Обычно приводы печек надежны. Но это механизм с множеством движущихся и трущихся деталей и, соответственно, требующий смазки и ее своевременной замены.
Комфортное путешествие на машине обеспечивает безотказно работающий отопитель салона. Но однажды тепловое оборудование начинает свистеть и визжать: не дожидаясь серьезной поломки, необходимо смазать моторчик печки автомобиля. Дело несложное, однако, с одним нюансом: выбор смазочного материала должен быть безошибочным.
Страница 1 из 2
- Поделиться этой страницей
- Как устроена система охлаждения двигателя и обогрева салона
- Что может шуметь в печке
- Разрушение подшипников вентилятора
- Слабая фиксация мотора вентилятора
- Повреждение лопастей вентилятора
- Разрушение салонного фильтра
- Как устранить проблему
- Свистит вентилятор печки.
- Обслуживание моторчика печки
- Чем смазать моторчик печки
- Чем смазать вентилятор печки
- Чем смазать подшипник печки
- Чем смазать втулки вентилятора печки
Поделиться этой страницей
- Как устроена система охлаждения двигателя и обогрева салона
- Что может шуметь в печке
- Как устранить проблему
- Заключение
Автомобильная печка, она же обогреватель или отопитель салона, очень тихое устройство, которое даже при максимальном обдуве горячим воздухом издает негромкий звук. Если же печка в машине свистит, трещит или издает другие странные звуки, значит в отопителе появилась неисправность, требующая срочного ремонта.
Как устроена система охлаждения двигателя и обогрева салона
Во время работы двигатель автомобиля выделяет много тепла, которое необходимо отводить от него, чтобы не произошел перегрев с последующим повреждением силового агрегата. Эту задачу выполняет система охлаждения, неотъемлемой частью которой является отопитель. Блок и головка двигателя пронизаны каналами, по которым циркулирует охлаждающая жидкость (ОЖ, антифриз), выполняющая функцию теплоносителя, то есть передающая тепловую энергию от мотора к радиатору. Поскольку оптимальный тепловой режим силового агрегата составляет 95–105 градусов, то для ускорения прогрева в систему охлаждения встроили термостат, блокирующий движение ОЖ по «большому кругу» до достижения соответствующей температуры мотора.
Помимо большого круга движения антифриза существует еще и малый, который поставляет тепловую энергию отопителю салона. Горячая жидкость, циркуляцию которой обеспечивает помпа (водяной насос), выходит из двигателя и по трубам поступает в радиатор (теплообменник) печки. На некоторых автомобилях производства СССР в малый круг врезан кран, перекрыв который, водитель блокирует поступление антифриза в обогреватель, это ускоряет прогрев двигателя до рабочей температуры. Радиатор отопителя, в силу малой площади, не способен самостоятельно обогреть весь объем салона, поэтому в состав печки включают вентилятор, создающий движение воздуха. В результате двигатель нагревает радиатор отопителя, который, в свою очередь, нагревает проходящий через него воздух, а последний разносит тепло по салону.
Сам же отопитель сделан по принципу калорифера – внутри пластикового или металлического кожуха установлены:
- радиатор-теплообменник;
- вентилятор, создающий поток воздуха;
- салонный фильтр, очищающий входящий воздух;
- прямой и обводной каналы (первый идет через радиатор, второй в обход него);
- заслонки, регулирующие направление движения воздуха.
Подробней об устройстве печки читайте тут (Устройство печки).
Что может шуметь в печке
Гидравлическая часть отопителя изготовлена так, что издавать треск или как-то иначе шуметь не может в принципе. ОЖ циркулирует по герметичным трубкам и шлангам и, при правильном (достаточном) уровне антифриза воздушных пробок в печке не образуется, а закипание системы охлаждения происходит только при резком снижении ее эффективности и перегреве силового агрегата. Признаками такого перегрева являются:
- резкое падение мощности;
- густой белый пар, выходящий из-под капота;
- включение соответствующих индикаторов на панели приборов;
- заходе стрелки термометра в красную зону.
То есть даже во время закипания двигателя гидравлическая часть отопителя не является источником посторонних звуков, поэтому причины, по которым свистит печка в машине, связаны только с воздушной и механической частями этого устройства. Чаще всего такими причинами становятся:
- разрушение подшипников вентилятора;
- слабая фиксация мотора вентилятора;
- повреждение лопастей вентилятора;
- разрушение салонного фильтра.
Вентилятор печки авто
Чтобы определить, почему печка издает странные звуки, отопитель приходится полностью извлекать из авто и разбирать.
Разрушение подшипников вентилятора
Вентилятор отопителя состоит из трех компонентов:
- моторчика;
- пропеллера или колеса с лопастями;
- корпуса отопителя.
Моторчик надежно прикручен к корпусу печки, а пропеллер или колесо закреплены на его валу. Поэтому подшипники электромотора одновременно являются подшипниками всего вентилятора. На классических моделях ВАЗ (2101–2107) вместо подшипников ставили металлические или пластиковые втулки, это снижало стоимость производства, зато сокращало ресурс агрегата. Когда подшипники или втулки разбивает, в них появляется люфт, детали начинают гудеть, свистеть или трещать во время работы.
Слабая фиксация мотора вентилятора
Если болты или гайки, крепящие агрегат к корпусу печки, ослабли, то помимо вибрации и вызванных ей стуков, появляется перекос вала, что приводит к контакту вентилятора и корпуса печки. Если такой контакт постоянен, то во время работы обогревателя будет свистеть или трещать, если же контакт происходит при определенных условиях, например, проезде машины через кочку или нестабильной работе мотора, то звук будет прерывистым.
Повреждение лопастей вентилятора
Такое чаще всего происходит с центробежными, то есть состоящими из колеса с лопастями и корпуса-улитки, вентиляторами при попадании в них какого-то постороннего предмета (если ездить без салонного фильтра) или из-за долгой работы с незатянутым креплением. Звук может быть любым, ведь он зависит от характера повреждения и общего состояния печки. Нередко отопитель вдруг начинает гудеть сильней, чем обычно, что тоже может говорить о каком-то повреждении лопастей.
Разрушение салонного фильтра
Печка авто — салонный фильтр
Такой дефект часто происходит там, где использованы либо крайне дешевые некачественные детали, либо фильтр стоял на месте без замены несколько десятилетий и развалился. Когда он рвется или разваливается, то его кусочки попадают в область действия вентилятора отопителя и ухудшают его работу. В зависимости от ситуации они могут породить негромкий свист или какие-то едва слышные стуки при выключении и выключении вентилятора.
Но гораздо опасней то, что через разрушенный фильтр в область действия вентилятора могут попасть небольшие камни, куски веток и другой мусор, который будет болтаться внутри вентилятора и раздражать вас посторонними звуками.
Как устранить проблему
Если вы решили устранить причину, по которой печка начала издавать посторонние звуки, например, трещать, то сначала убедитесь, что не приняли за них гул, который издает даже полностью исправный вентилятор, затем полностью разбирайте и вытаскивайте из машины отопитель. Когда все детали будут лежать отдельно, проверяйте каждую из них.
Иногда причиной посторонних звуков становятся даже листья, которые попадают в отопитель при неправильной установке воздушного фильтра или езде без него. Некоторые водители перед зимой снимают салонный фильтр, мотивируя это тем, что печка будет лучше работать, но, гораздо практичней чаще менять его, чтобы он постоянно оставался чистым.
Если свистит печка в машине, то такая неисправность не угрожает безопасности, но лучше не затягивать с ремонтом, ведь посторонние звуки отвлекают и снижают концентрацию водителя, а также раздражают пассажиров. Чтобы определить, почему отопитель издает свистящие или другие странные звуки, а также устранить проблему, его придется полностью демонтировать и разобрать, что потребует хотя бы минимальных навыков авторемонта.
Нива Шевроле, Ваз! Исправляем шум,треск Моторчика печки!
Процедура проводилась на моторе печки от W220. Не думаю, что на других моделях устройство электродвигателя будет кардинально отличаться
. Возможно, кому-то окажется полезным отчет. Вся процедура занимает не более полутора часов. Изначально появился легкий скрип и посвистывание на малых оборотах в холодную погоду, все это продолжалось несколько месяцев, потом скрип дополнился откровенным скрежетом. Виновником нарушения покоя оказался тот, что «крутИтся и вертИтся» под бардачком. Сравнив цены на новую деталь и цены б/у, решил восстановить старый
. Снять его совсем не сложно, описывать не имеет смысла, в ногах пассажира снимаем обшивку, далее все видно.
Вынимаем электромотор из пластиковой «обоймы», держит его в ней один болт-звездочка. Затем снимаем крыльчатку: зафиксировав ее на ровной поверхности с максимальной плоскостью соприкосновения (можно положить на две рядом поставленные табуретки), чтобы не сломать, легкими постукиваниями по валу освобождаем электродвигатель. Крыльчатка просто плотно посажена на вал. Мотор сам оказался Бош 0 130 101 110, конструкция по факту неразборная, задняя крышка завальцована. Но при большом желании все можно разобрать
Спасибо! У меня в спринтере пищит, гудит – надо бы сделать.
Выработка на якоре большая. Не рентабельней поменять на новый и забыть.
вынимаем пластиковую часть с щетками, попутно их меняя на новые (фото 1, 2).
Решил тоже заняться этим, двигатель посвистывал поскрипывал несколько дней потом его заклинило, дело было весной поменял на неоригинал что то около 8 тысяч денег, вобщем спустя месяц от него на определенных оборотах/на кочках звуки раздражающие слышны. Так как старый решил тогда не выкидывать пришел сейчас к тому что неплохо бы его восстановить Часа полтора у меня ушло только на снятие крыльчатки, крепко сидит зараза, чуть помучался при отгибании креплений задней крышки. Пока не понял как пластиковую часть отделить от крышки, не пойму за счет чего она на ней держится. от щеток остались практически 2 тонкие пластины, где приобретали их? проблем как мне кажется в моторе много позже выложу фото
до верхней втулки пока не добрался, снял нижнюю время сделало своё, но вроде работе вентилятора это не помешает. Вот откуда взялось 2 канавки смотрел так и не понял, магниты визуально целые, как это скажется на работе двигателя?
Пластиковая колодка с щетками держится на железной крышке за счет маленьких 4 пластиковых стержней. Если хотите снять, то придется их ломать (на работу вентилятора никак не повлияет). С обратной стороны крышки круглой увидите их, они там оплавлены, чтобы держались за эту железную крышку. Отверткой простой аккуратно отделяйте, все отщелкнется. Канавки 2 на якоре есть такие у всех, и у меня были, так должно быть.Если люфта на втулке нет, то внутреннюю поверхность мелкой наждачной бумагой шлифуйте, она у вас ржавая сильно. Будет свистеть иначе, если так оставите. Должна быть гладкой и блестеть
Если люфтит, то меняйте. Щетки брал в первом попавшемся магазине автозапчастей, брал графитовые. В оригинале, по-моему, стоят меднографитовые (они жестче, но и служат дольше). На коллекторе у вас есть выработка, это нормально, машина далеко не новая (именно поэтому новые щетки я поставил графитовые, чтобы коллектор меньше изнашивался). Не забудьте все хорошо почистить и обезжирить, ну и смазать потом, конечно
Пластиковая колодка с щетками держится на железной крышке за счет маленьких 4 пластиковых стержней. Если хотите снять, то придется их ломать (на работу вентилятора никак не повлияет). С обратной стороны крышки круглой увидите их, они там оплавлены, чтобы держались за эту железную крышку. Отверткой простой аккуратно отделяйте, все отщелкнется. Канавки 2 на якоре есть такие у всех, и у меня были, так должно быть.Если люфта на втулке нет, то внутреннюю поверхность мелкой наждачной бумагой шлифуйте, она у вас ржавая сильно. Будет свистеть иначе, если так оставите. Должна быть гладкой и блестеть Если люфтит, то меняйте. Щетки брал в первом попавшемся магазине автозапчастей, брал графитовые. В оригинале, по-моему, стоят меднографитовые (они жестче, но и служат дольше). На коллекторе у вас есть выработка, это нормально, машина далеко не новая (именно поэтому новые щетки я поставил графитовые, чтобы коллектор меньше изнашивался). Не забудьте все хорошо почистить и обезжирить, ну и смазать потом, конечно
Есть люфт вала вверх вниз приличный до сантиметра, может меньше. сейчас уже сложно сказать но ощутимый.
Сообщение от SPT
Цену на новый моторчик посмотрели? Цена на б/у 220 известна? Сопоставили цифры между собой?
Про “рентабельность” говорить еще будем?
Вверх-вниз он должен свободно двигаться и слегка пружинить. Вроде там и получается 1см где-то. Главное, чтобы люфта вала не было по горизонтали, в собранном состоянии чтобы не “гулял” влево-вправо во втулке.
я такой фигнёй на 124ом занимался, где вентилятор 300 евро стоил, а неоригинала не было ещё
эфекта пружинитости как то нет, скорее стуком я бы это назвал. Интересно перестал работать совсем он из за щеток?
У вас вентилятор наладить получилось? Все работает? Если да, то не мешайте машине работать
И фиг с ним, с этим “эффектом пружинности”
А работать он, вероятнее всего, перестал из-за щеток, их там уже просто нет, пружины не хватало, чтобы прижать их остатки к коллектору
У вас вентилятор наладить получилось? Все работает? Если да, то не мешайте машине работать И фиг с ним, с этим “эффектом пружинности” А работать он, вероятнее всего, перестал из-за щеток, их там уже просто нет, пружины не хватало, чтобы прижать их остатки к коллектору
нет же, только разобрал)
мне кажется уровень машины не тот. Зачем покупать такой авто если денег нет даже на новый неоригинал)))))))))))
неоригинал что тысяч по 10 никакие, я этот делаю что бы заменить его менее год как установленного
Ну я Meyle взял, та же фигня. Я восстанавливаю не потому что у меня нет денег на покупку нового, иногда для саморазвития очень полезно чем то таким заниматься, а цена в 30 рублей за оригинал как стимул
На 202-м конструкция вентилятора такая же как на 220-м. Скорее моторчик одинаковый. Бошовский в районе 70 евро. Поставил и забыл. Хотя иногда и творчеством позаниматся не мешает!
Тем более в 220-м хватает где деньги похоронить.
Свистит вентилятор печки.
Модераторы: SNOOPER, Nbf, drcham, BAlex, Romik, DenVer, SoundSpeed
liss1975Сообщения: 1755Зарегистрирован: 02 окт 2010, 16:39Двигатель:: бензин 3.0Мой автомобиль(и):: паджеро 4Откуда: МоскваОткуда: Россия-МоскваБлагодарил (а): 9 разПоблагодарили: 98 раз
Контактная информация:
PAJERO IV 3.0 2010 г.в
______________________________________________
Говорят за твоей спиной — значит, ты впереди.
Обсуждают твою жизнь — значит, она интересней их.
Пытаются найти недостатки —значит, завидуют.
SvetliyСообщения: 1433Зарегистрирован: 03 июл 2011, 21:58Двигатель:: 3.0 бензинМой автомобиль(и):: Pajero 4Откуда: МоскваОткуда: МоскваБлагодарил (а): 126 разПоблагодарили: 66 раз
17 фев 2013, 11:21
У меня появляется изредка похожий свист, но я пока не смог понять зависимость от чего либо. Каждый раз при разных обстоятельствах, но есть похожие ситуации при определенных температурах на улице. Фильтр думаю не причем, меняю его регулярно.
«Те, кто ест суп из фугу,— глупые люди. Но и те, кто не ест суп из фугу,— тоже глупые люди»
BabyHummer A-328Сообщения: 6029Зарегистрирован: 27 июн 2012, 11:30Двигатель:: Бензин 3.8Мой автомобиль(и):: Mitsubishi Pajero IVОткуда: Москва, БабушкинскаяОткуда: МоскваБлагодарил (а): 170 разПоблагодарили: 212 раз
BabyHummer A-328 » 17 фев 2013, 11:43
Псакой буду, если вру! 🙂
17 фев 2013, 14:46
Сегодня заменил салонный фильтр, симтомы пропали. Имею место предположить, что из-за грязного фильтра на повышенных оборотах создавалось разряжение в корпусе крепления мотора и как в следствии повышенная нагрузка на лопасти и двигатель.
После снятия фильтра так же продул камеру, включив на максимальные обороты и дав поработать около минуты тем самым ибедившись в отсутствии шумов со стороны двигателч в отсутствии нагрузки.
megrannyСообщения: 6152Зарегистрирован: 18 июл 2011, 00:22Двигатель:: дизель 4M41Мой автомобиль(и):: Subaru Forester III(S12),MP IV-3,2 Di-D UltimateОткуда: ЦФО,76Благодарил (а): 16 разПоблагодарили: 78 раз
17 фев 2013, 15:21
BabyHummer A-328 писал(а):
Андрей,ты прав.Тему эту уже обсасывали.У мне тож шелест е,но едва слышен,терпимо.Смазывать пытался без разбору,просто вынув фильтр,но это все равно,что радио слушал-эффект стремится к нулю,а снимать всю эту байду посчитал слишком еßаторным занятием,если затрет совсем
I made in Japan
BALTIKAСообщения: 121Зарегистрирован: 15 мар 2011, 23:00Двигатель:: 6G72Мой автомобиль(и):: Падж4, ТуарегОткуда: рядом с ПитеромБлагодарил (а): 10 разПоблагодарили: 5 раз
17 фев 2013, 15:47
Была такая ситуация на другом авто. Однозначно подшипник. Либо смазка его, либо замена.Проблема исчезнет.
AlnikerСообщения: 1424Зарегистрирован: 20 фев 2012, 18:28Двигатель:: 6G72, БензинМой автомобиль(и):: П4 (ЖОРЖ-УЛЬТИМАТУМ) белый, 2012; РАВ4 2.5, АКПП, белый перламутр, 2018Откуда: ЮЖНЫЙ УРАЛБлагодарил (а): 3 разаПоблагодарили: 32 раза
17 фев 2013, 18:46
сменивший философию: отныне проходимость и природа, а не скорость и урбанизация
17 фев 2013, 19:30
megranny писал(а):Смазывать пытался без разбору,просто вынув фильтр,но это все равно,что радио слушал-эффект стремится к нулю,а снимать всю эту байду посчитал слишком еßаторным занятием,если затрет совсем
17 фев 2013, 19:39
Проверь еще несколько раз,бывает свистят сами щетки,но это скорее жЫгулевский синдром.
17 фев 2013, 19:48
liss1975 писал(а):
Странно у меня проблема ушла вместе с грязным фильтром
У тя точно ушёл только грязный фильтр
17 фев 2013, 19:54
Alniker писал(а):
У тя точно ушёл только грязный фильтр
17 фев 2013, 20:11
17 фев 2013, 20:20
Вернуться в «Mitsubishi Pajero/Montero IV»
Обслуживание моторчика печки
Автомобильное отопление стало штатным с середины прошлого века. Когда-то простейшее оборудование трансформировалось в сложное, многофункциональное: появилась самостоятельная поддержка нужной температуры, усовершенствовалась система ходов, при которой можно отдельно обогревать разные зоны салона. Неизменным осталось одно: электромоторчик, без которого система обездвижена.
Обслуживание моторчика печки
Слабое звено двигателя отопителя – пара трения. Состоит она из вала ротора и втулки, на которой ротор входит в корпус. Обслуживание моторчика сводится к периодической смазке нагруженного сочленения. В этом месте расположено фетровое кольцо: пропитанное маслом, оно создает принудительную смазку сочленения.
Прислушивайтесь к работе автокомпонента, звукам, которые издает узел. Насторожить должен свист, свидетельствующий о масляном голодании. Сторонний запах, низкая скорость воздушных потоков также скажут о проблемах агрегата, грозящих заклиниванием ротора и дорогостоящим ремонтом.
Чем смазать моторчик печки
Сначала нужно снять узел (держится на 2-3 болтах), оценить его техническое состояние, затем смазать моторчик печки автомобиля.
Очистив детали ацетоном или обезжиривателем от грязи и окислов, примените следующие смазочные материалы:
- Тотал – Altis SH2.
- Мобил – Polyrex EM.
- Маннол – Grease Lc2.
Фетровое кольцо промокните моторным (например, 0W-40) или трансмиссионным маслом.
Чем смазать вентилятор печки
Откажитесь от знаменитой вэдэшки, графитовых материалов. Потребуется обычный литол или литиевая смазка.
Чем смазать подшипник печки
Если вместо бронзовых втулок на моторчике установлены роликовые или шариковые подшипники, о смазке элементов можно не беспокоиться. С завода детали идут закрытыми с достаточным количеством средства.
Чем смазать втулки вентилятора печки
О назревающей неисправности сообщит едва заметное жужжание вентилятора. На втулки капните машинным маслом И-20, дайте излишкам стечь.
Диагностику узла, по рекомендации производителя, нужно проводить каждые 20-25 тыс. км пробега.
Свист мотора отопителя. Как можно убить моторчик смазкой на скорую руку😎