- Почему это происходит?
- Суть поломки
- Причины
- Основные симптомы забитого катализатора
- Принцип работы катализатора и его функции
- Как проверить состояние катализатора?
- Проверка катализатора
- Что делать, если катализатор вышел из строя?
- Ремонт и замена катализатора
- Плюсы сотрудничества с
- Проверка катализатора на противодавление
- Каталитический нейтрализатор автомобиля Лада Приора
- ELM327 в помощь
- Система выпуска отработавших газов Lada 4×4
- Что может случиться с ней трализатором?
- Устройство и принцип работы каталитического нейтрализатора
- Какие преимущества и недостатки при удалении катализатора на Ланосе
- Конструкция и функции катализатора
- Как проверить катализатор на забитость своими руками не снимая
- Принцип действия катализатора
- Способы очистки нейтрализатора
- Как почистить катализатор не снимая с машины?
- Инструкция по применению очистителя Hi-Gear
- Механический метод
- Советы и рекомендации
- Что ценного в катализаторах
- Способы и средства для чистки
- В дизеле
- Свойства катализатора
- Виды катализаторов
- Срок службы катализатора
- Когда самостоятельная чистка может быть эффективна?
- Можно ли удалить катализатор?
- В чем заключается результат удаления катализатора из выхлопной совокупности
- Диагностика катализатора
- Как проверить наличие катализатора и его состояние
- Забитый катализатор. Как проверить катализатор на забитость
- Как проверить катализатор. Видео
- Симптомы, причины и способы решения
- Почему забивается катализатор
- Признаки забитого катализатора
- Как проверить – забитый катализатор или нет
- Как определить, забитый катализатор или нет, при помощи инфракрасного термометра
Почему это происходит?
В теории автомобильный катализатор рассчитан на 100-120 тысяч километров пробега. Затем деталь, как правило, выходит из строя — со временем слой металла, нанесенный на керамическую основу, истончается, и катализатор перестает выполнять свои функции.
Но бывает так, что катализатор требует ремонта и замены намного раньше положенного срока. Перечислим основные причины возникновения преждевременных неполадок:
- Некачественное топливо. В плохом горючем повышено содержание свинца, который способен быстро «убить» катализатор.
- Увеличенный расход моторного масла. Чаще всего возникает в случаях, если неисправен двигатель или его системы. Лишнее масло горит в цилиндрах, активно попадает в выхлоп и тем самым разрушает катализатор.
- Пропуски зажигания. Топливо не сгорает в цилиндре, остатки горючего и масло попадают в выхлопную систему, загрязняя и выводя из строя фильтр.
- Механические повреждения, поломки выхлопной системы. Катализатор — достаточно хрупкая деталь, поэтому его можно повредить при агрессивной езде или небрежной эксплуатации.
Как результат — забитый катализатор может сильно навредить двигателю. Если устройство начинает физически разрушаться, его частички могут попасть в цилиндры, что становится причиной серьезных неисправностей. В 80% случаев эксплуатация автомобиля с неисправным катализатором приводит к замене ДВС.
Суть поломки
Как самостоятельно проверить масло в коробке передач
Катализатор внешне выглядит как отрезок с утолщение выхлопной системы. Внутри корпуса установлен каталитический элемент, покрытый специальным слоем из металлов платиновой группы. Элемент выполнен в форме цилиндра и имеет сотовую структуру. Большое количество сот позволяет максимально увеличить площадь контакта выхлопных газов со специальным покрытием, тем самым увеличить степень окисления выхлопа.
Именно небольшой диаметр сот приводит к тому, что они забиваются отложениями некачественного бензина, масла, уменьшая проходное сечение для выхлопных газов. Именно поэтому машине становится сложнее «дышать», так как в такте выпуска происходит подпор выхлопных газов. Это, в свою очередь, приводит к плохой продувке камеры и неполном сгорании последующей порции топлива, что негативно влияет на расход. В некоторых случаях возможно расплавление сот, что приводит к аналогичным последствиям.
Мы выяснили, что бывает всего два варианта поломки катализатора:
- забитый катализатор, когда засоряются соты;
- износ специального покрытия, вступающего в реакцию с выхлопными газами.
Причины
Катализатор способен верой и правдой отслужить до 150-200 тыс. км. Но на практике случается так, что узнать о поломке этой системе многим водителям приходится гораздо раньше. К ускоренному выходу из строя приводят следующие причины:
- плохое качество топлива;
- жор масла, продукты сгорания которого будут оседать внутри сот. Повышенный расход масла может происходить из-за неисправной турбины;
- неправильная работа мотора, связанная с регулировкой системы зажигания, питания и фаз газораспределения;
- механические повреждения элемента либо резкие перепады температур. К примеру, попадание волны ледяной воды под машину, когда катализатор значительно разогрет отработавшими газами.
Многие водители игнорируют признаки забитого катализатора, считая этот элемент лишь «борцом» за сохранность экологической среды. Делать так же ни в коем случае не нужно. Ведь каталитический нейтрализатор является штатным «диагностом» работы мотора. Поэтому ошибки, всплывающие по катализатору, могут сигнализировать не только о выходе из строя самого элемента, но и о неисправности системы зажигания.
Рассмотрим основные последствия:
- повышается расход топлива. Поскольку повысилось сопротивление выхлопных газов, для преодоления этой силы водителю приходится сильнее нажимать на педаль газа, увеличивая подачу топлива;
- повышается температура выхлопной системы. Разгоряченные газы дольше задерживаются в зоне, предшествующей катализатору. Особенно влияет это на двигатели с турбонаддувом, где значительно увеличивается разница температур между «холодной» и «горячей» частями.
Основные симптомы забитого катализатора
Чтобы предотвратить поломку, важно регулярно проводить диагностику автомобиля. Кроме того, существуют конкретные признаки износа катализатора, которые помогут выявить проблему на ранних стадиях:
Принцип работы катализатора и его функции
Основная функция нейтрализатора — полное сжигание выхлопа, чтобы в атмосферу он попадал максимально очищенным от таких видов вредных парниковых газов, как:
- окись углерода;
- оксиды азота;
- углеводороды.
Во время работы двигателя внутренняя часть нейтрализатора нагревается до температуры свыше 700 градусов. В таких условиях происходит дожигание газов. А выше перечисленные вредные химические вещества нейтрализуются за счет реакций с активным катализатором. На входе и на выходе из устройства установлены два датчика кислорода, Лямбда-зонды, которые анализируют состав выхлопа. И если содержание токсичных газов соответствует нормативам, никаких сигналов датчики не подают.
Как проверить состояние катализатора?
Диагностировать поломку самостоятельно можно с помощью визуального осмотра, посветив мощным фонарем внутрь детали. В идеале — вообще снять катализатор и рассмотреть его на свету. Правда, во время эксплуатации гайки крепления могут прикипеть к болтам, и демонтировать деталь будет довольно сложно.
Кроме того, о неполадке скажет запах сероводорода, исходящий из глушителя. Ну и, наконец, третий способ — подставить руку к работающей выхлопной трубе. Симптомом умирающего катализатора станет отсутствие сопротивления. Более точную проверку могут провести специалисты. Диагностика в мастерских осуществляется двумя способами:
- проверка на газоанализаторе. К выхлопной системе автомобиля подключается специальный прибор, который проводит химический анализ выхлопных газов;
- тестирование на противодавление — осуществляется с помощью манометра. При наличии нужного оборудования подобную диагностику можно провести самостоятельно.
Проверка катализатора
Deiners Блог Киа Рио-3, Катализатор -, Пламегаситесь . удаления катализатора
Итак, возник вопрос, «Как проверить катализатор?». Самый действенный и простой метод — демонтировать катализатор и осмотреть его.
Осмотр катализатора на просвет и забитость
Основные признаки и способы проверки катализатора не забит ли он
Снимаем катализатор и смотрим, в каком состояние находятся соты в целом — забитость сот можно проверить на просвет, а для этого пригодится источник света. Но не все так просто, как кажется, иногда, при длительной эксплуатации, крепление катализатора прикипает так сильно, что снятие катализатора может превратиться в долгое и увлекательное занятие (лично я, две задних гайки крепления откручивал 3 часа, в итоге открутить их не вышло — пришлось распилить пополам!). Работа крайне неудобная, потому что работать нужно снизу автомобиля.
Есть еще несколько способов проверки катализатора: можно замерить выхлоп на содержание вредных веществ (при неисправном катализаторе содержание вредных веществ значительно увеличивается по сравнению с исправным катализатором), еще можно проверить противодавление на выпуске (признаком забитого катализатора является повышенное сопротивление и как следствие давление).
Для объективной оценки состояния нужно совместить оба этих способа.
Что делать, если катализатор вышел из строя?
Если признаки сломанного катализатора налицо, использование такой машины чревато негативными последствиями. Лучше заранее решить проблему, пока она не повлекла за собой другие. Существует несколько способов:
Попробовали прочистить катализатор, но все симптомы указывают на то, что проблема не решена? Значит, единственный выход — демонтировать устройство, чтобы заменить на новое или установить пламегаситель. Но есть и хорошая новость — неисправную деталь можно выгодно продать.
Ремонт и замена катализатора
Начнем с того, что катализатор не ремонтируется. Выходом в сложившейся ситуации является или замена устройства, или удаление катализатора. С учетом высокой стоимости такой детали (даже более дешевых универсальных аналогов), второй вариант по удалению нейтрализатора повсеместно практикуется в странах СНГ.
Если просто, из катализатора удаляются вставки из керамики, после чего пустую «болванку» ставят на место. Параллельно штатную прошивку ЭБУ автомобиля корректируют, также может потребоваться поставить обманку лямбда-зонда и т.д. Главное, чтобы двигатель нормально работал без катализатора.
Еще есть вариант сразу вырезать катализатор и поставить пламегаситель (труба с отверстиями). Такое решение позволяет эффективно отводить выхлопные газы, двигатель работает мягче, улучшается приемистость, однако звук выхлопа становится более громким, а также страдает сама выхлопная система и сокращается ее ресурс.
Плюсы сотрудничества с
Мы принимаем в скупку катализаторы, снятые с машин отечественного и импортного производства. Сгоревшие, колотые, битые, измельченные, в корпусе и без него — состояние детали не имеет никакого значения.
Если все симптомы указывают на то, что катализатор осыпался, сгорел или вышел из строя по другой причине — смело звоните нам. Мы предлагаем максимально выгодные условия сотрудничества:
Итоговая сумма зависит от содержания в катализаторе драгоценных металлов — платины, палладия и родия. Также на цену влияет год выпуска автомобиля и объем двигателя. Чем они выше, тем дороже можно продать неисправный катализатор. В среднем стоимость составляет от 2000 рублей для отечественных авто, от 2500 — для иномарок.
Расчеты осуществляются любым удобным для вас способом — наличными, переводом на банковскую карту (Visa, MasterCard, Maestro, МИР), с помощью электронных платежей (системы Webmoney, Яндекс Деньги, Qiwi, Paypal).
Налицо симптомы того, что катализатор неисправен? Не беда — его можно удалить или заменить на новый, а демонтированную деталь выгодно продать! Свяжитесь со специалистами по телефону, с помощью онлайн-чата или через форму обратной связи — выслушаем, проконсультируем и предложим максимально выгодные условия сотрудничества!
Проверка катализатора на противодавление
Ниже описан способ проверки состояния катализатора gо создаваемому противодавлению.
Для этого, перед катализатором нужно вварить отборочные штуцеры для отбора отработавших газов. Целесообразно вваривать штуцеры с резьбой и формой канала, эти штуцеры похожи на штуцеры тормозных трубок. После завершения измерений, в эти штуцеры ввинчиваются пробки-заглушки.
Пробки-заглушки желательно изготовить из латуни — это обеспечит им свободное откручивание в процессе эксплуатации. Для измерений в штуцер нужно ввернуть тормозную трубку длиной 400-500 мм, задача которой рассеивать избыточное тепло. На свободный конец трубки надеваем резиновый шланг, к шлангу подцепляем манометр, его диапазон измерений должен быть до 1 кг/см3.
Обратное давление можно измерить при разгоне автомобиля с полностью открытой заслонкой дросселя. Давление определяют по манометру во время разгона, при росте оборотов, все значения записывают. В случае, если значения обратного давления при работе с полностью открытой заслонкой в какой-либо области оборотов превысят 0,35 кг/см3, это значит, что выпускной системе необходима доработка.
Этот метод проверки катализатора желаемый, однако, в реале вварка штуцеров дело довольно таки мутное, поэтому я делал так: выкрутил лямбду, которая стоит перед катализатором и через переходник вставил манометр. (Манометр желательно использовать поточнее до 1 кг/см3).В роли переходника я использовал резиновый шланг, который подогнал по размеру ножиком, (не забывайте, что герметичность важна).
Так выглядит инструмент профессионального обслуживания
Диагностика каталитического нейтрализатора на противодавление
Сам я замерял при помощи шланга.
- Запускаем двигатель и смотрим снимаем показания манометра(это противодавление на выпуске).
- Садим помощника за руль, он поднимает обороты до 3000, снимаем показания.
- Помощник опять поднимает обороты, но уже до 5000, снимаем показания.
Двигатель перекручивать не нужно! 5-7 секунд вполне достаточно. Не нужно использовать манометр меряющий до 3 кг/см3, так как он может даже не почувствовать давление. Максимум манометра 2кг/см3, лучше 0,5 (иначе погрешность может быть соизмерима с величиной измерения). Я пользовался не совсем подходящим манометром, но при этом максимум был 0,5кг/см3, максимум во время моментального увеличения оборотов с ХХ до 5000 (манометр дёрнулся и упал на «0» ). Так вот — это не считается.
А по уму, два этих метода можно совместить так:
1) выкручиваем лямбду, стоящую перед катализатором;
2) вместо этой лямбды вкручиваем штуцер;
3) к штуцеру прикручиваем кусок тормозной трубки (есть с накидными болтами);
4) на конец трубки надеваем шланг, и просовываем его в салон;
5) ну, а дальше, как в первом случае;
С другой стороны подсоединяем к манометру, диапазон измерения которого до 1 кг/см3. Нужно проследить, чтобы шланг не соприкасался с деталями выпускной системы.
6) из-за не функционирующей (выкрученной лямбды начнет гореть чек), после того, как лямбда будет установлена на место, чек погаснет;
7) предел 0,35 кг/см3 используется для тюнингованных автомобилей, а для нормальных автомобилей, на мой взгляд, допуск можно расширить до 0,5 кг/см3.
Если диагностика катализатора показывает повышенное сопротивление проходу выхлопных газов, значит необходимо катализатор промыть, если промывка невозможна, то катализатор придется заменить. А если замена не целесообразна экономически, тогда удаляем катализатор.
С каждым годом в мире ужесточаются экологические стандарты. На данный момент в странах Европейского Союза используют автомобили с выхлопом не ниже «Евро-4». В России менее требовательны к экологичности выхлопных газов. Однако даже современная «Лада» и «ГАЗы» оснащаются таким устройством, как катализатор. Что это за элемент? Как он работает? Как проверить исправность катализатора? Обо всем этом и не только – далее в нашей статье.
Каталитический нейтрализатор автомобиля Лада Приора
Для правильной работы системы перед каталитическим блоком и сразу за ним устанавливают кислородные датчики (лямбда-зонды). Стоящий до нейтрализатора датчик называют управляющим, а установленный после — диагностическим.
В мировой практике используется и другое расположение каталитического нейтрализатора. Такая схема с расположением бочонка каталитического нейтрализатора под днищем автомобиля появилась на заре применения этого способа снижения токсичности отработавших газов и до сих пор используется, например, на автомобилях фирмы Renault при нормах Евро-4 и даже Евро-5.
ELM327 в помощь
Да – да, именно через него. Я вообще считаю, что он должен быть у каждого автовладельца, особенно современных авто, где куда датчиков и прочий электроники (у меня есть подробная статья, в ней я четко и по полкам рассказал, что и как настраивать)
Для тех, кому лень читать, немного расскажу – ELM327 это определенный сканер, который может читать показания различных датчиков и скидывать ошибки (в том числе и CHECK ENGINE).
Эти устройства есть как проводные, так и работающие без проводов (через Bluetooth или WIFI). Вам нужно установить его в специальный разъем на автомобиле обычно это OBD2 и подключить к своему смартфону или планшету.
Однако чтобы считать ошибки и показания, вам нужно установить на смартфон или планшет специальную программу, сейчас самая популярная это TORQUE.
Будем считать, что все мы это сделали, это элементарно. Но для тех, кто все же это не понимает, смотрим вот это видео, все расстановится на свои места.
Система выпуска отработавших газов Lada 4×4
Каталитический нейтрализатор считается надежным элементом конструкции современного автомобиля, и производители не предусматривают регламента по его замене. То есть, по их мнению, срок службы катколлектора или элемента под днищем автомобиля должен быть равен сроку службы всего автомобиля. Тем не менее практика показала, что каталитические нейтрализаторы далеко не всегда служат безупречно.
Что может случиться с ней трализатором?
Первой неисправностью активного элемента катколлектора является его оплавление, проявляющееся в виде спекания сот и приводящее к затрудненному проходу отработавших газов. Обычно это происходит после того, как превышен порог температуры газов в 900 градусов.
На протяжении многих лет авто производители создают много усовершенствований в автомобильных двигателях и топливных системах, чтобы идти в ногу со временем и, безусловно, с законами, направленными на улучшение экологической ситуации на фоне выбросов автомобилей. Одно из кардинальных таких усовершенствований произошло в 1975 году с интересным устройством под названием катализатор. По сути работа катализатора заключается в преобразовании вредных веществ в менее вредные выбросы, прежде чем они покинут выхлопную систему автомобиля.
Устройство и принцип работы каталитического нейтрализатора
В составе выхлопных газов автомобиля содержится довольно много токсичных веществ. Для предотвращения их попадания в атмосферу используется специальное устройство, получившее название «каталитический нейтрализатор» (более известный как «катализатор»). Он устанавливается на автомобилях, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, работающих как на бензине, так и на дизельном топливе. Зная принцип работы катализатора, вы сможете понять важность его работы и оценить последствия, которые может вызвать его удаление.
Какие преимущества и недостатки при удалении катализатора на Ланосе
После удаления нейтрализатора из автомобиля Шевроле Ланос возникает вопрос о том, какие преимущества и недостатки у такой переделки выхлопной системы. Одним из основных преимуществ является расход топлива, который уменьшится. Насколько снизится расход, просчитать практически невозможно. Фильтр создает дополнительное препятствие на пути у проходящих выхлопных газов, поэтому мотору необходимо преодолеть дополнительное препятствие. Отсутствие фильтрующего устройства является преимуществом для самого мотора, так как кроме снижения расхода топлива, улучшается динамика разгона, исключаются проблемы с запуском мотора и т.п.
Собственно преимуществами удаления катализатора на Ланосе, Сенсе и Шансе, являются:
- Отсутствие необходимости приобретения новых катализаторов, стоимость которых составляет около 10-15 тысяч рублей
- Улучшение динамики автомобиля и снижение расхода топлива
- Увеличение ресурса мотора
Теперь узнаем о минусах, чтобы в итоге определиться, стоит ли удалять катализатор из автомобиля шевроле ланос при выходе его из строя. Кстати, вопрос о том, какой срок службы имеет катализатор, довольно популярен. На ланосах этот элемент служит не более 100-120 тысяч км пробега. На иномарках срок службы достигает 150-180 тысяч км. Недостатками являются:
- Один из существенных минусов — это увеличение вредных веществ в составе выхлопных газов. Ранее автомобили не оснащались катализаторами, но в связи с увеличением численности автомобилей, экологическая ситуация всего мира начала резко падать. Именно поэтому автомобили начала выпускать со встроенными фильтрами очистителей выхлопных газов
- После снятия катализатора ощущается, что звук выхлопа становится намного звонче
- Необходимость замены прошивки или установки обманки, чтобы обеспечить нормальную работу ЭБУ при отсутствующем катализаторе
Когда из строя выходит катализатор на Ланосе, то не остается выбора у владельцев автомобилей, как заменить его более дешевыми устройствами. Итог такой переделки — возможность нормальной эксплуатации автомобиля.
Рекомендация автора!Автомобили Ланос и Шанс и Сенс последних лет выпуска начали комплектовать катализаторами, которые располагаются сразу на выпускном коллекторе. Сделано это для того, чтобы повысить эффективность очистки выхлопных газов, а также исключить возможность установки вместо неисправного фильтрующего элемента проставок. Выпускной коллектор и нейтрализатор являются одним целым, поэтому задача удаления устройства из системы несколько усложняется. Если есть сварочный аппарат, то не составит большого труда вырезать неисправный нейтрализатор, и установить вместо него проставку. Теперь, когда вы понимаете назначение рассматриваемого устройства на машине, можно принимать соответствующее решение о том, что делать, когда он выходит из строя.
Конструкция и функции катализатора
Нейтрализатор является частью системы выхлопа. Он располагается сразу за выпускным коллектором двигателя. Катализатор состоит из:
- Металлический корпус (монтажный мат), имеющий входной и выходной патрубки.
- Керамический блок (монолит). Представляет собой пористую структуру с множеством ячеек, которые увеличивают площадь соприкосновения выхлопных газов с рабочей поверхностью.
- Каталитический слой — специальное напыление на поверхностях ячеек керамического блока, состоящее из платины, палладия и родия. В последних моделях для напыления иногда используется золото — драгоценный металл, который имеет более низкую стоимость.
- Металлический кожух. Выполняет функции теплоизоляции и защиты катализатора от механических повреждений.
Главная функция каталитического нейтрализатора — это нейтрализация трех основных токсических компонентов отработавших газов, поэтому он получил свое название — трехкомпонентный. Вот эти нейтрализуемые компоненты:
- Окислы азота NOx – компонент смога, причина кислотных дождей, ядовиты для человека.
- Углеводороды CH – компонент смога, отдельные соединения канцерогены.
Как проверить катализатор на забитость своими руками не снимая
Как проверить катализатор на забитость своими руками не снимая? Никак!
Почему? Потому что придется либо снимать и смотреть его состояние на забитость вживую, либо ехать в автосервис и делать проверку антидавления.
Мужик хотел сдать «копейку» в чермет из-за непонятной неисправности двигателя (искали всем автосервисом, и, нашли неисправность)
Катализатор может выйти из строя от времени. Ведь, каким бы качественным топливом вы не заправлялись, всё равно в нём могут оказаться всевозможные примеси. Поэтому с годами данный элемент может забиться отходами и перестать выполнять свою функцию.
Кроме того, каталитический нейтрализатор часто ломается от некачественного топлива. Поэтому так важно заправляться на проверенных заправках и заливать в бак только тот бензин, который рекомендован автопроизводителем.
Принцип действия катализатора
На практике трехкомпонентный каталитический нейтрализатор имеет следующий принцип действия:
Выхлопные газы из двигателя попадают внутрь керамических блоков, где проникают в ячейки, полностью заполняя их.
Металлы-катализаторы палладий и платина провоцируют реакцию окисления, в результате которой несгоревшие углеводороды СН преобразуются в водяной пар, а угарный газ СО в углекислый.
Восстановительный металл-катализатор родий преобразует NOx (оксид азота) в обычный безвредный азот. В атмосферу выпускаются очищенные отработавшие газы.
Если в автомобиле установлен дизельный двигатель, то возле катализатора всегда находится сажевый фильтр. Иногда эти два элемента могут быть совмещены в единую конструкцию. Рабочая температура катализатора играет решающую роль в эффективности процесса нейтрализации токсичных компонентов. Реальное преобразование начинается только после достижения 300°С. Идеальной, с точки зрения эффективности и срока службы, считается температура от 400 до 800°С. В диапазоне температур от 800 до 1000°С наблюдается ускоренное старение нейтрализатора. Длительная работа при температуре свыше 1000°С оказывает губительное воздействие на катализатор. Альтернативой керамике, выдерживающей высокие температуры, является металлическая матрица из гофрированной фольги. Катализаторами в такой конструкции выступают платина и палладий.
Способы очистки нейтрализатора
Специалистами по ремонту автомобилей практикуются следующие варианты очистки каталитического нейтрализатора:
- профилактическая чистка моющим средством;
- многократная промывка;
- механическая чистка.
Профилактическая чистка, как правило, проводится при пробеге 70 – 80 тыс. км. Такой способ позволяет обойтись без демонтажа детали. Обычно применяют жидкость типа Hi-Gear HG3270.
Многократная промывка применяется для очистки сильно загрязнённого элемента. Для того чтобы очистить нейтрализатор таким способом потребуется разобрать часть выхлопной системы автомобиля. При таком способе используется в основном жидкость типа ABRO.
Механическая чистка проводится с помощью компрессора и щётки. Такой вариант очистки каталитического нейтрализатора также выполняется на демонтированном участке выхлопной трубы.
Необходимость в применении механической очистки возникает в случае, когда удалить загрязнение с помощью промывки детали не удаётся.
Как почистить катализатор не снимая с машины?
Наиболее подходящей жидкостью для чистки катализатора является Hi-Gear HG3270.
Это профессиональное средство позволяет не только эффективно удалить нагар на элементах выхлопной системы автомобиля, но и почистить карбюратор, топливопровод и бак машины от отложений.
После использования очистителя Hi-Gear наблюдаются следующие положительные изменения в различных системах автомобиля:
- удаляются углеродные отложения;
- увеличивается мощность двигателя;
- снижается расход топлива;
- понижается токсичность выхлопных газов;
- устраняется повышенная детонация топлива.
Все эти преобразования возможны только в том случае, если для очистки катализатора будет использоваться только оригинальное средство. Также следует внимательно отнестись к рекомендациям по использованию Hi-Gear.
Инструкция по применению очистителя Hi-Gear
Чистка катализатора автомобиля с помощью Hi-Gear HG3270 будет успешной только в том случае, если будут соблюдены следующие условия:
- Залить очиститель Hi-Gear в бензобак.
- Эксплуатировать машину до полной выработки всего объёма топлива.
Одной упаковки Hi-Gear достаточно для заливки в топливный бак объёмом 60 – 70 литров.
Для получения максимального эффекта не рекомендуется дозаправлять машину в процессе эксплуатации на топливе с присадкой. В противном случае произойдёт снижение концентрации действующего вещества, что негативно отразится на процессе удаления отложений, образовавшихся на ячейках катализатора.
Механический метод
Можно ли промыть катализатор, если эта деталь сильно загрязнена? В этом случае лучше воспользоваться механическим методом очистки детали.
Выполняется эта работа в такой последовательности:
- Катализатор снимается с выхлопной системы машины.
- Загрязнившиеся соты с помощью мелкой наждачной бумаги аккуратно очищаются.
- Каталитический нейтрализатор продувается сжатым воздухом.
Механический метод особенно хорошо показал себя при очистке катализаторов машин, работающих на дизеле. Эта деталь сильно загрязняется в таких автомобилях, поэтому при аккуратном подходе удаётся восстановить пропускную способность изделия.
Выполнять работу следует очень аккуратно, чтобы не повредить внутреннюю часть изделия, которая изготавливается из специальной керамики.
Советы и рекомендации
Если после добавления присадки в бензин не удалось восстановить работоспособность катализатора, то тогда не обойтись без разборки выхлопной системы автомобиля.
Если способ механической очистки своими руками по тем или иным причинам невозможно будет выполнить, то можно попытаться промыть жидкостью для очистки катализаторов.
Человек на видео, рассказывает про промывку катализатора своими руками:
Использовать для этой цели бензин, ацетон или другие растворители категорически не рекомендуется.
Прежде, чем почистить катализатор необходимо убедиться в том, что его внутренние части не деформированы. Если в результате проверки будут выявлены значительные участки с оплавленными сотами, то потребуется полная замена каталитического нейтрализатора.
Несмотря на рекомендации полного удаления катализатора из выхлопной системы автомобиля многими гаражными мастерами, делать этого не стоит. Отсутствие катализатора в машине значительно увеличивает токсичность продуктов образующихся в результате сгорания автомобильного топлива.
Что ценного в катализаторах
К сожалению, ценного там оказалось много. В роли катализаторов пришлось применить благородные металлы, наиболее подходящие для этой цели.
Дошло до того, что самым дешёвым из них оказалось золото, но чаще приходится использовать платину, палладий и родий. Многим известно, что эти элементы существенно дороже всем понятного золота.
Одновременно с применением столь недешёвых компонент потребовалось создать геометрически непростую структуру, обеспечивающую контактирование каталитического вещества со всем объёмом выпускаемого цилиндрами газа. Это мельчайшие керамические или металлические соты, сквозь которые и продувается весь поток выхлопа.
В результате автомобиль приобрёл сложное, массивное и дорогое устройство в виде металлического корпуса, высокотехнологичной начинки, да ещё и обрамлённое контрольными датчиками с двух сторон, непрерывно следящими за его сохранностью и правильной работой.
Экологичность даром не даётся. Да и на этом прогресс не остановился, дальнейшее ужесточение требований законодателей продолжает влиять на появление дополнительных систем очистки выхлопа.
Способы и средства для чистки
На сегодняшний день существует несколько вариантов очистки катализатора от сажи и нагара. Основными из них являются:
- Очистка в целях профилактики с помощью чистящего средств проводится при пробеге от 70 000 до 100 000 км без предварительного демонтажа с машины.
- Механическая чистка.
- Тщательная промывка.
Будет полезно: Бензин попал в масло двигателя что делать?
В последних двух случаях предполагается снятие и неполная разборка катализатора. Для профилактики можно приобрести специальные составы. К примеру, средство Hi — Gear HG 3270 пользуется особой популярностью среди автомобилистов. Смесь просто наливается в бак с топливом, после чего транспорт можно продолжать использовать в обычном режиме.
Механическая прочистка выполняется с помощью мелкой наждачки и компрессора. Эта методика не особо эффективная, так как при этом устраняются только загрязнения снаружи, то есть нагар и сажа останутся в сотах.
Специалисты из автосервисов советуют для чистки разобранного катализатора пользоваться жидкостью ABRO. Несмотря на то что она применяется для обслуживания карбюраторов, нейтрализатору она тоже может стать очень полезной. Любители иногда пытаются промыть катализатор на машине с помощью этанола, керосина и иных химических веществ. Но лучше не экспериментировать с подобными веществами.
В дизеле
Катализаторы в дизельном двигателе работают гораздо хуже в сокращении выбросов NOx. Одной из причин этого является то, что дизельные двигатели имеют более низкую рабочую температуру, чем бензиновые двигатели, и катализатор в целом в дизельном двигателе работает хуже, поскольку он меньше нагревается. Некоторые из ведущих экспертов экологических авто придумали новую систему, которая помогает бороться с этим. Они используют мочевину в решении этой проблемы: прежде чем оксиды азота уходят в катализатор, их принудительно испаряют и смешивают с выхлопом и затем создают химическую реакцию, которая приведёт к сокращению выбросов NOx. Мочевина, также известная как карбамид, представляет собой органическое соединение, изготовленное из углерода, азота, кислорода и водорода. Мочевина содержится в моче млекопитающих и земноводных. Мочевина реагирует с NOx, производя в результате реакции азот и водяной пар и утилизируя более 90 процентов оксидов азота в выхлопных газах.
Свойства катализатора
Его основным свойством считается дожигание несгоревших остатков горючего и понижение содержания токсичных компонентов в выхлопных газах.
В большинстве машин катализатор находится на коллекторе, в отдельных моделях авто система выхлопа устроена иначе и катализатор размещен сразу после приемной трубы.
Этот узел состоит из корпуса, выполненного из стали. Внутри корпуса цилиндр из керамики с многочисленными отверстиями в виде сот пчел.
На сотах располагается платиноиридиевый сплав из тонкого слоя, который отвечает за окисляемость выхлопных газов при прикосновениях к детали.
Во время подобной химической реакции осуществляется выделение тепла, повышающего температуру катализатора. Данное действие помогает сделать работу каталитического нейтрализатора более результативной.
Важно! Окисленные газы по своей концентрации соответствуют нормам ЕС.
Стоит отметить, что согласно нормам токсичности, в России допускается использование системы выхлопа без катализатора, также данная деталь осуществляет повышение сопротивляемости газов, понижая показатели мощности силового агрегата.
Из этого можно прийти к выводу, что на территории Российской Федерации можно обойтись и без катализатора.
Виды катализаторов
По своему назначению нейтрализатор может быть двух- или трехкомпонентным.
- В первом случае он выполняет относительно простые функции окисления (дожигания) угарного газа и углеводородов до образования воды и двуокиси углерода.
- Во втором – добавляется сложная способность устройства работать с окислами азота. Особенно много их образуется в современных дизельных и бензиновых моторах, в силу повышения экономичности, которых конструкторам приходится использовать обеднённые и бедные смеси на впуске.
Трёхкомпонентые катализаторы, а именно такие чаще всего применяются, в свою очередь, могут отличаться по конструктивному признаку, изготавливаясь на базе керамических или металлических сотовых изделий.
Керамические относительно дешевле, но не обладают высокой механической прочностью и долговечностью, склонны к растрескиванию и разрушению, не терпят ударов при наезде на препятствия.
Металлические конструктивы обладают достаточной упругостью, поэтому лучше держат внешние и внутренние удары. Внутренние могут возникать при аномальных процессах горения и разрушительно воздействовать на тонкую сотовую начинку, где, как уже упоминалось, обычно нанесены такие непростые вещества, как платина, палладий и родий.
Но даже металл не спасает от предательского попадания на тонкие соты посторонних веществ из двигателя в виде компонент контрафактных рабочих жидкостей, слишком богатой смеси или всевозможных соединений кремния.
Катализаторы отличаются и по способу их установки. Раньше они располагались в виде врезок выхлопной трубы, подобно глушителям и резонаторам. Но оказалось, что так их очень трудно и затратно прогревать до рабочей температуры, при которой начинаются каталитические реакции.
Поэтому сейчас нейтрализаторы ставят непосредственно за выпускным коллектором, максимально близко к точке выхода раскалённых выхлопных газов. Уже не надо долго ждать выхода прибора на режим, меньше загрязняются кислородные датчики и сокращаются расходы топлива на поддержание температуры.
Срок службы катализатора
Средний ресурс катализатора составляет 100 тыс. километров пробега, но при правильной эксплуатации он может исправно функционировать и до 200 тыс. километров. Основные причины раннего износа — неисправность двигателя и качество топлива (топливовоздушной смеси). При наличии обедненной смеси происходит перегрев, а при слишком богатой возникает засорение пористого блока остатками несгоревшего топлива, что препятствует протеканию необходимых химических процессов. Это приводит к тому, что срок службы каталитического нейтрализатора существенно снижается. Еще одной распространенной причиной неисправности керамического катализатора являются механические повреждения (трещины), возникающие при механических воздействиях. Они провоцируют быстрое разрушение блоков. При возникновении неисправностей работа каталитического нейтрализатора ухудшается, что фиксируется при помощи второго лямбда-зонда. В этом случае электронный блок управления сообщит о неисправности, выдав на приборной панели ошибку «CHECK ENGINE». Также признаками выхода из строя являются дребезжание, увеличение расхода топлива и ухудшение динамики. В этом случае его меняют на новый (оригинального производства или универсальный). Почистить или восстановить катализаторы невозможно, а поскольку это устройство имеет высокую цену, многие автомобилисты предпочитают просто удалить его.
Когда самостоятельная чистка может быть эффективна?
Прежде чем приступать к активным действиям, необходимо выяснить в каких случаях чистка этой детали способна принести какую-либо пользу.
Будет полезно: Заклинило задний суппорт что делать?
Промывка катализатора автомобиля специальными жидкостями может быть наиболее эффективна при:
- Выполнении профилактических мероприятий.
- Сильной забивке сот катализатора сажей.
Если нейтрализатор ещё не вышел из строя, но уже замечается незначительное снижение мощности двигателя и увеличение расхода топлива, то чтобы продлить срок службы, производится очистка химическим способом.
При сильной забивке сот, но при отсутствии оплавлений такой метод также позволяет значительно продлить ресурс детали. А также увеличить мощность двигателя и уменьшить расход топлива.
Можно ли удалить катализатор?
При удалении катализатора его очень часто заменяют на пламегаситель. Последний выравнивает поток выхлопных газов. Его установка рекомендуется для устранения неприятных шумов, которые возникают при удалении катализатора. При этом, если вы выбрали именно удаление, лучше полностью снять устройство и не прибегать к рекомендациям некоторых автомобилистов пробить в нем отверстие. Подобная процедура улучшит ситуацию только на время. В автомобилях, соответствующих экологическим стандартам Евро-3, помимо удаления катализатора необходима перепрошивка электронного блока управления. Ее обновляют до версии, в которой отсутствует каталитический нейтрализатор. Также можно установить эмулятор сигнала кислородного датчика, который избавит от необходимости перепрошивать ЭБУ.
В чем заключается результат удаления катализатора из выхлопной совокупности
Как становится ясно, при неисправности катализатора, его удаление из выхлопной системы позволяет вернуть работоспособность двигателя и восстановить оптимальный расход топливной смеси.
Если же катализатор удаляется из состава транспортного средства по собственной инициативе, то это, как правило, связано с глобальной модернизацией всей системы выхлопа. В большинстве случаев, удаление катализатора сопровождается установкой прямоточного глушителя и перенастройкой электронного блока управления двигателем. Данный вид тюнинга авто осуществляется для совершенствования технических характеристик транспортного средства и в частности для увеличения мощности двигателя. Как известно, при более высокой мощности мотора необходимо удалить большее количество преград на пути выхода отработанный смеси.
Несмотря на кажущуюся продуманность, данный вид модернизации все же по праву считается любительским
При модернизации двигательной системы и выходной совокупности важно учитывать множество параметров, что довольно сложно выполнить в условиях обычного гаража. Похожий вид модернизации практикуется на спортивных автомобилях, но в ходе выполнения тюнинга принимают участие опытные специалисты, использующие все необходимое профессиональное оборудование
На этой странице покажу, как можно проверить катализатор при помощи ELM327 либо KKL VAG-COM 409.1, или любым другим диагностическим адаптером.
Главная цель любого диагноста заключается в том, чтобы поставить верный диагноз автомобилю. А главная цель хорошего диагноста — сделать то же самое, но только не откручивая ни одной гайки и, по возможности, даже не открывая капот.
Именно этим мы сейчас и займемся.
Наша задача — оценить состояние каталитического нейтрализатора на эффективность и пропускную способность. Короче, проверить его работоспособность и не забит ли он. Причем, сделать это не снимая его с автомобиля.
Я покажу, как проверить катализатор при помощи адаптера KKL VAG-COM 409.1 и программы Chevrolet Explorer.
А также при помощи адаптера ELM327 и программы для смартфона Car Scanner (на видео)
Но Вы можете использовать любой сканер и любую программу. Смысл один и тот же.
Как выбрать и купить диагностический адаптер, смотрите на странице Адаптеры для диагностики автомобиля
Диагностика катализатора
Оценить состояние катализатора можно не только визуально, но и программными методами.
Для этого подключаемся к диагностическому разъему автомобиля и запускаем любую диагностическую программу. В моем случае будет использована программа Chevrolet Explorer
Из всего многообразия параметров нам необходимо всего два:
📌Абсолютное давление во впускном коллекторе
📌Показания датчика кислорода, который установлен после катализатора (ДК2)
Как проверить наличие катализатора и его состояние
Итак, первая проверка заключается в проверке эффективности катализатора. Также такой проверкой можно проверить установлен ли, вообще, катализатор на автомобиле. Возможно предыдущий владелец его удалил и добросовестно утаил этот факт при продаже автомобиля. А удаленный катализатор на небольших пробегах является тревожным сигналом по нескольким причинам, но наиболее важных две:
📌Были проблемы с двигателем, вследствие чего катализатор вышел из строя
📌Авто было в ДТП и катализатор пострадал физически
В общем, отрываем диагностическую программу и смотрим за показаниями датчиков кислорода
📢Внимание! Проверки проводить на холостом ходу прогретого двигателя
Как мы видим, сигнал ДК1 имеет пилообразную форму, а сигнал ДК2 имеет ровную линию с напряжением около 700-800 мВ.
Если мы видим подобную картину, значит катализатор на автомобиле установлен и хорошо работает.
Теперь смотрим другой график
📍Справка. Коллекторный катализатор устанавливается в непосредственной близости к выпускному коллектору и находится очень близко к выпускным клапанам. А так как выхлопные газы имеют пульсирующий характер движения, то продукты распада катализатора могут попадать в цилиндры двигателя.
Вот еще похожие случаи
В данных ситуациях сигнал ДК2 полностью повторяет сигнал первого датчика. Это означает, что катализатор полностью вышел из строя, либо его там уже нет.
Вот такая простая проверка всего лишь одного параметра позволяет многое узнать о катализаторе автомобиля.
🔺Примечание. Если вместо ДК2 установлена обманка, тогда данная проверка почти не имеет смысла. Поэтому посмотрите, установлен ли ДК2, нет ли у него какой-либо проставки и не было ли вмешательства в его проводку.
Забитый катализатор. Как проверить катализатор на забитость
Для проверки прогреваем мотор и смотрим параметр «Абсолютное давление во впускном коллекторе»
Оно должно составлять 28-33 кПа на холостом ходу прогретого двигателя
Теперь открываем дроссельную заслонку и повышаем обороты. Давление должно снизиться до 22-24 кПа
Если Вы наблюдаете такую же картину, значит катализатор и выхлопная система не забиты.
Вот пример забитого катализатора
Как мы видим, дроссельная заслонка открыта полностью (на данном авто предел открытия 70%. это Шевроле Лачетти 1.6), а давление во впускном коллекторе поднялось до атмосферного — 99 кПа. Это означает, что мотору очень тяжело. Также можно обратить внимание на то, что обороты не поднимаются выше 4000, хотя педаль газа выжата в пол. Это означает, что выхлопная система забита.
🔺Примечание. Не спешите сразу приговаривать катализатор. Обойдите авто и посмотрите, возможно кто-то пошутил и заткнул выхлопную трубу. Или, двигаясь задним ходом, нагребли снега в выхлоп.
Как проверить катализатор. Видео
Я также записал видео, где кратко показал проверку катализатора при помощи адаптера ELM327.
Вот так, всего лишь пара параметров позволяет проверить катализатор даже не открывая капот
Симптомы, причины и способы решения
Бывает так, что ваш автомобиль набирает скорость будто через силу, а потом вдруг «приходит в себя» и работает как обычно? Данная проблема с течением времени только усугубляется: машине сложно набрать 150 км/ч, потом – 120 км/ч, проходит пара недель, и разогнаться до 100 км/ч для неё уже тоже проблема? Если ситуация крайне тяжелая, то не факт, что мотор вообще запустится. Всё это может говорить о наличии проблем в различных частях двигателя. Но именно трудности с динамикой возникают в том случае, когда его пропускная способность снижается до критических значений или когда в выхлопной системе абсолютно забитый катализатор.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Из-за чего забивается катализатор
- Как диагностироваться забитый катализатор
- Может ли катализатор забиваться из-за плохого топлива
- Можно ли ездить без катализатора
- Как починить забитый катализатор
Почему забивается катализатор
Причиной снижения производительности двигателя могут стать проблемы с вентиляцией цилиндров, которая становится очень слабой. Силовому агрегату не удаётся «захватить» требуемый объем воздуха, потому что противодавление катализатора возросло. То есть частично выхлоп остаётся в цилиндрах, он не даёт топливно-воздушной смеси как следует заполнить камеру сгорания. Помимо этого, есть риск, что в результате снизится мощность (тяга), и динамика ухудшится. Крайне важно четко осознавать, на что влияет забитый катализатор.
К числу основных причин относятся следующие:
- Забитым катализатор становится потому, что появляются нарушения в самой системе выхлопа и двигателя. Происходит это из-за увеличения количества масла в выхлопе, к примеру, когда мотор масло «ест», но владелец авто не спешит решать эту проблему, не зная, влияет ли забитый катализатор на расход масла.
- Катализатор забивается из-за того, что у него достаточно маленькие пропускные соты. Чтобы закупорить их, хватает короткого периода времени -из-за высокой температуры даже несколько капель могут прилипнуть достаточно сильно.
- Топливо низкого качества нередко приводит к тому, что забивается катализатор. Причем топливо, которое не сгорело в цилиндрах, начинает догорать уже в выпускном коллекторе, а это приводит к перегреву или же оплавлению катализатора.
- Плохое дорожное покрытие также негативно сказывается на катализаторе. Его внутренности могут пострадать от любого механического удара, «встречи» с лежачим полицейским, бордюром, ухабом, бугром. В момент повреждения одной из сот, её частицы легко забивают другие соты катализатора.
Признаки забитого катализатора
Итак, забитый катализатор. Признаки неисправности следующие:
- Удаётся завести двигатель, но он почти сразу начинает глохнуть.
- Разгон автомобиля замедляется.
- Когда вы нажимаете на педаль газа, ощущаете сопротивление.
- Забитый катализатор влияет на расход топлива – он растет.
- Когда происходит запуск двигателя «на холодную», появляется неприятный запах.
- Начинает гореть индикатор проверки двигателя.
- «Жор» масла при забитом катализаторе увеличивается.
Как проверить – забитый катализатор или нет
Можно выделить три способа, как узнать забитый катализатор:
- Самый простой вариант – это полностью снять катализатор, осмотреть его на просвет, чтобы найти какие-либо дефекты. Порою крепление катализатора оказывается настолько сильным, что для его демонтажа нужна болгарка или иные схожие инструменты. К тому же нередко встречаются такие конструкции выхлопных систем, которые имеют чересчур сложную схему сборки, и снятие катализатора занимает несколько дней. При этом демонтировать выхлопную становится абсолютно невозможно.
- Наиболее совершенный метод проверки катализатора – противодавление. Он заключается в определении показателей давления в выпускной системе. Для этого необходимо сделать следующее: вкрутить манометр вместо первого кислородного датчика, используя переходник, измерить значения различных режимов работы мотора. Нормальными показателями давления являются 0,3 кгс/см2 при 2,5 тыс. оборотов двигателя в минуту. Однако данный метод не безупречен, есть у него минусы. Так, например, не слишком удобно демонтировать датчик, чтобы провести данную процедуру. Помимо этого, часто крепление датчика оказывается настолько прочным, что процесс демонтажа занимает много времени.
- Третий вариант смело можно назвать наиболее техничным. Противодавление измеряется с помощью специального оборудования – мотор-тестера. Всё происходит следующим образом: в то место, где в цилиндре находится свеча, необходимо поставить датчик давления. Затем выполняется анализ осциллограммы на повышенных оборотах.
В случае, когда показатели давления в выпускной системе выше 200 кПа (это практически 2 кгс/см2), катализатор необходимо заменить.
Бывает так, что детали внутри каталитического нейтрализатора изнашиваются или рассыпаются, тогда слышится своеобразное дребезжание. Как выглядит забитый катализатор, видно на фото выше.
Как определить, забитый катализатор или нет, при помощи инфракрасного термометра
Когда вы замечаете снижение ускорения, и вам кажется, что возникла какая-то поломка, советуем проехать на автомобиле минут 20–30, что позволит ему полностью прогреться. Важно, чтобы машина именно ехала, ведь в холостом режиме результаты могут оказаться совершенно иными. Показатели температуры разогретого катализатора должны достигать как минимум 400 оС. Когда поездка завершится, поднимите домкратом автомобиль и опять его заведите. Вооружившись ИК-термометром, спуститесь под машину.
Вообще, инфракрасный термометр – штука достаточно полезная, при этом его стоимость не так уж велика –около 500–1000 рублей.
Направив лазер на трубу, которая пропускает выхлопные газы, попадающие в катализатор, зафиксируйте ее температурные значения. После этого лазер нужно направить на заднюю стенку каталитического нейтрализатора, откуда выходят газы.
Сравнение цен актуально на
Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!
Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену
Средняя цена по рынку
3 501.99 ₽
5 582.38 ₽
4 933.50 ₽
Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!
Если катализатор функционирует исправно, то температурные значения на выходе будут на 30–50 оС выше показателей, зафиксированных на входе. Данная закономерность объясняется химическими реакциями, происходящими в катализаторе и сопровождающимися выделением тепла. Однако, когда в каталитическом нейтрализаторе есть какие-либо неисправности, значение температуры на входе превысит показатели на выходе либо будет совпадать ними.
Важно! Если автомобиль была заведен только что, показатели температуры на выходе могут оказаться ниже значений на входе или такими же. Это связано с тем, что катализатор попросту не успел разогреться и работает еще не в полную силу. Таким образом, не удастся однозначно определить симптомы забитого катализатора.