Отечественный автомобиль Шевроле Нива собирали с применением зарубежных технологий. Силовой агрегат машины имеет сложное устройство, поскольку соответствует нормам Евро-3. Его уязвимое место – каталитический нейтрализатор, который препятствует попаданию опасных веществ в атмосферу. Катализатор Шевроле Нива часто выходит из строя и доставляет хлопоты владельцам авто.
Из статьи вы узнаете, каковы признаки поломки, как ремонтировать катализатор и продлить срок его службы.
- Нарушение работы катализатора: характерные признаки
- Удаление катализатора: правильный порядок действий
- Преимущества и недостатки процедуры
- Основные элементы выхлопной системы
- Коллектор
- Нейтрализатор
- Передний глушитель (резонатор)
- Задний глушитель
- Влияние забитой системы на машину
- Основы безопасного проведения ремонтных работ
- Замена и установка пламегасителя
- Тюнинг
- Способы увеличения сроков эксплуатации
- Замена элементов системы выхлопа
- Замена глушителя
- Замена резонатора в паре с катализатором
- Очистка системы вентиляции картера Шевроле Нива
- ↓ Комментарии ↓
- Основные данные
- Двигатель
- Привод
- Коробка передач
- Подвеска
- Тормоза
- Габариты
- Прочее
- Как все было.
- Вывод.
- Как прочистить систему вентиляции картера двигателя Нива Шевроле
- Прочистка системы вентиляции картера
Нарушение работы катализатора: характерные признаки
На Шевроле Нива средний срок службы катализатора — около 70 тыс. км пробега. Однако потребность в замене может настать раньше. На это влияют факторы эксплуатации.
Признаки деградации каталитического нейтрализатора:
- Индикатор Check engine. ЭБУ подскажет о неисправности, поскольку датчик в катализаторе укажет на неверные данные. Индикатор загорится мгновенно.
- Снижение мощности мотора. Поломка катализатора приводит к затруднению отвода выхлопных газов. Неопытным водителям сложно почувствовать этот момент. Он отчетливо виден только на высоких скоростях на трассе при обгоне или в запущенных случаях, когда от сот мало что осталось.
- Увеличение потребления топлива. Лямбда-зонд выдает ЭБУ неверные данные, из-за чего в мотор подается обедненная смесь. Снижение мощности вынуждает водителя сильнее давить на педаль газа. Это приводит к росту расхода топлива – на 10-15% в среднем.
- Проблемы с запуском двигателя. Засорение сот катализатора затрудняет отток выхлопных газов. Цилиндры полностью не очищаются. Запуск становится затруднительным.
Точную оценку проблеме дадут механики с опытом. Сбои в работе мотора автомобиля — повод обратиться в сервисный центр.
Удаление катализатора: правильный порядок действий
Ремонту устройство не подлежит. Каталитический нейтрализатор – одноразовая сотовая керамическая структура. Материал хрупкий, поэтому самостоятельно заниматься удалением сложно. Лучше довериться профессионалам на СТО. Мастера с оборудованием удалят поврежденную структуру из выхлопной системы.
- Демонтаж выхлопной системы.
- Извлечение керамических элементов из глушителя.
- Установка пламегасителей при удалении верхнего катализатора.
- Монтаж обманки для лямбда-зонда.
- Внесение исправлений в ЭБУ двигателем.
Процедура замены катализатора на Шеви Нива обязательно должна сопровождаться установкой эмулятора лямбда-зонда. Обманка требуется для устранения ошибки в работе ЭБУ мотора. При отсутствии катализатора лямбда-зонд будет отправлять неверные данные, что приведет к обогащению топливной смеси.
Преимущества и недостатки процедуры
Владельцев новых Chevrolet Niva затронет вопрос о возможных последствиях удаления каталитической системы. Ведь это прямое вмешательство в работу автомобиля. Однако у процедуры есть и плюсы, которые оценили владельцы Шевроле Нива с пробегом.
- Экономия на обслуживании автомобиля.
- Замена больше не потребуется.
- Факторы, которые могли вывести из строй катализатор, снижаются как негативные. Это касается продолжительной езды на неисправном двигателе, некачественного топлива или ударов о глушитель во время езды по бездорожью.
- Мотору легче производить выпуск отработанных газов. Соответственно, немного возрастет мощность.
Процедура замены каталитического нейтрализатора похожа на операцию по вырезанию аппендицита. Сделали – и забыли, таков принцип. На ходовых качествах автомобиля эта процедура не отразится.
Основные элементы выхлопной системы
Конструкция выхлопной системы становится более сложной, но с каждой новой моделью машины она включает в себя все те же элементы.
Коллектор
Приемная труба является промежуточным звеном между двигателем машины и нейтрализатором (катализатором). Коллектор отвечает за вывод газов. Так как в этом случае идет очень сильная механическая и температурная нагрузка, которая может доходить до 1000 градусов, то к этой части глушителя предъявляются довольно строгие требования. Поэтому при изготовлении приемной трубы используют только самые лучшие сплавы чугуна и стали.
Также на этой детали иногда устанавливают вибро-компенсатор (гофру), благодаря которому вибрация двигателя гасится и не переходит дальше по выхлопной системе.
Нейтрализатор
В каталитическом нейтрализаторе (или катализаторе) происходит «дожиг» несгоревших остатков топлива и переработка окиси углерода. Этот элемент выхлопной системы представляет собой специальную камеру или бачок, в котором расположен керамический или металлический элемент в виде сот. Благодаря этим сотам газовые смеси очищаются за счет химических реакций.
Сейчас производители начали изготавливать многосекционные нейтрализаторы, отвечающие всем международным стандартам, которые производят обработку большего спектра вредных веществ.
Передний глушитель (резонатор)
Резонатор – по сути, является одной из тех деталей, которые принято называть глушителями. Этот элемент выполняет функцию снижения шума, но никак не очистки выхлопных газов. Когда газы проходят через резонатор, создается много шума. Поэтому внутренняя «начинка» переднего глушителя представляет собой многочисленные решетки и отверстия, которые позволяют снизить скорость вырывающихся газов, а также вибрацию. По большому счету резонатор – это бак с перфорированной трубой.
Передние глушители бывают:
- Активными. Такие глушители изготавливаются из специальных звукопоглощающих материалов, а их конструкция отличается простотой.
- Реактивными. В глушителях этого типа используются комбинации из расширительных, а также резонаторных камер.
Не стоит путать резонатор с задним глушителем, так как их конструкция сильно отличается.
Задний глушитель
Когда мы говорим «глушитель» то чаще всего в виду имеется именно задняя часть выхлопной системы. Этот элемент производит окончательное поглощение шума, а также осуществляет завершающий вывод газов.
В отличие от резонатора, внутренняя «начинка» заднего глушителя неоднородна. Внутри него установлено несколько камер со специальными наполнителями. Благодаря пористой структуре, системе перегородок и воздуховодам удается не только избавиться от сильного шума, но снизить температуру в системе.
Говоря о снижении шума, нельзя обойти стороной другой тип системы, который снижает повышенный шум в выхлопной трубе.
Влияние забитой системы на машину
Если сажевый фильтр забит, его еще можно реанимировать. Требуется срочно реагировать на неисправность, поскольку промедление выльется в дополнительные затраты. В один момент мотор просто не запустится или сразу заглохнет.
Последствия эксплуатации неисправного катализатора:
- оплавление глушителя или самого керамического элемента;
- нестабильная работа мотора и потеря мощности, порой заметная;
- рост расхода топлива;
- плохой отвод выхлопных газов;
- попадание сажи или кусочков керамики в цилиндры – возможен капитальный ремонт после этого.
Возможные последствия промедления ремонта превышают стоимость процедуры удаления. Ремонт двигателя обойдется гораздо дороже.
Основы безопасного проведения ремонтных работ
Несмотря на то, что работы проводятся в условиях выключенного двигателя, велика вероятность удушения выхлопными газами. Поэтому помещение для проведения работ должно быть оборудовано отличной вентиляцией, либо быть легко продуваемым для попадания кислорода. Перед выполнением какой-либо деятельности, следует убедиться, что прошло достаточное количество времени, необходимое для полного охлаждения системы. В противном случае можно получить сильные ожоги. Стоит отметить, что охлаждение катализатора по отношению к другим элементам более длительное. Строго запрещается проводить ремонт в непосредственной близости с огнем. Выполняя работу, не стоит использовать домкрат, это опасно и может привести к нежелательным последствиям.
Замена и установка пламегасителя
Катализатор выхлопной системы служит не только для снижения токсичности выбросов в атмосферу. Его сотовая структура препятствует прорыву пламени из цилиндров двигателя за пределы выхлопной системы. Во время ремонта предстоит оснастить глушитель подобным устройством. Для этого при замене катализатора на Шевроле Ниве устанавливают пламегаситель. Он нейтрализует попадание искр в атмосферу.
Шевроле Нива – это внедорожник. Его часто эксплуатируют в лесах и полях. В летнюю засушливую погоду автомобиль с неисправной выхлопной системой превращается в таких местах в спичку, которая едет по ведру с горчим. В любой момент от искры может начаться сильный природный пожар. Пламегаситель предотвращает это.
Тюнинг
Первый и самый простой вид тюнинга для Шевроле Нива – чисто визуальный. Самый яркий пример – раздвоенная выхлопная система. По сути, к глушителю приваривается еще одна труба для выхлопа. Интересно, что материал, форма и насадки могут также менять звучание автомобиля. Но эти меры на любителя.
К более глубоким изменениям мало кто переходит. Здесь уже наблюдается изменение конструкции не только для красоты, но и для незначительного повышения мощности. Что делается в таких случаях?
- Удаляется нейтрализатор.
- Удаляется лямбда-зонд и ставится обманка.
- Заменяется или полностью удаляется резонатор.
- В крайне редких случаях удаляют основной глушитель и ставят прямоточный.
- Заменяется труба на такую же, но с чуть большим диаметром.
- Устанавливается «паук» для усиления вытяжки.
Описанные действия могут быть единичными – что-то одно из списка – а могут иметь комплексный характер. Все зависит от желания и вкусов владельца автомобиля.
Случаи применения более глубокого тюнинга единичны. Это объясняется тем, что Шевроле Нива относится к разряду бюджетных. Зачем делать из него гоночную модификацию? База для этого неподходящая. Стоимость работ достаточно высокая.
В большинстве случаев, владельцам главное, чтобы автомобиль выглядел аккуратно и ухожено.
Способы увеличения сроков эксплуатации
Эти процедуры увеличат срок службы катализатора:
- Своевременная замена моторного масла. В старых автомобилях с 2011 г года при интенсивной эксплуатации начинаются проблемы с нагаром. Маслосъемные кольца подвержены закоксовке. Разогретая смола начинает наливать на катализатор. Явлению подвержены моторы до 2012 г.
- Исправная работа топливной системы и системы зажигания. Свечи должны быть в идеально состоянии. Требуется их своевременная замена для эффективного воспламенения топлива. Топливный фильтр также требует своевременной замены. Неисправности элементов сказываются на качестве сгорания топливной смеси. Несгоревшие продукты топлива, попадая в катализатор, повреждают его. Негативное влияние оказывает повышенная температура в глушителе из-за догорания там частиц топлива.
- Качество топлива. Заправлять Шевроле Нива стоит только бензином с рекомендуемым октановым числом. Качественное топливо содержит присадки, которые позволяют бензину полностью сгорать в моторе. Контрафакт выводит из строя не только катализатор, но и двигатель.
- Спокойная и размеренная езда по бездорожью. Шевроле Нива – это полноценный джип. Владельцы для того и приобретают этот автомобиль, чтобы с комфортом и дешево передвигаться по бездорожью. Но не всегда это получается. Глушитель расположен в нижней части авто, а это существенно увеличивает риск повреждения его при езде по бездорожью камнями или ветками.
Замена элементов системы выхлопа
Нередко каждый автомобилист встречается с проблемой прогорания глушителя, резонатора или других элементов на Ниве Шевроле, что влечет за собой неприятный звук из-под днища. Если произошло прогорание элементов, то лучше не пробовать наваривать стальные накладки, а сразу заменить деталь.
Замена глушителя
Автомобиль Нива Шевроле хоть и имеет достойный клиренс, но замена деталей выхлопа осуществляется из смотровой ямы, потому как необходимы сильные физические усилия для откручивания креплений. Глушитель на Шниве снимается в следующем порядке:
Используя два ключа на «13», необходимо отвинтить гайки соединения глушителя с резонатором и извлечь хомут. Приспускается вспомогательный глушитель вниз и извлекается с места соединения уплотнительное графитовое кольцо. Кронштейны глушителя извлекаются из подвесов с обеих сторон и снимается глушитель. Если подвесы имеют видимые дефекты, то рекомендуется их также заменить. Устанавливается новый глушитель в обратной последовательности. Именно глушитель является частым элементом системы, который приходит в негодность.
Замена резонатора в паре с катализатором
Каталитический преобразователь имеет цельную конструкцию с резонатором, что является минусом в автомобиле Нива Шевроле. Нейтрализатор имеет срок службы гораздо больше, нежели резонатор, но при выходе из строя последнего необходима замена обоих элементов. В связи с длительным сроком эксплуатации, соединения окисляются и поэтому необходимо перед снятием обработать их смазкой ВД-40. Далее, переходим к процессу снятия и замены:
Соединение с принимающей трубой отвинчивается двумя ключами на «17» и разъединяется. Разъединяется соединение резонатора с глушителем, которое было описано выше. Выводятся резиновые подвесы из кронштейнов и снимаются резонатор и нейтрализатор. Обратная установка новых элементов осуществляется в порядке обратном снятию. Но стоимость в паре нейтрализатора и резонатора обойдется в немалую сумму, поэтому целесообразно, если катализатор не поврежден, разъединить деталь болгаркой. После приварить новый резонатор и установить на посадочное место.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
- Руководства по ремонту
- Руководство по ремонту Шевроле Нива 2002+ г.в.
- Очистка системы вентиляции картера
Очистка системы вентиляции картера Шевроле Нива
Со временем в системе вентиляции картера двигателя накапливаются смолистые отложения из картерных газов, затрудняющие отвод этих газов в цилиндры двигателя для сжигания. Из-за этого давление газов внутри двигателя повышается и появляются течи масла через уплотнения. Чтобы избежать этого, периодически очищайте и промывайте систему.
Очищайте систему вентиляции картера перед каждой заменой масла.
Вам потребуются: отвертка, ключ «на 13», керосин для промывки, чистые тряпки, емкость для промывки деталей.
Гайка крепления маслоотделителя труднодоступна без специального трубчатого ключа. Если такого ключа нет, очищайте маслоотделитель, не снимая его с двигателя. Если при очистке маслоотделителя в картер двигателя попало большое количество керосина, замените масло в картере.
7. Осмотрите прокладку крышки сапуна. Надорванную или сильно обжатую прокладку замените.
8. Соберите систему в порядке, обратном разборке.
↓ Комментарии ↓
1. Устройство автомобиля
1.0 Устройство автомобиля
1.1 Общие сведения об автомобилях
1.2 Паспортные данные
1.3 Ключи автомобиля
1.4 Органы управления
1.5 Отопление и вентиляция салона
1.6 Двери
1.7 Ремни безопасности
1.8 Регулировка положения передних сидений
1.9 Регулировка положения рулевого колеса
2. Рекомендации по эксплуатации
2.0 Рекомендации по эксплуатации
2.1 Правила техники безопасности и рекомендации
2.2 Инструмент и принадлежности
2.3 Обкатка автомобиля
2.4 Эксплуатация автомобиля в гарантийный период
2.5 Проверка автомобиля перед выездом
2.6 Замена фильтра поступающего в салон воздуха
2.7 Пользование домкратом
2.8 Буксировка автомобиля
3. Неисправности в пути
3.0 Неисправности в пути
3.1 Двигатель не заводится
3.2 Неисправности системы впрыска топлива
3.3 Пропал холостой ход
3.4 Перебои в работе двигателя
3.5 Автомобиль движется рывками
3.6 Автомобиль плохо разгоняется
3.7 Двигатель заглох во время движения
3.8 Упало давление масла
4. Двигатель
4.0 Двигатель
4.1 Особенности конструкции
4.2 Полезные советы
4.3 Снятие и установка декоративного кожуха двигателя
4.4 Снятие и установка защиты масляного картера и брызговика двигателя
4.5 Замена охлаждающей жидкости
4.6 Замена масла в двигателе и масляного фильтра
4.7 Очистка системы вентиляции картера
4.8 Замена опор подвески силового агрегата
4.9 Установка поршня четвертого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия
5. Трансмиссия
5.0 Трансмиссия
5.1 Сцепление
5.2 Возможные неисправности сцепления, их причины и способы устранения
5.3 Коробка передач
5.4 Возможные неисправности коробки передач, их причины и способы устранения
5.5 Раздаточная коробка
5.6 Возможные неисправности раздаточной коробки, их причины и способы устранения
5.7 Карданная передача
5.8 Возможные неисправности карданной передачи, их причины и способы устранения
5.9 Приводы передних колес
6. Ходовая часть
6.0 Ходовая часть
6.1 Передняя подвеска
6.2 Возможные неисправности передней подвески, их причины и способы устранения
6.3 Задняя подвеска
6.4 Возможные неисправности задней подвески, их причины и способы устранения
6.5 Амортизаторы
7. Рулевое управление
7.0 Рулевое управление
7.1 Особенности конструкции
7.2 Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле
7.3 Проверка натяжения и регулировка ремня привода насоса гидроусилителя
7.4 Замена жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления
7.5 Замена бачка гидросистемы усилителя рулевого управления
7.6 Прокачка системы гидроусилителя рулевого управления
7.7 Регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком
7.8 Снятие и установка рулевого колеса
7.9 Замена валов рулевого управления
8. Тормозная система
8.0 Тормозная система
8.1 Особенности устройства
8.2 Полезные советы
8.3 Проверка и регулировка тормозной системы
8.4 Замена тормозной жидкости
8.5 Прокачка гидропривода тормозной системы
8.6 Главный тормозной цилиндр
8.7 Вакуумный усилитель тормозов
8.8 Регулятор давления
8.9 Замена шлангов и трубопроводов гидропривода тормозов
9. Электрооборудование
9.0 Электрооборудование
9.1 Особенности конструкции
9.2 Предохранители и реле
9.3 Генератор
9.4 Возможные неисправности генератора, их причины и способы устранения
9.5 Стартер
9.6 Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения
9.7 Выключатель (замок) зажигания
9.8 Замена и обслуживание свечей зажигания
9.9 Система управления двигателем
10. Кузов
10.0 Кузов
10.1 Особенности конструкции
10.2 Снятие и установка передних подкрылков
10.3 Снятие и установка передних крыльев
10.4 Снятие и установка декоративных накладок на передних крыльях и дверях
10.5 Замена буферов
10.6 Снятие и установка облицовки радиатора
10.7 Снятие и установка капота
10.8 Снятие, установка и регулировка замка и привода замка капота
10.9 Дверь задка
11. Варианты исполнения автомобиля
11.0 Варианты исполнения автомобиля
11.1 Главный цилиндр привода выключения сцепления
11.2 Рулевое управление с электромеханическим усилителем
11.3 Тормозная система
12. Уход за автомобилем
12.0 Уход за автомобилем
12.1 Проверка автомобиля перед выездом
12.2 Мойка автомобиля
13. Покупка запасных частей
13.0 Покупка запасных частей
13.1 Моторное масло
13.2 Пластичные смазки
13.3 Охлаждающие жидкости
13.4 Тормозная жидкость
14. Поездка на СТО
14.0 Поездка на СТО
14.1 Полезные советы
15. Зимняя эксплуатация автомобиля
15.0 Зимняя эксплуатация автомобиля
15.1 Как подготовить автомобиль к зиме
15.2 Рекомендации по пуску двигателя в сильный мороз
15.3 Что полезно купить к зиме
15.4 Полезные зимние советы
16. Подготовка к техосмотру
16.0 Подготовка к техосмотру
16.1 Рекомендации
16.2 Перечень неисправностей и условий, при которых апрещается эксплуатация транспортных средств
16.3 Изменения к государственным стандартам, регламентирующим предельно допустимое содержание вредных веществ в отработавших газах автотранспортных средств
16.4 Стандартная форма диагностической карты для пунктов инструментального контроля
17. Приложения
17.0 Приложения
17.1 Приложение 1. Моменты затяжки резьбовых соединений
17.2 Приложение 2. Основные данные для регулировок и контроля
17.3 Приложение 3. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости
17.4 Приложение 4. Заправочные объемы
17.5 Приложение 5. Лампы, применяемые на автомобиле
17.6 Приложение 6.
17.7 Приложение 7.
Система вентиляции картера.
Очистка системы вентиляции картера. Chevrolet Niva.
Со временем в системе вентиляции картера двигателя накапливаются смолистые отложения из картерных газов, затрудняющие отвод этих газов в цилиндры двигателя для сжигания. Из-за этого давление газов внутри двигателя повышается и появляются течи масла через уплотнения. Чтобы избежать этого, периодически очищайте и промывайте систему.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Очищайте систему вентиляции картера перед каждой заменой масла.
Вам потребуются: отвертка, ключ «на 13», керосин для промывки, чистые тряпки, емкость для промывки деталей.
5. Протрите тряпкой, смоченной керосином, внутреннюю полость маслоотделителя, не допуская попадания керосина в картер двигателя.
Гайка крепления маслоотделителя труднодоступна без специального трубчатого ключа. Если такого ключа нет, очищайте маслоотделитель, не снимая его с двигателя. Если при очистке маслоотделителя в картер двигателя попало большое количество керосина, замените масло в картере.
6. Промойте керосином шланги системы и крышку сапуна.
7. Осмотрите прокладку крышки сапуна. Надорванную или сильно обжатую прокладку замените.
8. Соберите систему в порядке, обратном разборке.
содержание ..
..
Основные причины газов из картера двигателя
Неисправность системы
вентиляции картера
-Прорыв газов в картер
Признаки неисправности системы и клапана
вентиляции картерных газов
Система рециркуляции картерных газов, позволила значительно снизить
вредные выбросы. При этом она довольно проста в эксплуатации,
практически не требует вмешательства при ремонте двигателя. Однако как и
любая система она тоже не идеальна.
Дело в том, что неисправность системы не столь наглядна, как поломка
любого другого агрегата двигателя. Но когда система выходит из строя,
это может обернуться для автовладельца довольно большими финансовыми
потерями. Поломка такой системы не ярко выражена, автовладелец уже
замечет непосредственно последствия ее отказа. Признаками поломки обычно
являются:
– запотевания шлангов системы
– повышенный расход масла
– течь прокладки клапанной крышки
Наличие масла в патрубках воздушного фильтра. Избыточное давление газов
внутри двигателя. И уж совсем, критичный случай это выдавливание
сальников коленвала. Согласитесь, бесшумный помощник может обернуться
большими проблемами.
Прорыв газов в картер
Прорыв газов в картер связан с перерасходом масла. Газы прорываются не в
картер, а в клапанную крышку двигателя через оторванную или
раскрошившуюся втулку клапана. Это случается изредка. Клапан тогда
теряет центровку по гнезду и плохо прилегает. В цилиндре падает
компрессия, топливо выгорает не полностью, но внешне и на слух работа
двигателя вполне нормальная. Такую неисправность действительно можно
устранить за два часа.
Убедиться в правильности диагноза можно, измерив компрессию в цилиндрах,
или: что проще, при снятых клапанных крышках посмотреть, откуда выходят
газы.
Из-за перерасхода масла, сильной течи через все сальники, дыма из сапуна
рано выносить двигателю «смертный приговор». Надо тщательно разобраться,
не пожалев времени.
Как проверить клапан вентиляции картерных газов
Как и с любым агрегатом автомобиля, необходимо проводить периодический
осмотр и устранять неисправность. Дело в том, что клапан рециркуляции
работает в довольно грязной среде. Обязательна, необходима его очистка.
При малейшем подозрении на его неисправность нужно проверить его
работоспособность. В случае если установлен клапан с дополнительными
электронными системами, самодиагностика автомобиля может показать
ошибку. В более упрощенных версиях необходим навык диагностики.
1. Подсоедините шланг вентиляции к клапану.
2. Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу.
3. Коснитесь пальцем входного отверстия клапана и убедитесь в наличии
вакуума.
В этот момент произойдёт перемещение штока клапана.
4. Если во впускном отверстии клапана разрежение не создаётся, то
очистите или замените клапан.
Как определить неисправности системы вентиляции
картера двигателя
В картере двигателя внутреннего сгорания во время его работы возникает
избыточное давление и газы. Картерные газы в своем составе имеют пары
горючего, воды, масла и т.д. Их эффективный отвод является очень важным,
ведь они могут существенно ухудшать качество и состояние моторной
смазки, что обычно ведет к чрезмерно быстрому износу узлов силового
агрегата. Так вот чтобы отводить данные газы принято использовать
специальную систему вентиляции картера. Так уже сложилось исторически,
что сегодня различают две системы: открытого и закрытого типа.
Учитывая, что картерные газы являются крайне токсичными, то и выводить
их наружу нельзя, поэтому в современных машинах была использована
замкнутая система вентиляции таких газов, в ней картерные газы идут на
дожег в камеру сгорания. Но из-за чрезмерного давления моторной смазки
совместно с газами поднимаются также и частицы масла, а им никак нельзя
попадать в камеру сгорания, именно отделение масла от газов и является
основным заданием системы вентиляции. Это обычно делается с применением
специальных маслоуловителей. Если говорить о маслоуловителях, то они
могут быть самыми разнообразными, но при этом все получили единственный
принцип работы: осаживать все тяжелые частицы смазки на стенках, ну а
газы пропускать. Это осуществляется с помощью лабиринтов, завихрений и
сеток. Сразу после отделения смазки от газов, масло обратно течет в
мотор, в то время как газы отправляются в коллектор небольшими порциями,
а оттуда поступают в мотор и там дожигаются. Регулировкой подачи газов в
коллектор занимается специальный клапан, он может открываться при
избыточном давлении и закрываться при разряжении. На каждой машине
система вентиляции картерных газов нуждается в периодической чистке и
проверке. Если система сильно засорится, то в картере поднимается
давление, в результате масло может начать выливаться наружу через щуп.
Обычно такое явление указывает на неисправности клапана либо же на
засорение маслоуловителя. Если причина в неисправности маслоуловителя,
тогда моторная смазка начинает поступать в камеру сгорания, в результате
чего транспортное средство начинает коптить, возникает довольно
неприятный запах и когда эту проблему не устранить своевременно, то это
способно привести к залеганию кольца.
Проблемы, связанные с системой вентиляции картера силового агрегата, как
впрочем, и любые другие проблемы мотора, намного легче предупредить,
нежели затем устранять последствия. При возникновении самых первых
причин поломки системы вывода картерных газов, а это плохое отделение
смазки от газов, либо же избыточное давление, необходимо сразу же
проводить ремонт.
Определить признаки, указывающие на неисправность системы вентиляции
картера, обычно не составляет особого труда. Если произошло засорение
маслоуловителя либо же сломался клапан, то обнаружить избыточное
давление смазки можно с помощью простой проверки, для этого горловина
заливного отверстия для смазки закрывается ладонью. Если в системе
имеется избыточное давление, то ладонь будет отталкивать усилием,
которое постепенно нарастает. Ну а при поломках маслоуловителя, мелкие
частицы моторной смазки попадают в патрубки на впускном коллекторе,
иногда они могут оседать даже на воздушном фильтре, ну и соответственно
выхлопные газы автомобиля изменяют свой цвет.
Технические параметры Chevrolet Niva (2123) 1.7 / Шевроле Нива (2123) в кузове 5 дв. внедорожник с двигателем 80 л.с, 5МКПП, выпускавшихся c 2002 г. по 2009 г.
Основные данные
5 дв. внедорожник
Двигатель
Объем двигателя, куб. см.: 1690
Клапанов на цилиндр: 2
Мощность, л.с.: 80
Достигается при об. в мин.: 5200
Крутящий момент, Нм/об. в мин.: 127/4000
Максимальная скорость, км/ч: 140
Время разгона до 100 км/ч, сек.: 19
Компоновка двигателя: спереди, продольно
Система питания: распределенный впрыск топлива
Привод
Тип привода: полный
Коробка передач
Коробка передач: МКПП
Количество ступеней: 5
Подвеска
Тормоза
Габариты
Длина, мм: 4048
Ширина, мм: 1770
Высота, мм: 1652
Колесная база, мм: 2450
Колея колес спереди, мм: 1450
Колея колес сзади, мм: 1440
Прочее
Количество мест: 5
Размер шин: 205/70R15
Многие автовладельцы забывают о такой процедуре, как прочистка сапунов, а зря. Данную процедуру нужно проводить регулярно, то есть при каждом прохождении ТО (техническое обслуживание). Количество сапунов, предусмотренных конструкцией автомобиля у всех моделей разное, но как минимум один сапун есть в каждой машине.
Сапун-устройство, с помощью которого в ёмкости образуется давление равное атмосферному.
Я раньше сапуны вообще не прочищал, пока один из них не привел к поломке заднего моста. Всего в моем автомобиле Ниве Шевроле пять сапунов, по одному на каждом мосте, на коробке, на раздатке и на двигателе.
Как все было.
Мне часто приходится ездить по бездорожью, связано это с моим любимым хобби: охота, рыбалка. При таких поездках иногда приходится форсировать речки, глубина которых достигает полуметра.
Удачно отохотившись и отъездив всю осень, не зная проблем, с наступлением заморозков стал замечать, что автомобиль после длительной стоянки тяжело разгоняется.
Первая возможная неисправность, которая пришла мне в голову – это то, что могут примерзать задние колодки из-за использования ручного тормоза при парковке автомобиля. При очередной длительной стоянке попробовал не использовать ручной тормоз, но ситуация повторилась. После чего загнал автомобиль в гараж для более детального осмотра.
При детальном осмотре технической части автомобиля, неисправностей не выявилось. Утром, выгоняя автомобиль из гаража для повторного заезда, заметил, что неисправность исчезла. Здорово, подумал я, проблема решилась сама собой. Тем временем на улице наступила длительная оттепель, где тепло взяло верх над холодами.
Время шло, машину использовал повседневно, до того момента пока не загудел задний мост. “Вот и приехал” – подумал про себя. Виновником всего стала вода, которая попала в задний мост через сапун и привела к поломке редуктора. При более детальной разборке выяснилось, что рабочий механизм сапуна заклинило от попадания в него камешка и он находился в нерабочем состоянии.
Взамен вышедшему из строя редуктору я купил на разборке б/у редуктор за 6 тысяч рублей и благополучно отремонтировал свой автомобиль. После этого случая все сапуны на моём автомобиле работают исправно.
Еще важно знать.
Когда сапун забит, он перестает регулировать давление во внутренней части, к примеру возьмем задний мост, где от переизбытка давления выходят из строя сальники, на хвостовике или полуосях (текут).
Вывод.
Не повторяйте моих ошибок. Проверяйте и прочищайте вовремя сапуны своего автомобиля. И самое главное – сапун, находящийся в рабочем состоянии, при пересечении водных участков, воду практически не пропускает.
Так же начитавшись информации в интернете, в малый шланг вставил фильтр топливной очистки. Не знаю на сколько это целесообразно (время покажет), но решил попробовать.
На всякий случай, прикладываю инструкцию по очистке системы вентиляции картера:
• Крестовой отверткой ослабляем стяжной хомут крепления основного шланга подвода картерных газов к сапуну и дополнительного шланга к воздушному патрубку. После чего снимите шланги со штуцеров крышки и сапуна.
• Сняв шланги, проверьте их целостность и если они целы, положите их в емкость с керосином, чтобы они откисли, после чего продуйте сжатым воздухом или прочистите шомполом с намотанной на конец тряпкой.
• Откручиваем гайку крепления крышки сапуна и снимаем его вместе с направляющей трубкой щупа проверки уровня масла в картере.
• Промойте крышку в керосине и протрите насухо чистой ветошью. Проверьте уплотнительную прокладку крышки, если она надорвана или сильно обжата, замените ее на новую.
• И на завершающем этапе, протрите тряпкой, смоченной в керосине, внутреннюю полость масло отделителя. При этом не допускайте попадания керосина в картер двигателя. Если же по каким-то причинам в картер попало много керосина, то масло необходимо заменить.
• Сборку системы проведите в обратной последовательности.
Как прочистить систему вентиляции картера двигателя Нива Шевроле
Система вентиляции картера обеспечивает удаление картерных газов
Картерные газы по вытяжному шлангу поступают в маслоотделитель, расположенный на блоке цилиндров.
Шланги первого и второго контуров представляют собой два шланга (один малого диаметра, другой большого), по которым картерные газы, прошедшие маслоотделитель, подаются в ресивер и затем в камеру сгорания.
Первый контур имеет калиброванное отверстие – жиклер диаметром 1,7 мм.
Жиклер расположен в шланге первого контура (шланг малого диаметра) со стороны, присоединяемой к штуцеру маслоотделителя.
Шланг первого контура идет от маслоотделителя к ресиверу.
Шланг второго контура (шланг большего диаметра) идет от маслоотделителя к шлангу впускной трубы.
На режиме холостого хода все картерные газы подаются через жиклер первого контура (шланг малого диаметра). На этом режиме во впускной трубе создается высокое разрежение, и картерные газы эффективно отсасываются в задроссельное пространство.
Жиклер ограничивает объем отсасываемых газов, чтобы не нарушалась работа двигателя на холостом ходу.
На режимах под нагрузкой, когда дроссельная заслонка открыта частично или полностью, через жиклер первого контура проходит небольшое количество картерных газов.
В этом случае их основной объем проходит через второй контур (шланг большого диаметра) в шланг впускной трубы перед дроссельным патрубком и затем сжигается в камере сгорания.
ВНИМАНИЕ. В случае отсутствия жиклера 1,7 мм ЭСУД ошибочно определяет завышенное значение перетечек через дроссельную заслонку (номинальное значение определенное производителем составляет 3 – 5 кг/час), что приводит к нестабильности оборотов холостого хода.
Очистка системы вентиляции картера
Со временем в системе вентиляции картера двигателя накапливаются смолистые отложения из картерных газов, затрудняющие отвод этих газов в цилиндры двигателя для сжигания.
Из-за этого давление газов внутри двигателя повышается, и появляются течи масла через уплотнения. Чтобы избежать этого, периодически очищайте и промывайте систему.
Очищайте систему вентиляции картера перед каждой заменой масла.
Гайка крепления маслоотделителя труднодоступна без специального трубчатого ключа. Если такого ключа нет, очищайте маслоотделитель, не снимая его с двигателя.
Если при очистке маслоотделителя в картер двигателя попало большое количество керосина, замените масло в картере.
Прочистка системы вентиляции картера
Снимаем со свечей зажигания наконечники высоковольтных проводов
Вынимаем щуп уровня масла из направляющей трубки
Выкручиваем из отверстия блока цилиндров штуцер трубки подвода масла к гидравлическому натяжителю цепи привод ГРМ и откручиваем два болта крепления держателей трубки
Отверткой ослабляем хомут крепления шланга основного контура вентиляции картера
Снимаем шланг с патрубка крышки маслоотделителя
С помощью пассатижей ослабляем хомут крепления шланга контура холостого хода вентиляции картера
И снимаем шланг с патрубка направляющей трубки щупа
Накидным ключом на 13 откручиваем колпачковую гайку крепления крышки маслоотделителя
Снимаем медную уплотнительную шайбу
Снимаем крышку маслоотделителя, выводя ее между трубкой подвода масла к гидронатяжителю и стенкой блока цилиндров
Соединение крышки и блока цилиндров уплотнено паронитовой прокладкой
Накручиваем на шпильку маслоотделителя две гайки М8
Двумя ключами на 13 законтриваем гайки
Выкручиваем шпильку за нижнюю гайку ключом на 13
Вынимаем шпильку из маслоотделителя
Захватываем за край маслоотделителя пассатижами
Вынимаем маслоотделитель из гнезда блока цилиндров
Промываем детали маслоотделителя бензином или керосином и устанавливаем в обратном порядке.
Примечания:
Со временем в системе вентиляции картера двигателя накапливаются смолистые отложения из картерных газов, затрудняющие отвод этих газов в цилиндры двигателя для сжигания. Из-за этого давление газов внутри двигателя повышается и появляются течи масла через уплотнения. Чтобы избежать этого, периодически очищайте и промывайте систему.
Полезный совет:
Очищайте систему вентиляции картера перед каждой заменой масла.
1. Ослабьте хомут крепления основного шланга к крышке сапуна.
2. Ослабьте хомут дополнительного шланга к воздушному патрубку и снимите шланги со штуцеров крышки и патрубка.
3. Отверните гайку крышки сапуна.
4. снимите крышку сапуна вместе с дополнительным шлангом и указателем (щупом) уровня масла. Выньте из направляющей трубки крышки указатель.
5. Протрите тряпкой, смоченной керосином, внутреннюю полость маслоотделителя, не допуская попадания керосина в картер двигателя.
Полезный совет:
Гайка крепления маслоотделителя труднодоступна без специального трубчатого ключа. Если такого ключа нет, очищайте маслоотделитель, не снимая его с двигателя. Если при очистке маслоотделителя в картер двигателя попало большое количество керосина, замените масло в картере.
При необходимости извлеките маслоотделителя системы вентиляции, как описано здесь.
6. Промойте керосином шланги системы и крышку сапуна.
7. Осмотрите прокладку крышки сапуна. Надорванную или сильно обжатую прокладку замените.
И так, несмотря на объективные препятствия , выкладываю отчетик по выводу сапунов с редуктора переднего моста типа СРПМ и с редуктора заднего моста. вывод сапунов — весч больше феншуйная, чем технически обоснованная, т.к. есть мнение, что разгоряченный мост в воде при достаточно продолжительном стоянии один хрен натянет воды через сальники, но т.к. вывод сапунов красивой синей трубочкой придает +10 к понту машины и вывести их не представляет существенного труда — сие было сделано, как собственно, и обязательная проверка масла после бродов — тут лучше перестраховаться — открутить две пробки и посмотреть наличие или отсутствие эмульсии.
И так, имеем вот такие сапуны. зажимаем головку сапуна в тисках и плоскогубцами вытаскиваем сапун из головки:
Далее, вкручиваем сапуны куда следует), приобретаем в магазине “шланг сапуна бензобака 2108”, насаживаем его на выступающую часть сапуна (можно немного погреть феном конец шланга, чтобы легче садился. я сажал прямо так, без герметика, т.к. он садится очень плотно и фиксируем от сдергивания обычным пластиковым хомутом.
Вывод сапуна с РПМ
Для РПМ типа СРПм выводим шланг вверх по левой стороне двигателя
Вывод сапуна с РПМ
Далее ведем вдоль перегородки моторного отсека фиксируя пластиковыми хомутами за шланг сцепления
Вывод сапуна с РПМ
Наконец шланга одеваем топливный фильтр от Ваз 2121 и фиксируем его хомутом в подходящем месте. заморачиваться с чем-то совсем гидроизолированным не стал, т.к. если уровень воды будет на уровне этого топливного фильтра, то машине с большей долей вероятности уже будет пипец — зальет и иммобилайзер и мозги
Вывод сапуна с РПМ
Собственно насадка и фиксация шланга на чулке РЗМ крупным планом
Вывод сапуна с РЗМ
Воздухопровод решил тянуть в салон в багажнике, т.к. тянуть трубку через все днище крайне не хотелось. сначала проложил трубку по одному сценарию, но первая же поездка показала, что от температуры и артикуляции заднего моста, трубка легла на глушитель и банально прогорела. вторая итерация дала крепежку к резинке глушителя. на картинке положение шлага при польностью вывешенном мосте:
Вывод сапуна с РЗМ
На картинке положение шланга при обыном положении моста (качать тоже пробовал нагрузив — шланг вроде как не цепляет):
Вывод сапуна с РЗМ
Крепил все так же пластиковыми хомутами — легко монтировать, легко демонтировать:
Вывод сапуна с РЗМ
Далее для удобства засверлил в усилителе отверстие на 4мм и схватил шланг хомутом в районе отверстия в усилителе:
Вывод сапуна с РЗМ
Далее шланг огибает усилитель и входит в сливное отвертие в кузове выходя в багажнике:
Вывод сапуна с РЗМ
Аналогично, посадил конец шланга на топливный фильтр от ВАЗ 2121 и пристегнул его хомутом:
Вывод сапуна с РЗМ
Для всех операций и на РПМ и на РЗМ шватает штатной длинны шланга сапуна ВАЗ 2108. но если кто будет тянуть шланг с РЗМ в моторный отсек, шланги между собой удобно соединять вот таким штуцером:
Остаются такие вопросы, на которые ответит эксплуатация — не умрут ли шланги от мороза, нагрева редукторов и перепада температуры.