- Схема подключения генератора для проверки на стенде
- Диагностирование генераторной установки
- Меры предосторожности при эксплуатации генератора
- Проверка генератора на стенде
- Проверка генератора электронным осциллографом
- Проверка обмотки возбуждения ротора
- Проверка статора
- Проверка вентилей выпрямительного блока
- Проверка дополнительных диодов
- Проверка регулятора напряжения
- Проверка регулятора напряжения на автомобиле
- Проверка конденсатора
Схема подключения генератора для проверки на стенде
Неотъемлемой частью методики тестирования является электрическая принципиальная схема стенда. В предыдущих статьях, по ходу создания отдельных блоков и модулей, мы для каждого из них приводили отдельные схемы. Из-за большой загруженности, процесс по реализации тестового стенда во времени затянулся. С одной стороны это дало возможность обстоятельно подойти к детальным проработкам, а с другой стороны проект превратился в бесконечность. В связи с чем, некоторые схемы частично устарели*. Теперь пришло время их обновить и объединить в одно целое.
* часть схем в ранее опубликованных статьях всё же была обновлена, а часть, для истории, была оставлена без изменений. Данная заметка распространяется исключительно на этот проект тестового стенда.
Обновление схем начнём с сегментов, из которых состоит наш стенд.
Электрическая принципиальная схема генератора.
Генератор включает в себя три цепи и состоит из девяти катушек. Одна катушка относится к цепи «Датчика», две катушки относятся к цепи «Зажигание» остальные шесть относятся к цепи «Освещение».
Параметры катушек генератора: — катушка датчика. Наматывается проводом ПЭТВ-2 0,165, содержит 1000 (+/-20) витков и имеет сопротивление от 35 до 50 Ом. Выводы обозначаются буквами «Д» и «Д1». Вывод «Д1» закреплён на корпусе генератора.— катушки зажигания (не путать с бабиной!). Их в генераторе две, соединены они последовательно. Намотку катушек выполняют проводом ПЭТВ-2 0,125, каждая катушка содержит по 1400 (+50) витков и имеет сопротивление от 210 до 220 Ом. Вывод обозначается буквой «З». Вторым выводом является корпус генератора. — катушки освещения. Их в генераторе шесть штук. Соединены они в две параллельные линии по три штуки. Наматываются проводом ПЭТВ-2 0,900, каждая катушка содержит по 67 витков и имеет сопротивление от 0,21 до 0,22 Ом. Вывод обозначается буквой «О». Вторым выводом является корпус генератора.
Электрическая принципиальная схема основного модуля.
Разработку и доработку этого модуля мы рассматривали в нескольких статьях:
Основного модуль включает в себя следующие компоненты:
— барокамеру, — свечу зажигания, — катушку зажигания (здесь имеется ввиду бобина),— коммутатор,— реле указателей поворотов, — жгут для подключения к генератору, — два блока разъёмов, — панель управления, — жгут для подключения нагрузочного блока и звукового сигнала.
Схема электрическая принципиальная катушки зажигания 2102.3705.
Она представлена на рисунке ниже и представляет из себя импульсный высоковольтный трансформатор с двумя обмотками:— Первичная обмотка имеет сопротивление в пределах от 0,5 до 0,6 Ом, (измерения проводить при температуре изделия +22 градуса и без учёта сопротивления проводов щупов) — Сопротивление вторичной обмотки должно быть в пределе от 7,23 до 7,26 кОм. (условия измерения аналогичны предыдущим)В катушке имеется магнитный сердечник, здесь он предназначен для усиления магнитного поля. Вторичная обмотка располагается ближе к сердечнику и может включать в себя до тридцати тысяч витков. Первичная обмотка находится поверх вторичной и имеет гораздо меньшее количество витков, около пары сотен.
Схема электрическая принципиальная коммутатора БКС-1МК211.
Устройство коммутатора можно разделить на несколько цепей: цепь зажигания, цепь освещения и цепь звукового сигнала. На просторах интернета можно встретить разные схемы. Предварительную мы составили, она расположена ниже. Полную достоверность данной схемы мы подтвердить пока не можем, но обязательно сделаем это позже.
Схема электрическая принципиальная нагрузочного блока.
Более подробно нагрузочный блок разбирается в трёх статьях:
Для упрощения восприятия устройства блока нагрузки было составлено две схемы. На первой схеме можно увидеть принцип, по которому было осуществлено деление проволочных резисторов.
А на второй схеме показано как осуществляется управление блоком нагрузки. Здесь проволочные резисторы отображены упрощённо.
Электрические принципиальные схемы аналоговых измерительных приборов.
Данный стенд не ограничивается включением только аналоговой измерительной техникой в статье Измерительное оборудование тестового стенда генератора 80.3701 мы рассматриваем весь спектр подключаемых приборов, там и цифровые прецизионные мультиметры и осциллограф.
В амперметре использована измерительная головка марки М367 для постоянных токов до 150 ампер с использованием шунтирующего сопротивления. В последствии она была переделана под измерение переменного тока силой до 8 — 10 амперметр.
В вольтметре используется измерительная головка марки М309, для постоянного напряжения до 250 вольт. В последствии мы её также переделали под измерение переменного напряжения до 20 вольт.
Схема подключения аналоговых измерительных приборов.
Полная схема тестового стенда.
В следующей части мы рассмотрим методику тестирования компонентов электрической схемы мотоциклов Восход, Сова, ЗИД 200 Курьер, Фермер, ЗДК-200 2ШП, Таран и ЗДК-175 4ШП выпускаемых заводом имени Дегтярёва.
Диагностирование генераторной установки
В процессе эксплуатации генераторной установки возникает необходимость в проведении работ по техническому обслуживанию, диагностированию и ремонту установки в целом или отдельных ее элементов. Поскольку генератор и приборы, осуществляющие регулирование процессов получения электроэнергии являются сложными электротехническими изделиями, необходимы определенные знания и навыки для правильного оценивания работоспособности генераторной установки, ее ремонта и технического обслуживания. Необходимо знать наиболее характерные неисправности, присущие генераторной установке, причины их возникновения, а также уметь распознавать внешние признаки отказов и поломок.
Обслуживание генераторной установки в процессе эксплуатации сведено к минимуму, поэтому глубоких познаний ее устройства и работы не требуется. Обслуживание генератора заключается в очистке его наружных поверхностей, проверке крепление генератора к двигателю, надежности присоединения проводов к генератору и регулятору напряжения, а также натяжения приводного ремня. Если натяжение слабое, то генератор работает неустойчиво из-за периодического проскальзывания ремня по шкиву, если сильное — ремень и подшипники интенсивно изнашиваются. При осмотре генератора проверяется состояние приводного ремня. На нём не должно быть трещин и расслоений.
Состояние подшипников генератора можно проверить, сняв приводной ремень и вращая ротор рукой за шкив. При исправном состоянии подшипников вращение ротора должно происходить плавно, без заеданий, чрезмерного люфта, шумов и щелчков.
Перед поездкой рекомендуется проверить работоспособность генераторной установки по контрольной лампе, установленной на панели приборов. После включения зажигания до запуска двигателя контрольная лампа горит, что позволяет проверить ее работоспособность. При нормальной работе генераторной установки контрольная лампа должна погаснуть после запуска двигателя. Исправная генераторная установка при средних частотах вращения коленчатого вала двигателя должна вырабатывать напряжение в пределах 13,5. 14,2 В. Величину этого напряжения измеряют вольтметром на клеммах аккумулятора при работающем двигателе.
Меры предосторожности при эксплуатации генератора
Эксплуатация генераторных установок требует соблюдения некоторых правил, связанных, главным образом, с наличием в них электронных элементов.
1. Не допускается работа генераторной установки с отключенной аккумуляторной батареей. Даже кратковременное отсоединение аккумуляторной батареи при работающем генераторе может привести к выходу элементов регулятора напряжения из строя. При полностью разряженной аккумуляторной батарее машину невозможно завести, даже если катать ее на буксире: батарея не дает тока возбуждения, и напряжение в бортовой сети остается близким к нулю.
В таких случаях иногда прибегают к установке исправной заряженной батареи с другого автомобиля, которая затем при работающем двигателе меняется на прежнюю, разряженную. Чтобы избежать выхода из строя элементов регулятора напряжения (и подключенных потребителей) из-за повышения напряжения, на время перестановки батарей необходимо включить мощные потребители электроэнергии, такие, как обогрев заднего стекла или фары. При работающем на средней частоте вращения коленчатого вала двигателе разряженная батарея (если она исправна) через некоторое время (полчаса-час) зарядится достаточно для того, чтобы завести двигатель.
2. Не допускается подсоединение к бортовой сети источников электроэнергии обратной полярности («плюс» на «массе»), что может произойти, например, при запуске двигателя от посторонней аккумуляторной батареи. «Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс» — подключается к зажиму «30» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они выйдут из строя.
3. Не допускаются любые проверки в схеме генераторной установки с подключением источников повышенного напряжения (выше 14 В). Вентили генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание). Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от вентилей выводами фазных обмоток.
4. Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «30» генератора с «массой». При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра или вольтметра.
5. При проведении на автомобиле электросварочных работ клемма «масса» сварочного аппарата должна быть соединена со свариваемой деталью. Аккумуляторную батарею и провода, идущие к генератору и регулятору напряжения, следует отключить.
Проверка генератора на стенде
Проверка на стенде позволяет определить исправность генератора и соответствие его рабочих характеристик номинальным. Перед установкой генератора на стенд необходимо убедиться, что щетки хорошо притерты к контактным кольцам коллектора. Контактные кольца должны быть чистыми и не иметь механических повреждений.
Установите генератор на стенд и выполните соединения как указано на рис. 2. Включите электродвигатель стенда, реостатом 5 установите напряжение на выходе генератора в пределах 13 В и доведите частоту вращения ротора до 5000 об/мин. Дайте генератору поработать на этом режиме не менее 10 мин, а затем замерьте силу тока отдачи. У исправного генератора она должна быть не менее 55 А.
Если измеренная амперметром величина отдаваемого тока меньше, то это говорит о неисправностях в обмотках статора и ротора, либо о повреждении диодов выпрямительного блока. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и вентилей, чтобы определить место неисправности. Напряжение на выходе генератора проверяется при частоте вращения ротора 5000 об/мин. Реостатом 5 установите ток отдачи 15 А и замерьте напряжение на выходе генератора, которое должно быть 14,1±0,5 В при температуре окружающего воздуха и генератора 25±10 °С. Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то замените регулятор напряжения новым, заведомо исправным, и повторите проверку. Если напряжение будет нормальным, то, следовательно, старый регулятор напряжения поврежден и подлежит замене. А если напряжение по-прежнему не будет укладываться в указанные выше пределы, то необходимо проверить на исправность обмотки и вентили генератора.
Проверка генератора электронным осциллографом
Осциллограф позволяет по форме кривой выпрямленного напряжения точно и быстро проверить исправность генератора и определить характер повреждения.
Проверьте по осциллографу напряжение на клемме «30» генератора. При исправных вентилях и обмотке статора осциллограмма выпрямленного напряжения имеет синусоидальную форму с равномерными амплитудными зубцами (рис. 2, а). Если имеется обрыв в обмотке статора, либо обрыв или короткое замыкание в вентилях выпрямительного блока, форма осциллограммы резко меняется: нарушается цикличность синусоиды, на графике появляются глубокие впадины.
Проверив осциллограмму напряжения на клемме «30» генератора и убедившись, что она имеет нормальную форму, проверяют напряжение на выводе «61» или на наконечнике провода, отсоединенного от штекера «В» регулятора напряжения. Эти точки являются общим выводом трех дополнительных диодов (см. рис. 1), питающих обмотку возбуждения при работе генератора. Форма осциллограммы напряжения здесь также должна иметь правильную синусоидальную форму. Неправильная линия осциллограммы свидетельствует о повреждении дополнительных диодов.
Проверка обмотки возбуждения ротора
Обмотка возбуждения проверяется после разборки генератора. Но можно проверить ее и не снимая генератор с автомобиля, сняв только регулятор напряжения вместе со щеткодержателем. Зачистив при необходимости шлифовальной шкуркой контактные кольца, омметром или контрольной лампой проверяют, нет ли обрыва в обмотке возбуждения, и не замыкается ли она с массой.
Проверка статора
Статор проверяется отдельно, после разборки генератора. Выводы его обмотки должны быть отсоединены от выпрямительного блока. В первую очередь проверяется омметром или с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора, и не замыкаются ли ее витки на массу. Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в вентилях выпрямительного блока. Статор с такой поврежденной обмоткой выбраковывается. Далее необходимо проверить сопротивление катушек обмотки специальным дефектоскопом, чтобы убедиться в отсутствии короткозамкнутых витков.
Проверка вентилей выпрямительного блока
Исправный вентиль выпрямительного блока должен пропускать ток только в одном направлении. Если вентиль пробит (короткозамкнут) он будет пропускать ток в обоих направлениях, если в нем повреждена электрическая цепь – ток через вентиль проходить не будет. В случае повреждения даже одного из вентилей необходимо заменять выпрямительный блок полностью.
Короткое замыкание вентилей выпрямительного блока можно проверить, не снимая генератор с автомобиля, предварительно отсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора. Также отсоединяется вывод «Б» (поз. 4 на рис. 3) регулятора напряжения от клеммы «30» генератора и провод 5 от вывода «В» регулятора напряжения.
У генераторов с новым регулятором напряжения (см. рис. 5, а) вывод «Б» отсутствует и в этом случае необходимо отсоединять только вывод «В». Проверить вентили можно омметром или с помощью лампы (1. 5 Вт, 12 В) и аккумуляторной батареи, как показано на рис. 3 . Сначала проверяется наличие или отсутствие замыкания одновременно в «положительных» и «отрицательных» вентилях. Для этого «плюс» батареи через лампу подсоедините к зажиму «30» генератора, а «минус» к корпусу генератора (рис. 3, а). Если лампа горит, это указывает на короткое замыкание «отрицательных» и «положительных» вентилей.
Короткое замыкание «отрицательных» вентилей можно проверить, соединив «плюс» батареи через лампу с одним из болтов крепления выпрямительного блока, а «минус» — с корпусом генератора (рис. 3, б). Горение лампы означает короткое замыкание в одном или нескольких «отрицательных» вентилей. Следует помнить, что в этом случае горение лампы может быть и следствием замыкания витков обмотки статора на корпус генератора. Однако такая неисправность встречается реже, чем короткое замыкание вентилей.
Проверка дополнительных диодов
Проверка регулятора напряжения
Регулятор напряжения должен поддерживать стабильное напряжение в заданных пределах при изменении частоты вращения ротора и тока нагрузки генератора. Осуществляется это посредством изменения силы тока в обмотке возбуждения.
Проверка регулятора напряжения на автомобиле
Если регулятор исправен, то в первом случае лампа должна гореть, а во втором — гаснуть. Если лампа горит в обоих случаях, то регулятор пробит, а если не горит в обоих случаях, то либо в регуляторе имеется обрыв, либо нет контакта между щетками и выводами регулятора напряжения.
Проверка конденсатора
Проверку подшипников осуществляют внешним осмотром, выявляя наличие коррозии, трещин в обоймах, наволакивания или выкрашивания металла и т. д. Проверяют легкость вращения обойм и отсутствие сильного люфта и шума. Если у подшипника сильно изношены посадочные места или имеются описанные выше неисправности, он подлежит замене.
Внешним осмотром крышек генератора определяется отсутствие трещин, проходящих через гнездо подшипника, обломы лап крепления генератора, сильные повреждения или износ посадочных мест под подшипники. При наличии таких неисправностей крышка подлежит замене.
Рис. 8–7. Схема соединений для проверки генератора 37.3701 на стенде: 1 — генератор;
2 — контрольная лампа 12 В, 3 Вт; 3 — вольтметр; 4 — амперметр; 5 — реостат; 6 — выключатель;
7 — аккумуляторная батарея
Проверка на стенде позволяет определить исправность генератора и соответствие его характеристик номинальным. У проверяемого генератора щетки должны быть хорошо притерты к контактным кольцам коллектора, а сами кольца чистыми.Установите генератор на стенд и выполните соединения как указано на рис. 8–7. У генератора Г-222 штекер “15” соединяется напрямую с выводом “30” генератора.
Включите электродвигатель стенда, реостатом 5 установите напряжение на выходе генератора 13 В и доведите частоту вращения ротора до 5000 мин-1. Дайте генератору поработать на этом режиме не менее 10 мин, а затем замерьте силу тока отдачи. У исправного генератора она должна быть не менее 55 А (45 А у генератора Г-222).
Если замеренная величина отдаваемого тока меньше, то это говорит о неисправностях в обмотках статора и ротора, о повреждении диодов выпрямительного блока. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и диодов, чтобы определить место неисправности.
Напряжение на выходе генератора проверяется при частоте вращения ротора 5000 мин-1. Реостатом 5 установите ток отдачи 15 А и замерьте напряжение на выходе генератора, которое должно быть (14,1±0,5) В при температуре окружающего воздуха и генератора (25±10)°С.
Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то замените регулятор напряжения новым, заведомо исправным, и повторите проверку. Если напряжение будет нормальным, то, следовательно, старый регулятор напряжения поврежден и его необходимо заменить. А если напряжение по-прежнему не будет укладываться в указанные выше пределы, то необходимо проверить обмотки и диоды генератора.
Рис. 8–11. Проверка регулятора напряжения у генератора Г-222: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — регулятор напряжения; 3 — контрольная лампа
Проверка снятого регулятора. Регулятор, снятый с генератора, проверяется по схемам, приведенным на рис. 8–10 и 8–11. Регулятор генератора 37.3701, применявшийся до 1996 г., лучше проверять в сборе со щеткодержателем (см. рис. 8–10, б), так как при этом можно сразу обнаружить обрывы выводов щеток и плохой контакт между выводами регулятора напряжения и щеткодержателя.
Между щетками (или между выводами “Ш” и “В” регулятора у генератора Г-222) включите лампу 1–3 Вт, 12 В. К выводам “В”, “Б” (если он есть) и к массе регулятора присоедините источник питания сначала напряжением 12 В, а затем напряжением 15–16 В.
Если регулятор исправен, то в первом случае лампа должна гореть, а во втором — гаснуть.
Если лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе пробой, а если не горит в обоих случаях, то или в регуляторе имеется обрыв, или нет контакта между щетками и выводами регулятора напряжения (у генератора 37.3701 выпуска до 1996 г.).
Предохранители и релеАккумуляторЗаряженность аккумулятораКак зарядить аккумуляторГенераторПоломки генератораПроверка генератораПереборка генератораЗамена деталей генератора
СтартерПроверки и испытания стартера Поломки стартераТяговое релеРазбираем стартерСостояние деталей стартераСборка стартера
ЗажиганиеМомент зажиганияЗазор между прерывателем и распределителемПроверка зажиганияРаспределительзажиганияПоломки зажиганияКоммутаторКатушка зажиганияСвечи зажиганияВыключатель зажиганияДетали от радиопомех
Световые приборыКак отрегулировать фарыПоломки световых приборовЛампы и лампочкиРеле аварийки и поворотниковРеле фарОчиститель лобового стеклаПоломки лобового очистителяМоторедуктор лобового очистителяДворники фарЭлектродвигатель печкиПоломки электродвигателя печкиЭлектромотор вентилятора радиатораПриборы контроляСнятие приборовКак найти неисправность в приборахПоломки приборовПроверяем приборы Датчики приборовСистема пневмоклапана карбюратора
Диагностирование производится на специальных стендах (КИ-868, 532 М, Э240 и др.) по следующей технологии.
Перед испытанием генератор очищают от пыли и грязи и продувают сжатым воздухом. Убеждаются в легкости вращения ротора и проверяют его осевой люфт.
Рис. 5. Схема подключения и проверки генератора на стенде: 1 – электродвигатель; 2 – тахометр; 3 – генератор; 4 – вольтметр; 5 – амперметры; 6, 7 – выключатели; 8 – реостат; 9 – АБ.
Проверка без нагрузки
Отключают реостат и выключателем 6 замыкают цепь питания обмотки возбуждения (ОВ). По показаниям амперметра судят о сопротивлении ОВ, а, следовательно, ее исправности (Г250 RОВ = 3,7 Ом). Повышенная сила тока указывает на межвитковое замыкание ОВ, снижение силы тока говорит о повышенном сопротивлении щеток и колец генератора.
Затем включают электродвигатель 1 и плавно увеличивают частоту вращения ротора, наблюдая за показаниями вольтметра 4. Как только напряжение достигнет 14 (28) В снимают показания тахометра 2 и сравнивают эти значения с паспортными данными (UН = 14 В при n = 950 об/мин).
Если напряжение генератора достигает номинального значения при повышенной частоте вращения или генератор не возбуждается, его необходимо разобрать и проверить отдельные узлы (детали).
Проверка под нагрузкой
Генератор возбуждается до UН, а затем выключателем 7 включается цепь нагрузки. Реостатом 8 повышают силу тока, наблюдая за амперметром и вольтметром. Номинальное напряжение UН поддерживают повышением частоты вращения ротора. Как только Iн достигнет необходимого значения (для Г250 Iн = 28 А) снимают показания тахометра 2 (для Г250 n = 2100 б/мин).
Если генератор не удовлетворяет техническим требованиям, производят углубленную диагностику отдельных узлов.
Генераторы с интегральными РР проверяются в сборе с регулятором. Напряжение генератора при испытаниях 13В для 12-ти вольтовых и 26 В для 24-х вольтовых генераторов.
Проверка отдельных узлов генератора (Д2)
Щеткодержатели со щетками проверяются на чистоту контактных поверхностей (отсутствие загрязнений и замасливания), высоту щеток (Г250 hмин = 8 мм), усилие прижатия, и легкость перемещения щеток в щеткодержателях.
Для определения усилия прижатия Р необходимо удалить щетку и вдавить ее в щеткодержатель до высоты 2 мм (Г250 Р = 18 – 25 Н).
Рис. 6. Схема проверки щетки генератора.
Отклонение усилия от нормы (ослабление) приводит к нарушению контакта между щетками и кольцами ротора, что увеличивает сопротивление и снижает мощность генератора. Напряжение генератора достигает регулируемого значения только при повышенной частоте вращения ротора.
При эксплуатации машины плохой контакт между щетками и кольцами приводит к резким колебаниям стрелки амперметра при движении или работе двигателя.
Загрязненные кольца протирают бензином, окисленные места зачищают шлифовальной шкуркой, изношенные сначала протачивают, а затем шлифуют.
Проверка на стенде позволяет определить исправность генератора и соответствие его характеристик номинальным. У проверяемого генератора щетки должны быть хорошо притерты к контактным кольцам, а сами кольца чистыми.
Установите генератор на стенд и выполните соединения как показано на рис. 7-7. Включите электродвигатель стенда, реостатом 4 установите напряжение на выходе генератора 13 В и доведите частоту вращения ротора до 6000 мин–1. Дайте генератору поработать на этом режиме не менее 10 мин, а затем замерьте силу тока отдачи. У исправного генератора она должна быть не менее 80 А.
Рис. 7-7. Схема соединений для проверки генератора на стенде:
1 – контрольная лампа 12 В, 3 Вт;
2 – генератор;
3 – вольтметр;
4 – реостат;
5 – амперметр;
6 – выключатель;
7 – аккумуляторная батарея.
Если замеренная величина отдаваемого тока значительно меньше, то это говорит о неисправностях в обмотках статора и ротора или о повреждении выпрямительного блока генератора. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и выпрямительного блока генератора, чтобы определить место неисправности.
Напряжение на выходе генератора проверяется при частоте вращения ротора 5000 мин–1. Реостатом 4 установите ток отдачи 15 А и замерьте напряжение на выходе генератора, которое должно быть 13,2–14,7 В при температуре окружающего воздуха и генератора (25±10)°С.
Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то замените щеткодержатель с регулятором напряжения новым, заведомо исправным, и повторите проверку. Если напряжение будет нормальным, то, следовательно, старый регулятор напряжения поврежден, и его необходимо заменить. А если напряжение по-прежнему не будет укладываться в указанные выше пределы, то необходимо проверить обмотки и выпрямительный блок генератора.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. Изучение устройства электрической схемы, назначения отдельных элементов стенда КИ-968 согласно рис. 15.1; 15.2 и действующему образцу на рабочем месте.
Опробование стенда в работе с регулировкой частоты вращения плавно и ступенчато, реверса электродвигателя стенда. Выполнение испытания генератора постоянного тока и реле-регулятора. Ознакомление с полным перечнем испытания на стенде.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Изучить устройство и электрическую схему стенда. Практически научиться проводить испытания генераторов, реле-регуляторов и элементов электрооборудования.
ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ. Знать устройство стенда КИ-968 и его электрическую схему. Уметь выполнять испытания элементов автотракторного электрооборудования. Определять и устранять неисправности в электрической схеме стенда.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ — лаборатория (мастерские машинотракторного парка).
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА. Стенд КИ-968 — 1 шт., генератор переменного тока — 1 шт., генератор постоянного тока — 1 шт., реле-регулятор РР362 Б — 1 шт., катушка зажигания — 1 шт., указатель напряжения.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
1. Проверить зануление стенда.
2. Ознакомиться с требованиями техники безопасности, изложенными в инструкции по эксплуатации стенда.
3. Необходимо помнить, что электрическая часть стенда подключена к сети напряжением 380 В.
4. Включение стенда под напряжение выполнять только с разрешения и под наблюдением преподавателя.
5. При переходе с одного объекта испытания на другой необходимо получить разрешение на испытание у преподавателя.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
2. Тиминский В. И. Справочник по электрооборудованию автомобилей, тракторов и комбайнов. — Минск: Ураджай, 1995, с250-254.
3. Инструкция по эксплуатации стенда КИ-968,
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ДОПУСКЕ К РАБОТЕ
1. Какое назначение стенда КИ-968?
2. Какие основные приборы установлены на стенде для проведения испытаний?
3. Какие основные неисправности шунтовых генераторов постоянного тока встречаются?
4. Как проводится проверка состояния изоляции обмоток генератора?
5. В чем заключается проверка реле-регуляторов на стенде?
6. Какие основные неисправности реле-регуляторов встречаются?
7. Какие элементы электрооборудования подвергают проверкам и испытаниям на стенде?
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Ознакомиться с назначением стенда по описанию.
2. Изучить устройство стенда КИ-968.
Изображение стенда с вынесенными позициями отдельных элементов показано на рис. 15.1.
3. Руководствуясь эл. схемой стенда (рис. 15.2), изучить местонахождение и назначение отдельных элементов схемы. Для этого необходимо снять задний и боковой щиты стенда.
ПОЯСНЕНИЯ К УСТРОЙСТВУ И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СХЕМЕ СТЕНДА
Универсальный контрольно-испытательный стенд КИ-968 служит для испытания и регулировки электрооборудования автомобилей, тракторов и комбайнов (рис. 45.1). На стенде можно испытывать генераторы постоянного тока мощностью до 0,5 кВт, напряжением 6 В, 12 В и 24 В; генераторы переменного тока напряжением 6 В и 12 В; стартеры мощностью до 5 кВт; тракторные магнето; реле-регуляторы; прерыватели-распределители четырех—шести и восьмикулачковые; катушки зажигания; звуковые сигналы, а также отдельные узлы и детали перечисленных агрегатов (конденсаторы, якоря, катушки обмоток возбуждения,- изоляционные детали).
Общий вид и принципиальная электрическая схема стенда приводятся на рис. 15.1; 15.2:
1 — переключатель аккумуляторных батарей; 2 — ручка включения вала синхронографа; 3 — эталонный прерыватель; 4 — ручка вакуумного насоса; 5 — синхронограф; 6 — вывод высокого напряжения эталонной катушки зажигания; 7 — кнопка включения испытуемого конденсатора; 8 — зажим для конденсатора; 9 — гнездо для присоединения вывода распределителя; 10 — гнездо батареи; 11 — гнездо эталонного прерывателя; 12— гнездо вольтметра; 13 — вывод высокого напряжения синхронографа; 14 — ручка регулировочного реостата; 15 — включатель прибора ИУК; 16 — ручка резистора R1; 17 — измеритель угла замкнутого состояния контактов ИУК; 18 — вольтметр; 19 — переключатель вольтметра; 20 — Сигнальная лампа включения стенда; 21 — сигнальные лампы включения аккумуляторных батарей; 22 — тахометр; 23 — переключатель клемм испытуемых генераторов переменного тока; 24 — амперметр; 25 — переключатель эталонного прерывателя; 26 — переключатель шунтов; 27 — вакуумметр; 28 — ручка нагрузочного реостата; 29 — рукоятка установки зазора разрядника; 30 — контрольная лампа; 31 — кронштейн; 32 — гнездо для включения контрольной лампы; 33 — гнездо для включения обмотки возбуждения генератора; 34 — клемма «+ Г»; 35 — клеммы для подключения генератора переменного тока; 36 — рычаг переключения редуктора; 37 — клемма «—Г»: 38 — клемма «С» для присоединения стартера; 39 — переключатель вида на грузки; 40 — кнопка включения стартера; 41 — рукоятка переключателя скоростей электродвигателя: 42 — рукоятка управления вариаторам; 43 — кнопка включения и остановки электродвигателя; 44 — переключатель полярности; 45 — рукоятка регулировки натяжения ремней вариатора; 46 — электродвигатель; 47 — реверсивный магнитный пускатель; 48, 49 и 67 — предохранители; 50— трансформатор; 51 — кнопка включения выпрямителя; 52 — селеновый выпрямитель; 53 — тахогенератор; 54 — контакты переключателя тахогенератора; 55 и 61 — трехэлектродные разрядники; 56 и 69 — диоды; 57 — нагрузочные лампы; 58, 59 и 68 — конденсаторы.; 60 — неоновая лампа; 62 —- катушка зажигания; 03 и 64 — шунты; 65 — блокирующая кнопка включения вольтметра и аккумуляторной батареи; 66 — аккумуляторная батарея.
Описание работы схемы подробно изложено в вышеуказанной литературе
1. С разрешения руководителя включить стенд и опробовать его в работе: реверс двигателя; регулирование частоты вращения плавно; регулирование частоты вращения ступенчато.
2. Выполнять проверку генератора постоянного тока, руководствуясь инструкцией к стенду. Результаты испытаний занести в таблицу 15.1 и сделать вывод.
Испытание реле-регулятора. Результаты испытания отразить в таблице 15.2 и сделать вывод.
4. Согласно описанию ознакомиться с полным перечнем испытаний, которые выполняют на стенде.
ВЫВОДЫ И АНАЛИЗЫ. По результатам изучения устройства и опробования стенда в работе сделать заключение о техническом состоянии стенда. По результатам испытаний согласно таблицам 15.1, 15.2 сделать вывод о пригодности генератора и реле к эксплуатации. При выявлении неисправностей у испытуемых образцов изложить способы устранения неисправностей или выполнения регулировок.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
1. Как работают схемы стенда при различных видах испытания электрооборудования?
2. Каким видам испытаний и проверок подвергается генератор постоянного тока?
3. Каким видам испытаний и регулировок подвергается реле-регулятор?