3. Как выявить позицию автора?

Необходимо помнить,
что если проблема – это всегда вопрос,
а авторская позиция – это ответ автора
на вопрос. Таким
образом, проблема и позиция автора
соотносятся как вопрос и ответ.

Если позиция автора
в тексте не высказана, её следует
сформулировать как ответ на вопрос,
поставленный в проблеме (исходя из
смысла текста): Писатель
(публицист) убеждает нас в том, что
настоящий педагог должен научить детей
не только своему предмету, но и добру,
милосердию.

Как написать авторскую позицию

Позицию автора литературного произведения можно определить, исходя из того, как писатель аргументирует свое отношение к проблеме, обозначенной в тексте. Также авторская позиция зависит от цели написания литературного труда.

3. Как выявить позицию автора?

Изучите текст. Внимательно прочитайте и перечитайте произведение. Вам необходимо определить проблему, которая ставится в тексте. После того как вы выделите основную тему, сформулированную в виде вопроса, определите, как автор отвечает на этот вопрос. Проще всего увидеть отношение писателя к теме его творения, если оно написано в публицистическом жанре. В таких текстах обычно все прозрачно, ясно и понятно. В художественных литературных работах авторы могут говорить о своих убеждениях косвенным образом. В этом случае вам следует постараться, чтобы выявить их.

Обратите внимание на степень выразительности, с которой обращается писатель к проблеме. Проследите, насколько сильно прозаик или поэт стремится воздействовать на читателя в эмоциональном смысле. Оценить авторский взгляд вам поможет наблюдение за тем, призывает ли писатель вас стать своим союзником, стремится ли усилить ваше отрицательное или положительное отношение к персонажу произведения или событию, описываемому в тексте. Прямо высказывающий свою позицию писатель может указывать на злободневность поднимаемой проблемы и подчеркивать ее остроту.

Еще про Авео:  Раскрытие количества рычагов: информативное руководство

Проследите, ищет ли автор причины возникновения проблемы и пути ее решения. Обратите внимание, насколько глубоко он видит суть вопроса, присоединяется ли он к мнению большинства или ищет истину в другом месте. Если писатель заставил вас увидеть тему произведения в другом, непривычном для вас свете, поспособствовал переоценке некоторых ваших ценностей, обязательно укажите это в определении авторской позиции.

Обратите внимание на литературные средства, которые использует автор для освещения темы. Оцените, насколько интересно и увлекательно он пишет о давно известных вещах, отзывается ли о проблеме с тревогой или использует ироничный стиль повествования.

Забыли пароль? Еще не зарегистрированы?

Как определить авторскую позицию

Задание на определение авторской позиции присутствует во многих учебниках по русскому языку, литературе, а также обязательно встречается в ЕГЭ по этим предметам. Суть задания в том, чтобы определить, как автор понимает или оценивает те или иные события, какую точку зрения занимает в обсуждении какой-либо проблемы.

3. Как выявить позицию автора?

Порядок определения авторской позиции напрямую зависит от типа полученного задания и от текста, который вам предложен. В разных ситуациях и действовать придется по-разному.

Если вы работаете с текстом части С ЕГЭ по русскому языку, то задание «определите авторскую позицию» там сформулировано не будет. Ее и так нужно будет определить в своем сочинении, это один из обязательных его компонентов, отсутствие или неправильная формулировка которого карается баллами. Чтобы в таком тексте определить авторскую позицию, его нужно прочесть не менее двух раз и понять, о чем вообще говорит автор – выделить ту самую проблему, в которой автор и выражает свое мнение. Формулировать проблему текста нужно очень внимательно – неправильная проблема повлечет за собой и неправильное определение позиции.

Легкость работы с текстами части С в том, что они, как правило, носят больше публицистический характер. А вот с сугубо художественными текстами сложнее. Есть авторы, которые свое отношение к героям и проблемам, поднятым в произведении, напрямую не выражают вообще – они как бы отстраняются от того, что создали, отдавая это на суд читателя. Однако следы авторской позиции можно найти и в таких текстах. В них она спрятана повсюду – в художественных деталях, в репликах, характерах и внешности героев, в пейзаже, лирических отступлениях и даже в эпиграфах к главам. Работа по поиску этих следов непроста и порой требует наблюдательности, изучения текстов критиков и литературоведов, а возможно, и консультации учителя.

Попробуйте найти героя-резонера. Так называют героя произведения, который в тексте является носителем авторской идеи, средством выражения авторской позиции. Такой герой не участвует в основных событиях, однако дает им какие-то критические оценки. Хотя иногда резонером может стать и главный герой, как, например, Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова.

Достаточным и необходимым условием успешного выполнения задания в этой части работы считается умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному и дать предлагаемый ответ автора на поставленный им в тексте вопрос).​​​​

Информация к тексту С. Михалкова:

Информация к тексту Бражина:

1 балл выставляется экспертом, если «экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет».

ПРИМЕРЫ по тексту Михалкова

«Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».

«Я полностью согласен с мнением автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован».

ПРИМЕР по тексту Бражина«Авторская позиция четко прослеживается в данном тексте: творческие люди во время «великих народных бедствий» защищают свою Родину, не только непосредственно участвуют в боевых действиях, но и создают произведения, которые помогают победить».

0 баллов ставится, если «позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована».

Сочинения по тексту С. Михалкова

«Автор выступает против неучтивого отношения к великим творениям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других выдающихся русских поэтов».

«Позиция автора такова, что, если вовремя прочесть какую-либо книгу, то воспоминания о ней останутся на всю жизнь».

«Автор считает, что детство длится сравнительно недолго и оно уже никогда не возвращается к людям».

Большинство ошибок по критерию КЗ  связаны с неумением определять проблему текста (К1). Очевидно, что авторскую позицию невозможно адекватно сформулировать, если нет ясного понимания поставленных автором проблем.

В исходном тексте позиция автора может не формулироваться в явном виде, поэтому участник экзамена вынужден конструировать ее, опираясь на собственное понимание ключевых слов. В этом случае недочеты вызваны тем, что понимание текста ограничивается поверхностным истолкованием его сути.

В сочинениях встречаются также ошибки, обусловленные фрагментарностью, рассогласованностью понимания текста, когда проблема и авторская позиция не соотносятся.

Позиция автора – это вывод, к которому
приходит автор, раздумывая над какой-либо
проблемой.

Если проблема
текста формулируется в виде вопроса,
то позиция автора — это ответ на вопрос,
поставленный в тексте. Для того чтобы
выявить позицию автора, постарайтесь
ответить на следующие вопросы: «Что
хотел сказать своим читателям автор,
создавая текст?», «Как автор оценивает
описываемую конкретную ситуацию,
поступки героев?»

Авторская позиция может быть явной,
когда в тексте дается прямая оценка
описанных фактов, событий, звучит призыв
к читателю. Но нередко бывает, что позиция
автора прямо не выражена. Тогда ее
выявление требует умения видеть скры­тый
смысл, понимать иронию, раскрывать
слож­ные метафоры и т.д.

Еще одна сложность состоит в
разграничении позиции автора и
героя-рассказчика. Заметим, что если
герой совершает дурные поступки или
высказывает мысли, противоречащие
общепри­знанным нормам морали, то
автор скорее всего не одобряет такого
героя и его отношение к жизни.

Сформулировать позицию автора помогут
ти­повые конструкции:

Следует
помнить, что в любом случае коммен­тарий
должен осуществляться с опорой на
прочи­танный текст.

Конкретизировать
содержание комментария можно с помощью
следующих вопросов:

  • Как, на каком
    материале автор раскрывает проб­лему?
  • На чем заостряет
    внимание?
  • Какие аспекты
    проблемы рассматриваются в тексте?
  • Какие эмоции
    автора выражены в тексте?
  • Как выражено
    отношение автора к изображае­мому?
  • Какие средства
    выразительности помогают выя­вить
    авторское отношение к проблеме?

Позиция автора
публицистического текста обычно
выявляется довольно просто. Значительно
труднее определить авторскую точку
зрения художественного текста. И тут
на помощь придёт хорошее знание
изобразительно-выразительных средств
речи, так как именно через их анализ мы
можем определить отношение автора к
своим героям, к заявленной им проблеме.

«Невозможно
не согласиться с точкой зрения автора
на (указываем проблему)»

Комментируя
авторскую позиции, можно воспользоваться
и такими оборотами:


посвящает свою статью;


полемически заостряет проблему;


эмоционально воздействует на читателя;


делает читателя своим союзником;


образно воссоздаёт картину происходящего
(изображаемого);


раскрывает сущность поставленных
проблем;


точно формулирует мысль;


заставляет читателя задуматься над
проблемой;


показывает злободневность рассматриваемой
им проблемы;


пытается найти причины негативных
(позитивных) явлений;


убеждает читателя в правоте своей
позиции;


пытается найти в читателе единомышленника;


ставит ряд нравственных вопросов,
требующих немедленного разрешения;


пишет интересно и ново о старых проблемах;


говорит с тревогой о наболевших проблемах;

Соседние файлы в папке pomoshh-po-sochineniyu

Большинство выпускников в сочинении ЕГЭ активно используют клише. Это явление нельзя назвать уникальным, ведь клише является неотъемлемой частью нашей речи. Главное – отличать клише от штампов и канцелярита.

*КЛИШЕ (РЕЧЕВОЙ СТЕРЕОТИП) – готовый, легко воспроизводимый в определенных ситуациях и сферах общения оборот, не вызывающий, в отличие от речевого штампа, негативного отношения со стороны адресата речи и лаконично выражающий какую-либо мысль.

*РЕЧЕВОЙ ШТАМП – некогда образные слова и выражения, потерявшие свою яркость и выразительность в силу большой частотности употребления. Их неоправданное использование является речевым недочетом, нарушающим коммуникативно-прагматическую норму.

*КАНЦЕЛЯРИЗМЫ – слова, устойчивые словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребление которых в литературном языке закреплено за официально-деловым стилем, особенно за его административно-канцелярским подстилем.

*выдержка из нашего пособия “Анализ текста: задания 1-3, 22-26”.

Таким образом, клише в сочинении ЕГЭ не являются речевым недостатком, так как облегчают процесс коммуникации, экономят языковые средства, в отличие от канцеляризмов и речевых штампов.

Однако есть и негативные последствия употребления клише: большая часть речевых ошибок встречается именно в них. Это связано с тем, что клише используется необдуманно, автоматически, не учитывается контекст. Часто выпускники переписывают клише, в которых уже содержатся речевые ошибки. Поэтому рекомендуем проверять их на наличие речевых недочетов и грамматических ошибок.

Мы проанализировали речевые ошибки в сочинениях выпускников, в том числе ошибки в клише в пособии “ТОП речевых ошибок в сочинении ЕГЭ”.

ВОПРОС можно поставить, поднять, выдвинуть, затронуть, рассмотреть, обсудить, осветить, изучить, исследовать, анализировать; Можно уделить внимание, придавать значение какому-либо вопросу. Можно интересоваться, заниматься каким-либо вопросом.

ПРОБЛЕМА (сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения, исследования) какая? Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, коренная, актуальная, злободневная, животрепещущая, острая, спорная проблема. Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, разработать, изложить, обсудить, изучить, исследовать, анализировать, решить, разрешить какую-л. проблему. Уделить внимание какой-либо проблеме. Интересоваться, заниматься какой-либо проблемой.

Автор отмечает, подчеркивает, доказывает, описывает, рассказывает, убеждает, противопоставляет, рассуждает, вспоминает, приводит в пример, задается вопросом, анализирует, задумывается, считает, полагает, сравнивает, связывает, сопоставляет, обобщает, конкретизирует, объясняет, указывает, повествует, обращает внимание на, показывает, иллюстрирует, акцентирует внимание, доносит мысль, изображает, выражает озабоченность, осуждает

Определение собственного мнения.

Этот пункт сочинения
распадается на два смысловых блока:

– отношение пишущего
к авторской позиции. Могут встретиться
такие варианты:

– аргументация
собственного мнения по проблеме:

Для того, чтобы
обосновать свою точку зрения, я приведу
несколько аргументов.

Заключение – это
краткий вывод:

Курсивом в
примерах выделены ключевые фразы.

(1)Володя поражал
меня часто. (2)Его поступки невозможно
было предвидеть.

(3)Например, история
с крысой, взволновавшая всю школу! (4)У
нас была замечательная школа совместного
обучения, лучшая на Васильевском острове,
да, наверное, в целом Питере; её называли
пригодинской по имени Николая Аполлоновича
Пригоды, основателя, директора, энтузиаста
и поклонника Томаса Мора и Кампанеллы,
он преподавал историю, его жена Ольга
Витальевна – биологию. (5)Странные люди!
(6)Им ничего не было нужно, ничего им не
надо было в жизни, кроме школы и учеников.
(7)Школьные советы, введённые после
февраля семнадцатого, в пригодинской
существовали много раньше. (8) Всё решалось
голосованием. (9)Итак, та история началась
с того, что Ольга Витальевна попросила
принести крысу, её надо было разрéзать,
чтобы учиться анатомии. (10)Кто-то обещал
поймать, долго не удавалось, наконец
принесли. (11)Вся школа знала, что в этот
день в нашем классе будут резать крысу,
живую, мальчик принёс её в клетке и
почему-то сказал, что зовут её Феня.
(12)Он сам и вызвался резать. (13)Внезапно
на урок приходит депутация из старшего
класса, во главе – Володя.

(14) «Мы не хотим,
чтобы в нашей школе убивали живое
существо! (15)Нам жалко Феню!» (16)Одни
кричат – жалко! (17)Другие – резать!
(18)Начинается страшный спор. (19)Помню,
Ольга Витальевна этот спор ещё более
разжигает. (20)Заявление о том, что крысу
зовут Феней, оказывается роковым.
(21)Крыса перестаёт быть просто крысой,
она становится индивидуальностью. (22)К
ней присматриваются. (23)Она ведёт себя,
как Феня. (24)На собрании произносятся
пылкие речи и, забыв о крысе, которая
скромно ждёт решения своей участи, все
рассуждают о науке, об истории, о
гильотине, о Парижской Коммуне. –
(25)«Великие цели требуют жертв!» –
(26)«Но жертвы на это не согласны!» –
(27)«А вы спросите у крысы!» – (28)«А вы
пользуетесь её немотой, если бы она
могла говорить, она бы ответила!»
(29)Наконец решаем голосовать. (30)Голосует
не только наш класс, крысиный вопрос
взбудоражил всю школу. (31)Крыса помилована.
(32)Володя торжественно выносит клетку
во двор и в присутствии всех выпускает
несостоявшуюся жертву на свободу.
(33)Волнующая минута! (34)Особенно возбуждена
Ольга Витальевна, да и мы догадываемся,
что дело касается не крысы, а чего-то
более важного. (По
Ю. В. Трифонову)

К 1. Проблема
текста.

Писатель
анализирует важную проблему:

1) как сделать
правильный выбор в трудной ситуации
(П1);

2) что такое
милосердие (П2);

3) как человек
должен относиться к животным (П3);

4) какова роль
учителя в формировании личности (П4).

Внимание!
Каждая из этих проблем действительно
анализируется в рассказе, но в сочинении
следует рассмотреть всего одну. Далее
в пособии будут предложены четыре
варианта сочинения – по каждой из
проблем.

П1. Эта
проблема была актуальна всегда, потому
что каждый из нас постоянно оказывается
в ситуации выбора. Как поступить? Порой
от твоего решения зависит многое. В
рассказе свой
выбор делают все. И школьники – от них
зависит, убить крысу или сохранить ей
жизнь. И учительница Ольга Витальевна:
как ей поступить? Выгнать Володю из
класса, продолжить урок и позволить
своему ученику разрезать крысу, как она
и намеревалась сделать вначале? Или
дать ребятам поспорить «о науке, об
истории, о гильотине, о Парижской
Коммуне»? При этом самой разжигать этот
спор? И мы видим, что герои рассказа
сделали выбор в пользу добра – оставили
крысу в живых. И сами были рады, что
приняли такое решение. А больше всех
была довольна учительница: она убедилась,
что её воспитанники растут добрыми
людьми.

П2. Эта
проблема была актуальна всегда, потому
что она касается каждого из нас. Обычно
мы говорим
о милосердии, когда речь идёт о помощи
людям. Но в
рассказе
«объектом милосердия» становится
обыкновенная крыса. Почему? Да потому
что она живая. Она индивидуальность! Ей
может быть больно, как любому из нас.
Она страдает в неволе, как любой из нас.
И так же, как человек, эта крыса хочет
жить. Школьники начинают понимать это:
«Великие цели требуют жертв!» – (26)«Но
жертвы на это не согласны!» – (27)«А вы
спросите у крысы!» – (28)«А вы пользуетесь
её немотой, если бы она могла говорить,
она бы ответила!»

П3.
Эта проблема была актуальна всегда,
потому что
животные давно соседствуют с людьми.
Они помогают нам в хозяйстве, по службе,
скрашивают наше одиночество. Так же,
как люди, они болеют, страдают от голода
и холода. Так же, как люди, они хотят
жить! И герои
рассказа начинают это понимать.
Толчком к
пониманию становится
осознание того, что крысу зовут Феня. И
тогда прямо на урок является делегация
во главе с Володей: «Мы не хотим, чтобы
в нашей школе убивали живое существо!
Нам жалко Феню!» В классе разгорается
спор, который ещё больше разжигает
учительница. В
результате герои рассказа
сделали выбор в пользу добра – отпустили
крысу на свободу. И сами были рады, что
приняли такое решение.

К 3. Позиция
автора.

Обратите внимание,
что ни по
одной из заявленных проблем в исходном
тексте нет прямого ответа.

Поэтому позицию
автора необходимо формулировать как
ответ на вопрос, заявленный в проблеме.
Смысл ответа должен соответствовать
смыслу текста.

П-1: Как сделать
правильный выбор в трудной ситуации?

ПА-1: Автор
считает, что
в трудной ситуации надо сделать выбор
в пользу добра и милосердия.

П-2: Что такое
милосердие?

ПА-2: Автор
считает, что
милосердие – это доброта не только к
людям, но и к животным.

П-3: Как человек
должен относиться к животным?

ПА-3: Автор
считает, что
животные заслуживают гуманного отношения,
их нельзя мучить и убивать.

П-4: Какова роль
учителя в формировании личности?

ПА-4: Автор
считает, что настоящий
педагог должен научить детей не только
своему предмету, но и добру, милосердию.

К 4. Собственное
мнение учащегося.

Во всех четырех
случаях позиция автора бесспорна, так
как отвечает нормам этики и морали,
принятым в любой культуре. Поэтому в
данном случае приемлем общий для всех
вариант:

В пользу своей
точки зрения я могу привести несколько
аргументов.

Во-первых,
давайте вспомним русские народные
сказки. Перед голодным Иваном-царевичем
стоит выбор: убить зверя, который
встретился ему, или оставить в живых?
Иван оставляет зверя в живых, а в
результате это животное потом помогает
ему.

Во-вторых,
о выборе в пользу милосердия говорит
Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и
мир». Наташа Ростова изменила своему
жениху Андрею Болконскому, потому что
увлеклась другим – Анатолем Курагиным,
который, как выяснилось, оказался
человеком недостойным. Андрей Болконский
сделал свой выбор – не смог простить
измены. Наташе очень горько, больно,
стыдно, она даже пытается отравиться.
Но нашёлся человек, который поддержал
её в трудную минуту, помог ей, защитил
от грязных сплетен, – Пьер Безухов. Его
доброта помогла Наташе выстоять,
восстановить жизненные силы.

Во-первых, в
стихотворении Н. А. Некрасова «Дед Мазай
и зайцы» старый охотник Мазай спасает
зайцев, погибающих во время наводнения.
«Зайцы вот тоже – их жалко до слёз!» –
говорит дед.

Во-вторых,
в рассказе И. С. Тургенева «Муму» гибель
собаки – единственного близкого немому
дворнику Герасиму существа –
рассматривается как настоящая трагедия,
сопоставимая со смертью человека.

Можно использовать
те же аргументы, что и в предыдущем
случае.

Во-первых,
в рассказе В. Распутина «Уроки французского»
учительница Лидия Михайловна не столько
занимается с мальчиком иностранным
языком, сколько поддерживает его в
трудной ситуации (он постоянно голодает,
у него нет средств к существованию). Он
помнил эту прекрасную женщину всю жизнь.

Во-вторых,
В. Астафьев в рассказе «Фотография, на
которой меня нет» повествует нам о
молодых супругах – учителях, которые
работали в деревенской школе. Их уважали
не только за знания, но и за человеческие
качества: доброту, порядочность, мужество,
готовность помочь любому – не только
ребенку, но и взрослому.

Прочитав этот
рассказ, я понял/а, что надо
руководствоваться простым правилом:
живи так, чтобы нести в мир как можно
больше добра.

Языковые средства выразительности могут

Личная
позиция (согласен, не согласен, почему?)
(К4)

1.Где
я и мои близкие сталкивались с этой
проблемой?

2.
В каких книгах (художественных, научных),
статьях я об этом читал?

3.Что
известные люди (вариант: народная
мудрость) говорят об этом?

1.
Аргумент из жизни 2. Аргумент из
литературы

Что
может быть жизненным опытом и читательским?

ЖИЗНЕННЫЙ
ОПЫТ: реальные факты из жизни окружающих;
собственные наблюдения и выводы;
традиционно – исторический опыт.

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ 
ОПЫТ: художественная литература,
историческая литература.

Знания,
приобретенные в результате читательского
и жизненного опыта, можно использовать,
доказывая свою точку зрения, в качестве
примеров, образцов и наглядных иллюстраций

Определение авторской позиции

АВТОР
может: посвящать
статью, полемически заострять тему,
эмоционально воздействовать на читателя,
делать читателя своим союзником.
Передать глубину проблем, раскрывать
сущность поставленных проблем, показать
злободневность рассматриваемой им
темы. Видеть глубину и актуальность
проблем, убеждать читателя в правоте
своей позиции, утверждать, что и т.д.

АВТОРСКАЯ
позиция может проявляться в:

положительном,
отрицательном, ироничном, осуждающем,
небезразличном, суровом, скептичном и
т.д. отношении к изображаемому.

АВТОРСКАЯ
позиция может быть выражена:

1.
Четко, прямо, непосредственно (в названии
текста, в отдельных предлжениях текста,
через ряд аргументов).

2.
через модальный план текста: (риторические
вопросы, риторические восклицания,
порядок слов, лексические повторы,
оценочную лексику, модальные слова и
частицы, ряд вводных слов, словосочетаний,
предложений).

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции

Цель
языкового анализа исходного текста:

  • Правильно
    понять и оценить содержание предлагаемого
    текста
  • Оценить
    избранный способ воздействия на
    читателя
  • Понять
    отношение автора к поставленным
    проблемам
Оцените статью
NewAveo.ru
Добавить комментарий