса, однако производители настоятельно не рекомендуют делать это. Весьма трудно на глаз оценить степень износа тормозного диска, а также рассчитать рентабельность этой процедуры.

Дело в том, что перед стачиванием борозд необходимо точно измерить его износ и биение, а это требует дорогостоящего и редкого оборудования, которое присутствует далеко не во всех автосервисных центрах.

Допустимым искривлением является 0,05 мм, но следует иметь в виду, что биение начинается уже с 0,025 мм. Впрочем, если на сервисе есть соответствующие расточные станки, то проточку можно будет осуществить с допуском 0,005 мм.

Мнение автовладельцев об износе тормозных дисков

«Надо производить смазку направляющих суппортов при замене колодок. Только пользоваться нужно качественной смазкой: ATE, Toyota или же TRW. Это заметно увеличит ресурс как колодок, так и дисков».

«Фаска на поверхности тормозного диска прирастает не только из-за истирания его основного поля, но также и из-за нарастания ржавчины. В принципе, ее совершенно нетрудно снять при помощи обычной болгарки. Что же касается износа, то тут нужно отталкиваться от заводских параметров. Если новый диск имеет толщину в 24 мм, то наименьшая допустимая толщина составляет, как правило, 22 мм. Но такие параметры производитель обычно устанавливает с немалым запасом, так что реально ездить можно аж до 20 мм (если, конечно, вы не участвуете в гонках по серпантинам).

А еще нужно внимательно приглядеться и оценить коррозионные повреждения перегородок на вентилируемых дисках. Наряду с биениями и трещинами коррозионные повреждения – это увесистая причина для замены диска».

«Диски, как правило, эксплуатируются “в течение” двух пар колодок. Маловато, конечно, но тут главное, чтобы ресурс диска вдруг не исчерпался раньше ресурса колодок. Произойти такое в теории не может, так как фрикционный материал колодок мягче металла диска, но на практике все-таки такое иногда случается. Не нужно дожидаться полного износа колодок. Возьмите себе за правило менять их после 70-80%-го истирания. Это гарантированно избавит вас от проблем с суппортами».

Исправность тормозной системы автомобиля формирует безопасность дорожного движения. Поэтому заменять колодки, обследовать и устанавливать новые тормозные диски нужно регулярно, с рекомендованной периодичностью. Ведь езда – это не только разгон и движение, но и торможение, причем иногда довольно резкое.

Износ колодок и тормозного диска зависит от стиля езды, то есть буквально от того, насколько сильно водитель давит на тормоза. И чтобы предотвратить любые проблемы с эксплуатацией транспортного средства, сидящий за рулем человек всегда должен быть уверен в безотказном функционировании тормозной системы.

Минимальная толщина тормозного диска

Чтобы обеспечить безопасность водителя и пассажиров, тормозная система автомобиля должна соответствовать строгим стандартам. Минимальная толщина тормозного диска регламентирована производителем и не должна опускаться ниже определенных значений. Какие показатели считаются нормой, и как их контролировать – расскажем в статье.

Как устроен тормозной диск

Тормозной диск – это та деталь гидравлического тормоза, которую зажимают тормозные колодки в момент нажатия водителем на педаль. Данный элемент сделан из металла, во время движения автомобиля он вращается на одной скорости с колесами. В процессе эксплуатации минимальная толщина такого изделия не должна быть меньше установленных параметров.

Различают барабанные и дисковые тормоза. Последние лучше себя зарекомендовали при работе в условиях высоких температур и влажности, они эффективны из-за линейного отклика. После нажатия на педаль тормоза под действием гидравлического давления тормозные колодки сдавливают с двух сторон диск. За счет возникающего трения автомобиль снижает скорость и останавливается.

Как проверить тормозные диски

Абсолютное большинство современных образов – вентилируемые. Они сложены из двух пластин, пространство между которыми служит для охлаждения системы. Это главное их отличие от невентилируемых вариантов. Оба типа могут иметь перфорацию, которая служит для охлаждения и отведения рабочих газов. Отверстия могут быть как сквозными, так и просто заглубленными. В первом случае перфорация справляется с основной задачей, но может сделать изделие менее крепким. Второй тип отверстий выполняет функцию охлаждения и при этом не вредит прочности.

По вариантам конструкции изделия делятся на цельные и составные. Последние состоят из алюминиевой ступицы и чугунного кольца. Детали составного изделия скрепляют болтами, чтобы избежать их раскручивания во время движения. Такие образцы устойчивы к деформации, имеют малый вес, а также отличные вентиляционные и термические характеристики. При поломке возможна замена какого-то одного элемента конструкции, например, кольца.

Основные причины износа тормозного диска

Техническая исправность тормозного диска и его нормальная толщина, не доходящая до минимальных значений – одни из главных требований к работоспособности всей тормозной системы. Однако эта деталь может быть подвержена стремительному износу. Далее разберем, отчего это может произойти.

Подобные изделия больше подвержены износу: они сильнее нагреваются и вследствие этого деформируются, быстрее истираются до минимальной толщины. В результате водитель чувствует биение руля. Автомобиль становится менее безопасным, да и затраты на ремонт возрастают.

Важно позаботиться о качестве комплектующих уже на этапе покупки, чтобы потом не тратить еще больше на решение проблем. Продавец качественных изделий может предоставить на них сертификаты. Попросите показать эти документы перед приобретением товара.

Важно регулярно проводить диагностику тормозной системы автомобиля, чтобы не пропустить неисправность какого-то из элементов и сразу заменить деталь, толщина которой стала минимальной.

Как определить, что тормозные диски изношены

Приближение к отметке минимальной толщины тормозного диска водитель может заметить по частичной потере управляемости автомобиля, особенно при движении по трассе.

О минимальной толщине детали свидетельствуют:

Как проверить тормозные диски

Если вы заметили износ, трещины или коробление, достижение минимальной толщины передних тормозных дисков или задних, то организуйте их замену в кратчайшие сроки.

Для 100% уверенности в безопасности следует поменять сразу все четыре тормозных диска при обнаружении износа. Если такой вариант вас не устраивает, то замена производится попарно: либо оба передних, либо оба задних.

Какова минимально допустимая толщина тормозных дисков

Минимальная толщина – это та величина, которая определяется компанией-производителем автомобиля.

Изначальные параметры могут изменяться во время эксплуатации под действием нескольких факторов:

Более 90% автомобилей, производимых в мире, оснащают именно дисковыми тормозами. Эта конструкция является наиболее востребованной из-за ее невысокой стоимости и надежной работы. Неудивительно, что вопрос о минимальной толщине этой детали волнует абсолютное большинство автолюбителей.

По маркировке можно узнать первоначальные параметры и минимально допустимую толщину изделия в числовых значениях. Эту информацию производитель размещает на той области, которая не подвержена истиранию.

На степень износа и скорость приближения к минимальной толщине во время эксплуатации влияют многие факторы: технологические особенности, нюансы вождения и обслуживания. Компании-производители указывают усредненные значения допустимого пробега для деталей тормозной системы. Реальное же состояние элементов может отличаться от прогнозируемого.

При появлении подозрений в неисправности тормозов следует провести тестирование автомобиля в ситуации экстренного торможения. Водитель может ощутить биение рулевого колеса во время такого маневра. Это означает, что необходим визуальный осмотр. Для этого поочередно снимают все колеса и проводят диагностику. Минимальная толщина задних тормозных дисков, как и передних – это сигнал для проверки всех колес на обеих осях.

Определить примерный срок службы диска можно не только во время визуального осмотра, но и с помощью штангенциркуля. Стоит внимательно отнестись к любым следам эксплуатации. Осмотрите деталь: глубокие канавки, сколы, царапины и перепады толщины вплоть до минимальной, а также другие признаки износа должны привлечь ваше внимание.

Как проверить тормозные диски

Специалисты проводят измерения не в двух-трех областях диска, а на всем его протяжении, минимум на 6 – 8 участках. При применении такого метода картина будет более полная. Проводить замеры следует не у самого края, а отступив 10 – 15 мм. Важно соблюсти одинаковое расстояние от кромки в каждой точке измерения, чтобы точно определить минимальную толщину.

Деталь считается рабочей, если показатель биения не превышает значения в 0,01-0,02 мм. Максимально точные измерения позволяют провести электронный штангенциркуль и микрометр. Погрешность этих приборов очень мала и составляет всего 0,01 мм у первого и 0,005 мм у второго.

Еще про Авео:  Размах рук при росте 185 и ширине плеч у мужчин – классические пропорции и современные размеры

Как продлить срок службы тормозных дисков

Самое ощутимое влияние на износ имеет стиль вождения автовладельца. Если он агрессивный, с резкими разгонами и экстренными торможениями, то диски в таких условиях достигают минимальной толщины гораздо быстрее.

Большие скорости на мокрой и грязной дороге не сулят тормозам долгой службы. В таких погодных условиях лучше не перегревать тормоза. Важно брать в расчет и качество колодок, которые при неполной совместимости способны быстро «стесать» деталь до минимальной толщины.

Как проверить тормозные диски

Чтобы как можно дольше сохранить тормоза в рабочем состоянии, важно не только следовать советам из данной статьи, но и обращать особое внимание на качество тех комплектующих, которые покупаются для авто.

Отзывы автолюбителей на форумах о дисках разных фирм

Если какими-то функциями автомобиля некоторые водители практически никогда не пользуются (парковочная подсветка в BMW (Parking Lamps) — яркий пример), то тормоза эксплуатируются постоянно на любых машинах. При этом вниманием их порой обделяют.

Да-да, почти каждый автомобилист знает, что колодки надо периодически менять и за уровнем тормозной жидкости иногда поглядывать. А как часто следует менять тормозные диски?

Как проверить тормозные диски

Опорные диски, как и колодки, — расходники. Передние особенно, т. к. на них приходится львиная доля нагрузки при замедлении и остановке машины.

Важно: на то, как быстро стачивается тормозной диск, влияют не только условия эксплуатации, но и выбор колодок. Состав фрикционной накладки, которая контактирует с поверхностью диска, разнится. Может попасться агрессивный вариант, буквально съедающий металл и при этом улучшением цепкости никак не выделяющийся.

Признаки износа дисков

В этой статье мы говорим в большей мере о передних тормозах. Задние проверять тоже нужно, однако существенная часть проблем к ним практически не относится.

Задуматься о состоянии тормозов стоит при обнаружении нескольких симптомов, в их числе:

Как проверить тормозные диски

Тут стоит отметить, что ряд этих признаков может проявиться не только при наличии проблем с тормозными дисками, но и сильном износе колодок и даже некорректных углах установки колёс.

Ещё один симптом, намекающий на скорый визит в сервис, — волнообразное (прерывистое) замедление, хотя положение педали не меняется. Правда, это говорит не об износе тормозного диска как таковом, а о неравномерной толщине рабочей поверхности.

Как определяется износ?

О том, походит ещё тормозной диск или его пора менять, говорят не показания одометра, а толщина опорной поверхности. Поэтому наиболее простой способ — отправиться в сервис и отдать машину мастеру. Но! Если уж вы привыкли доверять обслуживание автомобиля только себе, то для начала следует найти подходящий инструмент — штангенциркуль. С его помощью можно легко измерить толщину диска. Перед этим, естественно, придётся вывесить машину и снять колесо.

Как проверить тормозные диски

Почему именно толщина?
За счёт массивности чугунный тормозной диск рассеивает тепловую энергию, которая выделяется при торможении. Соответственно, чем тоньше становится диск, тем проще его перегреть и тем серьёзнее последствия избыточных температур (деформация, трещины).

После проведения замера в нескольких точках встаёт резонный вопрос: а с чем, собственно, сравнивать цифры? В идеале на тормозном диске должна быть выбита его минимальная толщина, по крайней мере на многих оригинальных деталях. На дешёвых дубликатах маркировку ставят не всегда. В таком случае поможет только поиск допустимых величин — в каталогах у продавцов или в Сети. Разница между новым диском и тем, которому пора в утиль, обычно составляет 2-3 мм.

Точить или менять?

Износ тормозных дисков не протекает равномерно. Со временем на поверхности появляются кольцевые неровности, борозды и задиры, которые легко определяются визуально и ощущаются пальцами. Причин этому масса, начиная от некачественных тормозных колодок на пару с банальной коррозией и заканчивая попаданием грязи или песка между диском и тормозными колодками. А ещё диски могут пойти «восьмёркой» из-за перегрева, к примеру.

Неровная поверхность снижает эффективность тормозов, добавляет дискомфорта во время торможения. Заменить диск на новые или отдать их на восстановление? Если диск ещё относительно свеж, то его ремонт возможен — это проточка (в среднем просят по 3500 тенге за диск).

Как проверить тормозные диски

Суть проста. С рабочей поверхности срезают небольшой слой металла, возвращая поверхности гладкость. Обычно для этого используются аппараты, закрепляемые прямо на ступицу, но есть и специальные станки, для работы с которыми деталь с автомобиля нужно снять. В зависимости от глубины борозд с диска могут сточить от 0.25 до 0.5 мм.

Важно: чугун плохо переносит резкие перепады температур, поэтому лечить проточкой тормозные диски, которые повело от перегрева, бесполезно. Велика вероятность, что после следующего нагрева деталь снова станет кривой.

Стоит заморачиваться с проточкой или нет — вопрос интересный. Баталии по поводу необходимости процедуры не утихают годами. Одни считают её вполне эффективной, другие сравнивают с повторной нарезкой протектора на шинах. Многие автомобильные компании не рекомендуют точить опорный диск, а менять деталь превентивно. Цены новых разнятся. Так оригинальные запчасти для бюджетных седанов Kia Rio и Hyundai Accent обойдутся в 24 тысячи тенге за пару, тогда как у Toyota Land Cruiser 200 один диск стоит 33 тысячи тенге. И это дубликат.

Из личного опыта: поведение машины с подуставшими тормозными дисками после проточки действительно меняется в лучшую сторону, но увлекаться всё же не стоит.

Если вы решились освежить рабочую поверхность, стоит знать несколько важных моментов. Во-первых, точить диск, толщина которого близка к минимальной (около 0.5 мм до предела), не следует. Мастера могут снять чуть больше, чем нужно. Во-вторых, проточке подвергаются оба диска на одной оси, а после процедуры следует сразу заменить колодки. В-третьих, перед обработкой тормозов может потребоваться замена ступичного подшипника. Его люфт негативно скажется на итоговом результате.

В перерывах между плановыми ТО за состоянием тормозной системы должен следить владелец машины. Оценить износ тормозных колодок и дисков (барабанов) сможет любой, главное не лениться.

Как проверить тормозные диски

У большинства автомобилей при обычной эксплуатации внутренняя колодка стирается чуть быстрее внешней, причем это не зависит от конструкции тормозных механизмов. Однако в специфических условиях эксплуатации или из-за конструктивных особенностей некоторых машин внутренние колодки иногда изнашиваются заметно интенсивнее внешних. К примеру, на Мазде 6 второго поколения внутренняя колодка на переднем правом колесе стирается в полтора раза быстрее внешней.

Как проверить тормозные диски

Конструкция тормозов у Лады Калины такова, что без снятого колеса вообще бесполезно вглядываться в передние тормозные механизмы — состояние колодок оценить не удастся.

Кроме конструктивных нюансов могут иметь место и неисправности. Например, повышенный износ колодки из-за закисшего поршня. Поэтому при первом осмотре тормозных механизмов на машине, с которой вам еще не приходилось иметь дело, важно снять колесо, чтобы оценить состояние и внешней, и внутренней колодок. Недобросовестные сервисмены часто ограничиваются примерной оценкой износа только внешних колодок, разглядывая их через спицы колесного диска, не снимая самого колеса. Не исключено, что вскоре недовольный клиент вернется на эту СТО со стертыми внутренними колодками и претензиями!

В качестве примера проверим состояние тормозов на редакционной Калине, которая проехала почти 63 000 км. Кроме того, приведем приблизительные показатели по критическому износу различных элементов тормозной системы. Для каждой конкретной модели автомобиля они могут отличаться как в бóльшую, так и в меньшую сторону. Эти данные можно найти в книжках по ремонту и обслуживанию или на просторах интернета.

Как проверить тормозные диски

Но вернемся к нашей Калине. Только после снятия колеса видна реальная картина. Толщина фрикционной накладки примерно равна толщине основания колодки: износ порядка 60%. Если толщина фрикционной накладки уменьшится до 2 мм, это будет означать износ в 100%. У многих автомобилей на основании колодки предусмотрен металлический язычок. При критическом износе накладки он начинает контактировать с тормозным диском, издавая характерный скрип. Чаще всего язычок устанавливают только на внутренних колодках.

Как проверить тормозные диски

Со снятым колесом без разбора тормозного механизма хорошо видно, что износ передних колодок на нашей Калине составляет примерно 60%.

Почему износ колодок может ускориться?

Как проверить тормозные диски

Важно помнить о тяжелых условиях эксплуатации, например, движение по горным серпантинам или участие в любительских гонках. В таких режимах у исправной тормозной системы внутренняя колодка может начать стачиваться в разы быстрее внешней. Нечто подобное когда-то случилось и с моей машиной. При повседневной езде износ колодок на седане Volkswagen Jetta последнего поколения был равномерным. Это усыпило мою бдительность, и я перестал следить за состоянием внутренних накладок. После участия в двух этапах спринтов (далеко не самых тяжелых для техники) оказалось, что внутренние колодки почти полностью стерлись. Особенно сильно это проявилось на левом колесе. Повезло, что дело не дошло до задиров на тормозных дисках!

Также не забывайте, что если, к примеру, вы проехали 30 000 км и износ передних колодок составил около 50%, то это еще не значит, что их хватит до 60 000 км. Чем меньше толщина накладки, тем быстрее происходит ее дальнейший износ. Ведь те же порции тепловой энергии от трения воспринимает уже менее «жирная» тормозная колодка.

Износ тормозных дисков протекает более стабильно и предсказуемо. Чаще всего дисков хватает на два комплекта колодок. Уменьшение толщины диска примерно на 2 мм означает износ в 100%. Со временем из-за выработки на кромке тормозного диска образуется фаска.

Как проверить тормозные диски

Ступенька от выработки переднего тормозного диска нашей Калины уже хорошо ощутима при прикосновении, но такой диск еще походит.

Дизайн многих колесных дисков позволяет просунуть между спицами руку и на ощупь определить выработку тормозного диска. Главное, не делать этого, пока тормозной диск еще горячий, сразу после поездки с интенсивными торможениями. Этот прием будет полезен тем, кто планирует приобрести автомобиль с пробегом. По износу диска можно сделать выводы о реальном пробеге машины или об условиях, в которых ей приходилось ездить. Но лучше всего колесо все же снять и тщательно осмотреть тормозной механизм, включая внутреннюю сторону диска. Бывает, что именно там из-за коррозии образуются канавки и волнистая поверхность.

Как проверить тормозные диски

До предельно допустимого износа тормозного диска нашей Калины осталось 0,7 мм. В большинстве случаев этого хватит, чтобы отъездить на еще одном комплекте колодок.

Оцените статью
NewAveo.ru
Добавить комментарий